Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 96.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 96 от 29 августа 2002 года


Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проекта
Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

Новости Российской таможни:

Экспорт мяса птицы из США в Россию будет возобновлен

Совет США по экспорту домашней птицы и яиц (USAPEEC) сообщает, что министры сельского хозяйства США и России Энн Венеман и Алексей Гордеев достигли компромиссного соглашения, которое означает окончание шестимесячных переговоров по вопросу поставок мяса птицы из США в Россию. Как заявила 23 августа Э.Венеман, переговоры с Россией по новому ветеринарному сертификату успешно завершены.

В течение нескольких месяцев в Вашингтоне и Москве проходили всесторонние переговоры между техническими экспертами двух стран. Широкий спектр технических деталей был обсужден в ходе выработки нового ветеринарного сертификата, включая требования по проведению анализов и методике, основным принципам и процессам инспекции, гигиеническим требования и другим документациям и мероприятиям.

Э.Венеман отметила, что российский рынок является очень важным для экономической жизнеспособности американской птицеводческой отрасли, так как Россия является крупнейшим для США рынком экспорта мяса птицы, с общим объемом продаж, более миллиона тонн, стоимостью превышающей 600 млн долл.

Пресс-служба ГТК России: "Об установлении контрольного уровня"

22 августа 2002 г. ГТК России издал приказ # 876 «Об установлении контрольного уровня в отношении отдельных товаров». Данный приказ издан для повышения эффективности работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости ввозимых транспортных средств. Его исполнение призвано предупредить факты предоставления при импорте этих товаров недостоверных и фальсифицированных сведений о фактически уплаченной о них цене и, следовательно, уклонения от уплаты полной суммы таможенных платежей.

По сравнению с действовавшим до сих пор нормативным документом (приказ ГТК России от 22.01.2002 # 58), в новом приказе расширен перечень транспортных средств, по отношению к которым устанавливается контрольный уровень. Помимо уже содержавшихся в перечне новых легковых автомобилей, транспортных средств для перевозки 10 человек и более, мотоциклов, тягачей, грузовиков, прицепов и полуприцепов, туда добавились парусные суда (яхты), катера, моторные лодки. Кроме того, в отдельную позицию выделены новые легковые автомобили российского происхождения.

Для установления контрольного уровня таможенным органам предлагается использовать нейтральные источники ценовой информации, имеющиеся в распоряжении таможенных органов. К ним отнесены каталоги фирмы «Евротакс», каталоги азиатских рынков и другие источники. Что касается автомобилей российского происхождения, то для определения их контрольного уровня будет использоваться таможенная декларация, в соответствии с которой эти товары были экспортированы. При этом следует подчеркнуть, что контрольный уровень используется таможенными органами только для сравнения, в качестве базы и не может устанавливаться в качестве цены сделки.

В Калининградской области будут значительно упрощены таможенные процедуры

В Калининградской области будут значительно упрощены и ускорены таможенные процедуры. К такому решению пришли сегодня на встрече в Калининграде председатель ГТК РФ Михаил Ванин и губернатор Калининградской области Владимир Егоров.

Как сообщает корреспондент ИА "Росбалт", на встрече был рассмотрен ход выполнения совместного соглашения, подписанного в конце прошлого года. Стороны отметили высокую эффективность сотрудничества, способствовавшего оживлению внешнеэкономической деятельности в регионе и принесшего обоюдную выгоду в виде роста поступлений в федеральный и региональный бюджеты. В частности, ГТК России были внесены изменения в "Определение происхождения товаров, произведенных в Особой экономической зоне Калининградской области", упрощена процедура декларирования рыбопродукции, добытой местными предприятиями в балтийской экономической зоне РФ.

Стороны приняли решение распространить такой порядок таможенного оформления и контроля на все калининградские суда, доставляющие морепродукты в порт и из других районов промысла. Этот и ряд других вопросов включены в план работы таможенных органов и администрации области на IV квартал 2002 года.

Сегодня же состоялась встреча Ванина с представителями регионального Союза промышленников и предпринимателей, которые подготовили пакет предложений по упрощению таможенных процедур. Председатель комитета обещал внимательно рассмотреть эти материалы и, по возможности, положительно решить проблемы, мешающие внешнеэкономической деятельности.

В программе визита Ванина - посещение таможенных объектов на границе с Польшей, где он планирует обсудить с местными таможенниками проблемы очередей пассажиров и грузов, организации работы терминалов, а также вопросы их модернизации и строительства перехода "Мамоново-2 - Гжехотки".

Пресс-служба ГТК Росии: О маркировке некоторых подакцизных товаров

21 сентября 2002 г. вступает в силу зарегистрированный Министерством юстиции приказ ГТК России от 23 июля 2002 г. # 777 «О внесении изменений и дополнений в приказ ГТК России от 28.12.2000 г. # 1230». Приказ касается порядка маркировки акцизными марками отдельных видов табака и табачных изделий.

Основные изменения в новом документе по сравнению с приказом # 1230 коснутся участников внешнеэкономической деятельности, которые занимаются импортом табака и табачных изделий. В соответствии с новым приказом наряду с сигаретами, маркировка которых уже осуществляется с 1994 г., маркировать акцизными марками необходимо будет также и сигары, сигариллы, курительный табак (за исключением табака, используемого для промышленного производства). Введение маркировки этих видов табачных изделий позволит не только увеличить поступление в бюджет таможенных платежей по данной группе товаров, но и вытеснить с рынка недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые ввозили в Россию эту продукцию с нарушением таможенного законодательства.

Учитывая, что приказом # 777 вводятся новые виды товаров, подлежащие маркировке акцизными марками, в документе предусмотрены и правила такой маркировки. Основные условия, которые должен будет выполнить импортер сигарет, сигарилл и курительного табака - такие же, как и для других видов подакцизных товаров: марки должны быть наклеены на упаковку товара, неотделимую от него до употребления и в которой товар поступает в розничную продажу. Например, если в рознице сигары продаются поштучно, то акцизная марка должна быть наклеена на упаковку каждой сигары. Кроме того, наклеивать марки надо так, чтобы визуально можно было определить их наличие на упаковке, поставляемой в розничную торговлю, а вскрытие упаковки приводило к обязательному повреждению марки и исключало ее повторное использование. Остальные изменения порядка маркировки подакцизных товаров, которые предусматриваются приказом ГТК России # 777, носят технический характер и на деятельности импортеров таких товаров практически не отразятся.

ГТК отказался от практики оформления легковых автомобилей, перевозимых грузовым автотранспортом в адрес физлиц, на приграничных складах временного хранения.

Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ отказался от практики проведения таможенного оформления легковых автомобилей, перевозимых грузовым автотранспортом в адрес физических лиц, на приграничных складах временного хранения. Письмо ГТК от 22 сентября 1994 года "Об оформлении автомобилей, следующих в адрес физлиц", вводившее такой порядок, отменено. Как стало известно АК&М, соответствующее распоряжение 22 августа 2002 года подписал руководитель комитета Михаил Ванин. Напомним, что приграничные склады временного хранения были учреждены в соответствии с приказом ГТК от 12 мая 1994 года. Изначально СВХ создавались для таможенного оформления алкогольных напитков и табачных изделий с целью "недопущения случаев недоставления подакцизных товаров во внутренние таможенные органы".


Новости Таможенного союза и стран СНГ.

Торговля с СНГ в 1 полугодии 2002г.

В I полугодии 2002 г. внешнеторговый оборот России составил 67,2 млрд долларов США. По сравнению с I полугодием 2001 г. он снизился на 3,7%. Экспорт достиг 46,7 млрд, что на 7,0% ниже прошлогоднего уровня. Импорт вырос на 5% и составил 20,5 млрд долларов.Положительное сальдо сократилось на 4 с лишним млрд и составило 26,1 млрд. В первой половине прошлого года экспорт превышал импорт на 30,6 млрд долларов. По данным таможенной статистики, II квартал текущего года превзошел показатели I квартала: по обороту -- на 18,5%, экспорту - на 17,8, импорту - на 20,1%. Росту импорта способствовало увеличение закупок машиностроительной продукции (в основном технологического оборудования и средств водноготранспорта), черных металлов, сырьевых продовольственных товаров и ряда других. Положительное внешнеторговое сальдо по сравнению с I кварталом увеличилось на 1,95 млрд долларов. Товарооборот России с дальним зарубежьем составил 55,8 млрд долларов, снизившись на 1,1%. Экспорт упал на 7,4% - 39,9 млрд .долларов, импорт вырос на 19% - 15,9 млрд. Сальдо торгового баланса снизилось на 5,7 млрд и составило 24,0 млрд.

Гостаможслужба Украины корректирует правила грузоперевозок

Согласно приказу Гостаможслужбы Украины от 23.08.2002 г. "О внесении изменений в приказ Гостаможслужбы Украины от 08.12.1998 г. N771", уточняется ряд правил грузоперевозок по территории Украины. Определен максимальный срок доставки товаров в таможню назначения. Если законодательством Украины не установлено иное, данный срок составляет: до 10 суток при перевозках морским и речным транспортом в период навигации; до 20 суток на железнодорожном транспорте транспортом; до 5 суток на автомобильном и до 3 суток на воздушном транспорте. Уточнены условия применения предварительной ГТД (ПД), используемой в соответствии с постановлением Кабмина Украины от 29.03.2002г. "О ввозе на таможенную территорию Украины отдельных видов товаров". В случае, если на товары, ввозимые на таможенную территорию Украины и перемещающиеся с любой целью, кроме транзита, ПД не составляется, используются предварительное сообщение и его электронная копия. При оформлении предварительного сообщения таможенные платежи не начисляются и не уплачиваются. Аннулирование данных документов осуществляется согласно приказам Гостаможслужбы Украины "Об утверждении Порядка заполнения и использования предварительного сообщения" и "Об утверждении Положения о предварительной грузовой таможенной декларации".


Информация в прессе

Собственная безопасность нужна таможне как воздух

Фура, под завязку забитая электроникой, стоит миллион долларов. Ну может, около того. Если ее гонят из Китая, хитроумные китайцы даже воздух из упаковок откачивают, чтобы товару влезло побольше. Выгодно ли хозяину фуры сунуть таможеннику 10 тыс. долл. (даже 40 тыс.!) - все равно заведомо ниже госпошлины, - чтобы тот оценил груз дешевле? Еще как.

То есть вместо госпошлины за пересечение границы фактически платится пошлина “теневая”. Кому?

Аналитики убеждены: крупный таможенный бизнес почти целиком находится под “крышей” оргпреступности.

А кто и как с этим борется?

Об этом эксклюзивный репортаж корреспондента “МК” из Управления собственной безопасности Государственного таможенного комитета РФ. УСБ Государственного таможенного комитета РФ было создано в 1994-м. А в 1995-м пошли первые “посадки”.

В службе работают 800 человек (на 65 тысяч сотрудников таможни совсем немного). Зато по материалам УСБ, собранным по должностным преступлениям в первой половине 2002 г., было возбуждено 75% от общего количества уголовных дел в таможенных органах. Меня буквально завалили диаграммами, графиками и начерченными от руки схемами. Прочли популярную лекцию по экономике. Прокрутили кассеты с оперативными съемками. И вот какая нарисовалась картина. Подставляй карман

Все товары, которые пересекают границу в ту или другую сторону, облагаются таможенными пошлинами. Место, где осуществляется эта операция, называется таможенным постом. И главный человек на нем (для владельца товара) - таможенный инспектор. Именно он оценивает товар. От него зависит, сколько денег заплатит в казну владелец: побольше или поменьше.

Цена же вопроса для России - почти 17 млрд. долларов. Именно столько принесла в бюджет страны ее таможня за один прошлый год. А сколько таможня могла бы дать, если б в ней не было дырок?

Особо золотое, рассказывают, было времечко с 1991-го до 1994-го. Таможне жилось вольготно - знай поднимай шлагбаум да подставляй карман. Только начинали загораживаться границы внутри бывшей империи, а на их прорыв бросали целые колонны грузовиков. Только расставлялись таможенные посты и появлялись еще малопонятные народу таможенные правила. И вот теперь выясняется: законодатели-то наши, которые принимали в те годы таможенные законы, как нарочно все запутали! Заложили “бомбы замедленного действия”, оставили явные лазейки.

Например, инспектор на таможенном посту официально может на выбор предложить участнику ВЭД сразу несколько схем растаможки. Ясно, что за более выгодную схему - своя цена. А как его проверишь, если списки кодов и шифров товаров составляют целый том объемом с “Войну и мир”? Уже пару лет Главное таможенное управление пытается модернизировать нормативную базу: чтоб контроль стал жестче, а оформление - прозрачней и проще.

Но если таможенная среда (от законодательной базы до кадров) формировалась стихийно, то еще более стихийно - околотаможенная. И дело не только в том, что у постов крутятся всевозможные “жучки”, брокеры и прочие посредники. На этом поле играют крупные игроки. Криминогенные склады

Мы сидим с сотрудником отдела УСБ ГТК РФ Владимиром Чернышевым и час, и два, и три. Чернышев без устали чертит на бумажках схемы, рисует столбики цифр...

Например, существует такая штуковина, как склады временного хранения товаров (СВХ). До недавнего времени получить разрешение на открытие склада могло любое частное лицо (по слухам, неофициальная цена разрешения доходила до 300 тыс. долл.). Склады эти - местечки потенциально криминогенные (при должной сноровке там легко утаить или похитить товар). Воздвигался ангар, подбирался начальник - как правило, из бывших таможенников, и закипала работа. А так как таможенное оформление должно быть максимально приближено к месту перехода товара через границу, а собственные СВХ таможне иметь дороговато, на территории этих временных складов стали размещать ОТОиТК - отделы таможенного оформления и таможенного контроля.

В Москве и Московской области (Центральное таможенное управление) было 1500 частных складов. Сейчас их число сокращают, осталось около 500.

Чем же частные склады плохи? А тем, что при такой постановке дела таможенный пункт полностью сидит на шее у СВХ. Хозяева склада обеспечивают его водой, газом, связью... И если СВХ содержит организованная преступная группировка (а почему бы и нет? - Авт.), то получается, что сам ОТОиТК вполне может реально прикармливаться с ее руки.

Строго ли бдит интересы РФ коррумпированный таможенник? Искусители и искушенные

Людям, которые “варятся” в густом денежном сиропе и ежедневно подвергаются тяжким моральным перегрузкам, можно посочувствовать. На границе с Казахстаном прогремел пост Петуховский Курганской таможни. О, это было громкое показательное дело, о котором даже докладывали в правительстве. Воровали там внаглую, целыми сменами, повязаны были все, втягивали новичков. С Петуховского потянулись ниточки на другие посты. Ущерб только по одному делу (а их в 1998 г. было возбуждено несколько) превысил 30 млрд. неденоминированных рублей (сегодня это примерно 180-200 млн. долл.). Проходили по нему 20 таможенников - и 18 (вместе с начальником) получили сроки. На Петуховском пришлось полностью сменить ВСЕХ сотрудников, включая ВСЕ руководство!

Чем же зарабатывали (и продолжают зарабатывать) на хлеб с икоркой таможенники? Схемы, например, такие. Ложный транзит. Фура едет из Финляндии, благополучно проходит через таможенный пост в Выборге, после чего подельники звонят на Петуховский пост: “К вам везут документы - поставьте отметку, что фура ушла в Казахстан”. По документам так и получается. На самом же деле товар преспокойно распродается в России.

Левая (или “черная”) растаможка автомобилей. Это значит: в бумагах занижается объем двигателя, ввозимая машина искусственно старится лет на 5 -7, отчего официальная стоимость ее растаможки падает. А разница между официальным и неофициальным платежами мажется на бутерброд.

Велика ли разница? Судите сами. Недавно на “черной” растаможке погорела Наталья Золотарева, старший инспектор отдела таможенных расследований Минераловодской таможни - ее дело расследовала Никулинская прокуратура Москвы. За 2500 долл. Наталья обещала москвичу- автолюбителю занизить таможенные платежи и помочь снять с учета BMW- X5, которая к тому же находилась в розыске...

Понятно, что таможенник с зарплатой в 3 тысячи рублей, пропускающий по три десятка миллионных фур в день, обходится стране в копеечку. Но как говорить про низкую зарплату, если знаешь, что без 200-300, а то и без 1000 “гринов” в день “правильный” таможенник домой не возвращается?

Дело даже не в деньгах. Новичка на таможенном посту сразу же начинают активно обрабатывать коллеги и “околотаможенная среда”: либо ты с нами, либо уходи из “системы”. Не поймешь предостережения, не уйдешь - тебя же и подставят.

А ведь есть еще беспредел взяток в пунктах пропуска - на пограничных переходах, в любом аэропорту. Можно покончить с таможенным оформлением за 10 дней - а можно за час; можно досмотреть груз полностью - а можно частично. Одна моя знакомая за год работы в “Шереметьево” влегкую построила дачу и купила иномарку за 17 тыс. долл. Идет постоянное встречное прощупывание: таможенники ищут, кто даст, клиенты - кто возьмет.

Как перевернуть пирамиду

Чтобы бороться с коррупцией и должностными преступлениями, в ГТК РФ в 1994 г. и было создано Управление собственной безопасности. То самое, о работе которого по ТВ прошел сериал “Кобра”.

Правда, “Кобра”, хотя и снята по материалам подлинных уголовных дел, оперативникам не понравилась. Ну что за ерунда - павлины на таможенном посту в Верхнем Ларсе, будто в “Белом солнце пустыни”? Бардак и “левак” в этом самом Ларсе, правда, были жуткие. А павлинов не было ни одного.

Оперативники, розыскники, аналитики в службу собственной безопасности пришли из погранвойск, ФСБ, милиции. Из той же таможни. За прошедший год подразделения УСБ провели 473 служебные проверки. В результате 49 сотрудников уволено, 394 - наказано, а 14 - переведены на “бесхлебные” места. Проверили 6322 претендентов на вакансии таможенных начальников и рядовых. Отсеяли 212 человек, в том числе 30 - за связь с оргпреступностью.

- По закону мы только председателя таможенного комитета не можем проверять, - уверяет начальник управления Александр Яриз .

- Александр Анатольевич, я слышала разговор: чтобы встретиться с вами, надо заплатить посреднику 30 тысяч долларов.

- Я тоже слышал. А вы напишите, что любой может ко мне прийти, если таможня с него взятку вымогает. Поможем. Зато добровольных взяткодателей надо штрафами душить, пусть боятся. За полгода с нашей подачи пойманы 96 человек, кто взятки брал, и только 13 - кто давал. Надо бы эту пирамиду перевернуть.

Телефон доверия УСБ ГТК: 449-76-87 .

Вымогательство с поличным

Стороной узнаю, что в Мосгорсуде как раз идет процесс по делу бывшего начальника поста Лианозовский, подполковника таможенной службы Сергея Переведенцева. Подполковник вымогал взятку, его поймали с поличным.

...В клетке для подсудимых заперт молодой, коротко остриженный парень. Он брезгливо оттопыривает нижнюю губу, рассматривает зал, непринужденно переглядывается с сочувствующими друзьями и родней. В середине зала переминается с ноги на ногу свидетель обвинения. Он - таможенный брокер (это человек, который по доверенности ведет дела по таможенному оформлению для одной или нескольких фирм).

СВИДЕТЕЛЬ: Мы получали на посту Лианозовский ПТСы (паспорта транспортного средства. - Авт.) на “МАЗы” и трактора из Белоруссии. В июне 2001 года туда пришел новый начальник поста. Через некоторое время он спрашивает: “Сколько в среднем оформляется ПТС в месяц?” - “Около 500”. Вскоре он опять завел разговор об оформлении ПТС и предложил платить за каждую машину по 10 долларов... Правда, потом снизил цену до 8.

СУДЬЯ: В кассу?

СВИДЕТЕЛЬ: Нет, в кассу мы платили 3 руб. 61 коп.

СУДЬЯ: А если бы вы не заплатили, что за последствия были бы для вас на этом посту?

СВИДЕТЕЛЬ: Бланки ПТС он запер в своем сейфе, и иногда мы по целым дням не могли их получить. В конечном итоге пришлось бы уйти с этого поста. А мы торгуем с колес, у нас постоянный поток машин. Потеряли бы не один месяц...

Адвокат подсудимого ехидно осведомляется, как свидетелю пришла в голову мысль идти в УСБ. Свидетель рассказывает: видел в таможенном управлении плакат - если с вас вымогают взятку, надо обращаться в управление собственной безопасности. Он был в отчаянии, вот и обратился.

Собрал 5200 долларов за 649 машин - требуемую начальником месячную плату. В УСБ доллары тщательно описали, выдали брокеру видеокамеру и микрофон, проинструктировали и отправили “на дело” - ловить преступника. 7 августа прошлого года сотрудники УСБ ГТК совместно с Управлением департамента экономической безопасности ФСБ и милицейским ОРБ по ЦАО Москвы задержали Переведенцева с поличным в служебном кабинете.

Как пресекают взятку

А теперь - оперативные тайны. Начальник отдела оперативно-розыскной службы УСБ Александр Козловский сперва настороженно “прощупывает” корреспондента “МК” всякими вопросиками с подковыркой, но наконец сам так увлекается, что глаза его начинают блестеть:

- Наши понятые - настоящие. Задержания - чистые. Таким методом, как провокация, мы не пользуемся, “маски-шоу” не применяем.

Предмет особой гордости здешних профи - тщательнейшая подготовка доказательной базы. Это надо видеть!

...Действие происходит где-то у кольцевой, за гаражами-“ракушками”. В кадре возник гладкий парнишка в дубленке: привязал к столбу мастифа, распахнул дверцу “Жигулей”, по-хозяйски уселся. На его болтовню накладываются посторонние голоса - это опера готовятся к задержанию, но “опекаемый” парнишка их не слышит.

Владелец “Жигулей” протягивает ему официальное письмо:

- И вот за это г... я уплатил 20 тысяч долларов?!

Парнишка когда-то работал в Государственном таможенном комитете. Но “заинтересованной стороне” представлялся действующим сотрудником. Распечатал на компьютере фальшивое письмо о таможенных льготах, украсил его собственноручной подписью и продал за 20 тыс. долл.

Он оправдывается, крутит фальшивку в руках. Удача! Удалось-таки документально, под съемку, “привязать” мошенника к липовому документу и к деньгам.

Пора брать. Видно, как боковое стекло машины заслоняет объемистая спина - это выдвинулся оперативник. Гулко лает мастиф...

Видеокамера битый час фиксирует, как тасуется стопка долларов. Зеленые бумажки выкладывают на стандартные листы бумаги, где уже чернеют их ксероксные отпечатки; двое пожилых дядек - понятые - склоняются над листами и согласно кивают, когда купюра с портретом ненашего президента ложится на место. Потом они расписываются на каждом листе и в протоколе. Нормальная процессуалка...

- А разве недостаточно написать поперек пачки специальной краской “взятка”? - удивляюсь я.

- Это для красоты пишется или для дураков, - хмыкает Козловский. - Умные- то взяточники в столах уже приборчики завели, которыми можно читать тайные надписи...

Ну хорошо, а если потенциальный взяткодатель не примчится в службу собственной безопасности с криками “караул, вымогают”? Как еще можно вычислить взяточника в форме? Оказывается, есть особые признаки. Допустим, солидная фирма десяток лет работает на рынке, является добросовестным налогоплательщиком, но таможенник усердно шерстит каждую ее машину... Значит, готовится “брать”. Пора вынимать видеокамеру.

Таким образом, в результате оперативной деятельности УСБ полностью разогнан Ногинский таможенный пост. Закрыт Зеленоградский пост, который восстановили потом уже с новым составом. Сейчас пристальное внимание УСБ привлек еще один пост в Подмосковье. Какой - понятно, не говорят.

Но возможности подразделений собственной безопасности далеко не безграничны. Она имеет право проводить оперативно-розыскную деятельность, но не может ни возбуждать уголовные дела, ни даже самостоятельно никого задерживать (поэтому на задержания в обязательном порядке приглашают милиционеров или чекистов). Дознание ГТК имеет право проводить только по контрабанде (то есть по “своему”, таможенному преступлению). А если в поле ее зрения попадет взяткодатель или “жучок”-посредник - стоп, это гражданские лица, разбираться с ними надлежит милиции и прокуратуре.

С 1999 года УСБ ГТК РФ добивается, чтобы ей разрешили проводить дознание по должностным преступлениям сотрудников таможни (сейчас это прерогатива прокуратуры).

- Иногда получается ерунда: мы знаем, что ожидается передача взятки. Но столько времени уходит на согласования... А человек дал взятку - и ушел, след стерт, мы опоздали. Вы поймите: мы же не собственный огород защищаем. Пресекаем взятки - значит, загоняем деньги в бюджет. Куда попало не ломимся. Наблюдаем: если в регионе выросли таможенные потоки, а платежи в бюджет при этом уменьшились - значит, именно туда ринулась контрабанда.

Пластилиновые самолеты

Всемирная торговая организация провела в России в прошлом году семинар о всевозможных схемах обхода таможенного законодательства, уклонения от налогообложения. Конечно, ищут свои “узкие места” и специалисты УСБ. И, естественно, находят.

Товары риска. Почему ГТК гордится тем, что в Россию стали ввозить меньше замороженных овощей? Ели бы мы их зимой себе на здоровье... Ан нет: пакет мороженой морковки, оказывается, относится к группе риска. Понятно, не в смысле каких-то заболеваний. Указанная в декларации партия овощей вполне может оказаться товаром прикрытия: вместо нее ввезут компьютеры и кинескопы - самые дорогие товары в смысле налоговых взиманий.

Комплектующие оплачиваются дешевле, чем товар целиком, а поэтому тоже входят в группу риска. Вместо заявленных “ножек для платяных шкафов” в контейнере может ехать дорогущая итальянская мебель. Другие известные “товары прикрытия” - куриные окорочка и иголки (под их видом вывозится металл). А недавно на Дальний Восток из Китая бесперебойно слали и слали... пластилин. Са-мо-ле-та-ми! Этих “пластилиновых” самолетов было столько, что ввезенным в Россию пластилином без труда удалось бы обмазать весь земной шар в три слоя. Разумеется, внутри самолетов был ширпотреб.

- Контрабандисты очень хорошо работают, - честно признают аналитики службы безопасности. - Ну, с их-то“бабками” и техническим оснащением...

Лжеэкспорт, схемы с участием магазинов беспошлинной торговли “дьюти фри” (могут гнать контрабанду и прокручивать ее через магазин), ложный транзит - мафия на выдумки хитра.

Лжеэкспорт. Дано: при отправке экспортного товара за рубеж государство должно вернуть отправителю налог на добавленную стоимость. По действующим сейчас правилам товар оценивается на таможне по цене последней сделки. Значит, берем ржавый станок с ЧПУ, выпущенный в Ростове во время оно. Отправляем в Англию. Конечно, ростовская ржа нужна туманному Альбиону как рыбке зонтик, но, если оформить станок по подложным документам через 10 промежуточных фирм, его цена вырастет с 1,5 тысячи рублей до 1,5 тысячи долларов. Таможня проштампует бумаги - и везите за границу. После чего отправитель смело идет в налоговую и требует вернуть 20% НДС от цены последней сделки.

И ни один таможенный инспектор, будь он даже суперчестный, тут ничего не сделает: у таможенного комитета нет права требовать у отправителя платежку с первоначальной НДС. Вот она - одна из заложенных когда-то в закон “бомб”.

И снова - старый знакомец, ложный транзит . Сколько в 4% заявленного роста ВВП в России этого ложного транзита?.. На некоем заводе выпускают металлокерамические лезвия. Стоят они 16 долл. за кило и пользуются бешеным спросом у коммерсантов. Потому что... легкие и маленькие. Те вывозят чемодан лезвий, объявляя их цену уже по 2400 долл. за килограмм. Сначала экспортируют на Запад, потом возвращают на родину, но уже... по 6000 долл. И тут таможня бессильна: вот документы, вот товар. Верните честным коммерсантам НДС - 80 тысяч баксов!

Клюнет, не клюнет

Логично предположить, что при такой криминальной нагрузке таможенники должны нуждаться в защите. Они и нуждаются. В текущем году в России убиты 7 таможенников и 2 члена их семей. А еще зафиксированы 4 нападения, 2 случая силового противодействия при исполнении служебных обязанностей, 7 угроз расправой. Бандиты запросто могут гранату кинуть в окошко дома, сжечь машину, пугать по телефону... Сейчас проверяется возможная связь убийства ведущего инспектора Невельского поста (Великолукская таможня) и поджога дома начальника поста Сагарчинский (Оренбургская таможня) с их служебной деятельностью.

Для 8 сотрудников УСБ пришлось применять меры госзащиты - это когда для охраны придаются таможенные собровцы. Иногда сотрудников с семьями приходится вообще перевозить на другое место жительства, подальше от бандитской мести, и даже менять им паспортные данные. Больше всего ЧП отмечено в Южном, Дальневосточном, Северо-Западном таможенных управлениях и в таможнях западного направления Центрального управления (именно сюда входят Москва и область).

Что это - убирают неподкупных? Не всегда. В прошлом году в Подмосковье, на Жуковской таможне, убили капитана М., старшего инспектора отдела таможенного расследования. Убийство раскрыто при содействии УСБ. Оказалось, капитан завел дело о нарушении таможенных правил, взял деньги, чтобы это же дело прикрыть, но своего обязательства не выполнил. За что и поплатился. Сейчас идет следствие, задержаны четверо подозреваемых из кавказской ОПГ - исполнители и заказчики.

А в последнее время, как отмечается в сводках, сами таможенники начали подавать рапорты о том, что им предлагают взятки. Помните, мы говорили о прощупывании: клюнет, не клюнет?

В 1991 году, когда таможенные службы только зародились, бюджет пополнился на 9,7%. В 2001-м - уже на 38,2%. Доля таможенных платежей составляет сейчас более трети всех налогов в бюджет. На эти налоги государство, собственно, и живет.

Пока не шикует. А могло бы жить куда лучше. Как сказал Александр Козловский: “Безопасность в таможне - это часть системы безопасности страны”.

Есть о чем порассуждать?

Маргарита Мохель
"Московский Комсомолец" от 28.08.02.


Уважаемые подписчики!
Мы будем Вам очень признательны, если Вы примете участие в нашем очередном опросе:
Программным обеспечением какого разработчика Вы пользуетесь?
Академия-Сервис
Альта
Контакт
Сигма-софт
Сильмарилл
Сириус
Софтлэнд
СТМ
ТКС
Другой
Результаты

Заранее всем спасибо!
Принимайте участие в других наших опросах: http://www.vch.ru/vote/.

Нормативные документы

Новые документы:
  • Постановление Правительства РФ 621 от 20.08.02
    «О частичном изменении Постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.02. # 622.»
  • Постановление Правительства РФ 622 от 20.08.02
    «О временных мерах по защите российских производителей сливочного масла»
  • Постановление Правительства РФ 624 от 20.08.02
    «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации»
  • Приказ МСТ 522 от 08.07.02
    «Об отмене некоторых нормативных документов МСТ»
  • Письмо ГТК РФ 01-06/33465 от 19.08.02
    «О регистрации хозяйствующих субъектов в государствах - участниках таможенного союза»
  • Приказ МВТ 395 от 29.07.02
    «О технологии взаимодействия ОТНиПТ с подразделениями таможни»
  • Распоряжение ГТК РФ 548-р от 22.08.02
    «О признании утратившим силу письма ГТК России от 22.09.94 N 01-13/10896»
  • Распоряжение МВТ 97 от 13.08.02
    «Об исполнении распоряжения ЦТУ оТ 07.08.2002 N 67»
  • Приказ ЦТУ 464 от 09.08.02
    «О создании комиссии по согласованию выдачи лицензий на учреждение СВХ и ТС, лицензий таможенных брокеров и таможенных перевозчиков»
  • Приказ ГТК РФ 898 от 23.08.02
    «О внесении дополнений в приказ ГТК России от 05.08.2002 N 827»
  • Приказ ГТК РФ 897 от 23.08.02
    «О внесении дополнений в приказ ГТК России от 25.12.96 N 774 "О классификаторах и списках нормативно - справочной информации, используемой для таможенных целей"»
  • Распоряжение ГТК РФ 554-р от 23.08.02
    «О медицинских товарах, облагаемых НДС c 01.01.2002»
  • Приказ ГТК РФ 876 от 22.08.02
    «Об установлении контрольного уровня в отношении отдельных товаров»
  • Приказ ГТК РФ 859 от 08.08.02
    «О местах доставки и таможенного оформления товаров, ввозимых железнодорожным транспортом в Москву и московскую область»
  • Приказ ГТК РФ 771 от 22.07.02
    «О внесении дополнения в положение о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли»
  • Приказ МСТ 521 от 05.07.02
    «О взаимодействии отдела дознания, таможенных расследований, оперативно - розыскного и других подразделений таможни при подготовке материалов для принятия решения в порядке ст. 144 УПК РФ»
  • Приказ ГТК РФ 768 от 22.07.02
    «Об оформлении товаров (морских судов), временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации»

  • Главная страница - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Голосование

    "Виртуальная таможня": http://www.vch.ru/
    По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
    Тел./факс: (095) 925-58-49.


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное