Настоящий журнал задуман как практическое пособие, энциклопедия
корпоративного управления. Мы не только поможем подготовить и провести общее
собрание акционеров, организовать работу совета директоров, оформить принятие
решения по сделке с заинтересованностью, но и предложим Вам типовые формы документов:
положений, протоколов, писем. Мы расскажем Вам о типовых ошибках, о наиболее
интересном положительном опыте, постараемся уберечь от корпоративного шантажа,
а если такое все-таки случится - поможем выйти выход из неприятной ситуации.
Мы своевременно проинформируем Вас о вновь выходящих нормативных актах и дадим
комментарии к ним, напомним о действиях, которые необходимо совершать в тот
или иной период времени. И, конечно же, ответим на любые Ваши вопросы из области
корпоративного права.
Для того чтобы информация в рассылках и была максимально полезной для Вас -
сообщайте, пожалуйста, о вопросах, которые Вас интересуют.(e-mail: olegandr@mail.ru).
Подписаться на новый журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного
управления" можно на сайте журнала: www.sovetnik.orc.ru/subscript.htm
и в издательстве журнала (тел. (095) 924 - 13 - 63).
Вышел в свет новый номер журнала "Акционерное
общество: вопросы корпоративного управления". Тема номера "Корпоративные
конфликты".
С содержанием номеров журнала можно ознакомиться на сайте журнала. www.sovetnik.orc.ru/archive.htm
Выпуск 19.
Тема: КОРПОРАТИВНЫЙ
КОНФЛИКТ ГЛАЗАМИ РЕГИСТРАТОРА (часть 3)
Калинин М.Н., Генеральный директор ОАО "Регистратор "НИКойл"
Апогея этот Содом достигает при начале подготовки к собранию акционеров (как
правило, внеочередному - инициированному одним из противников): требования на
проведение внеочередного собрания и выдачу списка к нему, арест акций противника,
запрет голосовать, иски и исполнительные листы, запреты собраний (а ведь регистратор
еще и счетная комиссия общества, где больше 500 акционеров). Объем работы снова
возрастает в разы, каждый документ приходится проверять многократно, чтобы избежать
даже незначительной ошибки, все это опять прямо и косвенно увеличивает издержки.
Я уже не говорю о продолжающемся участии в судах в качестве соответчика или
третьего лица (суды это очень любят практиковать), что тоже накладно, как прямо
(командировочные), так и косвенно (отвлечение юристов от других неотложных дел).
Денег же, повторюсь, практически не прибавляется. Сюда добавляется разница в
психологическом подходе: для регистратора весь этот конфликт - огромная головная
боль и колоссальная проблема в добавление к массе других такого или иного, менее
аврального характера. Помимо бурлящего общества, есть менее взрывоопасные, но
это же не означает, что о работе с ними нужно забыть. Конфликтующие же стороны
свято уверены, что их проблема - самая животрепещущая и все, буквально все должны
бросить другие дела и заниматься только ей. Ни для кого не секрет, что у большинства
регистраторов крайне мало резервов под авральные ситуации. Очень небольшая группа
моих коллег обладает достаточными ресурсами, чтобы держать частично избыточный
персонал под такие конфликты: бюджеты сводятся впритык. Можно, конечно выдвинуть
эмитенту требование: у вас тут акционеры конфликтуют, надо бы прибавить денег
за оплату наших услуг, но это, боюсь будет неправильно истолковано. Кроме того,
к этому моменту генеральных директоров может быть уже более одного. Итак, мы
подошли к самому важному…
Рано или поздно регистратор может оказаться перед выбором
КОГО ПОДДЕРЖАТЬ
Действительно, как я уже показывал, даже в рамках законодательства можно
дать серьезные преференции одной из сторон конфликта. Соответственно,
ничем, в принципе не рискуя, регистратор может поддержать одного из противников.
Давайте проанализируем законодательные "зазоры", которые можно использовать
в этом случае:
1. Предоставление информации.
· выдача выписок - от 0 до пяти рабочих дней;
· предоставление иной информации (списка акционеров для владельца более 1%)
- от 0 до 20 дней;
· предоставление списка к собранию акционеров, проводимого по инициативе акционера
от 0 до бесконечности (об этом позже);
· отказ в проведении операции в реестре от 0 до 5 дней.
Понятно, что чем быстрее будет получена информация, тем раньше можно будет
воспользоваться ею. Особенное значение имеет информация по всему списку акционеров
(например, для упрощения скупки акций) и получение списка для проведения собрания
акционеров, здесь, как можно видеть, регистратор почти всемогущ. Я не акцентирую
особо внимание на том, что в двух этих последних случаях регистратор может выставлять
непомерно высокие цены за свою работу, поскольку ценообразование этих услуг
очень призрачно. Я лично видел списки, которые были составлены регистратором
не в алфавитном порядке, а в порядке номеров лицевых счетов акционеров, что
делало их (при 12 тысячах зарегистрированных лиц) затруднительными для использования,
но формально буква нормативного акта нарушена не была.
2. Проведение операций.
· открытие лицевого счета, внесение изменений в информацию лицевого счета зарегистрированного
лица, внесение записей о переходе прав собственности на ценные бумаги, внесение
записей о блокировании операций по лицевому счету, внесение записи об обременении
ценных бумаг обязательствами, внесение записей о зачислении, списании ценных
бумаг со счета номинального держателя, конвертация ценных бумаг, принадлежащих
отдельным владельцам - от 0 до 3 дней.
Думаю, нет необходимости в глубоком анализе этого "зазора". Оперативность проведения
операций в реестре жизненно важна для любой из сторон. За эти три дня могут
произойти любые события - от инициации собрания до визита приставов-исполнителей
с арестом акций одного из противников. Опять же оставим за скобками такие возможности,
как проведение операции задним числом или утечка информации в пользу одной из
сторон конфликта - мы анализируем только абсолютно законные возможности для
благоприятствования одному из противников.
3. Признание полномочий.
Не секрет, что в условиях корпоративных войн часто сторонами порождается два
и более директора, совета директоров и иных органов управления обществом. От
того, кого из них регистратор признает в качестве "законного", тоже зависит
достаточно много, а поскольку в нашей прекрасной стране юридическая практика
такова, что может быть два абсолютно законных, но полностью противоречащих друг
другу судебных решения, "личные" симпатии регистратора могут помочь ему определить,
какое из них "более абсолютно законно".
4. Жесткость подхода.
Соответственно, регистратор может подходить с разными мерками к однотипным
документам, предоставляемым разными сторонами. В одном случае - посмотреть сквозь
пальцы на мелкие неточности, в другом цепляться к каждой ерунде, затрудняя,
замедляя, удорожая работу, требуя нотариального заверения оригинала паспорта,
личной явки покойного…
5. Собрание акционеров.
Новации в законодательстве привели к еще большему возрастанию роли регистраторов
при осуществлении корпоративных процедур. Акционерные общества, которые имеют
свыше 500 акционеров, обязаны привлекать своего реестродержателя в качестве
счетной комиссии на собраниях, иначе результаты этих собраний могут быть оспорены.
А значит, у регистратора появляется отличный механизм помощи "дружественной"
группе акционеров. Впрочем, не буду отбивать хлеб у других авторов журнала -
тема "Регистратор и собрание акционеров" достойна отдельной обширной статьи.
6. Взаимодействие с проверяющими-расследующими.
Здесь регистратор тоже может очень помочь "друзьям": затянуть предоставление
информации, подготовить дружелюбный к одним и осуждающий других ответ на запрос,
выступить в суде с завуалированной (или даже явной) поддержкой одной их сторон.
В следующих выпусках: - Корпоративный конфликт глазами регистратора (окончание) Калинин М.Н., Генеральный директор ОАО "Регистратор "НИКойл"
В выпуске использовались материалы из последних номеров журнала
"Акционерное общество: вопросы корпоративного управления".
Подписаться на новый журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного
управления" можно на сайте журнала: www.sovetnik.orc.ru/subscript.htm
и в издательстве журнала (тел. (095) 924-13-63).