Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Акционерное общество: вопросы корпоративного управления


Акционерное общество:
вопросы корпоративного управления

Информационная поддержка - журнал "Акционерное общество:
вопросы корпоративного управления" (www.sovetnik.orc.ru)

В рассылке публикуются избранные материалы журнала "Акционерное общество : вопросы корпоративного управления", анонсы следующих номеров, и многое другое.

Настоящий журнал задуман как практическое пособие, энциклопедия корпоративного управления. Мы не только поможем подготовить и провести общее собрание акционеров, организовать работу совета директоров, оформить принятие решения по сделке с заинтересованностью, но и предложим Вам типовые формы документов: положений, протоколов, писем. Мы расскажем Вам о типовых ошибках, о наиболее интересном положительном опыте, постараемся уберечь от корпоративного шантажа, а если такое все-таки случится - поможем выйти выход из неприятной ситуации. Мы своевременно проинформируем Вас о вновь выходящих нормативных актах и дадим комментарии к ним, напомним о действиях, которые необходимо совершать в тот или иной период времени. И, конечно же, ответим на любые Ваши вопросы из области корпоративного права.

Для того чтобы информация в рассылках и была максимально полезной для Вас - сообщайте, пожалуйста, о вопросах, которые Вас интересуют.(e-mail: olegandr@mail.ru).

Подписаться на новый журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления" можно на сайте журнала: www.sovetnik.orc.ru/subscript.htm и в издательстве журнала (тел. (495) 624 - 13 - 63).


Вышел в свет новый номер журнала "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления". Тема номера "Отвечаем на вопросы читателей".
С содержанием номеров журнала можно ознакомиться на сайте журнала( www.sovetnik.orc.ru ).



Выпуск 58.

АНДРЕЕВ Олег Иванович,

заместитель генерального директора ОАО «Реестр»

 

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ, ДОКУМЕНТООБОРОТЕ, О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПО ТРЕБОВАНИЮ АКЦИОНЕРОВ

 

Многократно усложнившиеся требования регулирующих органов (сначала Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, теперь Федеральной службы по финансовым рынкам) к раскрытию акционерными обществами информации, многочисленные корпоративные конфликты, зачастую базирующиеся на подтасовке документов акционерного общества, повышающийся интерес внешних инвесторов к промышленным предприятиям России, и, в связи с этим, потребность в организации полноценного документооборота и документохранения в обществе — все говорит о необходимости более внимательно подходить к вопросу раскрытия информации и роли документов в жизнедеятельности общества.

 

Зачем нужно раскрывать информацию?

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг служит информированию участников рынка о действиях друг друга, помогает принимать решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Полное раскрытие информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвестиций.

В частности, обязательное раскрытие стандартизированной информации обо всех эмитентах, особенно тех, ценные бумаги которых обращаются на рынке, выполняет следующие функции:

n     предоставляет инвесторам информацию, необходимую для принятия взвешенного решения, что способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;

n     снижает затраты на получение необходимой информации об эмитенте, что также способствует росту эффективности рынка;

n     позволяет осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;

n     защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль над действиями руководства предприятия;

n     стимулирует конкуренцию между предприятиями, так как раскрытие информации о предприятиях и оценка их достижений тем самым способствует укреплению эффективности рынка;

n     защищает клиентов и кредиторов тех компаний, которые должны раскрывать финансовую информацию, предоставляя этим лицам информацию, позволяющую им принять решение о том, стоит ли им иметь дело с данными предприятиями;

n     повышает добросовестность и ответственность руководства предприятий;

n     позволяет осуществлять контроль над деятельностью предприятий со стороны государственных органов.

Учитывая все это, акционерному обществу следовало бы, на мой взгляд, максимально детализовать порядок предоставления информации по конкретным запросам, проработав все мелочи и не оставив ничего на волю случая либо усмотрение сторон.

 

Ответственность за нарушение требований законодательства по раскрытию информации

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в статье 30 вводит понятие раскрытия информации: «Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с законом».

Введя термин «раскрытия информации», законодатель, естественно, не забыл про ответственность за непредставление информации.

В статье 15.19. Кодекса об административных правонарушениях, определяющей ответственность за нарушение эмитентом требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, установлено:

1) непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа:

·       на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

·       на юридических лиц от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

2) нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа:

·       на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;

·       на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, в статье 185.1. Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), определяющей уголовную ответственность за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, установлены следующие виды ответственности. За злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (крупным ущербом в этой статье УК РФ признается ущерб, в две тысячи раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления) может последовать наказание в виде штрафа в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев. Виновный также может быть наказан обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

Огромное внимание вопросам контроля за раскрытием информации эмитентами уделяет ФКЦБ. Федеральная служба считает создание цивилизованного информационного поля самым приоритетным направлением своей деятельности, средством защиты прав акционеров и инвесторов, непременным условием развития российского фондового рынка.

Предоставление информации акционерам

Кроме публичного раскрытия информации нормы корпоративного законодательства предусматривают также обязанность акционерного общества предоставлять информацию и документы:

А) при реализации корпоративных процедур (подготовка и проведение собрания, реализация акционерами преимущественного права участия в подписке на акции нового выпуска и т.д.);

Б) по требованию акционеров согласно статьям 89 — 91 ФЗ «Об АО».

 

Согласно нормам ФЗ «Об АО» акционерное общество обязано хранить следующие документы:

n договор о создании общества;

n устав общества, изменения и дополнения, внесенные в устав общества, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;

n документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;

n внутренние документы общества;

n положение о филиале или представительстве общества;

n годовые отчеты;

n документы бухгалтерского учета;

n документы бухгалтерской отчетности;

n протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

n бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;

n отчеты независимых оценщиков;

n списки аффилированных лиц общества;

n списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах»;

n заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

n проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и иными федеральными законами;

n иные документы, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах», уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

 

Требования к организации хранения документов

Документы должны храниться по месту нахождения исполнительного органа акционерного общества в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Общество обязано обеспечить всем заинтересованным акционерам доступ к вышеуказанным документам. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Кроме того, полный доступ к документам общества имеет, в случае использования в отношении открытого общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция»), представитель Российской Федерации, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Какую информацию акционер может получить у регистратора?

Акционеры вправе получить довольно обширный объем информации у регистратора.

Что это за информация?

Во-первых, сведения о регистраторе общества, включая адрес, режим работы, прейскурант цен на его услуги, правила ведения реестра и т.д.

Во-вторых, личная информация, то есть сведения о записях на лицевом счете акционера:

§       выписка из реестра акционеров, которая является официальным документом, подтверждающим право собственности акционера на акции акционерного общества на день выдачи такой выписки;

§       справка об операциях по лицевому счету акционера за любой указанный период времени, содержащая сведения обо всех операциях с ценными бумагами, произведенных акционером в указанный период;

§       справка о наличии на счете акционера запрашиваемого количества ценных бумаг определенного вида, категории, типа.

Наконец, сведения об эмитенте: информация об эмитенте имеется у регистратора в ограниченном количестве и предоставляется очень редко. Так, до сих пор ведутся споры о том, может ли регистратор предоставить заинтересованным лицам учредительные документы и протоколы общих собраний своего клиента. С большой долей вероятности можно утверждать, что в вопросе предоставления информации об эмитенте регистратор будет всячески оберегать интересы эмитента.

Кроме того, акционер, владеющий одним процентом и более голосующих акций общества, вправе запросить у регистратора список акционеров, который будет содержать только наименования (имена) акционеров, количество, категорию (тип) и номинальную стоимость принадлежащих им акций. А акционер, владеющий 10% голосующих акций общества, может запросить список к инициированному им с соблюдением определенных процедур общему собранию акционеров.

Окончание следует>>


    В выпуске использовались материалы из последних номеров журнала "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления".
    Подписаться на новый журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления" можно на сайте журнала: www.sovetnik.orc.ru/subscript.htm и в издательстве журнала (тел. (495) 624-13-63).


    В избранное