Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о таможне.

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Все о таможне от "Виртуальной таможни"

Выпуск # 6 от 27 июля


Главная страница - Участникам ВЭД - База данных - Подписка на новости - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Анекдоты о таможне - Голосование - Архив новостей

Новости Российской таможни:

В одноразовой посуде нашли "Мерседес".

Когда инспектора таможни на посту "Торфяновка" обнаружили эту дерзкую контрабанду, все очевидцы только ахнули: "Умеет работать наша таможня!" Досматриваемый таможенниками грузовик согласно документам вез груз, отправленный фирмой "Тенмед Брэдстер" из США. Груз - это одноразовая посуда и холодильные шкафы. В Московской области, скорее всего, этот контейнер ждали с более чем особым волнением и трепетом. Ведь среди коробок с одноразовой посудой и холодильниками были спрятанный абсолютно новенький "Мерседес" и джип "БMВ". Правоохранительные же органы начали сейчас изучать деятельность грузополучателей и, кто знает, может быть, кому-то из руководства этой фирмы придется в недалеком будущем передвигаться не на "Мерседесе", а в "воронке" и пользоваться алюминиевой посудой в местах не столь отдаленных.

/Сергей АЛЕХИН, соб. корр."РГ" Санкт-Петербург./

Владимир Путин внес в Госдуму на ратификацию Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ.

Президент Российской Федерации Владимир Путин внес в Госдуму на ратификацию Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 года, сообщила пресс-служба главы государства. Конвенция была подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 3 ноября 1999 года. Официальным представителем Президента РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания РФ вопроса о ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве назначен заместитель министра иностранных дел Василий Средин.


Новости Таможенного Союза.

Не мыслим себя без России.

Для Киргизии Россия "всегда была, есть и будет стратегическим партнером и союзником". Об этом заявил в интервью журналистам президент Аскар Акаев. Во время предстоящего 26 июля официального визита в Москву он намерен обсудить с российским руководством вопросы расширения торгово-экономических отношений, экономического и культурного сотрудничества между двумя странами. "Мы, киргизстанцы, не мыслим своего развития без влияния России, русской культуры и русского языка", - сказал А.Акаев.

Межбанковский валютный совет Белоруссии и РФ рассмотрит сегодня вопросы о введении единой денежной единицы и о формировании единого эмиссионного центра.

МИНСК, 24 июля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Окончательное согласование проекта соглашения о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства России и Белоруссии станет главным вопросом на 4-м заседании межбанковского валютного совета двух стран. Как сообщили накануне корр.ИТАР-ТАСС в управлении информации Национального банка Белоруссии, заседание планируется провести сегодня в Брестской области /западная Белоруссия/.
Заседание, как предполагается, пройдет в закрытом режиме.
В проект повестки дня внесены 6 вопросов. Наряду с согласованием проекта соглашения о единой валюте и эмиссионном центре планируется также обсудить экономическую ситуацию в Белоруссии и России в ходе реализации основных направлений денежно-кредитной политики. Стороны планируют рассмотреть и блок вопросов, касающихся унификации нормативной базы двух стран в сфере финансового регулирования.


Информация в прессе

Таможенная политика: проблемы и приоритеты.

Михаил ВАНИН Председатель Государственного таможенного комитета России.

      Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Взаимовыгодные связи с зарубежными странами позволяют оптимизировать структуру экономики, способствуют устойчивости банковско-финансовой системы, облегчают решение проблем занятости населения.
      Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, - это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных товаропроизводителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции.
      Действующее российское законодательство позволяет применять практически все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.
      Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.

Почему волнуются иностранные инвесторы?
      У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для экономики страны.
      Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. В законе о бюджете и других нормативных актах установлены количественные показатели по сбору платежей. Они обязательны для исполнения таможенными органами.
      Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета неуклонно растет (в 1995 году - 25 процентов, в 1999 году - уже 40 процентов). По сути дела, в последние годы таможня рассматривается почти исключительно как фискальный инструмент, а вся таможенная политика строится на ужесточении таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.
      Такой односторонний подход вызывает серьезную озабоченность наших зарубежных партнеров. По их мнению, подобная политика стала препятствовать нормальным экономическим процессам. По настоянию иностранных инвесторов, членов Консультативного" совета по иностранным инвестициям, была специально образована новая секция по совершенствованию таможенных процедур.
      Почти двухлетний опыт работы этой секции позволяет сделать печальный вывод: немало потенциальных инвесторов отказываются от намерения работать в России именно из-за чрезмерной фискальной направленности ее таможенной политики. Тем более что пересмотра такой политики в ближайшее время не ожидается.
      Фискальные "перегибы" российской таможенной политики заботят не только иностранцев. С просьбами о смягчении бремени таможенных платежей к правительству постоянно обращаются губернаторы, мэры, директора предприятий, руководители общественных организаций.
      Все они, как правило, получают стандартный ответ: действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления индивидуальных льгот. В принципе так и должно быть - равные шансы для всех.
      Однако решительный отказ от льгот не решает проблему таможенных платежей как таковую. И в результате закупленное за рубежом дорогостоящее оборудование годами бездействует и приходит в негодность на таможенных складах, а отечественные производители теряют одну за другой позиции на международном и внутреннем рынках.
      О том, насколько сильно влияние фискальных интересов на российскую таможенную политику, можно убедиться на примере введения экспортных пошлин.
      Как известно, до августа 1998 года высокий курс рубля существенно сдерживал российский экспорт и стимулировал импорт товаров. После финансового кризиса в августе-сентябре 1998 года ситуация поменялась на прямо противоположную: экспорт стал экономически более выгоден по сравнению с импортом из-за образовавшихся "ножниц цен" на внутреннем и внешнем рынках.
      Введение в этих условиях экспортных пошлин объяснялось просто: необходимо изъять в бюджет часть сверхприбыли, которая неожиданно образовалась у экспортеров. Причем планировалось, что срок действия пошлин не будет превышать шести месяцев.
      Однако эти пошлины существуют до сих пор. Их доля в общей структуре платежей, собираемых таможенными органами, сейчас превышает 50 процентов. Причем экспортными пошлинами облагается около 80 процентов российского экспорта в промышленно развитые страны. Трудно предполагать, что бюджет в ближайшее время откажется от этих доходов.

Таможенная политика должна стать более действенной.
      Сиюминутные фискальные выгоды не должны заслонять долгосрочные перспективы таможенной политики. Поэтому сегодня принципиально важно по-новому расставить акценты и обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.
      Нынешний фискальный перекос приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня непосредственно заинтересована в росте импорта, как главного источника налогообложения.
      Причем новые задания по сбору платежей практически всегда сопровождаются "смягчением" отношения таможни к импортерам, ввозящим большое количество товаров. Таким образом, отечественные производители, не всегда имея возможность конкурировать по качеству, лишаются также возможности конкурировать и по ценам.
      Следствием такой политики может стать полное прекращение отечественного производства многих товаров и превращение страны исключительно в производителя энергоресурсов.
      Очевидно, что в этих условиях основная задача государства заключается в разработке программы постепенного импортзамещения путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных промышленников что-либо производить.
      Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые могут широко использоваться для развития различных отраслей промышленности. Это прежде всего таможенные режимы.
      В частности, интерес представляет применение режима свободного склада в отношении строящихся объектов. Этот режим позволяет не взимать таможенные платежи (или взимать их в пониженном размере) на протяжении строительства и монтажа. Неуплаченные платежи начинают погашаться только после того, как начнется производство товарной продукции.
      Другой стимулирующий инструмент - предоставление рассрочек и отсрочек уплаты таможенных платежей, а также налогового кредита по таможенным платежам в соответствии с положениями Налогового кодекса.
      Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступления на внутренний рынок.
      Важно также восстановить таможенный аудит и изменить некоторые правила бухгалтерского учета. Существующая практика включения таможенной пошлины в состав косвенных расходов не позволяет проверить правильность определения таможенной стоимости при проведении аудита.
      Практическими мерами для реализации новой таможенной политики могли бы стать:

  • Создание системы предварительного декларирования, смысл которой заключается в том, чтобы информация о предъявляемых к оформлению товарах уже находилась в таможенном органе до их фактического оформления.
  • Использование механизмов валютного контроля, в частности, паспортов сделок для предварительного начисления таможенных платежей до момента таможенного оформления.
  • Внесение в документы, используемые во внутреннем товарообороте, данных, которые позволяют проверить законность таможенного оформления на любом этапе обращения товаров.
  • Создание единой информационной сети, позволяющей в кратчайшие сроки проверить правильность таможенного оформления товара по номеру ГТД.
  • Широкое развитие института таможенных брокеров и превращение их в настоящих налоговых агентов по уплате таможенных пошлин.
  • Устранение легальных возможностей уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме (исключение ряда товаров из беспошлинной торговли, недопущение использования таможенных режимов переработки, временного ввоза и т.д.).
  • Расширение взаимодействия с таможенными органами стран отправления товаров, что позволит в кратчайшие сроки проверять заявляемую информацию.
  • Внесение изменений в законодательство об ужесточении мер наказания за уклонение от уплаты таможенных платежей.

Каким быть таможенному тарифу.
      Таможенный тариф в принципе должен представлять собой не набор цифр, а интегрированную часть налоговой системы государства, которая стимулирует ввоз одних товаров, ограничивая при этом другие. При расчете ставок тарифа в отношении отдельных товаров надо исходить из получения бюджетом максимальных доходов либо за счет таможенных платежей, либо внутренних налогов тех отраслей, которые производят импортзамещающие товары.
      Когда мы говорим о конкретных изменениях в сфере тамо-женно-тарифной политики, основное внимание сегодня следует сосредоточить на двух аспектах. Прежде всего надо устранить возможности использования ставок таможенного тарифа, предназначенных для стимулирования ввоза отдельных товаров, недобросовестными участниками ВЭД.
      Возможно, следует предусмотреть более широкое использование принципа end-user, то есть применение ставок пошлин на товар в зависимости от его конечного назначения. В отношении таких товаров надо ввести обязательную предварительную классификацию (присвоение товару кода до его таможенного оформления).
      С другой стороны, следует признать, что сами ставки таможенного тарифа несовершенны и нуждаются в кардинальном пересмотре.
      Прежде всего надо оптимизировать абсолютный размер ставок таможенных пошлин, включая в необходимых случаях корректировку специфических составляющих комбинированных ставок на отдельные товары.
      Мировой опыт показывает, что применение высоких ставок таможенных пошлин приносит определенный эффект только в том случае, когда государство вводит жесткий протекционистский режим и дополняет таможенную политику административными мерами по контролю за рынком. Если же этого нет, то установление высоких ставок приводит либо к свертыванию торговых операций, либо к массовым уклонениям от уплаты платежей.
      Необходимо также расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин, в том числе так называемыми плюсовыми комбинированными ставками. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения от уплаты платежей путем занижения декларируемой таможенной стоимости.
      Введение фактически запретительных вывозных пошлин на товары, заявленные к экспорту по низким ценам, может стать дополнительным барьером на пути утечки капиталов из страны.
      Еще одна необходимая мера -установление одинаковых (унифицированных) ставок пошлин на товары, имеющие сходные характеристики. Это положит конец одному из самых распространенных нарушений - заявлению однородных товаров в товарные позиции, на которые установлена более низкая ставка пошлины.
      Тарифная политика должна стать более гибкой и оперативной. Чтобы быстрее реагировать на изменения экономической ситуации на рынках, следует шире использовать такие специфические механизмы, как сезонные пошлины и тарифные квоты, которые позволяют дифференцировать размер ставок пошлин.
      Эффективной мерой может также стать введение поощрительных пошлин. Ставки таких пошлин устанавливаются в размере 50 процентов от ставок, предусмотренных в тарифе, и применяются по решению правительства для стимулирования ввоза товаров инвестиционного назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным органом.

Новая политика и старые проблемы.
      Разработка новой таможенной политики - сама по себе задача не простая. Но еще более сложной задачей станет реализация этой политики.
      Существует разрыв между проводимой в стране таможенной и налоговой политикой. Уровень налогообложения во внешней торговле не всегда увязан с налогообложением иных видов деятельности. В результате идет перелив капитала в более рентабельные сферы бизнеса за счет уклонения от уплаты налогов. В то же время уровень взаимодействия таможенных, налоговых и других правоохранительных органов пока еще недостаточен, чтобы решительно пресекать таможенные нарушения.
      К сожалению, существует возможность "делать" таможенную политику на местах таможенного оформления. Используя определенные технические приемы (зачастую при содействии недобросовестных сотрудников таможенных органов), немалая часть участников ВЭД обходит таможенные барьеры. Сложилась определенная прослойка лиц, специализирующихся на уклонении от уплаты таможенных платежей.
      Стоит добавить, что недобросовестные участники ВЭД пользуются тем, что в существующей нормативно-правовой базе есть очень много пробелов. Особенно когда речь идет о странах СНГ.
      И еще одно важное обстоятельство. Уровень внутренних цен на потребительском рынке России сложился в тот период, когда значительная часть товаров ввозилась в страну фирмами, имевшими различные льготы.
      Примечательно, что отмена льгот не привела к адекватному изменению цен внутреннего рынка. Объясняется это тем, что большинство импортеров нашли различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей - занижение стоимости, недостоверное декларирование товаров, неправомерное использование таможенных режимов и т.д. Сегодня многие участники ВЭД просто не смогут ввозить конкурентоспособные потребительские товары, если будут платить таможенные платежи в полном объеме.
      Основные технические приемы нарушителей таможенных правил хорошо известны специалистам. Борьба с ними - это прежде всего детально расписанные технологии таможенного оформления различных товаров.
      Гораздо сложнее устранить объективные предпосылки, которые порождают подобные нарушения. Это можно сделать только с помощью целой серии законодательных и административных мер. Среди них - ликвидация еще существующих льгот, ужесточение ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей, создание механизма бесспорного взимания неуплаченных платежей на любом этапе обращения товаров с любого лица, владеющего или распоряжающегося этим товаром.


Нормативные документы ГТК РФ за последнюю неделю.(13.07-19.07)

Опубликованы в "Российской газете".
  1. Постановление Правительства от 14 июля 2000 г. # 526
    "Об установлении на 2000 - 2005 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области". Вступает в силу через месяц после опубликования. В Приложении 1 к данному Постановлению приведены количественные ограничения на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
  2. Распоряжение ГТК РФ от 5 июля 2000 года # 01-99/794.
    В целях усиления контроля за перемещением автотранспортных средств иностранного производства (код ТН ВЭД России 8702 и 8703) начальникам региональных таможенных управлений приказано усилить контроль за перемещением через таможенную границу РФ автотранспортных средств иностранного производства, в частности, до 20 июля 2000 года завершить проверки предприятий, осуществляющих продажу автотранспортных средств иностранного производства.
  3. Приказ ГТК России от 13.06.2000 # 493
    "О внесении изменений в приказ ГТК России от 20.12.99 # 888". /Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.06.2000. Рег. # 2288/
  4. Приказ ГТК России от 09.06.2000 # 491
    "О местах доставки и таможенного оформления товаров отдельных категорий, происходящих с территории Республики Молдова". /Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.07.2000. Рег. # 2309/
  5. Приказ ГТК России от 07.06.2000 # 466
    "О признании утратившим силу разъяснения ГТК России от 27.01.95 # 01-13/1227". /Зарегистрирован в Минюсте РФ 12.07.2000. Рег. # 2304/
  6. Совместтный приказ ГТК России и МНС России от 23.06.2000 # 543/БГ-3-11/240
    "Приказ о формировании номера грузовой таможенной декларации после выпуска товаров". /Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.07.2000. Рег. # 2307/

  7. Опубликованы в "Российской Газете"

  8. Приказ ГТК РФ от 16 июня 2000 г. N 516
    "О передаче в суд дел о нарушениях таможенных правил"
        Приказом вводится в действие Порядок передачи в суд дел о нарушениях таможенных правил, предусмотренных главой 39 ТК РФ. В Приказе определены категории дел, которые подлежат передаче в суд (дела по правонарушениям, предусматривающим конфискацию имущества), приводится алгоритм действий должностного лица таможенного органа, возбудившего соответствующее дело.
  9. Письмо ГТК РФ от 27 июня 2000 г. N 01-25/17380
    "О некоторых вопросах применения приказа ГТК России от 16.06.2000 N 516".
        Письмо посвящено разъяснению по отдельным процедурным моментам, связанным с направлением дел таможенных нарушений, предусматривающих конфискацию имущества, а также объявляет для руководства типовые формы некоторых процессуальных документов, которые направляются в суд вместе с делом. Письмом также разъясняется, кто из должностных лиц вправе направить материалы дела в суд, а также обращается особое внимание, что санкции в виде ареста имущества налагаются лицом, производящим разбирательство по таможенному правонарушению.
  10. Письмо ГТК РФ от 8 июня 2000 г. N 13-15/15673
    "Об исполнении положений приказа от 29.12.95 N 796".
    Письмом разъясняются некоторые вопросы, связанные с валютным контролем в случае несовпадения информации, содержащейся в ПС (ПСи), и сведений, заявленных в ГТД. Согласно разъяснениям, в случае указанного несоответствия, а также в случаях, когда сведения заявляются в двух и более различных валютах, общая фактурная стоимость товаров в ГТД (правый подраздел графы 22) указывается в валюте, в которой в соответствии с условиями возмездного договора определена стоимость товаров. Если условиями возмездного договора предусмотрена оценка товаров в двух или более валютах, данные сведения указываются в преобладающей валюте цены договора. В случае если товаросопроводительные документы оформлены в иной валюте, пересчет в валюту цены договора осуществляется декларантом самостоятельно по курсу Банка России на день принятия ГТД таможенным органом.
  11. Приказ Министерства торговли РФ от 10.02.2000 # 58
    "Об утверждении Инструкции о порядке представления в Министерство торговли Российской Федерации информации и документов, необходимых для регистрации контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, и осуществления контроля за их исполнением". /Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.03.2000. рег. # 2174/

Если у Вас возникли вопросы - обращайтесь к нашим консультантам.
Уважаемые подписчики!
Мы будем Вам очень признательны, если Вы примете учатие в нашем очередном опросе:
Как Вы минимизируете таможенные платежи?
Таможите в "черную", через "окно"
Занижаете Инвойс
Изменяете код
Грубыми исправлениями в тире
Через льготы ЦТУ, ГТК РФ
Через фирму-однодневку
Занижаете вес ("челноки")
Что-то "новенькое"
Этим не занимаюсь
Результаты

Заранее всем спасибо!
Принимайте участие в других наших опросах: http://www.custom-house.ru/vote.html.

Главная страница - Участникам ВЭД - База данных - Подписка на новости - Ссылки - Таможенный форум - Таможенный чат - Анекдоты о таможне - Голосование - Архив новостей

"Виртуальная таможня": http://www.custom-house.ru/
Архив новостей: http://www.custom-house.ru/news/
По вопросам рассылки: webmaster@emctc.ru
Тел./факс: (095) 925-58-49.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное