Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Виртуальный юридический кабинет


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Название рассылки - Виртуальный юридический кабинет
Номер выпуска рассылки - 169
Количество подписчиков -415
Дата выпуска рассылки - 2007-07-06
Проектом <> предоставляются следующие услуги
размещение Ваших материалов в рассылках проекта
создание и ведение рассылок.
подбор нормативно - правовых актов.
подбор материалов судебной практики.
подбор материалов СМИ по праву.

Вопрос. В каком порядке подлежат налогообложению работы по ремонту, выполняемые российским налогоплательщиком, доработке, модернизации специальной техники, принадлежащей иностранному государству и находящейся на его территории (в том числе на территории Республики Беларусь)?

Ответ. Статьей 1 4 6 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги). Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 1 4 8 Кодекса являются исключением из данного правила.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 4 8 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации.

Таким образом, поскольку, как следует из запроса, движимое имущество находится на территории иностранных государств, работы по ремонту, доработке, модернизации специальной техники (в т.ч. и военного назначения) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Что касается налогообложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, следует иметь в виду следующее.

С 1 января 200 5 года вступило в силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенное между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь (далее - Соглашение).

Статьей 5 Соглашения установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств сторон.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о налогообложении налогом на добавленную стоимость работ по ремонту, доработке, модернизации движимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, следует руководствоваться положениями главы 2 1 Кодекса, в частности положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 1 4 8 Кодекса, изложенного выше.

При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 4 статьи 1 4 8 Кодекса документами, подтверждающими место выполнения работ, являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ.

(Письмо ФНС России от 0 1.0 7. 200 5 N 0 3- 4-0 3/ 1 1 2 9/ 3 1.)

Вопрос. Российская организация на основании договора приобретает исключительные имущественные авторские права на аудиовизуальное произведение у иностранного контрагента.

По условиям договора российская организация выплачивает правообладателю за предоставленные права на каждое произведение фиксированную денежную сумму без разделения на стоимость прав и стоимость носителя оригинала "Произведения".

Возникают ли в данном случае у российской организации обязанности налогового агента, предусмотренные статьей 1 6 1 Кодекса?

Ответ. Статьей 1 4 6 Кодекса установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В силу пункта 3 статьи 3 8 Кодекса товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Пунктом 2 статьи 3 8 Кодекса установлено, что под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

Согласно статье 1 2 8 Гражданского кодекса к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага. При этом, в соответствии с вышеуказанными нормами Кодекса, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные и неисключительные права на них (интеллектуальная собственность), не являются имуществом. Кроме того, авторские и иные аналогичные права на объекты таких прав не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором такой объект выражен, а передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо прав на указанные объекты, выраженные на материальном объекте.

Учитывая изложенное, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные и неисключительные права на них (интеллектуальная собственность), не могут признаваться товаром. Поэтому при налогообложении операций по передаче вышеуказанных прав не могут применяться нормы Кодекса, относящиеся к налогообложению операций по реализации товаров.

С целью решения вопроса о наличии или отсутствии объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации в случае, когда продавец и покупатель имеют место нахождения в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация, статьей 1 4 8 Кодекса установлен механизм определения места реализации работ (услуг).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 4 8 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Данное положение применяется при передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.

При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в названной норме Кодекса, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство).

Таким образом, при приобретении услуг по предоставлению исключительных имущественных авторских прав на аудиовизуальное произведение местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, при реализации вышеназванных услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, у российской организации возникают обязанности налогового агента, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 6 1 Кодекса.

(Письмо ФНС России от 2 3.0 5. 200 5 N 0 3- 4-0 3/ 8 4 4/ 2 8.)

Вопрос. Муниципальное учреждение здравоохранения (далее - Больница) оказывает медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Больница заключила договор возмездного оказания услуг по лабораторной диагностике пациентов, проходящих бесплатное стационарное лечение по полисам ОМС, с другим муниципальным учреждением здравоохранения (далее - Диспансер).

Освобождаются ли от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуги по диагностике заболеваний пациентов, проходящих стационарное лечение в Больнице, оказываемые Диспансером по договору с Больницей, при наличии у Диспансера лицензии на право осуществления в рамках амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи работ и услуг по специальности "Клиническая лабораторная диагностика"?

Ответ. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 4 9 главы 2 1 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В целях настоящей главы к медицинским услугам, в частности, относятся:

услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.0 2. 200 1 N 1 3 2 "Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".

Как следует из вопроса, муниципальное учреждение здравоохранения (далее - Больница) оказывает медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Больница заключила договор возмездного оказания услуг по лабораторной диагностике пациентов, проходящих бесплатное стационарное лечение по полисам ОМС, с другим муниципальным учреждением здравоохранения (далее - Диспансер).

В указанной ситуации, руководствуясь абзацем 2 подпункта 2 пункта 2 и пунктом 6 статьи 1 4 9 Кодекса, при оказании медицинских услуг населению от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация медицинских услуг при наличии соответствующей лицензии.

Согласно разделу III "Медицинская помощь, предоставляемая в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования" Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 200 5 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 6. 1 1. 200 4 N 6 90, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, осуществляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при заболеваниях, перечень которых приведен в указанном разделе Программы.

В соответствии с Номенклатурой работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 6.0 7. 200 2 N 2 3 8 "Об организации лицензирования медицинской деятельности" (зарегистрирован в Минюсте России 1 1. 10. 200 2, N 3 8 5 6), работы и услуги по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" включены в перечень работ и услуг, оказываемых в рамках вышеуказанных видов медицинской помощи.

Таким образом, услуги по диагностике заболеваний (перечень которых приведен в вышеуказанном разделе Программы) пациентов, проходящих стационарное лечение в Больнице, оказываемые Диспансером по договору с Больницей, при наличии у Диспансера лицензии на право осуществления в рамках амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи работ и услуг по специальности "Клиническая лабораторная диагностика", не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

(Письмо ФНС России от 0 6.0 6. 200 5 N 0 3- 1-0 3/ 9 50/ 1 3.)

Вопрос. Освобождаются ли от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 4 9 Кодекса, услуги муниципального унитарного предприятия по оказанию на договорной основе транспортных услуг муниципальному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи"?

Ответ. Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 1 4 6 Кодекса облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, за исключением операций, перечисленных в пункте 2 статьи 1 4 6 и в статье 1 4 9 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пункта 6 статьи 1 4 9 главы 2 1 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, при наличии соответствующей лицензии.

В целях настоящей главы к медицинским услугам, в частности, относятся услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению.

Услуги скорой медицинской помощи перечислены в разделе 0 2 "Скорая и неотложная медицинская помощь" Номенклатуры работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 6.0 7. 200 2 N 2 3 8 "Об организации лицензирования медицинской деятельности" (зарегистрирован в Минюсте России 1 1. 10. 200 2, N 3 8 5 6) (далее - Номенклатура).

Как следует из вопроса, в соответствии с договором муниципальное унитарное предприятие оказывает услуги по транспортному обслуживанию МУЗ "Станция скорой медицинской помощи", т.е. оказывает транспортные услуги медицинскому учреждению, а не услуги скорой медицинской помощи населению, подлежащие лицензированию в соответствии с Номенклатурой.

В соответствии с Номенклатурой услуги по транспортному обслуживанию в перечне работ и услуг, оказываемых в рамках оказания услуг скорой и неотложной медицинской помощи, не поименованы.

Учитывая изложенное, услуги муниципального унитарного предприятия по транспортному обслуживанию МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России от 0 6.0 7. 200 5 N 0 3- 1-0 3/ 1 1 70/ 1 3.)

Вопрос. Средства на гарантийный ремонт получает уполномоченная российская компания от предприятия-изготовителя и передает в пользу сервисных центров (дилеров), а те в свою очередь нанимают подрядную организацию, осуществляющую данный гарантийный ремонт. Вправе ли в данной ситуации подрядная организация воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 1 3 пункта 2 статьи 1 4 9 Кодекса?

Ответ. В соответствии с подпунктом 1 3 пункта 2 статьи 1 4 9 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 0 7.0 2. 9 2 N 2 300- 1 "О защите прав потребителей" изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе; изготовитель на основании договора определяет предприятия, уполномоченные на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания.

Поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества, обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийный ремонт) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара.

На этом основании не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций-изготовителей (продавцов) (в т.ч. нерезидентов) либо организаций, выполняющих функции изготовителя (продавца), для ремонта и технического обслуживания товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.

Услуги по текущему ремонту указанных товаров, стоимость которых оплачивается потребителем, в полном объеме облагаются налогом на добавленную стоимость.

Из вопроса следует, что средства на гарантийный ремонт получает от предприятия-изготовителя уполномоченная российская компания, которая передает их в пользу сервисных центров (дилеров), а те в свою очередь нанимают подрядную организацию, осуществляющую гарантийный ремонт.

Таким образом, в соответствии с вышеназванной нормой Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только суммы, полученные организацией, осуществляющей непосредственно гарантийный ремонт, в пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта, а также стоимости запасных частей, использованных на осуществление данного ремонта.

При этом суммы вознаграждения, а также иные денежные средства, поступившие от предприятий-изготовителей и остающиеся в распоряжении российской компании, сервисных центров, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

(Письмо ФНС России N 0 3- 1-0 3/ 10 60/ 10@ от 20.0 6. 200 5.)


В избранное