Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Виртуальный юридический кабинет


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интернет - проект "BSM-pravo"

 

 

Виртуальный юридический кабинет
 
В рассылке «Виртуальный юридический кабинет» размещаются новости законодательства Российской Федерации, консультации по вопросам в сфере семейного, таможенного, гражданского права и.д., статьи ведущих юристов по проблемам применения отдельных положений законодательства.


У Вас возникли вопросы?

 


К
О
Н
С
У
Л
Ь
Т
А
Ц
И
И
П
Р
А
К
Т
И
К
А
О
Б
З
О
Р
Ы

 

консультации >> практика >> обзоры>> консультации >> практика >> обзоры>>
 

НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНАЯ СИСТЕМА КАК ФОРМА ЖИЛИЩНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А.Ю. ЧАЛЕНКО

Чаленко А.Ю., подполковник юстиции, помощник командира войсковой части 11103 по правовой работе - начальник юридической службы.

С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (далее - Закон о НИС, Закон), устанавливающий правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Этот Закон регулирует отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, а также для иных целей в случаях, предусмотренных в Законе.

Накопительно-ипотечная система (далее также - НИС) стала новой формой обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Предусмотренный Законом о НИС способ жилищного обеспечения носит форму социальной гарантии, имеющей для военнослужащих компенсационную и стимулирующую функции. Компенсационная функция заключается в предоставлении военнослужащим возможности реализации права на жилище на более льготных условиях по сравнению с другими гражданами. Применение компенсационного характера обусловлено необходимостью облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, затрудненный вследствие исполнения обязанностей военной службы, и обоснованно ввиду исполнения военнослужащими социально полезной деятельности, в которой заинтересовано государство и общество в целом.

Стимулирующая функция заключается в побуждении лиц к прохождению военной службы по контракту путем создания благоприятных условий для удовлетворения собственных интересов. Причем нормы Закона о НИС побуждают к заинтересованности в прохождении военной службы более длительный срок и стремлению добросовестно исполнять служебные обязанности.

Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также для иных целей в случаях, предусмотренных в Законе;
2) предоставления целевого жилищного займа;
3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить 20 лет (без учета дохода от инвестирования).

Не все военнослужащие имеют право воспользоваться правом участия в НИС. Участниками накопительно-ипотечной системы являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников НИС. Реестром участников НИС является перечень участников накопительно-ипотечной системы, формируемый федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Закона к участникам НИС относятся:
1) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;
2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г.;
3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;
4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

Следует заметить, что для части вышеперечисленных лиц включение в реестр участников НИС происходит после наступления определенного события вне зависимости от их волеизъявления (автоматически), а для другой - при наличии определенных условий и личном волеизъявлении (при подаче обращения в письменной форме о включении в реестр участников). В связи с этим для включения в реестр участников НИС различных категорий военнослужащих предусмотрены различные основания:
1) для лиц, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования и заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., - получение первого воинского звания офицера;
2) для офицеров, призванных на военную службу из запаса или поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, - заключение первого контракта о прохождении военной службы;
3) для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., - общая продолжительность их военной службы по контракту три года;
4) для сержантов и старшин, солдат и матросов - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;
5) для лиц, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования начиная с 1 января 2005 г. и заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников;
6) для прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников.
Федеральный орган исполнительной власти, в котором участник накопительно-ипотечной системы проходит военную службу, в письменной форме уведомляет военнослужащего о включении его в реестр участников и об открытии именного накопительного счета участника (или впоследствии - об исключении его из реестра участников и о закрытии именного накопительного счета участника).

В случае перевода военнослужащего из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, сведения об участнике накопительно-ипотечной системы должны быть переданы в реестр участников того федерального органа исполнительной власти, в который военнослужащий переведен для дальнейшего прохождения военной службы.

Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с Законом является:
1) общая продолжительность военной службы 20 лет и более;
2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.

В соответствии со ст. 14 Закона право на получение целевого жилищного займа у участника НИС возникает не менее чем через три года после его включения в НИС. По мнению автора статьи, законодатель не совсем удачно применил формулировку "включения в НИС", так как накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих - это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение (ст. 3 Закона). Более логично было бы применить формулировку "включения в реестр участников НИС".

Реализуется указанное право путем заключения с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:
1) приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений;
2) погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу).

Понятие целевого займа предполагает возможность его предоставления только для определенной цели. Эта цель определена п. 1 ст. 4 Закона о НИС - реализация права на жилище.

В результате заключения участником НИС договора целевого жилищного займа возникают заемные отношения, регулируемые ст. ст. 807 - 818 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Для обеспечения исполнения обязательств по возврату займа приобретаемое жилье оформляется в залог.

Правоотношения, связанные с залогом недвижимости, именуемым ипотекой, регулируются Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) <*>. Общие правила о залоге, содержащиеся в ГК РФ, применяются к отношениям по договору об ипотеке в случаях, когда указанным Кодексом или Законом об ипотеке не предусмотрены иные правила.
--------------------------------
<*> Более подробно об этом см.: Кудашкин А.В. Как должна действовать накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (целевой жилищный заем) // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 12. С. 6 - 9.

Целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период. Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа.

Целевой жилищный заем на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) предоставляется в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенным соответствующим договором, но не чаще одного раза в месяц, при этом объем предоставляемых средств не должен превышать фактический объем средств, учтенных на именном накопительном счете участника на конец месяца, предшествующего осуществлению очередной выплаты.

Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.

Особенности погашения целевого жилищного займа определены ст. 15 Закона. Погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника НИС обстоятельств, указанных в ст. ст. 10 и 12 Закона. К ним относятся следующие основания и случаи:
1) общая продолжительность военной службы 20 лет и более;
2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
3) исключение участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим. Целевой жилищный заем, полученный участником НИС, исключенным из списков воинской части по указанным основаниям, засчитывается в счет обязательств государства перед участником и не подлежит возврату членами его семьи.

При досрочном увольнении участника НИС с военной службы, если у него не возникли вышеуказанные основания (обстоятельства), начиная со дня увольнения по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. При этом уволившийся участник НИС обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет. Процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по целевому жилищному займу.

Целевой жилищный заем может погашаться досрочно. При продолжении прохождения участником НИС военной службы по контракту после погашения целевого жилищного займа начисления на именной накопительный счет участника производятся на общих основаниях.

Члены семьи участника НИС, использовавшего целевой жилищный заем для получения ипотечного кредита (займа), могут принять на себя его обязательства по указанному ипотечному кредиту (займу). В случае если кредитный договор (договор займа) переоформляется на лицо, принявшее на себя обязательства участника, данное лицо получает право на продолжение погашения ипотечного кредита (займа) за счет начислений на именной накопительный счет участника до даты, указанной в договоре предоставления целевого жилищного займа на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу).

Участник НИС или члены его семьи имеют право на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые он мог бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы (в календарном исчислении) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

Право на эту выплату предоставлено:
- участникам накопительно-ипотечной системы при общей продолжительности военной службы от 10 до 20 лет, уволенным с военной службы:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
- членам семей участников накопительно-ипотечной системы в случае исключения участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.

Выплата производится в трехмесячный срок, начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти заявления в письменной форме от участника НИС или членов его семьи с просьбой о получении выплаты.

Обязательным условием для осуществления выплаты указанным лицам является признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий, которое осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством.

В Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в действие с 1 марта 2005 г., понятие "нуждающиеся в улучшении жилищных условий" заменено на понятие "нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - нуждающиеся в жилых помещениях). Изменилась не только сама формулировка, но частично и основания и порядок признания нуждающимися в жилых помещениях.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются в соответствии со ст. 51 ЖК РФ:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям <*>;
--------------------------------
<*> Более подробно см.: Таранов А.П., Шорин А.В. Особенности признания жилья, занимаемого военнослужащими, непригодным для проживания: основания, порядок и правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 5. С. 16 - 21.

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Перечень оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, содержащийся в ЖК РФ, не является исчерпывающим. Так, п. 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрена возможность определения федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации оснований признания нуждающимися в жилых помещениях для обеспечения жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.

Особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (далее - Закон о введении в действие ЖК РФ).

Согласно ст. 5 Закона о введении в действие ЖК РФ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Статья 6 Закона о введении в действие ЖК РФ предусматривает следующий порядок нахождения на учете граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений:
- с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ;
- граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие данного Кодекса давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

В заключение хотелось бы отметить ряд особенностей, отличающих накопительно-ипотечную форму жилищного обеспечения военнослужащих от других форм жилищного обеспечения.

Предназначение НИС заключается не только в жилищном обеспечении военнослужащих, но и в стимулировании прохождения военной службы более длительным сроком при добросовестном исполнении служебных обязанностей (нежелательность увольнения по дискредитирующим основаниям), в отличие от обеспечения жильем по договору социального найма, при котором размер и время получения жилого помещения напрямую не связаны с продолжительностью военной службы.

В случаях, предусмотренных в Законе (подп. 5 п. 1 ст. 11), НИС предоставляет право использования средств, накопленных на именном накопительном счете, на иные, кроме улучшения жилищных условий, цели. В этом случае НИС может выступать не только как форма жилищного обеспечения военнослужащих, но и как выплата, поощряющая прохождение военной службы в течение 20 лет и более.

Участие военнослужащего в накопительно-ипотечной системе законодатель не связывает с фактом признания его нуждающимся в жилом помещении, наличия у него и членов его семьи в собственности жилого помещения или какими-либо иными условиями, кроме ранее указанных. При таких обстоятельствах военнослужащие, ранее обеспеченные за счет государства жилыми помещениями (например, при получении родителями жилья и дальнейшей его приватизации или при обеспечении жилым помещением в составе семьи родителей с помощью ГЖС), имеют в предусмотренных Законом случаях возможность повторного обеспечения жильем или улучшения жилищных условий за счет государства.

Размер средств, выделяемых для жилищного обеспечения с помощью НИС, не зависит от состава семьи, занимаемого служебного положения (кроме случая, когда это связано с изменением предельного возраста пребывания на военной службе), состояния здоровья участника НИС и членов его семи.

В отличие от обеспечения жильем по договору социального найма и с помощью ГЖС жилое помещение в рамках НИС приобретается в собственность участника НИС, в связи с чем в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшими членами семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется.

При прохождении военной службы по контракту несколькими членами семьи (супругами, детьми) и наличии у каждого из них оснований для участия в НИС каждый из них имеет возможность личного участия в НИС, что позволяет аккумулировать средства для жилищного обеспечения.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о радикальном отличии накопительно-ипотечной системы от имеющихся до сих пор форм жилищного обеспечения военнослужащих: особенностью НИС является индивидуальное обеспечение жильем военнослужащего без учета его имущественного положения при повышении заинтересованности в прохождении военной службы.

"За права военнослужащих", 2005


 

 


(при использовании материалов рассылки ссылка на нее обязательна)


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.vopros2005
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное