Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Правовая помощь малому и среднему бизнесу


Компания «Доминус» предлагает Вам информацию, подготовленную нашими юристами-практиками в области регистрационного и налогового права.

Из этого выпуска Вы узнаете о порядке ведения книги учета доходов и расходов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Специалисты компании «Доминус» всегда рады оказать Вам более подробную консультацию, а также полностью сопровождать деятельность предпринимателей, связанную с налоговой отчетностью. Многоканальный телефон 744-69-27.

 

 

Книга учета доходов и расходов при УСН

 

Налогоплательщики, применяющие УСН, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для определения налоговой базы и суммы налога. Налоговый учет согласно статье 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) ведется в книге учета доходов и расходов. С 1 августа 2004 года форма книги и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, и порядок отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, утверждены, как уже отмечено, Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 года №167н. Форма книги и порядок отражения в ней хозяйственных операций приведены в приложениях №1,2 к Приказу.

Регистрация книги учета доходов и расходов в налоговых органах главой 26.2 НК РФ не предусмотрена, однако в Приказе Минфина РФ такая обязанность установлена. До начала ведения книги она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью. Кроме того, подпись должностного лица налогового органа должна быть и на титульном листе книги.

Приказом Минфина РФ налогоплательщикам предоставлено право вести книгу учета доходов и расходов в электронном виде. В этом случае налогоплательщик обязан распечатывать книгу по окончании отчетного (налогового) периода. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде, и выведенной по окончании налогового периода на бумажные носители указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью. Обратите внимание, что срок, до которого Книга учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде, должна быть представлена в налоговый орган не указан. По нашему мнению, это нужно сделать до представления налоговой декларации.

Исправление ошибок в Книге должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя).

Разъяснения по внесению исправлений в книгу учета доходов и расходов при применении УСН приведены в Письме Минфина Российской Федерации от 15 декабря 2003 года №04-02-05/1/108 «О внесении исправлений в налоговые регистры организациями и предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения». Согласно разъяснениям, если фирма ведет книгу учета доходов и расходов в электронном виде, то ей придется внести в программу неправильную запись со знаком «минус», а затем и верную операцию. Если книга ведется в бумажном виде, то нужно зачеркнуть неправильный показатель и вписать правильное значение. При этом, как мы уже сказали выше, исправление должно быть заверено подписью руководителя организации и оттиском печати. Кроме того, необходимо указать дату исправления.

 

РАЗДЕЛ I КНИГИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Раздел I книги называется «Доходы и расходы». Этот раздел заполняется всеми налогоплательщиками. Налогоплательщики обязаны обеспечить полноту, достоверность и непрерывность учета показателей, необходимых при определении налоговой базы. В книге учитываются доходы учитываемые при налогообложении, и произведенные в результате осуществления предпринимательской деятельности.

Графа 7 заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» В этой графе налогоплательщик отражает расходы, указанные в статье 346.16 НК РФ.

Справочную часть раздела I заполняют налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В разделе 1 в хронологическом порядке позиционным способом отражаются хозяйственные операции за отчетный период на основании первичных документов. Непосредственно законодательством о налогах и сборах в настоящее время не установлены правила и требования к оформлению первичных документов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, совершаемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если форма документов не предусмотрена в этих альбомах, то такие документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

 

РАЗДЕЛ II КНИГИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Особый интерес представляет Раздел II «Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за отчетный (налоговый) период», который заполняется только налогоплательщиками, определяющими налоговую базу как доходы, уменьшенные на величину расходов.

Расходы на приобретение основных средств принимаются при расчете налоговой базы следующим образом.

  • Если основное средство приобретается в период применения упрощенной системы, то расходы учитываются в полной сумме в момент ввода основного средства в эксплуатацию. Эти расходы отражаются на конец отчетного (налогового) периода. В главе 26.2 НК РФ говорится, чтобы стоимость основного средства была включена в расходы, оно должно быть оплачено.
  • Если основное средство приобретено до перехода на упрощенную систему, то нужно определить его остаточную стоимость на момент перехода. Эта стоимость включается в расходы в зависимости от срока полезного использования. Стоимость основных средств со сроком полезного использования до трех лет включается в расходы в течение одного года применения УСН. Если срок полезного использования составляет от 3 до 15 лет, то в течение первого года применения УСН включается 50% стоимости, второго года – 30%, третьего года – 20%. Стоимость основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет списывается в течение 10 лет применения упрощенной системы равными долями стоимости основных средств.

Статьей 346.25 НК РФ установлено, что остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных до перехода на упрощенную систему, отражается в налоговом учете на дату перехода на упрощенную систему.

Если основное средство приобретено и введено в эксплуатацию в период применения общей системы налогообложения, а оплачено после перехода на упрощенную систему, то остаточная стоимость учитывается, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произведена оплата.

Порядком заполнения книги учета доходов и расходов установлено, что первым кварталом эксплуатации основного средства считается квартал, в котором оно было оплачено, за исключением случаев, когда оплата произведена в последнем месяце квартала. В этом случае первым кварталом будет считаться квартал, следующий за месяцем оплаты.

Налогоплательщиками указывается отчетный (налоговый) период, за который производится расчет расходов на приобретение основных средств, принимаемых при расчете налоговой базы по единому налогу (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год). Данные по приобретенным и оплаченным объектам основных средств отражаются в расчете позиционным способом по каждому объекту отдельно.

 

РАЗДЕЛ III КНИГИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Раздел III Книги заполняется исключительно по итогам налогового периода и только в случае, если по итогам предыдущего периода были получены убытки. В случае превышения доходов над расходами этот раздел не заполняется

 

Более подробную информацию, связанную с особенностями ведения книги учета доходов и расходов, Вы можете узнать, обратившись в Юридическую компанию «Доминус» (многоканальный телефон 744-69-27), или связавшись с нами по электронной почте info@dominus.com.ru

Наш сайт http://www.dominus.com.ru/

Рассылка подготовлена по материалам сайта  http://www.klerk.ru

 


В избранное