Граждане, окончившие военные кафедры, или оканчивающие их в ближайшее время, задают множество вопросов, касающихся возможного порядка их призыва на военную службу. В этом материале постараюсь обобщить ответы на многие из них, дабы исключить возможные заблуждения и не допустить возникновения лишних проблем. Действительно, в действующее законодательство внесены «лояльные» к офицерам запаса
поправки. Вместе с тем лицам, уже окончившим вузы с военной кафедрой или оканчивающим их в 2007 году, не стоит считать, что проблема уже позади, т.к. они все еще подлежат призыву на военную службу. Существует 2 вида призыва офицеров из запаса: призыв после окончания учебного заведения и призыв непосредственно после окончания учебного заведения. В первом случае гражданин может быть призван даже спустя несколько лет после окончания вуза. Тем не менее, часто этого не происходит, т.к. таких граждан достаточно
сложно найти. В отношении них используются уловки в виде выдачи временного удостоверения офицера с ограниченным сроком действия, дабы с большей вероятностью обеспечить их явку в военкомат. Документ воинского учета обязательно должен предъявляться при устройстве на работу, но в силу частого нарушения работодателями обязанностей по воинскому учету, эта мера не срабатывает. Основное отличие призыва по второму типу состоит в том, что он осуществляется военным комиссаром по месту нахождения учебного заведения,
а точнее - военной кафедры вуза. Именно в этом военкомате студенты проходят медицинское освидетельствование перед отправкой на военные сборы (а возможно и после), и заполняют «лист изучения кандидата на призыв». Эти действия являются неотъемлемой частью мероприятий, связанных с призывом на военную службу и, как правило, приводят в итоге к нему. Ввиду участившегося использования именно такого способа призыва, подробнее остановимся на нем. В свете грядущих законодательных изменений, такой порядок призыва
будет применен к большинству лиц, оканчивающих вузы в 2007 году. Иначе после наступления 2008 года их уже нельзя будет представить к призыву, и указ президента, четко оговаривающий количество призываемых граждан и действующий до 2010 года может остаться невыполненным. Одно из неотъемлемых действий, связанных с призывом – заполнение листа изучения кандидата на призыв. Именно в него впоследствии будет внесено решение военного комиссара о призыве конкретного гражданина. «Лист изучения кандидата на призыв»
преподносится в виде такой безобидной анкеты, которую среди прочего необходимо заполнить призывнику. Не обладая достаточными юридическими познаниями и, как правило, желанием в чем-либо подробно разбираться, будущие офицеры с легкостью подписывают сей документ, оставляя незаполненными несколько строк в графе «решение военного комиссара». Причем некоторые откровенно забывают о собственноручном заполнении такого документа когда-либо вообще. Тем не менее, чья-то забывчивость не мешает военному комиссару через несколько
дней или месяцев вписать недостающую фразу – «призвать на военную службу на 24 месяца» в пустующую графу. Если в личном деле офицера имеется действующее (оформленное менее года назад) заключение о категории годности, а письменных оснований, подтверждающих наличие права на отсрочку нет, весь пакет документов для оформления поименного приказа о призыве на военную службу готов. Откомандирование в часть в таком случае лишь дело времени. Формулировка причины вызова в военкомат (уточнение учетных данных; мероприятия,
связанные с призывом и т.д.) существенного значения не имеет. Граждане, не имеющие права на отсрочку, и явившиеся по вызову в таком случае, получают предписание на убытии в часть и, как правило, отправляются на службу. Не явившихся же, длительное время разыскивает по сообщениям военкомата милиция и прокуратура и они вынуждены скрываться, рискуя получить предписание даже спустя несколько лет или пополнить списки лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Чаще всего призываемым непосредственно после
окончания учебного заведения, повестка вручается вместе с дипломом в торжественной обстановке. Реже, вместе нее получают сразу предписание на убытие в часть. Обучение во многих учебных заведениях происходит по ступеням. Т.е. сначала студенты получают звание бакалавра, а уж затем – магистра. Молодым людям следует помнить, что если сборы непосредственно перед получением диплома бакалавра пройдены, их могут зачислить в запас и призвать. А если иногда этого не происходит, то только по доброй воле военного комиссара
и только до окончания магистратуры. Причина указана в ч.3 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в действующей редакции. А именно: согласно указанной норме на граждан, зачисленных в запас с присвоением звания офицера, не распространяется право на отсрочку в связи с получением высшего образования по очной форме обучения. Таким образом, незнание может обернуться в лучшем случае длительной судебной тяжбой, а в худшем – 24-мя месяцами службы в Российской Армии. Не обходится здесь
и без злоупотреблений. Дело в том, что к призыву непосредственно после окончания учебного заведения, могут быть представлены только граждане, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу. Всем студентам на период обучения предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, что согласно п.2 ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» объективно препятствует принятию в отношении них решения о призыве. Тем не менее, спорные вопросы, касающиеся призыва непосредственно
после окончания вуза, становятся актуальными, как правило, только после вручения предписания на убытие в часть. С момента же заполнения гражданином «листа изучения кандидата на призыв» до непосредственно откомандирования в часть, проходит, как правило, более 3-х месяцев. Военный комиссар является должностным лицом, чьи действия могут быть оспорены в установленном для таких случаев главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ порядке. Для подачи жалобы установлен срок – 3 месяца с момента, когда гражданин
узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Таким образом, фемида не оставляет заявителю шансов на успех: если молодой человек собственноручно расписался в листе изучения кандидата на призыв, то должен был знать о том, что его право подвергается нарушению. При этом отсутствие вписанного решения военного комиссара на момент заполнения листа доказать будет практически невозможно, т.к. судебно-техническая экспертиза, необходимая в таком случае, потребует уничтожения документа (суд, скорее всего, примет
возражения военного комиссара и откажет в проведении экспертизы). Вместе с тем, закон не создает безвыходных ситуаций, и любой офицер может воспользоваться правом на отсрочку. Тем более, что все они действуют вплоть до 2008 года. Не исключена реализация указанного права даже при наличии приказа о призыве на военную службу. В данном случае подлежать применению будет акт, имеющий высшую юридическую силу – Федеральный закон. Также хочется отметить, что в виду грядущих изменений в действующее законодательство,
всем необходимо быть предельно внимательными при заполнении любых документов в военных комиссариатах, а при возникновении спорных вопросов сразу обращаться к специалистам. Если вы не собираетесь связывать свою дальнейшую судьбу с военной службой, важно не допустить принятия решения о призыве в 2007 году. Действующий закон не вносит предельной ясности в положение лиц, призванных на военную службу до наступления 2008 года и не разъясняет возможности или невозможности реализации принятого ранее решения в 2008
году.
С уважением, Владимир Тригнин Военная коллегия адвокатов www.gvka.ru