Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Консультации юриста Слободинского" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Настоящий выпуск полностью посвящен ответам по вопросам применения действующего законодательства Российской Федерации.
На какие виды деятельности необходимо получать лицензии при работе с алкогольной и спиртосодержащей продукцией? В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553; 1997. N 3. Ст. 200; 1999. N 2. Ст. 245 (новая редакция); 2001. N 53. Ст. 5022; 2002. N 30. Ст. 3026, 3033. производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; экспорт алкогольной продукции; импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт <*>; -------------------------------- <*> См. Постановление Правительства РФ от 6 декабря розничная продажа алкогольной продукции; производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции. Сколько нужно заплатить, чтобы получить лицензию на производство спиртосодержащей и алкогольной продукции? В соответствии с Федеральным законом от 8 января -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 221. на право производства, хранения и реализации этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, непосредственно организациями-лицензиатами - 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда; на право производства, розлива, хранения и реализации алкогольной продукции непосредственно организациями-лицензиатами - 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда; на право розлива, хранения и реализации алкогольной продукции непосредственно организациями-лицензиатами - 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда; на право хранения этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции - 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда; на право закупки, хранения и оптовой продажи этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции - 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда; на право экспорта этилового спирта и алкогольной продукции - 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда за разовую лицензию и 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда за генеральную лицензию; на право закупки по импорту, хранения и оптовой реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции - 1000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда за разовую лицензию и 15 000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда за генеральную лицензию. Плата за проведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ежегодных обследований организаций на соответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, вносится отдельно в размере, покрывающем затраты на указанное обследование, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (но не более 50 установленных законом минимальных размеров оплаты труда). Что можно сделать, если субъект Федерации не дает согласия на выдачу федеральной лицензии на производство алкогольной и спиртосодержащей продукции? Подавать документы на получение федеральной лицензии, имея отказ уполномоченного субъектом Российской Федерации органа, правомочного давать письменное согласие на выдачу такой лицензии. Абзацем 7 п. 1, п. 2, 6 и 11 ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что субъект Российской Федерации в лице уполномоченного им органа в порядке согласования вопроса о выдаче юридическому лицу федеральным лицензирующим органом федеральной лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в качестве необходимого условия выдачи федеральной лицензии дает письменное согласие. Федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией РФ. При этом нормы, содержащие дополнительные требования и ограничения, должны устанавливаться с соблюдением принципа разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 10 и 11 Конституции РФ). Государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к ограниченно оборотоспособным объектам, таким как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты жизни и здоровья граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. В этих целях названным Федеральным законом устанавливаются правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе закрепляется обязательность лицензирования указанной деятельности. Возложив на организацию - соискателя федеральной лицензии обязанность представить в федеральный лицензирующий орган письменное согласие на ее получение от органа, уполномоченного субъектом Российской Федерации, на территории которого будет находиться этот хозяйствующий субъект или его структурное подразделение, и указав на необходимость соответствующего согласования с субъектом Российской Федерации, законодатель тем самым наделил субъекты Федерации правом участвовать в решении вопроса, отнесенного к ведению Российской Федерации. Участие субъектов Российской Федерации в процессе принятия решений на федеральном уровне - с тем чтобы более полно обеспечивался учет их потребностей и законных интересов - при условии, что такое участие носит субсидиарный характер, осуществляется в форме предварительного согласования, не предопределяющего окончательное решение вопроса, т.е. не предполагает передачу соответствующего федерального полномочия субъекту Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Отказ уполномоченного субъектом Российской Федерации органа в согласовании выдачи федеральной лицензии не является препятствием для федерального лицензирующего органа разрешить данный вопрос по существу. Неполучение согласия от уполномоченного субъектом Российской Федерации органа не означает, что при принятии соответствующего решения этот орган вправе действовать произвольно, создавая тем самым для организации - соискателя федеральной лицензии дискриминирующие либо, напротив, необоснованно благоприятствующие условия. Поэтому Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 ноября Нужно ли получать лицензию на изготовление бланков строгой отчетности типографским способом? С момента вступления в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных
видов деятельности" от 8 августа В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ лицензированию в настоящее время подлежит деятельность только по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией. Таким образом, бланки строгой отчетности, изготовленные с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции, могут быть изготовлены полиграфическими предприятиями или другими предприятиями, соблюдающими соответствующие технические требования и имеющими лицензию. Порядок получения такой лицензии изложен в Положении о лицензировании деятельности
по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе
бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденном
Постановлением Правительства РФ от 11 ноября Лицензирование видов деятельности, не указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона
от 8 августа Требуется ли получение лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи? Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством РФ и ежегодно уточняются. Лицензии выдаются по результатам рассмотрения заявлений, а в предусмотренных случаях - по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса). Каковы условия предоставления лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи? Для получения лицензии соискатель лицензии должен подать в лицензирующий орган заявление, в котором указываются: наименование (фирменное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица, наименование банка с указанием счета (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя); наименование услуги связи; территория, на которой будут оказываться услуга связи и создаваться сеть связи; категория сети связи; срок, в течение которого соискатель лицензии намерен осуществлять деятельность в области оказания услуг связи. К заявлению прилагаются: копии содержащихся в регистрационном деле юридического лица учредительных документов, заверенные государственными органами, осуществляющими ведение Единого государственного реестра юридических лиц, копия подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц документа, заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная (для юридических лиц); копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная копия указанного документа (для индивидуальных предпринимателей); нотариально заверенная копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе; схема построения сети связи и описание услуги связи; документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. Если в процессе оказания услуг связи предполагается использование радиочастотного спектра, в том числе для целей телевизионного вещания и радиовещания; осуществление кабельного телевизионного вещания и проводного радиовещания; передача голосовой информации, в том числе по сети передачи данных; предоставление каналов связи, выходящих за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или за пределы территории Российской Федерации; осуществление деятельности в области почтовой связи, то соискатель лицензии наряду с указанными документами должен представить описание сети связи, средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи, а также план и экономическое обоснование развития сети связи. Для получения лицензии, предусматривающей при оказании услуги связи использование радиочастотного спектра, кроме того, представляется решение государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот. Для получения лицензии на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания, вещания дополнительной информации соискателем лицензии также представляется нотариально заверенная копия лицензии на вещание. В каких случаях должны проводиться торги (аукцион, конкурс) на получение лицензии на деятельность в области оказания услуг связи? Лицензии выдаются по результатам торгов (аукциона, конкурса) в случае, если: услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории. Победителю торгов (аукциона, конкурса) выдается лицензия и выделяются соответствующие радиочастоты; на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации, и Минсвязи России устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено. Решение о проведении торгов (аукциона, конкурса) принимает Минсвязи России. Указанные требования не распространяются на отношения, связанные с использованием радиочастот для целей телевизионного и радиовещания. Установлена ли плата за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и выдачу лицензии на деятельность в области оказания услуг связи? За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается сбор в размере 300 руб. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. После получения извещения о выдаче лицензии соискатель лицензии обязан произвести оплату лицензионного сбора. Выдача лицензии осуществляется в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора. Лицензионный сбор установлен в размере: 15 000 руб., умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территориях (части территорий) которых согласно этой лицензии будут оказываться услуги связи (в случае, если в процессе оказания услуг связи предполагается использование радиочастотного спектра, в том числе для целей телевизионного и радиовещания; осуществление кабельного телевизионного вещания и проводного радиовещания; передача голосовой информации, в том числе по сети передачи данных; предоставление каналов связи, выходящих за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации; осуществление деятельности в области почтовой связи); установленном условиями торгов (аукциона, конкурса) - в случае выдачи лицензии по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса); 1000 руб., умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территориях (части территорий) которых согласно этой лицензии будут оказываться услуги связи, - в иных случаях. Если лицензиат в течение трех месяцев не произвел оплату лицензионного сбора, то лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию. Территория, на которой в соответствии с лицензией разрешается оказывать услуги связи, указывается в лицензии лицензирующим органом. Лицензия или любые предоставляемые ею права не могут быть полностью или частично переданы лицензиатом другому юридическому или физическому лицу. На какой срок выдается лицензия на осуществление деятельности в области связи? Лицензия может быть выдана на срок от 3 до 25 лет, который устанавливается лицензирующим органом с учетом: срока, указанного в заявлении соискателя лицензии; содержания услуг связи, на оказание которых испрашивается лицензия; указанного в решении государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот срока в случае, если услуга связи оказывается с использованием радиочастотного спектра; технических ограничений и технологических условий в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия. Лицензия может выдаваться на срок менее чем три года по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата на тот же срок, на который она была выдана первоначально, или на иной срок, не превышающий предельный установленный срок. Заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не позднее чем за два месяца и не ранее чем за шесть месяцев до окончания срока действия лицензии. Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом на основании представленных документов в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления указанных документов. В продлении срока действия лицензии может быть отказано, если на день подачи заявления установлены, но не устранены нарушения лицензионных условий. Каковы основания для отказа в выдаче лицензии на осуществление деятельности в области связи? Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, установленным требованиям; непредставление необходимых документов; наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие деятельности, заявляемой соискателем лицензии, установленным для данного вида деятельности стандартам, требованиям и правилам; непризнание соискателя лицензии победителем торгов (аукциона, конкурса) в случае, если лицензия выдается по результатам торгов (аукциона, конкурса); отмена решения государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот; отсутствие технической возможности реализации заявленной услуги связи. Имеет ли право правопреемник на использование уже выданной лицензии? Лицензия по заявлению ее владельца может быть переоформлена на правопреемника. При этом правопреемник кроме установленных документов обязан представить документы, подтверждающие передачу ему сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией, и переоформление на его имя разрешения на использование радиочастот в случае их использования для оказания услуг связи на основании переоформляемой лицензии. При реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования лицензия переоформляется по заявлению правопреемника. При реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения лицензия переоформляется по заявлению заинтересованных правопреемника или правопреемников. При этом заинтересованные правопреемник или правопреемники кроме установленных документов обязаны представить документы, подтверждающие передачу им сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией, и переоформление на их имя разрешения на использование радиочастот в случае их использования для оказания услуг связи на основании переоформляемой лицензии. При оспаривании другими правопреемниками прав заинтересованных правопреемника или правопреемников на переоформление лицензии спор между сторонами разрешается в судебном порядке. В каких случаях выносится предупреждение о приостановлении действия лицензии? Лицензирующий орган до приостановления действия лицензии вправе выносить предупреждение о приостановлении ее действия в случае: выявления уполномоченными на то государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи; выявления уполномоченными на то государственными органами нарушений лицензиатом лицензионных условий; неоказания услуг связи более чем три месяца, в том числе их неоказания с указанного в лицензии дня начала оказания таких услуг. В каких случаях действие лицензии приостанавливается? Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае: выявления нарушений, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также обеспечению нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка; аннулирования разрешения государственной комиссии по радиочастотам на использование лицензиатом радиочастот, если такое аннулирование приводит к невозможности оказания услуг связи; невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии. Кем может быть аннулирована лицензия? Аннулирование лицензии возможно в судебном порядке, а также лицензирующим органом. Аннулирование лицензии в судебном порядке осуществляется по искам заинтересованных лиц или лицензирующего органа в случае: обнаружения недостоверных данных в документах, послуживших основанием для принятия решения о выдаче лицензии; неустранения в установленный срок обстоятельств, вызвавших приостановление действия лицензии; невыполнения лицензиатом обязательств, принятых им в процессе участия в торгах (аукционе, конкурсе) (в случае, если лицензия выдана по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса)). Аннулирование лицензии лицензирующим органом осуществляется в случае: ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его реорганизации в форме преобразования; прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; заявления лицензиата с просьбой об аннулировании лицензии; неуплаты лицензионного сбора в течение трех месяцев со дня извещения соискателя о выдаче лицензии. Зачем при обороте спиртосодержащей продукции применяется аккредитация? В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 22 ноября Правительство РФ вправе установить единый порядок аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. При этом субъекты Российской Федерации также могут проводить аккредитацию организаций в соответствии с единым порядком, установленным Правительством РФ. Какие научные организации вправе получить государственную аккредитацию? Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной или научно-технической деятельности которой составляет не менее 70% общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Объем продукции (товаров, работ и (или) услуг), которая произведена научной организацией при осуществлении неосновных видов деятельности с использованием полученных указанной организацией научных и (или) научно-технических результатов и прибыль от реализации которой направляется на финансирование научной и (или) научно-технической деятельности указанной организации, не учитывается в общем объеме выполненных указанной организацией работ при определении доли научной и (или) научно-технической деятельности от данного объема. Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации. Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не является препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности. В каких случаях необходима государственная аккредитация при осуществлении внешнеэкономической деятельности? Государственная аккредитация проводится в целях подтверждения готовности организации обеспечить выполнение требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Государственная аккредитация является необходимым условием для получения генеральной лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, в отношении которых установлен экспортный контроль. Организация, желающая получить государственную аккредитацию, представляет в уполномоченный государственный орган следующие документы: а) письменное заявление о выдаче свидетельства о государственной аккредитации с указанием полного наименования и адреса. Заявления организаций, находящихся в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти либо в отношении которых такой орган осуществляет единую государственную политику в соответствующей области науки и техники, подлежат согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти; б) заверенные в установленном порядке копии уставных (учредительных) документов, свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; в) обязательство организации-заявителя неукоснительно соблюдать требования экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности и следовать принципу отказа от любых экспортных сделок, в результате которых могут быть нарушены законодательство и международные обязательства Российской Федерации либо нанесен ущерб ее государственным интересам; г) справку, содержащую следующие сведения: характер основной деятельности организации-заявителя и виды производимой продукции (работ, услуг); наличие опыта работы на внешних рынках; д) материалы, свидетельствующие о выполнении мероприятий организационного, административного, информационного и иного характера, направленных на обеспечение соблюдения требований экспортного контроля, с указанием должностных лиц, ответственных за вопросы экспортного контроля. Решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации принимается в течение 45 дней с даты представления всех требуемых и надлежащим образом оформленных документов. Основаниями для отказа в государственной аккредитации являются: наличие недостоверных или искаженных данных в документах, представленных организацией-заявителем; неоднократные или грубые нарушения организацией-заявителем таможенного законодательства или законодательства в области экспортного контроля. Организации, в отношении которой принято решение о государственной аккредитации, выдается свидетельство о государственной аккредитации сроком на три года, и она включается в реестр. Возможно продление действия свидетельства на такой же срок при отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля. В случае реорганизации или ликвидации организации свидетельство о государственной аккредитации теряет юридическую силу. Свидетельство о государственной аккредитации может быть аннулировано в случае подачи организацией соответствующего заявления, а также в случае нарушения законодательства Российской Федерации или невыполнения организацией обязательств по соблюдению требований экспортного контроля. Каким образом распределяются квоты на импорт и экспорт товаров? Существует две основные формы распределения квот: проведение конкурсов (открытых и закрытых) на распределение квот и проведение аукционов. Объявление о проведении конкурса публикуется в средствах массовой информации не менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса. При проведении закрытого конкурса его потенциальным участникам рассылаются официальные приглашения по почте или факсимильной связью. Объявление о проведении конкурса должно содержать следующие сведения: время, место, форма, предмет и порядок проведения конкурса; условия и порядок реализации квоты; сроки приема конкурсных предложений и проведения предварительной квалификации (в случае ее осуществления); адрес, телефакс и контактный телефон конкурсной комиссии; срок окончания приема конкурсных предложений. К участию в конкурсе не допускаются следующие претенденты: находящиеся в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства; сообщившие о себе недостоверные сведения; не представившие банковскую гарантию или платежный документ. Решение об отказе в допуске к участию в конкурсе принимается комиссией. По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается участникам внешнеторговой деятельности, способным реализовать квоту на наиболее выгодных для Российской Федерации экономических условиях. В результате оценки комиссия расставляет претендентов по степени соответствия конкурсных предложений критериям, содержащимся в конкурсной документации, и определяет победителя конкурса. Решение комиссии оформляется в виде протокола. В протоколе указываются: наименование победителя конкурса; состав комиссии; результаты голосования; сводная таблица конкурсных предложений участников конкурса; сроки подписания соглашения с победителем конкурса. Протокол подлежит утверждению председателем комиссии. По каким критериям происходит отбор конкурсных предложений? Основными критериями отбора при рассмотрении конкурсных предложений являются: сроки внесения и размер поступлений и платежей в федеральный бюджет; отсутствие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом; гарантии выполнения условий конкурса; опыт работы участника конкурса с данным товаром во внешнеторговой сфере. Комиссия не обязана мотивировать свой выбор перед участниками конкурса. Комиссия в срок не позднее 5 дней с даты определения победителя конкурса направляет в его адрес уведомление, которое является официальным приглашением к подписанию соглашения между ним и уполномоченным органом государственной власти. На кого возложено проведение аукционной продажи квот? Аукционная продажа квот производится российскими товарными биржами. Комиссия информирует биржи об установленных Правительством РФ общих квотах, предназначенных для продажи. Объявление о проведении аукциона должно быть сделано биржей не менее чем за 30 дней до его проведения. Все участники аукциона должны быть ознакомлены с правилами проведения аукциона в приемлемый срок до начала его проведения. Комиссия, исходя из специфики товара, выставляемого на аукцион, и особых условий экспорта или импорта (международные обязательства Российской Федерации и другие аналогичные причины), может определять круг участников внешнеторговой деятельности, допускаемых к аукциону. На основании поступивших заявок и оценки эффективности ранее проведенных биржами аукционов комиссия определяет объемы квот для аукционной продажи на биржах, устанавливает стартовую цену лотов, информирует заинтересованные биржи о выделенных им для продажи квотах. Победитель аукциона и руководство биржи подписывают в день проведения аукциона протокол о его результатах, который имеет силу договора. Победителю аукционной продажи квот выдается сертификат на основании банковского подтверждения об оплате аукционной стоимости лота в срок не более 10 банковских дней со дня проведения торгов. Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться. Выдача лицензии победителю аукциона осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти на основании полученного им сертификата и заявления экспортера или импортера на один вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Выданные лицензии не подлежат передаче другим лицам. Какие документы необходимы для оформления лицензии на экспорт и импорт товаров (работ, услуг)? Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Для оформления лицензии заявитель представляет в уполномоченный государственный орган: заявление о выдаче лицензии; копию контракта (договора); копию договора между экспортером или импортером и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник; копии учредительных документов; копии регистрационных документов: для юридических лиц - свидетельство о государственной регистрации, справку налогового органа о постановке на учет; для физических лиц - свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа; решение соответствующего федерального органа исполнительной власти (по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта, установленный законодательством Российской Федерации); разрешение соответствующих федеральных органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятельности (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); выписку из протокола Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот или сертификат, являющиеся основанием для оформления лицензии (в случае установления количественных ограничений экспорта или импорта); другие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Копии документов должны быть прошиты, заверены подписью и печатью заявителя. Достаточно ли получения экспортером одной лицензии на все товары, по которым им заключен контракт? Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор). Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг). Лицензии могут быть разовыми или генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства РФ, в котором устанавливается срок действия лицензии. Основанием для отказа в выдаче лицензии может явиться неправильное оформление заявления, либо сообщение недостоверных сведений о производимой экспортной или импортной операции, либо включение в контракт условий, наносящих ущерб экономическим интересам Российской Федерации. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и направляется заявителю в письменной форме. Как можно получить квоту на приобретение этилового спирта? Постановлением Правительства РФ от 10 марта -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1296. Организация-потребитель имеет право на получение квоты при условии, если она: а) представила декларации об обороте спирта за истекший год и первое полугодие текущего года в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; б) имеет выданную в установленном порядке лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности с использованием спирта. Предложения с приложением необходимых документов подаются организациями-потребителями до 1 августа текущего года в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они зарегистрированы, или в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в течение 20 дней со дня получения предложения от организации-потребителя об объемах потребления спирта в следующем году принимает решение о включении этого предложения в сводную заявку и сообщает об этом организации-потребителю. В выделении квоты может быть отказано при выявлении в представленных организацией-потребителем документах недостоверной или искаженной информации. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти об отказе в выделении квоты организации-потребителю может быть обжаловано этой организацией-потребителем в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральные органы
исполнительной власти для получения квот на закупку спирта на следующий год
представляют в Министерство экономического развития и торговли РФ не позднее
1 сентября текущего года сводную заявку, расчет потребности, исполнительный
баланс за истекший год и первое полугодие текущего года, а также сводную Декларацию
об обороте спирта за истекший год и первое полугодие текущего года по форме,
предусмотренной Положением о декларировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 25 мая Органы исполнительной власти согласовывают с налоговыми органами по месту нахождения организаций-потребителей представляемые в Министерство экономического развития и торговли РФ документы. Ответственность за достоверность представленных сведений возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. Минэкономразвития России на основании материалов, представленных органами исполнительной власти, определяет, исходя из баланса производства и потребления спирта, квоты для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти и представляет до 1 октября текущего года соответствующие предложения в Правительство РФ. Квоты для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти на следующий год утверждаются Правительством РФ не позднее 1 ноября текущего года. Минэкономразвития России в течение 15 дней после утверждения Правительством РФ квот доводит их до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с указанием рекомендуемых организаций - поставщиков спирта. Органы исполнительной власти в обязательном порядке в течение 15 дней после получения от Минэкономразвития России квот доводят их до организаций-потребителей, а в течение 7 дней после получения квот представляют в Минэкономразвития России перечень организаций-потребителей с указанием выделенных им квот. Эти перечни Минэкономразвития России направляет Министерству внутренних дел РФ, Министерству финансов РФ, федеральной налоговой службе. Постановлением Правительства России от 8 февраля -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 688. Квотирование закупки этилового спирта из всех видов сырья осуществляется на основании предложений юридических лиц о намечаемых ими в следующем году объемах закупок этилового спирта с необходимыми расчетами и обоснованиями (по нормам, учитывающим применяемые технологии), а также деклараций производства и оборота спирта за предыдущий год и первое полугодие текущего года, представляемых до 1 августа текущего года по этиловому спирту из пищевого сырья для производства алкогольной продукции (водки, ликероводочных изделий, питьевого спирта, винодельческой продукции, спиртованных соков и другой пищевой продукции). Органы исполнительной власти представляют сводные предложения по объемам закупки этилового спирта в следующем году (с необходимыми расчетами и обоснованиями) не позднее 1 сентября текущего года Министерству экономического развития и торговли РФ и их копии - Министерству сельского хозяйства РФ. Минэкономразвития России с участием Министерства сельского хозяйства РФ и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исходя из баланса производства и потребления этилового спирта, с учетом потребностей субъектов Российской Федерации разрабатывает общие объемы квот на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной продукции, которые не должны превышать аналогичный показатель предыдущего года, и представляет их до 1 октября текущего года в Правительство РФ на утверждение. Проекты общих объемов квот закупки этилового спирта направляются также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию. Общие объемы квот закупки этилового спирта утверждаются не позднее 1 ноября текущего года. Соответствующие органы исполнительной власти в течение 15 дней после утверждения общих объемов квот закупки этилового спирта распределяют их исходя из норм расхода этилового спирта и наличия лицензии на производство алкогольной продукции. Создание резерва этилового спирта не допускается. Перечень юридических лиц, которым выделена квота закупки этилового спирта, в недельный срок направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, в случае приостановления или прекращения действия лицензии на производство этилового спирта и алкогольной продукции в недельный срок информируют о принятом решении Минэкономразвития России, соответствующие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании предложений соответствующих федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Минэкономразвития России с участием Министерства сельского хозяйства РФ, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при необходимости (изменение спроса на продукцию, ввод и выбытие мощностей, аннулирование лицензий и другие) разрабатывает и вносит ежеквартально, но не позднее чем за один месяц до начала следующего квартала предложения в Правительство РФ по корректировкам общих объемов квот. Корректировка квот юридическим лицам осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявок юридических лиц в пределах общих объемов квот, при этом увеличение квоты производится только при условии отсутствия задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей. Информация о принятых корректировках квот юридических лиц в недельный срок направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию. Контроль за выделением юридическим лицам квот на закупку этилового спирта и их использованием осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию. Что представляют собой технические регламенты, которые должны сменить государственные стандарты? Технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, ядерную и радиационную безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, единство измерений. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования в целях применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. Технический регламент может быть принят: международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; федеральным законом; указом Президента Российской Федерации; постановлением Правительства Российской Федерации. Четко определены цели принятия технических регламентов. Это защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не допускается включение в него требований к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента. С учетом степени риска причинения вреда технические регламенты могут включать в себя специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан, например несовершеннолетних, инвалидов. Техническим регламентом не могут устанавливаться требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемой при длительном использовании этой продукции и зависящей от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. Технические регламенты могут содержать также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем). Предусмотрено два вида технических регламентов. Это общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Какова процедура разработки и принятия технического регламента, кто может выступать инициатором его разработки? Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании Госстандарта России и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Установлены требования к содержанию уведомления. Оно должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, краткое изложение цели этого технического регламента, обоснование необходимости его разработки и указание тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, а также информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и (при наличии) адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. На разработчика возлагается обязанность проведения публичного обсуждения проекта технического регламента (обсуждение не может длиться менее двух месяцев) и доработки проекта технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Все полученные в письменном виде замечания должны быть включены в перечень (с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения), который хранится до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента. По завершении публичного обсуждения проекта технического регламента публикуется уведомление в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме с указанием о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименования или фамилии, имени, отчества разработчика проекта технического регламента, почтового адреса и (при наличии) адреса электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь. По общему правилу технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Проект федерального закона о техническом регламенте должен быть внесен в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы. Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, должен быть опубликован в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Предусмотрено также опубликование поправок к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении. Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство РФ не позднее чем за месяц до рассмотрения проекта во втором чтении. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Федеральным законом "О техническом регулировании" установлен также особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Он применяется в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. Особый порядок разработки и принятия технических регламентов предоставляет Президенту РФ право издать технический регламент без его публичного обсуждения. Технический регламент может быть принят также международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, до разработки и вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте, разработанном в установленном законом порядке. Проект постановления Правительства РФ о техническом регламенте, подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства РФ, не позднее чем за месяц до его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию, заключение которой представляется на заседание Правительства РФ. Со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ О РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ (Л.К. ТЕРЕЩЕНКО, Н.А. ИГНАТЮК) |
В избранное | ||