Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Правовая помощь малому и среднему бизнесу


Информационный Канал Subscribe.Ru

  Открываем свое дело: ООО или индивидуальный предприниматель

     Компания «Доминус» предлагает информацию, предоставленную для настоящего выпуска нашими юристами-практиками в области корпоративного и налогового  права. Из настоящего выпуска Вы узнаете, что лучше открывать   ООО или регистрироваться как индивидуальный  предприниматель, какая налоговая нагрузка и какой пакет деклараций  ожидает ООО и индивидуального предпринимателя, все плюсы и минусы организаций и предпринимателей.

      Специалисты компании «Доминус» всегда рады оказать Вам более подробную консультацию по телефону 744-69-27, полностью сопровождать все этапы создания и регистрации общества, а также любых изменений в учредительных документах в соответствии с требованиями законодательства.

 

      Первое, о чем следует задуматься при открытии своего дела - это организационно-правовая форма будущего бизнеса. Что лучше: создать общество с ограниченной ответственностью или стать индивидуальным предпринимателем? У каждой из этих форм есть не только свои плюсы, но и свои минусы. Мы подробно расскажем о них и даже для наглядности сведем всю информацию в таблицу. Ну а сделать для себя вывод - что целесообразнее именно в Вашем случае - Вам нужно самим.

 

Ответственность

 

Согласно статье 24 Гражданского кодекса РФ, частный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Причем ответственность с него не снимается даже после того, как он прекратит вести свою деятельность. Пока не истек срок исковой давности, кредиторы вправе взыскать все долги за исключением имущества, перечисленного в пункте 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ. В частности, это касается предметов обихода: повседневную одежду и обувь, продукты питания забрать у предпринимателя нельзя.

А вот с участника ООО можно взыскать не больше суммы, которую он внес в уставный капитал общества (ст. 87 Гражданского кодекса РФ). Причем ответственность учредителей можно свести к вовсе ничтожной сумме, если организовать общество с минимальным уставным капиталом - 100 МРОТ, то есть 10 000 руб. Это следует из статьи 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Однако здесь тоже есть исключение - на имущество учредителей (в том числе денежные средства) могут обратить взыскание, если доказана их вина в банкротстве фирмы. Это предусмотрено в статье 44 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ.

Итак, мы выяснили, что если появится задолженность или начнется судебное разбирательство, то имущество участников ООО может пострадать только в исключительных случаях, в то время как почти все, принадлежащее предпринимателю, подлежит взысканию. Но несмотря на это, многие бизнесмены все равно регистрируются как предприниматели. В чем же плюсы ПБОЮЛ? Может быть, в том, что стать предпринимателем проще и быстрее?

 

Порядок регистрации

 

Действительно, начать дело предпринимателю проще - хотя бы потому, что для регистрации ему нужно представить меньше документов. Чтобы доказать это, обратимся к статьям 12 и 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Итак, чтобы образовать ООО, в местную налоговую инспекцию следует подать:

- заявление о государственной регистрации по форме N Р11001;

- документ, подтверждающий оплату госпошлины (2000 руб.);

- решение учредителей о создании предприятия;

- устав организации (подлинник или нотариально заверенную копию);

- учредительный договор (оригинал или копию). Этот договор не составляется, если учредитель один;

- выписку из реестра иностранных юридических лиц, если учредители - зарубежные компании.

А для регистрации в качестве предпринимателя нужны:

- заявление, составленное по форме N Р21001;

- документ, подтверждающий оплату госпошлины (400 руб.);

- паспорт (подлинник и копия);

- вид на жительство, если предприниматель - иностранец или лицо без гражданства.

Обратите внимание: обществу понадобится юридический адрес и наименование, в то время как предприниматель может совершать сделки и без него.

Кроме того, стать предпринимателем дешевле. И дело не только в меньшей пошлине. Чтобы открыть ООО, необходимо оплатить более половины уставного капитала. То есть кроме 2000 руб., которые нужно отдать государству за регистрацию, учредитель должен внести в капитал общества более 5000 руб. (50% x 100 МРОТ). И это при минимальном уставном капитале в 10 000 руб. А вот предпринимателю этого делать не нужно - он платит только пошлину - 400 руб.

Начиная свое дело, следует еще предусмотреть смену организационно-правовой формы. Причины для этого могут быть различные: налоговые соображения, привлечение партнеров, получение дополнительного финансирования или просто новые законы, ухудшающие положение ООО или предпринимателя.

В этом отношении выигрывает юридическое лицо. Ведь общество вправе провести реорганизацию в форме слияния, присоединения, разделения, выделения. Помимо этого, ООО преобразовывается в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив (п. 1 ст. 56 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ). А у предпринимателя нет возможности стать организацией. ПБОЮЛ может только вообще прекратить свою деятельность.

Кстати, давайте разберемся, кому легче это сделать.

 

Порядок ликвидации

 

Практика показывает, что "свернуть" свое дело предпринимателю быстрее и проще, чем организации. Ведь ПБОЮЛ может получить свидетельство о закрытии уже через пять дней после того, как подаст в налоговую заявление по форме N Р26001 и документ, подтверждающий оплату госпошлины (80 руб.).

Закрыть организацию намного сложнее. Только на первом этапе ООО представляет в инспекцию:

- уведомление о том, что принято решение ликвидировать фирму, по форме N Р15001;

- протокол собрания участников, принявших решение о ликвидации (или решение суда о ликвидации);

- решение участников о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя;

- уведомление о формировании ликвидационной комиссии, составленное по форме N Р15002.

После этого комиссия публикует в печати объявление о закрытии общества, указывая там его местонахождение и срок, в который кредиторы могут предъявлять свои претензии. Также комиссия обязана письменно уведомить всех известных ей кредиторов о ликвидации предприятия.

По истечении двух месяцев (а именно в такой срок кредиторы должны выставить фирме свои претензии) комиссия составляет и утверждает промежуточный ликвидационный баланс. Его она направляет в налоговую инспекцию вместе с уведомлением по форме N Р15003. Причем прежде чем утвердить баланс, налоговики наверняка приедут на предприятие с проверкой.

Но и это еще не все. После утверждения баланса ликвидационная комиссия направляет в инспекцию:

- заявление о регистрации в связи с ликвидацией фирмы, составленное по форме N Р16001;

- документ, подтверждающий оплату госпошлины (2000 руб.);

- окончательный ликвидационный баланс (если фирма закрывается добровольно) или определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (когда ООО обанкротилось).

Лишь с этого момента ликвидация предприятия считается завершенной.

 

Налоговая нагрузка и количество деклараций

 

Налоговая нагрузка и для предпринимателей, и для юридических лиц зависит от того, платят они налоги в общем порядке или перешли на специальный режим.

При общей системе налогообложения организации и предприниматели одинаково платят НДС, акцизы, за наемных работников - ЕСН и страховые взносы, прочие сборы. Однако есть здесь и различия. Судите сами: ПБОЮЛ платит НДФЛ, налог на имущество физических лиц, ЕСН за себя, а общество - только налог на прибыль и налог на имущество организаций.

 

      Налоги           Ставка, %           Основание                

                                                    

                   ПБОЮЛ    ООО                                    

Налог на прибыль      -      24   Ст. 284 Налогового кодекса РФ    

                                                                   

НДФЛ                 13       -   П. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ

                                                                   

ЕСН с  предпринима-                                                

теля (если  налого-               П. 3 ст. 241 Налогового кодекса РФ

вая  база не превы- 13,2      -                                    

шает 100 000 руб.)                                                 

Налог на  имущество   -   от ОД доП. 1 ст. 380 Налогового кодекса РФ

организаций                  2,2                                   

Налог на  имущество               П. 1 ст. 3 Закона РФ от 9  декабря

физических лиц     от ОД         1991 г. N  2003-1    налогах  на

                   до 2      -   имущество физических лиц"        

 

То есть при одинаковом доходе ООО будет платить с него 24 процента, а ПБОЮЛ - 26,2 процента (13 + 13,2). Здесь у организации преимущество - на 2,2 процента (26,2 - 24).

А одно и то же имущество будет облагаться у ПБОЮЛ по ставке 2 процента, а у общества - по ставке 2,2 процента (берем максимальную ставку налога). Тут выигрывает предприниматель - на 0,2 процента.

Объем налоговой отчетности при общей системе налогообложения говорит в пользу предпринимателя: ООО отчитывается по налогам раз в квартал или месяц, а ПБОЮЛ представляет отчетность за себя раз в год.

При специальных режимах - "упрощенке" и ЕНВД - порядок налогообложения предпринимателя и общества похож: оба платят единый налог и страховые пенсионные взносы. Однако в отличие от организаций ПБОЮЛ еще перечисляет в Пенсионный фонд РФ взносы за себя - по 150 руб. в месяц. Это следует из пунктов 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Для тех, кто решил работать по "упрощенке", стоит добавить, что они могут платить налог с базы "доходы минус расходы" или с базы "доходы". Выбор делается самостоятельно. Так вот, рассчитывать налог с суммы доходов гораздо проще и менее проблематично. Во-первых, учитывать придется только доходы. А во-вторых, расчет налога с базы "доходы минус расходы" вызывает массу споров с налоговыми инспекторами, чего практически не бывает при расчете налога с доходов.

Объем налоговой отчетности при ЕНВД и "упрощенке" у ПБОЮЛ и организации одинаковый. Они сдают декларации по единому налогу ежеквартально (ст. 346.23 и п. 3 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ).

 

Ведение учета

 

Сразу скажем: независимо от того, как рассчитаны налоги, учет предпринимателю вести проще и выгоднее, чем организации. Ведь при общей системе бизнесмен всего лишь заполняет книгу учета доходов и расходов, которая утверждена приказом от 13 августа 2002 г. Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430. Другое дело - предприятие. ООО должно выполнять требования Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", всех Положений по бухгалтерскому учету (которых всего 20 штук), а также вести бухучет методом двойной записи с применением Плана счетов. И еще все организации должны ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и сдавать ее в налоговую инспекцию.

При упрощенной системе налогообложения предприниматели и организации одинаково ведут книгу доходов и расходов, утвержденную приказом МНС России от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606. Но и тогда организации все равно проигрывают. Это связано с тем, что если они выдают дивиденды, то должны вести еще и бухучет, так как рассчитывают прибыль на основе бухгалтерских данных.

А при ЕНВД предприниматели учет вообще не ведут, так как для таких случаев никаких книг не предусмотрено. Это подтверждает и Минфин России в письме от 11 марта 2004 г. N 04-04-06/40. В то же время организации, перешедшие на вмененный налог, продолжают вести бухгалтерию и представлять отчетность на общих основаниях.

 

Особенности расчетов наличными

 

Рассчитываться наличными деньгами опять же проще предпринимателям. Ведь для них нет ограничений - и физическим, и юридическим лицам они могут платить наличкой любые суммы. А вот для организаций такие ограничения есть: в соответствии с указанием ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У в рамках одного договора фирмы не вправе передавать друг другу более 60 000 руб. наличными.

Другое преимущество предпринимателей перед ООО связано с применением кассовых аппаратов. Напомним: и организации, и ПБОЮЛ при расчетах наличными должны использовать контрольно-кассовую технику (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники..."). Иначе налоговая инспекция налагает штраф. Так вот, размер штрафа у предпринимателей меньше. Если предприятие могут наказать на 30 000-40 000 руб., то ответственность предпринимателя ограничивается всего 4000 руб. Такие суммы установлены в статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Все, что мы рассказали о ПБОЮЛ и организациях, объединим в таблице.

 

Плюсы и минусы организаций и предпринимателей

 

      Отличия             Организации                  ПБОЮЛ        

Ответственность    + В пределах доли  в  ус-- Всем имуществом       

                     тавном капитале                                

Порядок регистрации- Труднее, так как  нужно+ Проще, так как докумен-

и ликвидации         собрать больше докумен-  тов собрать нужно мень-

                     тов                      ше                    

                   - Дороже, так  как  нужно- Дешевле, так как  нужно

                     оплатить  еще  и  часть  оплатить только госпош-

                     уставного капитала       лину                  

Возможность  преоб-+ Может провести  реорга-- Может только ликвидиро-

разования и реорга-  низацию  в  форме слия-  ваться                

низации              ния, присоединения, ра-                        

                     зделения, выделения                             

                   + Может преобразоваться в                        

                     АО, ОДО, производствен-                        

                     ный кооператив                                 

Налоговая нагрузка:                                                 

- при общем режиме Платить общие с ПБОЮЛ на-Платит общие с ООО  нало-

                   логи, а также            ги, а также              

                   + налог на прибыль       - НДФЛ, ЕСН за себя     

                   - налог на имущество  ор-+ налог на имущество физ-

                     ганизаций                лиц                   

                  

- при    упрощенной+ Платит только общие с  - Кроме общих налогов,  

  системе и ЕНВД     ПБОЮЛ налоги             платит пенсионные взно-

                                              сы за себя            

Объем налоговой от-                                                 

четности:                                                           

- при общем режиме - По своим доходам  сдает+ По своим доходам  сдает

                     отчетность  раз в квар-  отчетность раз в год  

                     тал или месяц                                  

                  

- при    упрощенной  Сдает отчетность одина-  Сдает отчетность одина-

  системе и ЕНВД     ково с ПБОЮЛ             ково с ООО            

Ведение бухучета:                                                   

- при общем режиме - Ведет  бухучет на общих+ Заполняет книгу доходов

                     основаниях и ежекварта-  и расходов            

                     льно представляет  бух-                        

                     галтерскую отчетность                          

                  

- при    упрощенной- Заполняет книгу доходов+ Заполняет книгу доходов

  системе            и расходов               и расходов            

                     Если  выплачивает диви-                        

                     денды, ведет бухучет                           

                  

- при ЕНВД         - Ведет  бухучет на общих+ Вообще не ведет учет  

                     основаниях и ежекварта-                        

                     льно представляет  бух-                        

                     галтерскую отчетность                          

Расчеты   наличными- По одному договору  пе-+ Нет ограничений       

деньгами             редавать другим  фирмам                        

                     можно  не  более 60 000                        

                     руб наличными                                  

 

     Подробную информацию, связанную с особенностями создания юридических лиц, регистрации индивидуальных предпринимателей Вы можете узнать, обратившись в Юридическую компанию «Доминус» (многоканальный телефон 744-69-27, или связавшись с нами по электронной почте info@dominus.com.ru

Наш сайт http://www.dominus.com.ru/

 

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.pomoschbisnesu
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное