Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Все о таможне. Выпуск 10.


Служба Рассылок Городского Кота

Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 10 от 22 сентября


Главная страница - Участникам ВЭД - База данных - Подписка на новости - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Анекдоты о таможне - Голосование - Архив новостей

Новости Российской таможни:

Налоговые законодательства приведут в гармонию.

Как сообщил источник, близкий к комиссии правительства России по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, с ноября может быть повышена пошлина на нефть, продаваемую нефтяными компаниями за рубеж. Комиссия может на следующей неделе рассмотреть вопрос о повышении действующей сейчас экспортной пошлины на нефть в 27 евро за тонну до 34 евро.

Правительство РФ продолжит политику снижения таможенных пошлин на высокотехнологическое оборудование.

Это, по словам вице-премьера, министра финансов РФ Алексей Кудрина, позволит модернизировать промышленность, сделать ее конкурентоспособной в ближайшее время. Выступая на Байкальском экономическом форуме, А.Кудрин особо подчеркнул, что существующая сегодня фискальная политика в области обходится стране очень дорого. "Мы оградились таможенными барьерами от всего того высокотехнологического, что может предложить мировая экономика", - отметил министр финансов.
Алексей Кудрин также заявил, что снятие барьеров, ограничивающих рынки, должно вестись как на федеральном уровне, так и региональном.

/AK&M/

Директор ФБР и глава ГТК РФ договорились о совместных действиях по пресечению контрабанды.

15 сентября в ГТК России состоялась встреча директора ФБР США Луиса Фри и председателя ГТК России Михаила Ванина. Как сообщили в пресс-службе ГТК, на встрече были обсуждены вопросы взаимодействия в борьбе ведомств с преступностью в сфере внешнеэкономической деятельности. Важным результатом встречи стала достигнутая договоренность о координации совместных действий по выявлению и пресечению преступлений в области экономической контрабанды, совершаемых недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности в США и России.

США могут отменить запрет на экспорт зерна из России.

Запрет на вывоз из России зерна, введенный на период оказания России в этом году американской продовольственной помощи, может быть снят в конце финансового года США, то есть 30 сентября, сообщили в посольстве США в Москве.

Источник напомнил, что соглашение между Россией и США предусматривало поставку в Россию на безвозмездной основе 300 тыс. тонн продовольственной пшеницы, 200 тыс. тонн продовольствия и около 20 тыс. тонн семян сельхозкультур. По условиям соглашения на период поставок в Россию американской продпомощи действует запрет на экспорт и реэкспорт пшеницы, пшеничной муки, ряда других зерновых культур и продуктов их переработки. По мнению экспертов ГТК России, для снятия запрета необходимо постановление правительства РФ, "поскольку российско-американское соглашение, предусматривающее ограничения на экспорт, было подписано и начало действовать именно после соответствующего постановления правительства" (февраль 2000 года).

/"Независимая газета"/


Новости Таможенного Союза.

***

Правительство РФ приняло решение о проведении переговоров с казахской стороной о заключении Генерального соглашения между Минтрансом России и Министерством транспорта и коммуникаций Казахстана. Целью переговоров является проведение согласованной транспортной политики и содействие эффективному функционированию и развитию евроазиатских транспортных коридоров на территории двух государств.

О таможенных льготах, предоставляемых лицам, переселяющимся из Киргизии в Россию и из России в Киргизию.

Распоряжение ГТК РФ от 9 августа 2000 г. N 01-99/928 устанавливает порядок таможенного оформления ввозимых в РФ товаров и транспортных средств, входящих в состав личного имущества физических лиц, переселяющихся на постоянное место жительства из Киргизской Республики в РФ и получивших разрешение на переезд, выдаваемое в установленном порядке, с полным освобождением от уплаты таможенных платежей.


Информация в прессе

Насмешка над бизнесом

      Чиновничья таможенная реформа не приведет к сокращению "серого" импорта и ударит по сбороч-ным производствам.
      Громоздкое таможенное законодательство и высокие ставки ввозных пошлин стали уже притчей во языцех. Значительная часть устанавливаемых государством импортных тарифов за последнее десяти-летие приобрела абстрактно-теоретический характер, ничуть не влияющий на реальный уровень про-текционизма российских производителей и потребителей. Поскольку бизнесмены со связями во власт-ных структурах имеют практически бесконечные возможности получения таможенных льгот. Менее удачливые, но более сообразительные коммерсанты в свою очередь разработали множество схем ми-нимизации таможенных платежей.
      К примеру, куриное мясо, которое до недавнего времени облагалось таможенной пошлиной по ставке 30%, можно декларировать как другие виды мяса птицы (ставка - 15%), готовую мебель (пошлина - 35%) представить как части для сборки мебели, облагаемые пошлиной в 5%, цветы, к которым приме-няется ставка 25%, обозначить как зелень (ставка - 5%). Таможенники, конечно, досматривают вво-зимый товар на предмет соответствия деклараций реальному характеру грузов, но обеспечить стопро-центный досмотр не могут физически. Да и не очень стараются. И дело не только и не столько в кор-румпированности таможенных инспекторов, хотя, по заверениям импортеров, в этой области таможенники могут побороться за лидерство со славными сотрудниками ГИБДД. Существуют и соображе-ния макроэкономического характера - если при действующих запредельных ставках импортных по-шлин на многие товары таможня будет скрупулезно выполнять закон, импорт одежды, например, про-сто прекратится. Что неизбежно приведет к потерям бюджета, да и к социальным волнениям.
      Значительная, и практически подавляющая, часть импорта компьютеров, бытовой и аудиовидеотех-ники растаможивается по "серым" схемам и существенно меньшим, чем официальные ставкам, (как правило, в пределах 10% от стоимости). Фактические накладные расходы импортеров обычно пример-но в равной пропорции делятся между "оптимизированными" до предела платежами государству и комиссионным "за оптимизацию" включая банальные взятки конкретным таможенникам.
      При этом объемы платежей государству в этой непрозрачной системе определяются по остаточному принципу. Нередко они представляют собой лишь результат договоренности между конкретными та-моженниками и импортерами о количестве и содержимом грузов. И никто не может сказать, сколько у нас реально импортируется куриных окорочков, дорогой одежды, телевизоров или других товаров.
      Хорошей иллюстрацией полуавтономного существования таможенной сферы может служить тот всегда поражавший аналитиков факт, что до августовского кризиса таможня неизменно выполняла бюджетные назначения, какими бы высокими они ни казались.
      Однако после кризиса картина резко изменилась - импорт сократился, таможенные сборы упали и таможенники волей-неволей принялись за мобилизацию резервов. Поначалу была объявлена борьба с незаконно ввезенными в страну товарами. Крупнейшей битвой в этой войне стала проведенная объединенными силами ГТК и налоговой службы операция "Импорт" ("Эксперт" писал о ней в # 7). Однако тогда же стало очевидно, что разовыми акциями, пусть даже столь масштабными, проблему борьбы с "серым" и "черным" импортом решить невозможно. В необходимости реформиро-вания системы таможенных тарифов уже не сомневались ни правительство, ни ГТК.

      Простота хуже воровства
      Впрочем, во взглядах на то, в какой степени можно и нужно реформировать тарифы, единства не было и нет. По нашей информации, суперлиберальный экономсоветник президента Андрей Илларионов предлагал ограничиться одной единственной ставкой, чтобы упростить тарифную систему до предела и тем самым в корне пресечь все нарушения. Правда, правительственные эксперты справедливо по-считали, что единственная ставка отнюдь не служит гарантией от нарушений (например, путем зани-жения таможенной стоимости), а проблем создает много. Были и предложения вообще ничего не ме-нять в действующей системе.
      Сошлись на том, что реформа таможенных пошлин все-таки нужна. Реформа была одобрена прави-тельством, в результате чего с 1 января следующего года количество основных ставок тарифа сокра-тится с семи до четырех - 5, 10, 15 и 20%. По ставке 30% будут облагаться лишь пять товарных пози-ций (сегодня - 888), по ставке 25% - 104 позиции, (сегодня - 624). Кроме того, будут унифициро-ваны тарифы по 2072 товарным позициям, а по 33 пошлина вырастет с нуля до 5%.
      В чем же суть таможенной реформы? Во-первых, правительство отказалось от запретительных тари-фов в размере 30 и 25%. Этого, кстати, от нас давно уже добивался МВФ, и Россия даже в прошлом
      году брала на себя такие обязательства, правда, по очень незначительному количеству товарных по-зиций.
      Второе направление реформы - отказ от нулевой ставки как для общего упрощения тарифной сис-темы, так и ради пополнения бюджета. Однако быстро выяснилось, что на многие товары мы не мо-жем поднять ставку с нуля хотя бы до 5%. Прежде всего потому, что Россия в свое время присоеди-нилась к Флорентийскому соглашению ЕС, согласно которому, в частности, нельзя устанавливать импортные пошлины на печатную продукцию - книги, газеты и журналы, а особенно на товары, необходимые для образования, - географические карты, учебники, etc. К тому же группа необла-гаемых пошлиной товаров включает инсулин, инвалидные коляски и запчасти к ним, а также другие товары медицинского назначения, поднимать пошлину на которые было бы просто неправильно.
      В итоге в новом тарифе все равно пришлось оставить 46 беспошлинных позиций.
      Третьим направлением реформы стала унификация тарифов в рамках однородных групп. Оно ока-залось самым трудоемким.
      Некоторые потенциально болезненные решения были отклонены. Так, не прошло предложение о повышении пошлины на нефасованный чай, поскольку в последние годы у нас были созданы мощ-ности по расфасовке, в которые вложены миллионы долларов. Повышение пошлины сразу сделало бы их нерентабельными. Из аналогичных соображений не повышены пошлины на жевательную ре-зинку - иностранные компании в свое время вложили большие средства на производство в России, руководствуясь обещаниями правительства, что в обозримой перспективе ничего в тарифах меняться не будет.
      С целью максимального снижения числа возможных нарушений при декларировании товаров экс-перты проанализировали около двух тысяч товарных позиций. Чтобы импортеры перестали выдавать куриные окорочка за индюшатину, а электротехнические товары - за комплектующие к ним.
      К сожалению, следует признать, что именно здесь чиновничья логика реформаторов выплескивает вместе с водой и ребенка. Унификация ввозных пошлин на комплектующие для компьютеров и те-левизоров со ставками на готовые изделия на корню убивает сборочный бизнес в России. "Они что, с ума посходили? Встанет весь Зеленоград, а западные компьютерные брэнды вмиг захватят столь тя-жело завоеванные нами ниши на отечественном рынке", - возмущался в разговоре с корреспонден-том "Эксперта" представитель одной российской компьютерной фирмы.

      Надежды и потери
      Самым интригующим в эпопее с реформированием таможенных тарифов представляется то, что ни у кого из чиновников нет четких представлений о последствиях этих новаций для экономики. Экс-перты гайдаровского института обещают падение поступлений в бюджет, поскольку снижается средний уровень тарифов. Минфин заложил в бюджете на следующий год снижение доходов от внешнеэкономической деятельности, связанное с изменением таможенных тарифов, но неофициаль-но министерские эксперты заявляют, что значительного влияния на бюджет реформа не окажет. Ряд экспертов допускает теоретическую возможность прироста доходов бюджета в надежде на увеличе-ние объемов импорта. Что касается представителей ГТК, которые хорошо знают реальную картину, то их прогнозы весьма оптимистичны. Основываясь на данных об официальных объемах импорта и структуре платежей, они рассчитывают на прирост объемов импорта в размере 10-15%, что априо-ри компенсирует бюджетные потери от снижения тарифов. С этими оценками согласно и Министерство экономики и торговли.
      Однако мы вряд ли можем разделить чувство растерянности, которое испытывают чиновники. С точки зрения импортеров, таможенная реформа не даст практически ничего. Снижение официальных тарифов (с 20-25 до 10-15%) недостаточно радикально для того, чтобы вывести из тени "серый" импорт, а вот сборочные производства действительно пострадают. Они станут жертвой тупой чи-новничьей борьбы с "нарушениями на границе".

Максим Рубченко
"Эксперт" #247 от 18 сентября

Серые кардиналы.

      Борьба с полулегальным импортом встречает жесткое противодействие.
      Производитель копировального оборудования компания Canon объявила о начале борьбы с "серым" импортом своей продукции в Россию. Однако у иностранной компании немного инструментов для разрешения проблемы, являющейся лишь видимой частью целого клубка импортно-экспортных противоречий, выраженных в борьбе различных высокопоставленных группировок.
      "Серый" импорт назван серым по той причине, что "черным", то есть противозаконным, он все же не является. Но до незапятнанности "белого" импорта, то есть абсолютно легального и прозрачного, ему далеко. Дело в том, что мировые корпорации редко продают свою продукцию напрямую, создавая сеть компаний-дилеров. Однако если появляется возможность купить товар в другой стране, но дешевле, российская компания этим часто пользуется. А такие возможности появляются часто - западные дистрибьюторские компании заинтересованы в быстрой распродаже складских запасов и могут позволить себе работать с очень маленьким процентом прибыли.
      Для России эта проблема является важной, поскольку наш рынок заполнен импортными товарами. В результате потребитель может получить товар, пусть даже являющийся качественным, но не предназначенный для российского рынка. Но многие крупные российские компании научились быстро и дешево адаптировать аппаратуру - в магазинах до сих пор можно увидеть ультрасовременное устройство американского производства, оснащенное дешевым китайским блоком питания. Причем гарантия на такую продукцию осуществляется в полном объеме - дешевая рабочая сила и азиатские комплектующие делают такой сервис не очень обременительным.
      Для легальной продажи "серого" оборудования необходимо снабдить товар необходимыми марками и сертификатами. Но российские компании научились решать и эту проблему, умудряясь получать легальные документы на такой товар. К тому же госорганы зачастую оказываются столь нерасторопны, что не успевают "обслужить" даже легальных поставщиков. Известно, что дефицит необходимых наклеек вызвал множество нареканий к таким компаниям во время недавней операции "Импорт".
      Но есть одна проблема государственного уровня. Структуры, получающие гигантские прибыли от откровенно "черного" провоза товара через таможню, кровно заинтересованы в "серости" импортных операций, не позволяющих вести четкий учет ввозимой аппаратуры. Не секрет, что эти структуры имеют влиятельное лобби в высших эшелонах власти.
      Понимая все эти проблемы, компания Canon начала продавать копировальные аппараты, произведенные исключительно для российского рынка. Раньше устройства этой серии маркировались одинаково для всей Европы, поэтому отследить "серые" поставки было трудно - по неофициальным данным, их доля может достигать по отдельным моделям 40%. Однако в Canon понимают ограниченность возможностей компании в данной области. Вот что заявила "Известиям" менеджер по работе с дилерами Canon Наталья Кузьмина: "Административные методы со стороны компании-производителя не помогут. Наша задача создать условия, когда "серый" импорт будет невыгоден и неудобен для российских дилеров".

Александр ЛАТКИН

Нормативные документы ГТК РФ за последнюю неделю.

  1. 1.Приказ ГТК РФ от 14 августа 2000 г. N 705
    Считать утратившими силу правовые акты ГТК России :
        1) Положение ГТК России от 04.03.92 N 01-20/791а;
        2) Приказ ГТК России от 11.11.92 N 527
        3) Приказ ГТК России от 04.04.94 N 126
        4) Приказ ГТК России от 22.08.94 N 434
        5) Приказ ГТК России от 27.09.94 N 493
  2. Приказ ГТК России от 22.08.2000 # 746
    Вводится новая редакция Классификатора. Классификатор преференций, льгот и иных особенностей по уплате таможенных платежей.
  3. Письмо ГТК России от 23.08.2000 # 01-06/24209.
    "О таможенной стоимости товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД России кодами 1107 10 1900 и 1107 20 0000" приводятся рекомендации по контролю таможенной стоимости вышеперечисленных товаров.
  4. Письмо ГТК РФ от 27 июля 2000 года N 05-10/21147
    "О получении из МВД России информации по транспортным средствам."
    При направлении запроса в ГУ ГИБДД МВД РФ необходимо указывать двухзначный код региона в соответствии с перечнем цифровых кодов регионов Российской Федерации, приведенным в приложении 1 к Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденному совместным приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 N 399/388/195. Подразделения Госинспекции и ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
  5. Письмо ГТК РФ от 10 августа 2000 г. N 01-06/32671
    В связи с поступающими запросами о разъяснении положений Приказа ГТК России от 16.06.2000 N 516 "О передаче в суд дел о нарушениях таможенных правил", а также по результатам предварительного обобщения практики применения данного приказа ГТК направлено письмо с соответствующими рекомендациями и разъяснениями.
  6. Приказ ГТК РФ от 28 августа 2000 года N 770
    "Об определении регионов деятельности таможенных лабораторий." Во исполнение Указа Президента РФ от 13.05.2000 N 849 "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе", п.5а приказа ГТК России от 22.06.2000 N 536 "О реорганизации Западного таможенного управления", п.8а приказа ГТК России от 24.07.2000 N 621 "О реорганизации Восточно-Сибирского таможенного управления", п.6б приказа ГТК России от 24.07.2000 N 626 "О переименовании и подчиненности таможенных лабораторий" определены регионы деятельности таможенных лабораторий РФ.
  7. Письмо ГТК РФ от 20 марта 2000 г. N 06-11/6791
    "О возврате денежных средств." Авансовые платежи, а также денежные средства, внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и иных обязательств плательщика в соответствии с таможенным законодательством, не относятся к излишне уплаченным суммам таможенных платежей. Денежные средства, не израсходованные после использования авансовых и депозитных средств для уплаты таможенных платежей, пени, процентов, также рассматриваются в качестве авансовых или депозитных средств.
    До тех пор, пока плательщик или таможенный орган не распорядится вышеуказанными авансовыми или депозитными средствами для уплаты сумм таможенных платежей, пеней, процентов, такие средства не являются налогами и сборами. С учетом этого на возврат (зачет) авансовых и депозитных средств не распространяется порядок возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов и сборов, установленный статьей 78 Налогового кодекса.

В Министерство юстиции РФ поступили на регистрацию:
  1. Приказ ГТК России от 23.08.2000 # 752 "О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК России по вопросу таможенного оформления и таможенного контроля";
  2. Приказ ГТК России от 23.08.2000 # 748 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 16.12.98 # 848 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации";
  3. Приказ ГТК России от 28.08.2000 # 768 "Об особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицамиi;
  4. Приказ ГТК России от 04.08.2000 " 667 "О внедрении новых технологий системы уплаты таможенных платежей"
Зарегистрированы:
  1. Распоряжение ГТК России от 09.08.2000 # 01-99/928 "О таможенных льготах, предоставляемых лицам, переселяющимся из Киргизии в Россию и из России в Киргизию",
    Регистрационный # 2374 от 01.09.2000.
Отказано в регистрации:
  1. Приказа ГТК России от 01.12.99 # 831 "порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской Федерации".
    Письмо Минюста России от 08.08.2000 # 6745-ЭР;
  2. Приказа ГТК России от 16.06.2000 # 516 LО передаче в суд дел о нарушениях таможенных правилi,
    Письмо Минюста России от 22.08.2000 # 7141-ЮД.

Сегодня в "Российской газете" опубликованы:
  1. Постановление Правительства РФ от 14.09.2000 # 676 "О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1999 г. # 1198", устанавливающее новые ставки экспортных пошлин на отходы и лом медные и алюминиевые. Вступит в силу с 19.10.2000.
  2. Указ Президента РФ от 09.09.2000 # 1622 "О приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации".
  3. Постановление Правительства РФ от 14.09.2000 # 681 "Об особенностях применения таможенных режимов при переработке иностранного уранового сырья".
  4. Постановление Правительства РФ от 08.09.2000 # 667 "Об упорядочении оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации".
  5. Распоряжение ГТК России от 09.08.2000 # 01-99/928 "О таможенных льготах, предоставляемых лицам, переселяющимся из Киргизии в Россию и из России в Киргизию". (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.09.2000 Рег. # 2374)

Если у Вас возникли вопросы - обращайтесь к нашим консультантам.
Уважаемые подписчики!
Мы будем Вам очень признательны, если Вы примете учатие в нашем очередном опросе:
Часто ли Вы давали взятки на таможне?
Постоянно
Довольно часто
Иногда
Никогда
Сам беру
Ничем таким не занимаюсь
Результаты

Заранее всем спасибо!
Принимайте участие в других наших опросах: http://www.custom-house.ru/vote.html.

Главная страница - Участникам ВЭД - База данных - Подписка на новости - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Анекдоты о таможне - Голосование - Архив новостей

"Виртуальная таможня": http://www.custom-house.ru/
Архив новостей: http://www.custom-house.ru/news/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
Тел./факс: (095) 925-58-49.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное