Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 361


Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # от 5 июня 2008 года


Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

Вы можете разместить наши новости на Вашем сайте

Новости таможни:

Таможня усложнила ввоз новых Lexus и Volkswagen

Федеральная таможенная служба России расширила перечень новых автомобилей марки Lexus и Volkswagen, к которым применяется особая процедура прохождения таможенного контроля при их ввозе на территорию РФ.

Согласно поправкам, подписанным главой ФТС Андреем Бельяниновым, список автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет и в отношении которых применяется более тщательная процедура при прохождении таможенного контроля, дополнен моделями Lexus GS460, LS600H и LS600HL. В список также включен Volkswagen Phaeton.

Ранее усложненная процедура таможенного оформления касалась только автомобилей Lexus моделей SC430, LS460, LX470 и Volkswagen Touareg.

В специальный перечень ФТС входят также все модели автомобилей Aston-Martin, Bentley, Infiniti, Lamborghini, Bugatti, Maseratti, Mclaren, Hummer, Porsche, Maybach, Rolls-Royce, а также ряд моделей Audi и BMW, передает "Финмаркет".

RB.ru - деловая сеть; 29.05.08

Россия отпускает зерно на свободу

Продлевать экспортные пошлины на зерно после 1 июля не нужно, считает Минсельхоз: урожай будет «неплохой».

Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Он ожидает «неплохой урожай» — не менее 85 млн т, из них продовольственного зерна не менее 40 млн т. «Нет необходимости с 1 июля вводить ограничения на экспорт зерна», — сказал министр. Решения продлевать действие пошлины после 1 июля нет, подтверждает источник в Минэкономразвития.

С 29 января экспортеры платят повышенную пошлину: 40% таможенной стоимости пшеницы и ячменя, но не менее 105 евро за 1 т пшеницы и не менее 70 евро за 1 т ячменя. По данным Минсельхоза, пик цен на продовольственное зерно пройден в апреле — 9500 руб. за 1 т, сейчас средняя цена составляет 8500 руб. К июлю (началу нового зернового года), по прогнозу министерства, она должна составить около 6000 руб. за 1 т.

«Дефицит зерновых России в этом сезоне не угрожает, — считает гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. — Россия отработала хороший механизм: экспорт не ограничивают, пока баланс зерновых не достигает критического значения. Это позволило нам в прошлом году не потерять до $5 млрд. Украина, сохранявшая запрет на экспорт, потеряла, по подсчетам Всемирного банка, порядка $2 млрд».

Но и после отмены пошлины внутренние цены могут «провалиться», отмечает директор «Совэкона» Андрей Сизов. Рекордно высокие в прошлом году, мировые цены на пшеницу стали снижаться, поскольку ожидается прирост производства во всех странах-экспортерах: ЕС, Украине, США, Австралии, Канаде, России, объясняет Сизов. По прогнозу Международного совета по зерну, в 2008 г. мир соберет 1,7 млрд т зерновых, из них 645 млн т одной пшеницы, что превышает мировую потребность в ней (610-620 млн т).

Со снижением мировых экспортных цен на пшеницу до $250-290 за 1 т экспортеры должны покупать пшеницу в России дешевле 6000 руб. за 1 т, а она пока стоит 8400-8500 руб., подсчитывает он. Экспортные цены потянут вниз внутренние и «производителей зерновых ждет шок», считает Сизов. «Экспортный потенциал в этом году составит более 15 млн т, и сохранять пошлину нет смысла. При уровне мировых цен $300 и ниже за 1 т вряд ли экспортерам удастся продавать большие объемы российского зерна», — думает директор по маркетингу МЗК Николай Демьянов. Ранее президент Зернового союза Аркадий Злочевский говорил, что ряд экспортеров хотели бы продления пошлины.

Ведомости ; 29.05.2008

Встреча журналистов и таможенников в Шадринске

На Шадринском таможенном посту Курганской таможни прошла пресс-конференция с участием представителей редакций городских и заводских газет города Шадринска - «Исеть», «Ваша выгода», «Автоагрегат». Тема, обсуждаемая на встрече таможенников и журналистов, затрагивала вопросы борьбы с проникновением контрафактной продукции на территорию Курганской области в зоне ответственности Курганской таможни.

Журналистов интересовало все: что такое контрафакт, кто его ввозит, кому он выгоден, какая ответственность предусмотрена законодательством за ввоз и торговлю контрафактной продукцией и т.д. Главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений таможни Н.П. Чернявская поделилась и успехами курганских таможенников на этом направлении деятельности, и рассказала о своей недавней встрече с итальянскими правообладателями, дала возможность наглядно сравнить контрафактные изделия с оригиналом, уточнив, в чем их видимые и невидимые отличия. А эксперт-товаровед экспертно-исследовательского отдела (г. Курган) С.Н. Прудникова провела экспертизу носков, купленных тут же на местном рынке. Маркировано носочное изделие было известным товарным знаком. Прямо на глазах мастеров печати и пера хлопчатобумажный состав носочков, как гласила надпись на этикетке, превратился в зловонную синтетику. А торчащие блеклые нитки, которыми было грубо и криво вышито слово «Adidas», на мониторе компьютера в увеличенном виде говорили сами за себя.

Не удалось, правда, гостям таможенников на вкус попробовать контрафактные «Рафалки» (польскую подделку под известные итальянские «Рафаэлло»), так как бдительная Н.П. Чернявская предупредила, что это наглядный материал. Журналистов это не расстроило, потому что контрафакта и в шадринских магазинах, в том числе и съедобного, предостаточно, пробуй не хочу.

Поблагодарив друг друга за приятное и продуктивное общение, участники пресс-конференции распрощались до новых скорых встреч. Интересных тем в таможне великое множество, а что еще нужно журналисту, чтобы выдать на гора захватывающий и полезный материал.

Наталья Карпова Пресс-секретарь Курганской таможни 29.05.2008

C 29 мая 2008 года, ввозить автомобили и автобусы через российско-финляндскую границу можно будет только через 2 пункта пропуска: Брусничное - Нуйямаа и Светогорск - Иматра

Начиная с 29 мая 2008 года, ввозить автомобили и автобусы через российско-финляндскую границу можно будет только через 2 пункта пропуска: Брусничное - Нуйямаа и Светогорск - Иматра Выборгской таможни, через которые уже проходит около 70% ввозимых из Финляндии транспортных средств, сообщает avto.ru. Пока ТС пропускают через все пункты Северо-Западного таможенного управления, работающие в приграничной зоне. По мнению таможенников, новый порядок позволит более эффективно распределить транспортные потоки между ПП и сократить очереди в пункте пропуска Торфяновка - Валимаа.

В пресс-службе СЗТУ отмечают, что нововведение не распространяется на автомобили, которые ввозятся физическими лицами «для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд».

fontanka.ru 30.05.08

Пломбы были повреждены при неизвестных таможне обстоятельствах

Суд признал незаконным постановление таможни о привлечении перевозчика к административной ответственности за повреждение специальных пломб.

По мнению судьи, в большинстве случаев выгрузка определенных товаров из определенного вагона (с учетом его конструктивных особенностей и технического состояния) возможна только после предшествовавшего тому удаления (повреждения) пломб (в случаях, когда такие пломбы фактически находились на вагоне и не были ранее утрачены в силу тех или иных причин).

Обстоятельства снятия с вагона названных пломб (время, место, ответственные лица и исполнители) в ходе административного производства не установлены, и доказательств причастности перевозчика к их удалению (повреждению) таможней не представлено. Следовательно постановление таможни неправомерно. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2008 N А56-20673/2006 ...>>>)

klerk.ru 30.05.08

Во Владивостоке состоялась встреча таможенников с участниками внешнеэкономической деятельности

Во Владивостокском морском торговом порту (ВМПТ) состоялась рабочая встреча руководства Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) и Владивостокской таможни с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), сообщили РИА Север ДВ в отделении по связям с общественностью ДВТУ.

Участниками ВЭД являются автоимпортеры, представители складов временного хранения, руководство ВМПТ.

На встрече обсуждалась работа Владивостокской таможни после реорганизации, проведенной 1 апреля этого года, и проблемы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. Реорганизация была проведена с целью оптимизации процессов таможенного оформления товаров, равномерного распределения нагрузки на таможенников и на производственные мощности причалов Владивостокского морского торгового порта и Владивостокского морского рыбного порта.

Были ликвидированы Владивостокский автотранспортный и Центральный таможенные посты. Их функции переданы Первомайскому таможенному посту и таможенному посту Морской порт Владивосток. Сотрудники этих постов уполномочены оформлять морские суда, автотранспортные средства, ввозимые юридическими и физическими лицами. Реорганизация была проведена с целью оптимизации процессов таможенного оформления товаров, равномерного распределения нагрузки на таможенников и на производственные мощности причалов Владивостокского морского торгового порта и Владивостокского морского рыбного порта.

Исполняющий обязанности начальника таможни Николай ЛОЩИНИН на встрече отметил, что динамика оформления автотранспортных средств на сегодняшний день положительная. Трудности с оформлением автомобилей, возникшие в первые дни, преодолены. Ежедневно сотрудники Владивостокской таможни оформляют до 1700 автомобилей. До реорганизации, таможенники оформляли не более 800 - 900 автомобилей в день.

Оппонентом таможенников выступил генеральный директор ВМТП Вячеслав ПЕРЦЕВ. По его мнению, работа сотрудников Владивостокской таможни организована недостаточно эффективно. Следствием этого является большая загруженность причалов и складов временного хранения, которая негативно влияет на пропускную способность порта. Из-за этого несколько судов в апреле ушли под выгрузку в другие порты.

Как заявили в отделении по связям с общественностью ДВТУ, не стоит перекладывать ответственность за происходящее исключительно на таможенные органы. Руководство ВМТП не учитывает производственные возможности порта, не прилагает должных усилий для ускорения выдачи оформленных автомобилей из зон таможенного контроля. В результате не хватает площадей под выгрузку нового товара. Уже оформленный в таможенном отношении автомобиль хранится в зоне таможенного контроля в среднем 3 дня. Ежедневно в порт прибывают суда с сотнями автомобилей на борту. Поток автомобилей возрастает.

В 2005 году Владивостокский автотранспортный пост в апреле оформил 11 тыс. автотранспортных средств. В 2006 году были оформлены 16 тыс. машин. В 2007 году число автотранспортных средств возросло до 22,5 тыс.

В апреле этого года было ввезено более 31,5 тыс. автомобилей. За неполный майский месяц владивостокские таможенники оформили 26,5 тыс. машин. Облегчить ситуацию могло бы создание на территории торгового порта складов временного хранения. Действующие зоны временно хранения уже не спасают положения.

Руководство ДВТУ подчеркнуло, что прошедшая реорганизация подтвердила правильность предпринятых таможенниками действий. За последние два месяца активизировалась внешнеэкономическая деятельность, повысилось качество таможенного оформления.

Трудности, возникающие у участников ВЭД, можно преодолеть только совместными усилиями как таможенников, так и брокеров, декларантов, владельцев складов временного хранения и руководства торгового порта.

Начатый диалог будет продолжен. 25 июня в ДВТУ состоится заседание консультативного совета по работе с участниками ВЭД. Среди вопросов, предложенных к обсуждению, находится вопрос об организации работы по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров во Владивостокской таможне.

severdv.ru 30.05.08

СФ одобрил ставки пошли на нефть для Белоруссии

Совет федерации ратифицировал сегодня соглашение между правительствами России и Белоруссии «О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов». Оно было подписано 12 января 2007 года и временно применяется с этой даты.

В целях защиты экономических интересов России предусматривается введение таможенной пошлины на сырую нефть, вывозимую в Белоруссию, определены ее размеры на 2007-й, 2008-й и 2009 годы. При этом Белоруссия при экспорте нефти и нефтепродуктов в третьи страны должна взимать вывозные таможенные пошлины по ставкам, применяемым в России.

ИТАР-ТАСС 30.05.08

На МАПП «Бурачки» состоялась рабочая встреча

На днях в пункте пропуска «Бурачки» Себежской таможни прошло очередное заседание российско-латвийской рабочей группы. Об этом сообщает Пресс-служба СЗТУ.

В совещании приняли участие представители Федеральной таможенной службы России, Северо-Западного таможенного управления, службы Государственных доходов Латвийской республики и, конечно же, руководство Себежской таможни, которое явилось организатором состоявшейся встречи.

Наиболее актуальным на повестке дня был вопрос о реконструкции пунктов пропуска, которые не соответствуют современным требованиям. Естественно, что коллеги из сопредельных государств упомянули и проблему очередей на границе. Пик простаивающих за линией границы большегрузных машин пришелся на конец декабря 2007 года и составил около 1600 машин.

На заседании отмечалось, что в связи со сложившимися обстоятельствами строительство пунктов пропуска «Ополи-Могили» становится более перспективным. На предыдущих встречах решался вопрос о создании специализированного МАПП, но на настоящий момент коллеги из Латвийской республики видят новый пункт пропуска «близнецом» т/п МАПП Бурачки. Перспективы данного вопроса предполагается рассмотреть в период проведения следующей рабочей встречи, которая запланирована на октябрь этого года.

Необходимо отметить, что российско-латвийский участок границы является одним из наиболее загруженных по количеству пересекающих ее транспортных средств. Пропускная способность МАППов на границе с Латвией не соответствует возросшему потоку автотранспорта.

За последнее время объем международных перевозок увеличился в среднем на 70%, а пропускная способность пунктов пропуска осталась прежней. В связи с этим, отмечалось на заседании, вопрос о реконструкции действующих и создании новых МАПП необходимо решать оперативно и согласованно.

VCH.RU 30.05.08

Разработан порядок выдачи разрешений на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств при их перемещении через границы промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон

Приказом ФТС РФ 430 от 16.04.08. разработан порядок выдачи разрешений на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств при их перемещении через границы промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон.

Установлено, что перемещение через границу ОЭЗ товаров, а также любых транспортных средств, включая порожние, ввозимых в целях осуществления международной перевозки товаров, допускается с разрешения и под надзором уполномоченного таможенного органа, расположенного на территории ОЭЗ или в непосредственной близости от нее. Порядок определяет перечень документов, необходимых для получения: разрешения на ввоз товаров и въезд средства транспорта на территорию ОЭЗ; разрешения на вывоз товаров и выезд средства транспорта с территории ОЭЗ; разрешения на въезд и выезд порожнего средства транспорта. В приложениях к Приказу приведены образцы необходимых документов. Приказ вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

Консультант 30.05.08

Расширен перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, в которых применяется порядок декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме

Приказом ФТС РФ 493 от 25.04.08. расширен перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, в которых применяется порядок декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме.

Многосторонний автомобильный пункт пропуска Троебортное Брянской таможни включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, морских (речных) портов, открытых для захода иностранных судов, портов, открытых для международных сообщений, аэропортов, открытых для международных полетов, в которых применяется порядок декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме. (Декларирование в конклюдентной форме производится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. С этой целью в пунктах пропуска обустраиваются места для прохода физических лиц, специально обозначенные таким образом, чтобы лицо могло сделать выбор формы декларирования товаров. Проход физического лица через специально обозначенное место для прохода лиц, не имеющих в ручной клади или сопровождаемом багаже товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, рассматривается как заявление таможенному органу об отсутствии у указанного лица товаров, подлежащих декларированию в письменной форме.)

Консультант 30.05.08

Жалобам – зеленый свет…

Именно так называется акция магнитогорских таможенников, которая стартовала 28 мая на таможенном посту Аэропорт Магнитогорск, сообщает Элина Куликова, Пресс-секретарь Магнитогорской таможни. Акцию проводит правовой отдел Магнитогорской таможни, и инспектор отдела Светлана Титова начала ее проведение с пассажирами авиарейса, прилетевшего из Анталии, предложив обжаловать решения или действия должностных лиц таможенного поста, если права и законные интересы были нарушены.

Несмотря на то, что правовой отдел таможни постоянно разъясняет порядок перемещения через границу товаров, валюты, алкогольной и табачной продукции в средствах массовой информации, на официальных сайтах и информационных стендах в местах пересечения границы, и в этот раз не обошлось без нарушений.

Одна из авиапассажирок решила, что разрешение провоза беспошлинно 2 литров пива на физическое лицо распространяется и на двух ее детей. Она с удивлением узнала, что пиво является алкогольным напитком. Теперь ей придется заплатить таможенную пошлину за алкоголь сверх нормы.

Таможне приходится принимать претензии и за повреждение чемоданов, и за нарушение целостности багажа при перевозке, что входит в функции служб аэропортов. Пассажиры отказываются оплачивать пошлину за лишний вес провозимых с собой вещей, мотивируя тем, что при посадке в самолет уже заплатили некую сумму, и не зная того, что заплатили авиаперевозчику. По словам начальника таможенного поста Николая Кунгурцева, жалобы на действия таможенников связаны именно с незнанием правил пересечения границы.

Об этом и шла речь прилетевших пассажиров с инспектором таможни. Анкетирование, проведенное в рамках акции, показало, что, в целом, те, кому приходится пересекать границу, работой таможни довольны. Акция будет продолжаться с мая по октябрь и пройдет на таможенных постах в г. Карталы, на автомобильных пунктах пропуска Мариинский и Николаевка, а также в самой таможне по адресу Советская, 42. Зеленый свет для жалоб включен. Добро пожаловаться!

VCH.RU 30.05.2008

Надежным партнерам можно воспользоваться упрощенным порядком таможенного оформления

Омская таможня сообщает для участников внешнеэкономической деятельности, включенных в Реестр надежных партнеров, о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления.

Об этом стало известно на заседании Консультативного Совета при Омской таможне, в котором участвовали представители областного министерства экономики и Омской торгово-промышленной палаты. Совет принял решение проинформировать участников ВЭД — членов Омской ТПП, включенных в Реестр надежных партнеров, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности «…со стороны таможенного органа возможно применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления…», сообщают в Омской ТПП.

Это решение принято в соответствии с Таможенным Кодексом РФ (статья 68) и Приказом Минэкономразвития России о «Порядке установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления отдельных лиц» (от 27 января 2005 года, № 9).

Указанный «Порядок» предусматривает следующие виды специальных упрощенных процедур при таможенном оформлении:
∙ временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) Заявителя;
∙ предварительное декларирование товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации;
∙ декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) Заявителя, с подачей периодической таможенной декларации;
∙ выпуск товаров до подачи таможенной декларации. При этом заявитель вправе выбрать для таможенного оформления своих товаров одну или несколько специальных упрощенных процедур, если иное не устанавливается условиями применения запрашиваемой специальной упрощенной процедуры.

РИА "Омск-Информ"; 04.06.08

Овощи и фрукты, импортируемые в Иркутскую область, проходят таможенное оформление в Забайкальском крае

Из всех овощей и фруктов, импортируемых в Иркутскую область, 95% проходят таможенное оформление в Забайкальском крае и лишь 5% - на постах Иркутской таможни. Об этом со ссылкой на руководителя управления Россельхознадзора по Иркутской области Бориса Самарского сообщает пресс-служба Иркутской таможни.

По словам начальника отдела по фитосанитарному контролю Россельхознадзора Альбины Зайцевой, это происходит, потому что в Иркутске нет аттестованных складов временного хранения скоропортящихся товаров. На консультативном совете с участниками внешнеэкономической деятельности, прошедшем в Иркутской таможне на этой неделе, Зайцева призвала владельцев иркутских складских помещений подавать в Россельхознадзор заявки на аттестацию своих складов как складов временного хранения.

ИА Телеинформ; 04.06.08

«Телефон доверия» Новосибирской таможни не пользуется популярностью

Любой гражданин может сообщить о преступлениях в таможенной сфере, в том числе о злоупотреблении служебным положением должностных лиц Новосибирской таможни и ее постов, по «телефону доверия»: (8-383) 278-20-88. Телефон работает круглосуточно, сообщает Пресс-служба ФТС РФ. Сообщения, поступающие по этому номеру, регистрируются в специальном журнале. Информация тщательно проверяется. И уже в зависимости от того, подтвердился ли тот или иной факт, сотрудниками службы собственной безопасности предпринимаются соответствующие меры. О результатах проверки, в зависимости от желания обратившихся граждан, таможенники могут сообщить письменно или устно.

«Телефон доверия» в Новосибирской таможне функционирует уже 12 лет. Тем не менее, звонки на его номер поступают крайне редко. Так, в 2007 году на «телефон доверия» не поступило ни одного звонка. Молчит телефон и в году наступившем.

ДЛЯ СПРАВКИ: Достаточно активно работал «телефон доверия» Новосибирской таможни в 90-е годы. Жалобы граждан в те годы касались, в основном, бюрократических проволочек, некорректного поведения со стороны должностных лиц таможни. В журнале учета звонков содержится так же информация о готовящихся попытках контрабандного ввоза товаров, сведения об угрозе совершения терактов на таможенных объектах, сообщения о коррупции и вымогательстве. Вся информация подверглась тщательной проверке. По подтвердившимся фактам были приняты соответствующие меры.

Если вы в курсе планов совершения преступления в области таможенного дела, стали свидетелем такого преступления или столкнулись с произволом в рядах таможенников – постарайтесь преодолеть безразличное отношение и позвонить. Безопасность, анонимность и конфиденциальность гражданину, предоставившему информацию, гарантируется.

VCH.RU ; 04.06.08

В России снова обещают пошлины украинским сыроделам

Резко возросший в последние месяцы импорт сыра грозит российским сыроделам разорением. Выходом из этой ситуации может стать введение таможенных пошлин на импортные сыры, поступающие из стран СНГ - прежде всего из Украины и Белоруссии, считает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова.

"Ситуация на российском рынке сыра близка к критической, из-за резкого роста импорта сыров, прежде всего дешевых украинских и белорусских, многим предприятиям реально грозит разорение", - заявила Т.Рыбалова "Интерфаксу".

По ее словам, именно относительно низкая цена этой продукции является главным фактором, влияющим на спрос. В первом квартале текущего года потребление сыра в стране выросло на 3,5%, пояснила она, добавив, что растущий спрос удовлетворяется за счет ввоза украинских и белорусских сыров, которые вытесняют с российского рынка отечественные сыры. "Наши производители не могут выдержать ценовую конкуренцию даже в условиях снижения отпускных цен на свою продукцию в первом квартале этого года на 14%", - заявила она.

Сославшись на данные Росстата и ФТС, Т.Рыбалова сообщила, что производство сыра в РФ в первом квартале этого года составило 87,3 тыс. тонн против 90,7 тыс. тонн за соответствующий период прошлого года. В марте снижение производства превысило 7%. В то же время импорт из стран СНГ увеличился на 33% и достиг 29 тыс. тонн. Расширение списка украинских сыроделов, получивших право на экспорт своей продукции в Россию, привело к росту суммарных поставок из Белоруссии и Украины почти на треть. Причем в марте впервые за последние два года поставки из Украины превысили белорусские и составили 5,1 тыс. тонн, импорт из Белоруссии - 4,5 тыс. тонн.

По ее словам, оптовая цена килограмма сыра из этих стран на 25-30 рублей ниже отпускных цен отечественных производителей на аналогичные сыры. Так, в конце апреля на Белорусской универсальной товарной бирже сыры 45%-ной жирности продавались по $4,15 за кг, 50% - по $4,32, а цена на "серые" сыры, которые предлагаются в обход биржи, снизилась до 110-115 рублей за кг уже с доставкой в регионы. Стоимость же аналогичных российских сыров составляла 160-165 рублей за кг.

Т.Рыбалова заявила, что большую часть украинских сыров, поступающих на российский рынок, производят европейские сыродельные компании, купившие недооцененные активы в Украине. "После прекращения в середине апреля действия пониженной пошлины на сыры из дальнего зарубежья производство сыра в Украине становится для европейцев еще более привлекательным бизнесом, - заявила она. - В ближайшей перспективе стоит ожидать массированного роста поставок".

Как считает Т.Рыбалова, создавшаяся ситуация ставит под вопрос не только работу действующих российских предприятий, которые за последнее время вложили немалые средства в модернизацию производства, но и реализацию более 10 инвестиционных проектов, заявленных в сыродельной отрасли.

"Отечественным производителям трудно конкурировать с сыроделами Украины, за спиной которых стоят крупные европейские компании, - заявила она. - Белорусские производители тоже находятся в более выгодном положении по сравнению с российскими, поскольку производят продукцию в условия плановой экономики с большой поддержкой государства, а реализуют ее в условиях свободного рынка".

Поэтому, считает она, необходимо менять таможенную политику и вводить пошлины, иначе российские сыры перейдут в разряд эксклюзивных, потому что их некому будет производить.

Всего (с учетом стран дальнего зарубежья) Россия в первом квартале этого года импортировала 71,3 тыс. тонн сыра против 63,4 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года.

proapk.com.ua 30.05.08

Для профилактики коррупции таможенникам показали жизнь в СИЗО

К необычной практике стали прибегать в Тюменской таможне для предотвращения фактов коррупции. Из "общепрофилактических целей" сотрудников таможни теперь водят на экскурсии в учреждения уголовно-исполнительной системы.

Так, по согласованию с УФСИН России по Тюменской области уже около 30% от общей численности должностных лиц таможни посетили СИЗО №1 Тюмени. В первую очередь это руководящий состав (заместители начальника таможни, начальники таможенных постов, начальники структурных подразделений), сотрудники правоохранительного блока, должностные лица, непосредственно занятые в таможенном оформлении и контроле, а также пост-аудите.

Посещение СИЗО состоит из двух частей. Первая — ознакомительная лекция по истории формирования СИЗО и основным направлениям его деятельности с посещением музея. Вторая — посещение изоляторов разной направленности (камеры пожизненного заключения, общие камеры, камеры безнадежно больных, прорезиненные камеры для психически нездоровых заключенных, камеры ДМС, камеры агрессивных заключенных, камеры женщин с детьми).

Как сообщила "Вслух.ру" начальник отдела подготовки кадров Тюменской таможни В. Быкова, новая практика "является достаточно эффективной именно в работе на предупреждение умышленного совершения должностного проступка. Руководство таможни намерено ее применять в дальнейшей работе, и даже расширять. Сегодня уже есть договоренность на посещение должностными лицами отдаленных таможенных постов (МАПП Казанское, Ишимского и Тобольского т/п) исправительных колоний, расположенных в Ишиме и Тобольске".

Вслух.ру 02.06.08

Крупный владивостокский таможенник получил 6 лет колонии

Приморский краевой суд в понедельник вынес приговор по уголовному делу в отношении бывшего заместителя начальника таможенного поста "Морской порт Владивосток" владивостокской таможни полковника таможенной службы Александра Разумова.

"Разумов приговорен к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима", - говорится в сообщении, размещенном на сайте генпрокуратуры.

В суде установлено, что Разумов потребовал от одного из участников внешнеэкономической деятельности передать ему взятку в размере $45 тысяч за беспрепятственное оформление автотранспортных средств, ввозимых в Россию.

"Зная о том, что Разумов в силу своего должностного положения может создать такие условия, при которых предприниматель не сможет в нормальном режиме заниматься оформлением ввозимых им грузов, он был вынужден обратиться в управление ФСБ России по Приморскому краю", - говорится в сообщении.

В ноябре 2006 года при получении от бизнесмена $30 тысяч подозреваемый был задержан.

Суд согласился с позицией государственного обвинителя и квалифицировал действия Разумова по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица, в крупном размере), сообщает "Интерфакс".

Вести.Ru; 02.06.08

Процесс реорганизации таможенных органов Калининградской области еще не завершён

На заседании "круглого стола", посвященного проблемам налогообложения малого и среднего предпринимательства, вопросам взаимоотношений с надзорными органами, которое состоялось в Гусеве в рамках "Экономического форума 2008", начальник Калининградской таможни Александр Чебаев сообщил, что процесс реорганизации таможенных органов Калининградской области ещё не завершён, и на данный момент принимаются любые предложения по размещению нового таможенного поста.

"Мы уже получили одну заявку от предприятия-резидента особой экономической зоны из Черняховска. Сейчас она рассматривается. Реальных заявлений и предложений от муниципалитетов так и не поступало", - заметил Александр Чебаев.

rugrad.eu 02.06.08

Находкинских таможенников оставили без премий

За нарушение служебной дисциплины на гражданской службе один сотрудник Находкинской таможни предупрежден о неполном служебном соответствии, 12 сотрудников таможни лишены премий. Как сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе Дальневосточной транспортной прокуратуры, таковы итоги рассмотрения представления, внесенного Находкинским транспортным прокурором в адрес начальника Находкинской таможни.

Основанием для этого послужили результаты проверки исполнения законодательства при определении Находкинской таможней и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) таможенной стоимости ввозимых товаров, в т.ч. автотранспортных средств.

Прокурорами выборочно были проверены грузовые таможенные декларации на наличие нарушений таможенного законодательства РФ при таможенном оформлении и таможенном контроле (а именно при определении Находкинской таможней таможенной стоимости автотранспортных средств). Проверка установила факты, когда сотрудники отдела таможенного оформления и таможенного контроля Находкинской таможни у декларанта не запрашивались дополнительные документы и сведения, необходимые для подтверждения заявленной стоимости, а сама стоимость определялась в отсутствие предусмотренных законом документов, что приводило к занижению подлежащих уплате в бюджет таможенных платежей.

3 июня, PrimaMedia.

ФТС привлекла юристов-тяжеловесов к спору с BoNY

Группа американских юристов согласилась выступить на суде по делу о претензиях Федеральной таможенной службы России к Bank of New York Mellon. Эксперты выступят на стороне ФТС.ФТС привлекла в качестве экспертов профессора Гарвардской школы права Алана Дершовица, одного из разработчиков Закона о подверженных рэкету и коррупции организациях (RICO), профессора Роберта Блэйки и почетного судью апелляционного суда Второго округа Джорджа Пратта. Об этом сообщает PRNewswire.

ФТС требует взыскать с BoNY Mellon неустойку за осуществление незаконных схем легализации денег без уплаты таможенных пошлин и налогов в 1996?1999 годы. Это дело расследовалось в США. В 2006 году суд признал ряд сотрудников банка виновными. Тогда суд установил факт отмывания $7,5 млрд. Согласно американскому законодательству, пострадавшая сторона может требовать возмещения ущерба в три раза больше, чем объем отмытых средств.

ФТС оценивает ущерб в $22,5 млрд. В ходе заседаний в Арбитражном суде Москвы адвокаты BoNY Mellon ставили под вопрос подсудность этого дела российскому суду. По их мнению, иск не может рассматриваться в России, так как ФТС обосновывает свою позицию нормами американского законодательства, в том числе Законом о подверженных рэкету и коррупции организациях.

В конце мая Арбитражный суд Москвы решил привлечь к делу американских и российских экспертов. Одним из ключевых должно стать выступление Роберта Блэйки, на основании экспертного мнения которого свои решения выносят американские и иностранные суды, рассматривающие дела в соответствии с RICO. Блэйки давал экспертные заключения и для Верховного суда США.

Со своей стороны BoNY привлекла известного юриста и бывшего генпрокурора США Ричарда Льюиса «Дика» Торнбурга. Он должен представить главные контрангументы доводам Роберта Блэйки. Торнбург будет упирать на слабые стороны RICO. Ожидается, что он будет говорить об «истинных» причинах принятия закона в 1970 году. В 1969?1975 годах по назначению президента США Ричарда Никсона Торнбург работал прокурором Западного округа штата Пенсильвания. В это время Торнбург приобрел имидж непримиримого борца с организованной преступностью.

Американские эксперты выступят в суде 30 июня. После выступления специалистов Арбитражный суд должен принять решение о дальнейшем рассмотрении иска или его отклонении.

«АКАДО-Столица»; 03.06.08

Результативность пост-аудита

Выборочный контроль после выпуска товаров в свободное обращение реализуется путем проведения таможенной ревизии, которая предусматривает проверку факта выпуска товаров и достоверности сведений, указанных в таможенной декларации. Таможенные ревизии проводятся по всем таможенным режимам, и становятся важным инструментом при контроле после выпуска товара. Отделом таможенной инспекции Нижнетагильской таможни в текущем году проведено 40 проверочных мероприятий. Девять, из них - специальные таможенные ревизии, проведенные с участием сотрудников оперативно-розыскного отдела таможни. Восемь из девяти результативны. В ходе проведенных ревизий на предприятиях – участниках внешнеэкономической деятельности, находящихся в регионе деятельности таможни выявлены такие нарушения таможенного законодательства как заявление недостоверных сведений о товарах; нарушение порядка помещения товара на хранение; представление отчетности, содержащей недостоверные сведения; реализация товаров иностранного происхождения, не прошедших таможенное оформление. По результатам всех таможенных ревизий взыскано и перечислено в бюджет государства порядка 395 тысяч рублей.

Светлана Говорухина Пресс-секретарь Нижнетагильской таможни 03.06.2008

Правительство продлило действие нулевой пошлины на импорт алюминия

Правительство России продлило ставку импортной таможенной пошлины на нелегированный алюминий. Об этом сообщила правительственная пресс-служба. Соответствующее постановление вступает в силу с 16 июня 2008 года.

«Газета.Ru»; 03.06.08

Власти Москвы хотят вывести все таможенные терминалы из города

Таможенные терминалы необходимо полностью вывести из черты города, заявил мэр Москвы Юрий Лужков при рассмотрении концепции комплексной программы развития транспортной системы столицы на заседании правительства во вторник.

"Нам необходим полный вывод таможенных терминалов из города. Москве они не нужны", - сказал Лужков.

По его словам, городские власти разработают программу вывода таможенных терминалов из столицы. В свою очередь, первый заммэра, глава городского комплекса экономической политики и развития Юрий Росляк отметил, что "все кому не лень затаскивают свои товары на общедоступные таможенные терминалы в Москву и тем самым усугубляют и так напряженную дорожную ситуацию".

Росляк добавил, что железная дорога уже начинает программу освобождения товарных терминалов, которые занимают большие городские площади.

"Эти товарные терминалы следует выводить не только из Москвы, но и, возможно, за пределы московского региона", - сказал заммэра.

"Громадное количество грузов, которое вообще не должно приходить в Москву, поступает сегодня на товарные станции. Мы будем разгружать их и убирать. Это будет и на Рижском вокзале, и на Павелецком", - добавил Лужков.

rian.ru 03.06.08

Полковнику таможенной службы увеличили срок за взятку.

Приговором Приморского краевого суда полковник таможенной службы Александр Разумов признан виновным в получении взятки и осуждён к шести годам лишения свободы с отбыванием меры наказания в исправительной колонии строгого режима. Ранее Разумову выносился приговор о лишении свободы на 4,5 года...

Приморским краевым судом вынесен обвинительный приговор по уголовному делу в отношении бывшего заместителя начальника таможенного поста «Морской порт Владивосток» Владивостокской таможни полковника таможенной службы Александра Разумова. Разумов признан виновным в том, что в сентябре 2006 года стал требовать от участника внешнеэкономической деятельности передачи ему взятки в размере 45 тысяч долларов США за дальнейшее быстрое и беспрепятственное оформление автотранспортных средств, ввозимых им на территорию Российской Федерации из-за рубежа через таможенный пост «Морской порт Владивосток». Бизнесмен, достоверно зная, что Разумов в силу своего должностного положения может создать такие условия, при которых он не сможет в нормальном режиме заниматься оформлением ввозимых им грузов, был вынужден обратиться в Управление ФСБ России по Приморскому краю. В ноябре 2006 года данный участник внешнеэкономической деятельности передал Разумову в качестве взятки 30 тысяч долларов США, и при получении денег полковник таможенной службы Разумов был задержан.

Первоначально по данному делу краевым судом был вынесен приговор, которым действия Разумова были квалифицированы по части третьей статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения). Суд назначил Разумову наказание в виде 4, 5 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с доводами кассационного представления, внесённого государственным обвинением, и своим постановлением отменила приговор, направив дело на новое судебное рассмотрение, говорится в сообщении Ирины Номоконовой, старшего помощника прокурора Приморского края.

Милицейская волна - Курск; 04.06.08

Разработана форма заявления, применяемого при декларировании физическим лицом товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже

Приказом ФТС РФ № 528 от 04.05.08. ...>>> разработана форма заявления, применяемого при декларировании физическим лицом товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже

Установлено, что в заявлении, в частности, указываются: сведения о заявителе; сведения о декларируемых товарах (наименование, количество, сведения о товарных знаках и марках, номера и даты выдачи сертификатов); сведения о стране происхождения товара; вес товаров в килограммах; таможенная стоимость товаров в рублях, при этом должностное лицо таможенного органа может указать откорректированную таможенным органом таможенную стоимость товара. Признан утратившим силу Приказ ГТК РФ от 17 июня 2004 года N 687, которым была утверждена ранее применявшаяся форма заявления. Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

Консультант 03.06.08

Внесены изменения в перечень специализированных таможенных органов СЗТУ, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска через Государственную границу РФ

Приказом ФТС РФ № 522 ...>>> внесены изменения в перечень специализированных таможенных органов Северо-Западного таможенного управления, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска через Государственную границу РФ

В частности, к специализированным таможенным органам, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом, относятся: Турухтанный таможенный пост Балтийской таможни, таможенный пост Лесной порт Балтийской таможни, таможенный пост Гавань Балтийской таможни.

Консультант 03.06.08


Информация в прессе

Как правильно провозить через границу деньги, ценности и животных: рекомендации таможенника

Начался сезон летних отпусков, и поток россиян, желающих отдохнуть за рубежом, существенно вырос. Однако для тех, кто не утруждает себя знанием о том, где находится таможня и для чего она существует, попытка пересечь границу может обернуться неприятностями. Подобная беспечность может стоить потерянных нервов, денег и испорченного отпуска. А в самом печальном случае – привести за решетку. О нюансах российского таможенного законодательства и правилах, которые нужно придерживаться, собирая багаж, рассказал в рамках пресс-конференции начальник таможенного поста аэропорта "Шереметьево" Юрий Старовойтов. Кроме того, он дал рекомендации по безопасному и законному провозу различных видов багажа, в том числе дорогостоящих вещей и денег.

Нормы вывоза утверждаются в правительстве, и эта информация находится в открытом доступе. Основные положения Ю.Старовойтов разъяснил. Вывоз валюты регулируется Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Без декларирования можно вывозить сумму, эквивалентную 3000 долларов США. Сюда входят как наличная валюта, так и рубли, чеки и прочие платежные документы. Если вместо 3000 долларов вы вывозите, скажем, 4000, штраф придется заплатить лишь за ту тысячу, что свыше положенного лимита. При таком порядке сумм он обычно составляет 1000 руб. Средства на банковских карточках не подпадают под декларирование, так что "виртуальную валюту", как выразился Ю.Старовойтов, можно пока провозить неограниченно.

При возвращении в Россию порядок сумм примерно сопоставим – беспошлинно можно ввозить товары на сумму 65 тыс руб на человека. Вес ввозимого багажа не может быть выше 35 кг. Если сумма или вес выше, то необходимо заполнить таможенную декларацию и направиться в красный коридор, говорит таможенник. В случае сомнений стоимость товаров оценивают эксперты. Если все пройдет благополучно, то придется заплатить таможенную пошлину за разницу между 65 тыс руб и реальной стоимостью товара. Когда пассажир отправляется в зеленый коридор, то это означает, что ничего неразрешенного при нем нет. Там осуществляется выборочный контроль, и в случае обнаружения нарушений хозяин багажа задерживается, проводится экспертиза ценности товара. Далее, если превышение составляет не более 250 тыс руб, наступает административная ответственность, если свыше 250 тыс руб – уголовная.

По ввозу товаров для всех таможен России правила единые. Можно ввозить до 2 л крепкого алкоголя, за превышение нужно заплатить таможенную пошлину. Табачные изделия можно ввозить в зависимости от их вида – 200 сигарет, 50 сигар, 100 сигарилл или 250 г табака. За превышение опять-таки платится пошлина – как правило, применяется единая ставка в размере 30 проц. То же касается ювелирных изделий и драгоценностей – личные вещи должны быть задекларированы при вывозе, чтобы не возникло проблем при обращении. Если же вы купили их за границей, готовьтесь платить пошлину с суммы, превышающей уже упомянутые 65 тыс руб.

Говоря о запретах на проезд в общественном транспорте в футболках с провоцирующими или агрессивными надписями, которые существуют в ряде стран, Ю.Старовойтов отметил, что у нас ничего подобного нет. А вот путешественников, изрядно перебравших до полета, на борт самолета могут и не пустить. Такие полномочия есть у бригад ППС УВД "Шереметьево", служб безопасности аэропорта и, наконец, у командира воздушного судна.

Всего с начала года только в "Шереметьево" было зафиксировано несколько сотен фактов нарушения таможенного законодательства, и после наступления сезона отпусков это количество может увеличиться, отметил Ю.Старовойтов. Абсолютно запрещенные к провозу в Россию наркотические препараты ввозятся из Индии – из Гоа, Дели, Мумбаи. Тамошнее изобилие подобных средств, их относительная дешевизна и безнаказанность в применении приводят к тому, что наши туристы расслабляются и хотят увезти домой немного столь специфической "памяти об отпуске". Излишне напоминать, что по российскому законодательству ввоз наркотиков – уголовное преступление и карается в соответствии со статьей УК РФ. Для обнаружения противозаконный грузов таможенники задействуют специально обученных собак, а весь багаж "просвечивается". Наркотики нередко везут из стран Юго-Восточной Азии, особенно Китая, бывают сомнительные грузы из Латинской Америки, хотя прямых рейсов туда из России нет. Из этих стран также везут драгоценности или предметы старины. Последние можно ввозить беспрепятственно, надо лишь задекларировать.

И, конечно, убедиться, что подобные грузы не создадут вам проблем на таможне других государств. Даже в таких странах массового туризма, как Египет, существуют на этот счет свои законы. Так, из Египта нельзя вывозить кораллы – это может быть чревато штрафом и даже уголовной ответственностью. На "блошиных рынках" этих стран, как правило, можно купить все, что угодно, а поторговавшись – еще и по сходной цене. Но, соблазнившись таким изобилием, не стоит забывать, что у этих стран есть особое таможенное законодательство. Руководство к вывозу из разных государств в свое время публиковалось МИД РФ, и такие сведения вполне доступны. Нужно лишь не полениться и найти их, прежде чем скупать местные раритеты. Как правило, таможенные службы запрещают к вывозу из страны пребывания ценные произведения искусства. Существуют жесткие правила для вывоза антиквариата. Строго запрещено провозить через границу любые виды оружия и наркотики. Ограничен провоз продуктов питания, напитков и сигарет. Кстати, об этом должны предупреждать и турфирмы, организующие поездки граждан в те или иные государства.

Из России же нельзя вывозить культурные ценности, декларированные в соответствующем федеральном законе. В аэропортах есть представители соответствующих служб, которые могут провести экспертизу, и к ним нужно обратиться заранее, если не хотите проблем. Как правило, нельзя вывозить предметы, которым более 50 лет, а все, изготовленное более 100 лет назад, однозначно попадает под жесткий запрет. Вывоз таких ценностей возможен лишь в рамках выставок, на которые даются соответствующие разрешения. В случае возникновения спорных ситуаций лучше заранее озаботиться получением справки, что вещь не является культурной ценностью. При задержании вещи, на которую таких справок нет, таможенники обычно предлагают отдать ее сопровождающим или оставить в аэропорту на хранении до возвращения. Особый вопрос с орденами и медалями. Если у вывозящего есть документы, подтверждающие, что награды принадлежат лично ему, проблем не будет. Если нет – такие действия подвергаются административному преследованию.

Ну и напоследок Ю.Старовойтов рассказал о правилах провоза домашних и экзотических животных. Для первых необходима справка ветеринарного пограничного контроля. При ее наличии и наличии документов на животное, проблем с вывозом не будет. Со вторыми сложнее – существует Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения /СИТЕС/. Согласно ей и осуществляется перевоз, и органы СИТЕС должны дать на него разрешения. В разных странах есть ограничения на вывоз экзотических животных и изделий из них. Так, из Таиланда нельзя вывозить чучела крокодилов, хотя продаются они там повсеместно. В зависимости от размера, перевозят живность в багажном отсеке или в салоне самолета.

Прайм-ТАСС; 04.06.08


Не дают путевку в жизнь

Тыловые терминалы не получили на Северо-Западе России должного распространения. Это обстоятельство серьезно сдерживает развитие портового комплекса региона.

Весной этого года на коллегии Федеральной таможенной службы (ФТС) озвучены стратегические шаги, которые планируется предпринять для улучшения таможенной практики в России, пока еще крайне далекой от совершенства. Одним из таких шагов станет запрет на таможенное оформление товаров и транспортных средств в отечественных морских портах. По той простой причине, что она часто затягивается до двух недель и дольше, портовые территории фактически превращаются в склады.

Предполагается, что оформление перевозимых морем грузов (в первую очередь речь идет о контейнерах, в которых сегодня можно транспортировать практически любую продукцию) будет вестись на тыловых терминалах. Обязательное условие для таких объектов – они должны находиться вне границ действующих портов, как вблизи морских гаваней, так и в глубине страны, поближе к центрам потребления товаров.

В случае успеха начинание даст большой положительный эффект: значительно (по оценкам экспертов, минимум на 60%, а максимум – в два-три раза) увеличится грузооборот портов России, так как грузы не будут задерживаться на причалах, резко сузится поле для прокручивания «серых» и «черных» импортно-экспортных схем и, как следствие, снизится коррупция. Для Северо-Западного региона польза от нововведения будет еще и в том, что исчезнут автомобильные очереди на государственной границе с сопредельными государствами – Финляндией, Эстонией, Латвией. Простои вызваны большой долей импорта, который следует транзитом через соседние страны, а затем ввозится в Россию автотранспортом через пограничные переходы.

В соответствии с мировой практикой наиболее перспективными местами для размещения тыловых терминалов являются территории по соседству с крупными универсальными портами, обрабатывающими львиную долю контейнерных грузов. Однако на Северо-Западе страны, как и в России в целом, пока нет ни одного порта, который мог бы похвастаться достаточным количеством тыловых терминалов. Хуже того, те единичные объекты, которые все-таки существуют, по целому ряду причин не способны эффективно работать. Это обстоятельство, с одной стороны, ставит под угрозу реализацию планов таможенников, с другой – сдерживает развитие универсальных морских портов, мощности которых по перевалке контейнерных грузов работают на пределе сил.

Чтобы мускулы росли

Как известно, увеличить грузооборот портов можно двумя способами – строить дополнительные перевалочные мощности либо быстро вывозить грузы с причалов за пределы порта, тем самым освобождая их для новых грузовых партий и повышая оборачиваемость.

Первый вариант, к сожалению, невозможно реализовать ни в одном крупном порту страны, так как они расположены в городской черте и не имеют существенного территориального потенциала. По словам первого заместителя генерального директора по контейнерным перевозкам Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) Сергея Козлова, 60% всего российского контейнеропотока проходит через центры трех городов – Петербурга, Новороссийска, Владивостока.

Остается второй вариант, но он дает эффект только в том случае, когда вокруг портов создано достаточное количество тыловых терминалов, способных обеспечить весь комплекс услуг для грузов – накопление судовых партий, прием, хранение, обработку, дальнейшую их дистрибуцию.

На Северо-Западе наиболее предпочтительным для размещения «тыловиков» является Большой порт Санкт-Петербург (БПСПб), который в прошлом году переработал около 1,7 млн TEU. Тот факт, что БПСПб является крупнейшим в стране по перевалке контейнеров, объясняет, почему практически все российские тыловые терминалы расположены в Северной столице.

Размещать такие терминалы в районе региональных северных портов (Мурманска и Архангельска) нет смысла, так как в общероссийском контейнерном обороте они контролируют небольшую долю – лишь несколько процентов. Основной недостаток этих городов в неудачном расположении по отношению к главным центрам потребления контейнерных грузов – Москве и Петербургу: транспортное плечо достаточно велико. Скорее всего, даже появление в Мурманске портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) не изменит ситуацию. Несмотря на то что система преференций ПОЭЗ стимулирует переориентацию стивидоров (специализированные компании, осуществляющие погрузку и разгрузку судов) на обработку более дорогих и высокотехнологичных контейнерных грузов, центральные порты – БПСПб и Усть-Луга – будут забирать себе самые привлекательные грузы, на периферию же пойдет все остальное. Для Мурманска, к примеру, перевалка угля и нефти на долгие годы останется наиболее перспективной.

Город трех терминалов

Тыловые терминалы получили широкое распространение в мире, а их услуги пользуются большим спросом. Движение железнодорожных поездов (блок-трейнов), которые вывозят контейнеры из портов в «тыл», расписано буквально по минутам. Устойчивое и регулярное железнодорожное сообщение с морским портом – одно из обязательных условий эффективной работы любого «тыловика». Наряду с устойчивым автомобильным трафиком, а также возможностью проводить на терминале таможенное оформление грузов.

Однако в России эти требования выполнить практически невозможно по ряду причин. Во-первых, из-за неразвитой транспортной инфраструктуры большинства портовых городов. Во-вторых, из-за несогласованной работы таможни, транспортных компаний и владельцев терминалов. Именно поэтому таких объектов в том же Петербурге пока немного, всего три. Это «Восход», «Интертерминал» и «Предпортовый». На протяжении нескольких лет петербургская компания «Евросиб» пыталась организовать регулярный блок-трейн между своим терминалом «Предпортовый» и Первым контейнерным терминалом (ПКТ) в городском порту. Но идея так и не получила полноценного воплощения: в настоящее время блок-трейн ходит редко, склад временного хранения на «Предпортовом» закрыли по решению руководства терминала. Конечно, речи о таможенном посте там просто быть не может.

В ближайшее время число «тыловиков» в городе может вырасти. Так, Национальная контейнерная компания (НКК) осенью этого года планирует запустить терминал мощностью 200 тыс. ТEU в промзоне «Шушары». Аналогичные объекты строят оператор Multi-Link Terminals (его на паритетных началах контролируют финская Container Finance Group и российская «Н-Транс») в поселке Янино Ленинградской области, фирма «Евразия-Логистик» – в Колпино, а компания «Рускон» (входит в транспортный холдинг «Дело») – в Гатчинском районе Ленобласти. Особенностью первых двух проектов является то, что их собственники уже владеют перевалочными мощностями в БПСПб. К примеру, НКК контролирует ПКТ, а «Н-Транс» – Петролеспорт. Новые объекты нужны компаниям для гармоничного развития морской и тыловой части в рамках единой технологической цепочки.

Если взглянуть в целом на Россию, то видно, что Северо-Запад не является исключением. К примеру, тыловой терминал – Южный приморский терминал – строится под Владивостоком. Однако основные усилия бизнес прикладывает именно на Балтике. И в этом есть резон: здесь проходит более 60% всех российских контейнерных грузов. Впрочем, даже если сложить весь новострой, то это капля в море. Такие терминалы должны занимать площади во много раз большие, чем сегодня.

Эх, дороги

Практически все контейнеры из петербургского порта (до 90%) вывозятся автомобильным транспортом. Причем нагрузка на автодорожную инфраструктуру колоссальна уже сейчас (из крупных российских портов только в порту Восточном на Дальнем Востоке нет такой проблемы). С запуском новых тыловых терминалов на улицы Северной столицы выйдут тысячи новых грузовиков, от этого транспортный коллапс только усугубится. Не говоря уже о том, что в условиях постоянных пробок регулярное движение между портом и «тылом» организовать практически невозможно.

Выход один – загружать железнодорожников (Российские железные дороги – РЖД), их дочернюю компанию «Трансконтейнер», независимых перевозчиков), которые сегодня берут на себя от силы 10% грузооборота контейнеров БПСПб. По мнению экспертов, низкая пропускная способность железнодорожной сети на подступах к порту и отсутствие развитой системы железнодорожных грузовых терминалов не позволяют увеличить долю вывоза контейнеров этим видом транспорта. Для организации ускоренных контейнерных поездов также необходимо четкое и оперативное взаимодействие между железной дорогой и портом и соответствующие технологии. Нужно стремиться к тому, чтобы при организации вывоза по железной дороге процесс постановки контейнера на платформу и процедура подготовки документов на груз хотя бы совпадали по времени. Пока же при вывозе грузов автотранспортом документооборот значительно проще, а сам процесс – дешевле.

Аналогичная ситуация складывается в других портах. К примеру, в Новороссийске грузоотправители не могут получить достойного сервиса из-за длительных простоев вагонов (контейнер может «зависнуть» до 20 дней). Двигаться точно в срок между портом и «тылом» блок-трейнам не позволит отсталая железнодорожная сеть.

Вице-президент по коммерческой работе НКК Егор Говорухин считает, что после проведения целенаправленных мероприятий маршрутные поезда могут взять на себя 40% всех контейнеров на плече между портами и внутренними терминалами, в том числе тыловыми. Вопрос в том, готова ли компания «РЖД» к таким серьезным шагам. Ведь они потребуют не только вложить большие деньги в инфраструктуру, но и перевести работу с клиентами на рыночные рельсы – упростить процесс организации движения и оформления документов, отменить спецтарифы для блок-трейнов. Пока заметных сдвигов ни по одному из направлений не видно.

Упростить таможенный транзит

Развитию сети тыловых терминалов помимо проблем с организацией устойчивого транспортного сообщения серьезно мешает сложная процедура внутреннего таможенного транзита (ВТТ) при перемещении контейнеров из порта «в тыл». Если говорить о Петербурге, то до сих пор ни один из тыловых терминалов не удалось соединить с портом единым таможенным коридором. Лишь на терминале «Восход» выставлен таможенный пост. Но он находится под юрисдикцией Санкт-Петербургской таможни, в то время как порт – в зоне ответственности Балтийской таможни. Это в соответствии с действующим Таможенным кодексом не предполагает единого упрощенного порядка перемещения грузов из одной точки в другую. А значит, делает перевозку грузов слишком сложной, а работу тыловых терминалов – неэффективной.

Для изменения географии таможенного ведомства – сделать так, чтобы петербургский порт и тыловые терминалы оказались в зоне обслуживания одного таможенного управления, – нужны решения на законодательном уровне. Причем инициатором этого процесса может выступить только ФТС. Однако о такой инициативе пока ничего не слышно.

Трудно быть последовательным

Именно во взаимоотношениях с таможней, как отмечают представители транспортно-логистического бизнеса, возникают основные сложности. По словам заместителя начальника департамента экономического прогнозирования и стратегического развития РЖД Сергея Столярова, таможенное обслуживание перевозок в порту неудовлетворительное: «В портах можно потерять до 50% от всего времени следования груза по России. Выход – минимизация времени досмотра в портах, введение предварительного декларирования грузов». Впрочем, в прозрачности и простоте таможенных процедур заинтересованы не все, ведь это сводит на нет возможности для злоупотреблений со стороны как предпринимателей, так и таможенников.

Поэтому для того чтобы революционная затея ФТС с тыловыми терминалами воплотилась в жизнь, прежде всего самой таможне нужно измениться в лучшую сторону. Практика последних лет показывает, что нововведения в ФТС приживаются с большим трудом, хотя движение вперед есть. Можно только сожалеть о том, что на заседании коллегии ФТС не обозначены даже приблизительные сроки прекращения таможенного оформления грузов в портах. Это ошибка. Дело в том, что четкие сроки могли бы стать дополнительным стимулом для частного бизнеса, чтобы активизировать строительство тыловых терминалов, несмотря на все подводные камни, поджидающие его. Если же ФТС рано или поздно исправит эту ошибку, то важно в обязательном порядке предусмотреть отсрочку исполнения «запрета» на год-два. Без этого невозможно подготовиться заранее, а значит, велика вероятность серьезных сбоев в новой таможенной практике.

Ведомости; 02.06.08


- ЗАО «Smart Logistic Group» – компания, обеспечивающая широкий спектр логистических операций на складских комплексах класса «А» в Московском регионе и крупных мегаполисах Российской Федерации.

Нормативные документы

04.06.08Приказ ФТС РФ от 25.04.08 N494, О внесении изменений в приказ ФТС России от 20 июня 2005 г. № 558 [13:41:39]
04.06.08Приказ МЗТ от 328 N01.06.01, О вводе в действие типовой процедуры использования базового СВХ [12:09:37]
04.06.08Приказ ЦТУ от 21.05.08 N249, О внесении изменений в приказ Управления от 15.05.2008 № 232 [10:11:33]
04.06.08Приказ ЦТУ от 20.05.08 N245, О внесении изменения в приказ Управления от 31.03.2008 № 144 [10:09:47]
03.06.08Постановление Правительство РФ от 02.06.08 N412, О внесении изменения в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении алюминия нелегированного [13:36:25]
03.06.08Распоряжение ФТС РФ от 23.05.08 N139-р, Об освобождении от ввозной таможенной пошлины, НДС и таможенных сборов за таможенное оформление товаров, ввозимых ООО "АмРусТранс" для Министерства обороны Российской Федерации [10:25:41]
03.06.08Письмо ФТС РФ от 21.05.08 N01-36/20114, О выполнении поручения ФТС России по оформлению земельного участка под строительство МАПП Суджа [10:22:07]
03.06.08Телетайпограмма ФТС РФ от 23.05.08 NТФ - 755, О сроках вступления в силу постановления Правительства от 19.05.08 №374 [10:18:28]
02.06.08Письмо ЦТУ от 15.05.08. N22-10/9259, О предоставлении информации [13:20:26]
02.06.08Письмо ЦТУ от 16.05.08. N93-18/9303, О борьбе с коррупцией в таможенных органах [13:18:43]
02.06.08Приказ ФТС РФ от 04.05.08. N528, Об утверждении формы заявления физического лица и порядка его заполнения [12:56:56]
02.06.08Приказ ФТС РФ от О внесении N522, О внесении изменений в приказ ФТС России от 19 апреля 2007 г. N 497 [12:41:23]
02.06.08Приказ ФТС РФ от 30.04.08. N521, О внесении изменений в приказ ФТС России от 29 марта 2007 г. N 382 [12:37:35]
30.05.08Приказ ФТС РФ от 16.04.08. N430, Об утверждении порядка выдачи разрешения на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств при их ввозе на территорию особой экономической зоны и при их вывозе с территории особой экономической зоны
30.05.08Письмо Минфина РФ от 12.05.08. N03-07-08/110, О применении НДС в отношении прав на использование программного обеспечения на материальных носителях, ввозимых на территорию Российской Федерации
30.05.08Постановление ФАС ЗЗФО от 29.04.08. NА56-20673/2006, О кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
30.05.08Приказ Россельхознадзора РФ от 19.03.08. N38, О совершенствовании порядка оформления подконтрольных/подкарантинных грузов при экспортно-импортных операциях
30.05.08Приказ ФТС РФ МЭРиТ РФ от 29.04.08. N512 , 125, Об утверждении Методических рекомендаций по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле Российской Федерации со странами - торговыми партнерами Российской Федерации
30.05.08Телетайпограмма ФТС РФ от 23.05.08. NТФ-756, О вступлении в силу с 21.06.2008 г. Постановления Правительства РФ от 19.05.2008 № 375
30.05.08Указ Президента РФ от 05.05.08. N682, О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1803 от 3 марта 2008 г.
30.05.08Письмо ФТС РФ от 15.05.08. N01-11/19457, О резолюции Совета Безопасности ООН 1803 от 3 марта 2008 г.
30.05.08Приказ ФТС РФ от 25.04.08. N493, О внесении изменений в приказ ФТС России от 22 ноября 2006 г. № 1208
29.05.08Письмо ЦТУ от 12.05.08. N68-12/8941, О классификации товаров в подсубпозиции 3906 90 900 0 ТН ВЭД России
29.05.08Письмо ЦТУ от 13.05.08. N21-22/9006, О проведении ралли классических автомобилей "Злотое кольцо"
29.05.08Письмо ФТС РФ от 15.05.08 N01-11/19274, Об оформлении и выдаче ПТС, ПШТС и ПСМ
29.05.08Приказ ФТС РФ от 20.05.08 N598, О проведении совещания экспертов таможенных служб государств - участников СНГ и заседания Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ
29.05.08Телетайпограмма ФТС РФ от 16.05.08 NТФ-708, О сроках вступления в силу постановления Правительства РФ от 06.05.08 №357
29.05.08Телефонограмма ФТС РФ от 15.05.08 NТФ-702, таможенном оформлении нефти и товаров, выработанных из нефти, в связи с изменением с 01.06.2008 ставок вывозных таможенных пошлин и о ставке вывозной пошлины на нефть сырую, вывозимую в Республику Беларусь
29.05.08Письмо ФТС РФ от 30.04.08 N24-39/17237, О внесении изменений в письмо ФТС России от 15.03.2005 № 06-65/7756
29.05.08Письмо ФТС РФ от 29.04.08 N24-39/16958, О внесении изменений в письмо ФТС России от 24.04.2006 № 06-68/14024
29.05.08Письмо ФТС РФ от 29.04.0 8 N24-39/16957, О внесении изменений в письмо ГТК России от 16.04.2004 № 07-58/14057
29.05.08Письмо ФТС РФ от 29.04.08 N24-39/16956, О внесении изменений в письмо ФТС России от 16.08.2007 № 06-68/30841
29.05.08Письмо ФТС РФ от 29.04.08 N24-39/16954, О внесении изменений в письмо ГТК России от 15.06.2004 № 07-58/21299
29.05.08Письмо ФТС РФ от 29.04.08 N24-39/16953, О внесении изменений в письмо ФТС России от 05.09.2006 № 06-68/30844
29.05.08Письмо ФТС РФ от 29.04.08 N24-39/16952, О внесении изменений в письмо ГТК России от 17.08.2004 № 07-58/29785
29.05.08Письмо ФТС РФ от 29.04.08 N24-39/16951, О внесении изменений в письмо ГТК России от 17.08.2004 № 07-58/29787
29.05.08Письмо ФТС РФ от 29.04.08 N24-39/16949, О внесении изменений в письмо ФТС России от 20.03.2008 № 24-39/10422

Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

"Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
Тел./факс: (495) 647-27-33.

В избранное