Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Недвижимость. Ипотека. Законодательство, юр. вопросы" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Проблемы Процессуального права (АПК, ГПК)
Информационный Канал Subscribe.Ru |

Номер выпуска рассылки: 46 Дата выпуска рассылки: 2004-11-10 Количество подписчиков: 1668
Зачет в судебной практике: актуальные проблемы
Отграничение зачета от мены
В практике арбитражных судов появилось значительное количество споров, возникших из отношений по неденежным расчетам. Однако участники гражданского оборота нередко охватывают понятием "зачет" не соответствующую юридическую конструкцию гражданского права, а экономический эффект эквивалентного товарообмена, полагая, что денежные обязательства, возникшие вследствие встречной поставки товара, прекратились зачетом. Но зачет не происходит автоматически, для него необходимо явно выраженное вовне действие и его восприятие другой стороной.
Проблема квалификации договорных отношений сторон как мены или зачета решена в постановлениях Президиума ВАС РФ путем выяснения буквального значения содержащихся в договоре слов и выражений, сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если обязательство по передаче товара не обусловлено встречной передачей товара другой стороной (встречным исполнением в имущественной форме), а используется механизм денежного взаимозачета, то это свидетельствует о наличии денежных обязательств участников друг перед другом, возникших из обязательств по поставке и определении зачета как способа прекращения обязательств*(1).
По мнению ВАС РФ, на оценку спорных правоотношений не влияет то обстоятельство, что при надлежащем исполнении сторонами договорных обязательств их встречные денежные требования предусматривалось погашать без проведения расчетов. Прекращение денежного обязательства зачетом не изменяет их денежного характера и не затрагивает оснований возникновения. Договор о взаимных поставках, определяющий обязанности сторон поставить друг другу товары и оплатить полученные от контрагента, нельзя квалифицировать как договор мены*(2). Взаимные поставки на условиях последующей денежной оплаты создают для каждой из сторон обязанности по оплате товара. Эти обязательства могут быть прекращены зачетом.
Согласно п. 1 ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Эквивалентность, которую обеспечивают мена и зачет, является причиной их распространения при осуществлении расчетов в отсутствие денег (неденежных расчетов). И зачет, и мена имеют компенсационную основу. При зачете погашаются равные однородные обязательства. Если одно из обязательств больше другого по сумме, то большее обязательно сохраняется в части, превышающей другое обязательство. При мене обмениваются разнородные товары одной стоимости. Если стоимость одного товара больше стоимости другого, то разница доплачивается в деньгах.
Определение однородных обязательств
Требование о перечислении авансового платежа как условие последующего исполнения обязательства по договору купли-продажи согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 3 сентября 1996 г. N 779/96 не является однородным с требованием о взыскании пени, обеспечивающим исполнение обязательств по другому договору о поставке продукции. На мой взгляд, оба требования денежные, однородные, а значит, зачет проведен правильно. Обязательство по перечислению авансового платежа может быть прекращено путем зачета денежных требований. Правовые последствия зачета такие же, как и уплата авансового платежа, расчет считается произведенным. Требование однородности относится только к предмету требований, но не к основаниям для их возникновения. В пункте 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований*(3), предусмотрено, что ст. 410 ГК РФ не требует, чтобы предъявляемое к зачету требование вытекало из того же обязательства или обязательства одного вида, т.е. для зачета не требуется однородность оснований для возникновения обязательств.
Проблематичным считается прекращение обязательства по уплате долга зачетом требований о взыскании неустойки. Хотя оба обязательства являются денежными, размер неустойки может быть оспорен как по праву, так и по размеру, а при возникновении спора - уменьшен судом, в том числе в порядке ст. 333 ГК РФ. Критерий бесспорности обязательства, которое направлено на зачет, применяют также к требованиям, касающимся процентов и убытков. Условие бесспорности зачитываемых требований предъявляют к тем долгам, которые подлежат проверке и оценке. Считается, что исчисление долга должно быть достоверным.
Однородность понимается как одинаковость предметов, наделенных родовыми признаками. Но в судебной практике происходит отрицание значимости качества оцениваемых для зачета требований, оценка происхождения (рода) требования подменяется характеристикой вида обязательства. Под однородностью требований понимают также формальную бесспорность и поэтому к незачетоспособным причисляют охранительные обязательства (убытки и неустойку), лишенные формальной бесспорности изначально. Но в таком случае при наличии любого спора возможность зачета сводится на нет, что свидетельствует о необоснованности формальной бесспорности.
Некоторые специалисты различают однородность фактическую и юридическую. Например, требование выражается в деньгах, но обладает юридическим своеобразием (основной долг, проценты, неустойка). Так называемые "неясные" требования (неустойка, убытки) тоже могут зачитываться, несмотря на то, что впоследствии размер требования может быть оспорен и уменьшен судом. Действительно, сомнение в обоснованности требования может возникнуть как в отношении требований охранительных, так и в наличии основного долга. Принять в качестве условия для совершения зачета бесспорность требований - значит ставить зачет в зависимость от произвола другой стороны, т.к. невозможно определенно установить, какие требования являются спорными, а какие - бесспорными.
Ограничительное толкование положений закона, в соответствии с которым могут быть зачтены обязательства, однородные не только по предмету, но и по своей природе и (или) основаниям возникновения, необоснованно сужает сферу применения зачета, имеющего для гражданского оборота большое экономическое значение.
Отдельные исследователи считают, что права требования, вытекающие из безусловных обязательств (в частности, вексельных), вполне могут быть предметом зачета с требованиями иными (в частности, с требованиями, вытекающими из кредитных договоров).
Постановление Президиума ВАСРФ от 15 июля 1997 г. N 897/97 также содержит правило о применении зачета как основания прекращения взаимных денежных обязательств - обязательства по кредитному договору и по векселям. Основание возникновения обязательства не является причиной запрета совершить зачет, хотя иное мнение высказывается в отношении вексельного обязательства: в отличие от общегражданского обязательства, в вексельном обязательстве для зачета недостаточно заявления одной стороны, т.к. вексель является абстрактным, безусловным обязательством, и должник обязан произвести исполнение независимо от основания его выдачи и взаимоотношений сторон (платить надо, потому что выдан вексель).
Возможность прекращения обязательства, вытекающего из векселя, зачетом предусмотрена и в совместном постановлении Пленумов ВАСРФ и ВС РФ от 4 декабря 2000 г. N 33/14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей", в п. 26 которого указано, что обязательство, вытекающее из векселя, может быть прекращено по иным основаниям, предусмотренным гл. 26 ГК РФ, в частности, зачетом встречного денежного требования. Заявление о зачете необходимо направлять с представлением доказательств наличия встречных вексельных требований.
Требование однородности предмета зачета вытекает из права кредитора не принимать исполнение, не соответствующее точно обусловленному. Обязательство по уплате рублей и обязательство по уплате иностранной валюты не могут быть прекращены путем зачета, т.к., согласно ст. 140, 141 ГК РФ валюта РФ и иностранная валюта являются самостоятельными видами имущества.
В пункте 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований, указывается, что обязательство по уплате покупной цены за товар и обязательство по выдаче кредита не могут быть прекращены зачетом, т.к. они различны по своей юридической природе, и исходя из существа кредитного договора понуждение к исполнению обязанности выдать кредит в натуре не допускается. В случае отказа банка в предоставлении кредита ему может быть предъявлено лишь требование об уплате неустойки и о возмещении убытков, причиненных неисполнением обязанности предоставить кредит, которое и могло бы быть предметом зачета. Предоставление кредита путем зачета встречных требований к заемщику по ранее выданным кредитам тоже нельзя признать правомерным, поскольку кредит предоставляется для потребления заемщиком, а не для погашения долга кредитору.
Разнообразие зачетов
Арбитражным судом Брянской области предоставляемые предпринимателями различного рода договоры о взаимозачетах оцениваются как гражданско-правовые сделки, отличающиеся от зачета, урегулированного ст. 410-412 ГК РФ*(4). В гражданском законодательстве нет специальных норм, посвященных регулированию зачета между тремя и более лицами, поэтому возникает вопрос о правомерности проведения зачета с участием трех и более лиц. Практика свидетельствует о проведении расчетов на зачетной основе тремя и более участниками зачета. Основанием для проведения зачета в таких случаях служит договор, заключаемый участниками зачета. Подобный договор является многосторонним, а проводимый на его основании зачет - многосторонним и разовым.
Гражданское законодательство разрешает субъектам гражданского права заключать любые сделки, в том числе и многосторонние, если последние не запрещены нормативными актами. Принцип свободы договора означает, что стороны могут заключать договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
Соглашения о проведении многостороннего зачета не имеют ничего общего с зачетом, определенным ст. 410 ГК РФ, однако из этого не следует, что они являются ничтожными, а значит, нарушенные права участников подобных соглашений подлежат защите судом в зависимости от конкретных условий договора и соответствующих прав и обязанностей сторон.
Считается принципиально неверным при анализе отношений на первое место ставить наименование договора, т.к. оценка конкретных прав и обязанностей сторон должна служить основанием для правовой классификации возникших отношений. Определение существа правоотношения и, соответственно, его правильная юридическая классификация должны производиться исходя из содержания договора, а не из его названия*(5).
Названия подписанного сторонами документа могут быть весьма разнообразными: "Трехсторонний акт о проведении взаимозачета"*(6), "Соглашение о проведении разового взаимозачета"*(7), "Многосторонний акт разового взаимозачета"*(8) и т.п.
Особенности соглашений о взаимозачете, позволяющие отграничить от обычных (предусмотренных ст. 410 ГК РФ) зачетов, следующие:
данный взаимозачет всегда является сделкой многосторонней и оформляется договором между его сторонами;
зачитываемые требования могут и не быть вполне однородными, поскольку ничто не препятствует достижению сторонами согласия об ином;
не всегда такие требования являются и встречными, т.к. в договорах с участием трех и более сторон встречные требования порой вовсе отсутствуют.
Многосторонний взаимозачет следует рассматривать как договор, в соответствии с которым происходит погашение "круговой задолженности" между тремя и более участниками. Многосторонний взаимозачет ошибочно определяют как смешанный договор, который одновременно означает и уступку права требования (перевод долга), и соглашение о погашении задолженности. Вывод о наличии в сделке о проведении многостороннего зачета уступки требования неверен. Уступка требования означает переход этого требования к третьему лицу, которое в силу этого становится новым кредитором прежнего должника. Такого положения не создается при производстве расчетов путем зачета.
Вопрос о правовой природе взаимозачета вызывает в судебной практике наибольшие трудности, т.к. в законодательстве нет соответствующих специальных норм, а предоставляемые сторонами протоколы (акты, соглашения) о взаимозачете содержат нечеткие, юридически безграмотные формулировки.
Арбитражный суд Томской области правомерно дал оценку подобному протоколу, считая, что фактически произведен допустимый действующим законодательством последовательный расчет между оформившими протокол зачета участниками. Взаимозачет рассматривается судом как способ осуществления расчетов между организациями, каждая из которых должна осуществлять платежи другой.
В судебной практике встречается мнение, что многосторонний зачет, произведенный на основании протокола взаимозачета, не является сделкой. По одному из дел апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, прекратила производство по делу, сославшись на то, что АПК РФ не предусматривает возможности рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными протоколов взаимозачетов (погашения долгов), и, что протокол взаимозачетов не является сделкой (договором)*(9). Президиум ВАС РФ посчитал, что оспариваемый протокол о зачете взаимных долгов по своей правовой природе является многосторонней сделкой (договором), поскольку прекращает гражданские права и обязанности сторон, носит экономический характер, поэтому данный спор подлежит рассмотрению арбитражным судом. На мой взгляд, спор о признании недействительным протокола о проведении взаимозачета подлежит рассмотрению судом, т.к. это иск о признании недействительным многосторонней сделки - договора о прекращении гражданских прав и обязанностей. При рассмотрении дела N А67-3290/99 Арбитражный суд Томской области признал протокол зачета взаимных требований трехсторонней сделкой, а Президиум ВАС РФ в постановлении N 486/98 от 13 октября 1998 г. характеризовал договор как четырехстороннюю сделку, предметом которого является деятельность сторон по осуществлению зачета взаимной задолженности.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 30 мая 2000 г. N 6088/99*(10) верно указано, что правовая конструкция многостороннего зачета состоит во взаимном погашении обязательств и требований его участников. Соответственно, правовые последствия многостороннего зачета не могут возникать у лица, не являющегося обязанным кому-либо из участников зачета.
От зачета, урегулированного ст. 410-412 ГК РФ, отличается также налоговый зачет (зачет переплаты налога, сбора, пени, штрафа), порядок проведения которого регулируется ст. 21, 32, 78 НК РФ. Однако встречаются судебные акты, ссылающиеся при оценке налогового зачета на ст. 410 ГК РФ, что следует признать неверным*(11). Положения ГК РФ, посвященные зачету, не могут служить нормативно-правовым основанием применения зачета в сфере бюджетных и налоговых правоотношений в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ. Ни законодательство о налогах и сборах, ни бюджетное законодательство не отсылают к гражданскому законодательству при регулировании механизма проведения налогового или бюджетного зачета.
И. Исаев
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2004 г.
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
*(1) Постановление Президиума ВАС РФ от 22 мая 2001 г. N 7012/00 // Вестник ВАС РФ.- 2001.- N 10.
*(2) Постановление Президиума ВАС РФ от 18 апреля 2000 г. N 506/00 // Вестник ВАС РФ.- 2000.- N 8.
*(3) Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29 декабря 2001 г. N 65 // Вестник ВАС РФ.- 2002. - N 3.
*(4) См.: Обобщение практики. Разрешение споров, связанных с зачетом встречных однородных требований (по материалам дел, рассмотренных Арбитражным судом Брянской области) // Арбитражная практика. - 2001. - N 4.- С.59.
*(5) Постановление Президиума ВАС РФ от 30 мая 2000 г. N 9057/99 // Вестник ВАС РФ. - 2000. - N 9.
*(6) См.: постановление Президиума ВАС РФ от 16 июня 1998 г. N 382/98.
*(7) См.: постановление Президиума ВАС РФ от 16 декабря 1997 г. N 4884/97.
*(8) См.: постановление Президиума ВАС РФ от 6 октября 1998 г. N 981/98.
*(9) Постановление Президиума ВАС РФ от 20 июня 2000 г. N 7222/99 // Вестник ВАС РФ. - 2000. - N 10.
*(10) Вестник ВАС РФ. - 2000.- N 9.
*(11) Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2002 г. N А 56-361/00.
Новости законодательства
Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных
актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
Статья 2
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413, 3421, 3429; N 49, ст. 4564; N 53, ст. 5015; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, N 1, ст. 2, 6, 10, 11; N 19, ст. 1749; N 21, ст. 1958; N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 26, ст. 2567; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2874, 2879, 2886; N 46, ст. 4444; N 50, ст. 4849; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711, 2715; N 30, ст. 3088; N 31, ст. 3219, 3220, 3222, 3231; N 34, ст. 3517, 3518, 3520, 3522, 3524, 3525, 3527; N 35, ст. 3607) следующие изменения:
5) раздел VIII дополнить главой 25.3 следующего содержания:"Глава 25.3. Государственная пошлина
Статья 333.16. Государственная пошлина
1. Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В целях настоящей главы выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. 2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины
1. Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе - плательщики) признаются:
1) организации;
2) физические лица.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;
2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:
1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов);
5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.
В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.
3. Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.
Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями
1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 10 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 200 рублей;
от 10 001 рубля до 50 000 рублей - 400 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 10 000 рублей;
от 50 001 рубля до 100 000 рублей - 1 600 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 50 000 рублей;
от 100 001 рубля до 500 000 рублей - 2 600 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 100 000 рублей;
свыше 500 000 рублей - 6 600 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 500 000 рублей, но не более 20 000 рублей;
2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;
3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
для физических лиц - 100 рублей;
для организаций - 2 000 рублей;
4) при подаче надзорной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 200 рублей;
6) при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц:
для физических лиц - 100 рублей;
для организаций - 2 000 рублей;
7) при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 100 рублей;
8) при подаче заявления по делам особого производства - 100 рублей;
9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
10) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов - 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей;
11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 1 000 рублей;
12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 100 рублей;
13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1 000 рублей;
14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза.
2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.
Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям
1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
4) при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;
5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается;
8) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;
10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;
14) при подаче надзорных жалоб государственная пошлина уплачивается только при подаче надзорной жалобы по делам, которые не были обжалованы плательщиком в кассационном порядке.
2. Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.
Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах
1. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 50 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 500 рублей;
от 50 001 рубля до 100 000 рублей - 2 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 50 000 рублей;
от 100 001 рубля до 500 000 рублей - 3 500 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 500 001 рубля до 1 000 000 рублей - 11 500 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 500 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей - 16 500 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 100 000 рублей;
2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 2 000 рублей;
3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц - 100 рублей;
для организаций - 2 000 рублей;
4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 2 000 рублей;
5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 2 000 рублей;
6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 1 000 рублей;
7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда - 1 000 рублей;
9) при подаче заявления об обеспечении иска - 1 000 рублей;
10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1 000 рублей;
11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 1 000 рублей;
12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей.
2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.22 настоящего Кодекса.
Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды
1. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
3) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;
4) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;
5) при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса;
6) при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.
2. Арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.37 настоящего Кодекса.
Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации
1. По делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при направлении запроса или ходатайства - 4 500 рублей;
2) при направлении жалобы организацией - 4 500 рублей;
3) при направлении жалобы физическим лицом - 300 рублей.
2. По делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при обращении организации - 3 000 рублей;
2) при обращении физического лица - 200 рублей.
3. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
4. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.35 настоящего Кодекса.
Статья 333.36. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям
1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:
1) истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
2) истцы - по искам о взыскании алиментов;
3) истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
4) истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
5) организации и физические лица - за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
6) стороны - при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
7) организации и физические лица - при подаче в суд:
заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;
частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;
8) физические лица - при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;
9) прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
10) истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
12) вынужденные переселенцы и беженцы - при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;
14) физические лица - при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;
15) истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;
17) истцы - по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
18) заявители - по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;
19) государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:
1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
2) истцы - инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
4) истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
5) истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.
Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды
1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:
1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
2) истцы - инвалиды I и II группы.
3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей."
Статья 18
Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012) следующие изменения:
1) статью 102 изложить в следующей редакции:
"Статья 102. Уплата государственной пошлины
Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.";
2) статьи 104 и 105 изложить в следующей редакции:
"Статья 104. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 105. Льготы по уплате государственной пошлины
Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.".
Статья 19
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2003, N 27, ст. 2700) следующие изменения:
1) статьи 89 и 90 изложить в следующей редакции:
"Статья 89. Льготы по уплате государственной пошлины
Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 90. Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.";
2) статьи 92 и 93 изложить в следующей редакции:
"Статья 92. Доплата государственной пошлины
1. Основания и порядок доплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. При увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины или разрешения судом вопроса об отсрочке, о рассрочке уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса.
Статья 93. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.".
Статья 22
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2005-I "О государственной пошлине" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 521);
Постановление Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2006-I "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О государственной пошлине" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 522);
Статья 23
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Статья 24
Установить, что до внесения соответствующих изменений в статью 39 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" государственная пошлина при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации уплачивается в размерах и порядке, которые установлены указанным Федеральным конституционным законом.
Полный текст документа представлен на сайте СПС "ГАРАНТ"
http://garant.ru/nav.php?pid=14&ssid=32
Обсуждение новых положений законодательства о государственной пошлине ведется на форуме ЮрКлуба
![]() |
Виртуальный Клуб Юристов - ЮрКлуб -
создан для обмена опытом
людей, связанных с юриспруденцией, оперативного обсуждения возникающих
вопросов. Для этих целей имеются: конференция, чат, статьи, самая
полная база данных юристов, адвокатов, нотариусов и юридических фирм для подбора
партнеров или исполнителей юридических услуг. |
Также предлагаем вашему вниманию рассылки "Новости Виртуального Клуба Юристов" и "Трудовое право"
В рассылку попадает самое интересное из жизни ЮрКлуба - анонсы статей, юмор юристов,
объявления об интересных вакансиях, юридические семинары, случаи из практики и многое другое.
Приглашаем к сотрудничеству авторов.
Все материалы для статей, замечания и предложения по совершенствованию рассылки "Проблемы Процессуального права"
направлять по адресу: jason_voorhees@mail.ru
С уважением,
Гладышев Дмитрий (ник Jason Voorhees)
Гордейчик Алексей (ник Gordey) Федоров Александр (ник Федоров Александр) |
![]() |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.advice.process |
Отписаться |
В избранное | ||