Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Настоящий выпуск полностью посвящен ответам по вопросам применения действующего законодательства Российской Федерации.


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Имеются ли какие-либо особенности регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации?

Общий порядок государственной регистрации действует и при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, присоединения, выделения). Однако некоторые требования закона уточнены применительно к данной ситуации. Это касается, в первую очередь, документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган, и их содержания.

Необходимо представить следующие документы:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что: учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

решение о реорганизации юридического лица;

договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

передаточный акт или разделительный баланс;

документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации подается, и государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, проводится регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в общем порядке.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо с этого же момента считается прекратившим свою деятельность. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются с этого момента прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, с этого момента считается прекратившим свою деятельность. Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Вправе ли регистрирующие органы при регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, требовать предоставления доказательств уведомления кредиторов и выносить решение об отказе в государственной регистрации при их отсутствии?

Статьей 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" определен перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. При этом установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных названным Федеральным законом.

Однако в соответствии с абз. 3 ст. 1 указанного Закона законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, названного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом в случаях расхождения указанного Закона с Гражданским кодексом РФ приоритет следует отдавать Кодексу.

В соответствии с п. 1 ст. 60 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Согласно п. 5 ст. 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном данным пунктом Закона.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

Таким образом, регистрирующие органы обязаны при регистрации реорганизации требовать от юридических лиц предъявления доказательств уведомления кредиторов и выносить решения об отказе в государственной регистрации при их отсутствии.

Требуется ли государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица?

Федеральный закон устанавливает требование государственной регистрации не только создания юридического лица, но и регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что: изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) сами изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Нередко возникают ситуации, когда изменения касаются сведений о самом юридическом лице, но не предполагают внесения изменений в его учредительные документы. В этих случаях у юридического лица возникает обязанность представить в регистрирующий орган заявление о внесении в государственный реестр соответствующих изменений. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

Если изменения сведений о юридическом лице связаны с переменой места его нахождения, то заявление подается в регистрирующий орган по старому месту нахождения юридического лица. В свою очередь, регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

В течение какого времени должна быть проведена государственная регистрация юридического лица?

Федеральный закон установил жесткие сроки проведения регистрации регистрирующим органом, которые не могут быть изменены по его усмотрению. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Какими документами подтверждается факт государственной регистрации юридических лиц?

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р50003 и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., по форме N Р57001.

Установлены ли требования к оформлению подаваемых на регистрацию документов, в том числе заявления о государственной регистрации юридических лиц?

Заявления, уведомления и другие документы, используемые при государственной регистрации юридических лиц, представляются на бумажном носителе и, при возможности, в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц.

Заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом.

В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.

Заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. На конверте рекомендуется сделать пометку "регистрация". Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке удостоверяется нотариально.

Вправе ли регистрирующий орган отказать в государственной регистрации юридического лица?

Федеральный закон допускает возможность отказа в государственной регистрации юридического лица, но только в установленных законом случаях. К таким случаям относятся непредставление необходимых для государственной регистрации документов либо представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В решении об отказе в государственной регистрации обязательно должны содержаться основания отказа со ссылкой на выявленные нарушения, предусмотренные Законом. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган и направлено лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. При этом действующим законодательством предусмотрена обязанность регистрирующего органа возместить ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

Что такое ОГРН?

На основании решения о государственной регистрации вносится соответствующая запись в государственный реестр. Каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.

Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица является основным государственным регистрационным номером (ОГРН) и используется в качестве номера регистрационного дела этого юридического лица.

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) должен указываться:

во всех записях в государственном реестре, относящихся к данному юридическому лицу;

в документах, подтверждающих факты внесения соответствующих записей в государственный реестр;

во всех документах этого юридического лица наряду с его наименованием;

в сведениях о государственной регистрации, публикуемых регистрирующими органами.

Могут ли налоговые органы отказать в предоставлении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре, ссылаясь на налоговую тайну?

Действительно, в сложившейся практике встречаются случаи отказов со стороны налоговых органов в предоставлении сведений о юридических лицах, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. При этом налоговые органы ссылаются на положения Налогового кодекса РФ, касающиеся налоговой тайны. В соответствии с п. 1 ст. 102 Налогового кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в указанной статье Кодекса.

Пункт 2 ст. 102 устанавливает, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Именно такой случай и предусмотрен ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в соответствии с которой сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков.

Этим же Законом установлено, что отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается. На основании п. 1 ст. 24 указанного Закона за отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, а именно: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (п. 2 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Предусмотрена ли плата за получение сведений из государственного реестра?

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются как на платной, так и на бесплатной основе по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений в виде выписки из государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица, справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо.

Указанная информация предоставляется по запросу бесплатно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, если это установлено федеральными законами. Кроме того, бесплатно один раз в год юридическому лицу предоставляется информация о нем в виде выписки из государственного реестра в одном экземпляре.

В остальных случаях информация предоставляется по запросу за плату при условии представления одновременно с запросом копии платежного документа. Таким образом, сведения о конкретном юридическом лице за плату предоставляются любым заинтересованным гражданам и организациям при обращении за информацией об этом юридическом лице (за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков), а также самому юридическому лицу о нем - при повторном обращении в течение одного календарного года в виде выписки из государственного реестра либо при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр.

Размер платы за предоставление указанной информации составляет два установленных законом минимальных размера оплаты труда за каждый документ. Размер платы за срочное предоставление сведений составляет четыре минимальных размера оплаты труда за каждый документ.

В целях обеспечения правильности расчета суммы, подлежащей перечислению в бюджет в виде платы за услуги по изготовлению копий документов юридического лица, был проведен подсчет возможно запрашиваемых документов. Это:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии):

а) устав юридического лица;

б) учредительный договор юридического лица;

в) положение о юридическом лице;

выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

документ об уплате государственной пошлины;

решение о реорганизации юридического лица;

договор о слиянии;

договор о присоединении;

передаточный акт;

разделительный баланс;

решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица:

а) изменения, вносимые в устав юридического лица (новая редакция);

б) изменения, вносимые в учредительный договор юридического лица (новая редакция);

в) изменения, вносимые в положение о юридическом лице (новая редакция);

уведомление о внесении изменений в учредительные документы;

уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица;

уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначение ликвидатора;

уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса;

ликвидационный баланс;

определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;

справка об отсутствии запрашиваемой информации;

иные документы (при их наличии), содержащиеся в регистрационном деле юридического лица (справка об уведомлении кредиторов при реорганизации и ликвидации юридического лица и т.д.).

Таким образом, если заинтересованное лицо обратилось в регистрирующий орган за предоставлением копии документа (документов), то регистрирующий орган предоставляет информацию, содержащуюся в регистрационном деле юридического лица, с взиманием платы в размере двух либо четырех минимальных размеров оплаты труда за каждый запрашиваемый документ.

Заинтересованное лицо может направить в регистрирующий орган запрос в произвольной форме о перечне документов, содержащихся в регистрационном деле конкретного юридического лица. Регистрирующий орган на основании сведений, содержащихся в запросе, выдает в установленном порядке требуемую информацию оперативно, без взимания платы.

В платежном поручении на перечисление соответствующих сумм за услуги по предоставлению сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в разделе "Назначение платежа" следует указать количество запрашиваемых документов, умноженное на размер платы за услугу.

На ком лежит обязанность уведомить регистрирующий орган о принятом решении о ликвидации юридического лица?

Государственной регистрации подлежит не только создание юридического лица, но и его ликвидация. Обязанность уведомления регистрирующего органа о ликвидации юридического лица лежит на учредителях (участниках) юридического лица или органе, принявших решение о ликвидации юридического лица, которые должны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган обязан внести в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этим моментом Закон связывает ряд последствий. Так, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, соответственно, любые внесенные после этой даты изменения не будут иметь юридической силы. Не допускается также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Какие документы необходимы для государственной регистрации ликвидации юридического лица?

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по общему правилу в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

ликвидационный баланс;

документ об уплате государственной пошлины.

Какие документы необходимы для государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с банкротством?

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган должны быть представлены:

определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;

документ об уплате государственной пошлины.

С какого момента юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность?

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. На регистрирующем органе лежит обязанность опубликовать информацию о ликвидации юридического лица.

Права на какое недвижимое имущество подлежат государственной регистрации?

К недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством, отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.

Путем государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляются признание и подтверждение государством факта возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация - это единственное доказательство существования зарегистрированного права.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

За регистрацию установлена плата, размер которой определяется субъектами Российской Федерации. Максимальный размер платежей на территории Российской Федерации устанавливается Правительством РФ.

Какие органы осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Порядок создания и структура учреждений юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции РФ.

Учреждения юстиции по государственной регистрации прав осуществляют проверку действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. По окончании проверки происходит государственная регистрация прав и выдаются документы, подтверждающие государственную регистрацию прав. На учреждения юстиции по государственной регистрации прав возложена также выдача информации о зарегистрированных правах.

Кто имеет право получать информацию из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

Сведения о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются открытыми. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме, а юридическому лицу - при предъявлении документов, подтверждающих регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя.

Запрошенная информация в течение пяти дней предоставляется заявителю, или ему выдается в письменной форме мотивированный отказ. Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, содержат описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав.

Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, предоставляются только:

самим правообладателям;

физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;

руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями;

лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов.

Закон в равной степени защищает интересы любого лица, в том числе и правообладателя. Поэтому орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на который он имеет права.

Использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, не допускается.

Предусмотрена ли плата за получение сведений из Единого государственного реестра?

Информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, по общему правилу, предоставляется за плату, за исключением случаев, установленных законом.

Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесплатно предоставляет информацию о правах на объект недвижимого имущества организации, ответственной за учет указанного объекта, в объеме, необходимом для ее работы. Бесплатно также предоставляется информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам:

правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

налоговых органов на территории, находящейся в их юрисдикции;

государственных органов по контролю за использованием и охраной земель и других природных ресурсов;

органов государственной статистики;

федерального антимонопольного органа и его территориальных органов на территориях, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;

других организаций, определенных законами Российской Федерации.

Обязанность по предоставлению сведений о правах на объекты недвижимого имущества возложена помимо органов юстиции на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организации по учету объектов недвижимого имущества, другие организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Они в срок не более десяти дней с даты обращения обязаны предоставлять такие сведения правообладателям и учреждениям юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесплатно или за плату, согласованную с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Каков порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества?

Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке. Учреждение юстиции осуществляет прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих установленным требованиям, с обязательным приложением документа об оплате регистрации, регистрирует эти документы и проводит правовую экспертизу документов и проверку законности сделки. Кроме того, в его обязанности входит установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав учреждение юстиции вносит запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершает надписи на правоустанавливающих документах и выдает удостоверения о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, то его регистрация проводится по правилам, предусмотренным для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Федеральным законом установлено, что государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Установлены ли какие-либо требования к документам, удостоверяющим права на недвижимое имущество?

Факт государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

В настоящее время установлена единая форма свидетельств и специальной надписи, которая определена Правилами ведения Единого государственного реестра прав. До утверждения Правил при отсутствии единой формы в различных регионах могли использоваться различные формы свидетельств. Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными, и необходимость в получении свидетельства по единой форме в таком случае отсутствует.

Кто имеет право представлять документы на государственную регистрацию прав?

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, стороны или сторон договора, или уполномоченного ими на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

В случае если права возникают на основании договоров (сделок), не требующих нотариального удостоверения, и это удостоверение не является обязательным для данного вида сделки, то заявления о государственной регистрации прав подают все стороны договора (сделки). При уклонении одной из сторон от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.

В случае если права возникли на основании договоров (сделок), не требующих обязательного нотариального удостоверения, но нотариально удостоверенных по желанию стороны, заявление о государственной регистрации права подает одна из сторон договора или сделки.

В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Что необходимо для государственной регистрации прав на недвижимое имущество?

Для государственной регистрации прав на недвижимое имущество необходимо подать заявление в учреждение юстиции по месту нахождения недвижимости. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Кроме того, вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об оплате регистрации.

Физическое лицо должно предъявить документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица - учредительные документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.

К основаниям для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральный закон относит:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные решения;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

В обязательном порядке к документам, необходимым для государственной регистрации прав, прикладывается план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.

Закон запрещает истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают установленным требованиям и иное не установлено законодательством Российской Федерации. Установленный законом перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, должен быть доступен для ознакомления заинтересованными лицами.

Учреждение юстиции по регистрации прав проводит проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.

Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

Вправе ли регистратор приостановить или отказать в государственной регистрации прав?

Закон предоставляет регистратору такое право при наличии определенных обстоятельств. При этом инициатива в приостановлении регистрации может исходить как от регистратора, так и от правообладателя. Так, при возникновении у регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав он обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений. Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц при направлении представленных документов на подтверждение их подлинности.

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, то регистратор прав обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Правообладатель или уполномоченное им на то лицо может подать регистратору заявление в письменной форме с просьбой приостановить государственную регистрацию прав. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. В этом случае регистрация может быть приостановлена не более чем на три месяца.

Закон установил и еще одно основание для приостановления государственной регистрации прав: это определение или решение суда. Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.

Для отказа в государственной регистрации прав установлен исчерпывающий перечень оснований. К ним относятся следующие случаи:

если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав;

если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

если акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

если лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.

В случае несогласия отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд или арбитражный суд.

Установлены ли дополнительные требования к государственной регистрации прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним?

Порядок регистрации прав на объекты недвижимости общий, однако применительно к предприятию как имущественному комплексу уточнено место проведения регистрации. Государственная регистрация прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, и сделок с ними осуществляется в учреждении юстиции по регистрации прав в месте нахождения данных объектов.

Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в целом проводится в учреждении юстиции по регистрации прав в месте регистрации предприятия как юридического лица. Зарегистрированное право на предприятие как имущественный комплекс является основанием для внесения записей о праве на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав данного предприятия, в Единый государственный реестр прав в месте нахождения объекта.

Где и как должна проводиться государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории нескольких регистрационных округов?

Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества (сооружения), расположенные на территории нескольких регистрационных округов, т.е. на территории более одного субъекта Российской Федерации (например, газопроводы, трубопроводы), а также сделок с указанными объектами недвижимого имущества осуществляется в обычном порядке, однако для определения места государственной регистрации таких объектов недвижимости установлен ряд особенностей.

Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (состоящего из кадастрового номера земельного участка, на котором находится сооружение, и инвентарного номера сооружения), удостоверенные соответствующими органами, осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости (органами, осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа).

Если планы и документы на весь объект недвижимости удостоверены одним из органов (организаций), осуществляющих кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории какого-либо из субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается этот объект недвижимости, то государственная регистрация прав должна осуществляться в учреждении юстиции по регистрации прав, действующем на территории данного субъекта Российской Федерации.

Если планы и документы на весь объект недвижимости составлены и удостоверены несколькими органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости на территории различных субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается этот объект недвижимости, то государственная регистрация прав может осуществляться в любом учреждении юстиции по регистрации прав, действующем на территории одного из указанных субъектов Российской Федерации, по выбору правообладателя (сторон сделки).

Если планы и документы на весь объект недвижимости составлены и удостоверены органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости и находящимися не на территории субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается этот объект недвижимости, то государственная регистрация прав также может осуществляться в любом учреждении юстиции по регистрации прав, действующем на территории одного из субъектов Российской Федерации, в пределах которых располагается данный объект недвижимости, по выбору правообладателя (сторон сделки).

Государственная регистрация перехода, прекращения, ограничения (обременения) прав на объект недвижимости или иных сделок с ним осуществляется учреждением юстиции по регистрации прав, которым изначально был открыт соответствующий раздел Единого государственного реестра прав. На этом органе лежит обязанность в течение трех дней с момента регистрации направить в иные учреждения юстиции по регистрации прав, действующие на территории регистрационных округов, в пределах которых также располагается объект недвижимости, соответствующую информацию о проведенной регистрации.

Государственная регистрация прав и сделок с земельными участками, по которым проходят (на которых располагаются) указанные объекты недвижимости, осуществляется учреждениями юстиции по регистрации прав по месту расположения этих земельных участков. Учреждение юстиции по регистрации прав, осуществившее государственную регистрацию перехода права на земельный участок, его ограничения (обременения) или иной сделки с земельным участком, по которому проходит (на котором располагается) объект недвижимости, должно направить об этом информацию в учреждение юстиции по регистрации прав, зарегистрировавшее право на объект недвижимости, расположенный на территории нескольких регистрационных округов.

Всегда ли требуется государственная регистрация права аренды недвижимого имущества?

По общему правилу право аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее года. Таким образом, от срока, на который заключен договор аренды, зависит, необходима или нет государственная регистрация.

С заявлением о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, то к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается план (чертеж границ) земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.

Если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, то к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, должны быть приложены поэтажные планы здания, сооружения, на которых обозначаются сдаваемые в аренду помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

Вправе ли органы исполнительной власти требовать регистрации права аренды недвижимого имущества независимо от сроков, на которые заключен договор?

Согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Пункт 1 ст. 131 и п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса РФ устанавливают, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется только в случаях, когда такая регистрация предусмотрена ГК РФ и иными федеральными законами.

Таким образом, Конституция РФ и Гражданский кодекс не наделяют субъекты Российской Федерации правом издавать нормативные акты по вопросам определения круга прав на недвижимое имущество и видов сделок с ним, подлежащих обязательной государственной регистрации. Поэтому изданный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативный акт об обязательной государственной регистрации всех договоров аренды (субаренды) недвижимого имущества независимо от сроков их действия не подлежит применению как акт государственного органа, противоречащий федеральному закону. В соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации.

Требуется ли государственная регистрация изменений договора аренды недвижимого имущества, в частности изменения размера арендной платы?

Договор аренды недвижимого имущества регистрируется как порождаемое данным договором обременение прав арендодателя соответствующими обязательствами. Согласно п. 1 ст. 453 ГК РФ при изменении зарегистрированного договора аренды обязательства сторон сохраняются в измененном виде, что означает изменение зарегистрированного обременения. Учитывая, что соглашение об изменении договора аренды, подлежащего государственной регистрации, является его неотъемлемой частью, на него распространяется требование об обязательной государственной регистрации.

Если соглашение о внесении в ранее зарегистрированный договор аренды здания изменений относительно размера арендной платы не было зарегистрировано, то оно в соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ должно считаться незаключенным до тех пор, пока не будет зарегистрировано в установленном порядке.

Требуется ли государственная регистрация договора аренды недвижимого имущества при продлении договора?

При продлении договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок менее одного года, на такой же срок (или иной, но не превышающий одного года) после окончания первоначального срока аренды отношения сторон регулируются новым договором аренды, который не подлежит государственной регистрации в силу п. 2 ст. 651 ГК РФ. Фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора. В этом случае сроки не суммируются, поэтому и первый, и второй договоры не требуют государственной регистрации.

Требуется ли государственная регистрация предварительного договора, по которому стороны обязуются в будущем заключить договор, подлежащий государственной регистрации?

В силу п. 2 ст. 429 ГК РФ к предварительному договору применяются только правила о форме основного договора. Установленное п. 2 ст. 651 ГК РФ условие об обязательной государственной регистрации договора аренды здания или сооружения на срок не менее одного года не является элементом формы этого договора. Предварительный договор, по которому стороны обязались заключить договор аренды здания, подлежащий государственной регистрации, не является также и сделкой с недвижимостью, исходя из требований ст. 164 ГК РФ. Предметом предварительного договора является обязательство сторон по поводу заключения будущего договора, а не обязательства по поводу недвижимого имущества. С учетом сказанного предварительный договор, по которому стороны обязуются в будущем заключить договор, подлежащий государственной регистрации, не подлежит государственной регистрации.

Необходимо ли регистрировать права на недвижимое имущество, которые установлены решением суда?

Права на недвижимое имущество, которые установлены решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Регистратор права на недвижимое имущество и сделок с ним не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда. При этом решения суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда имеют одинаковую силу.

Вступившие в силу решения и определения судов в отношении прав на недвижимое имущество подлежат в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в учреждение юстиции по регистрации прав.

В каком порядке проводится государственная регистрация ипотеки?

Государственная регистрация залога недвижимого имущества (договора об ипотеке) имеет ряд особенностей.

Для регистрации договора об ипотеке права на недвижимое имущество, подлежащее залогу, должны быть зарегистрированы. Кроме того, законодательство должно допускать ипотеку в отношении данного объекта. Федеральным законодательством определены объекты недвижимости, которые могут быть предметом залога. К ним относятся:

1) земельные участки, за исключением случаев, определенных законом;

2) предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

3) жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат;

4) дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;

5) воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Не подлежит государственной регистрации ипотека, если в отношении данного недвижимого имущества ипотека запрещена. Так, не допускается ипотека имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, а также имущества, в отношении которого в установленном федеральным законом порядке предусмотрена обязательная приватизация либо приватизация которого запрещена. Кроме того, в государственной регистрации ипотеки может быть отказано, если содержание договора об ипотеке или прилагаемых к нему необходимых документов не соответствует требованиям государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя после государственной регистрации его вещных прав на недвижимое имущество и осуществляется по месту нахождения имущества, являющегося предметом ипотеки.

Для государственной регистрации ипотеки должны быть представлены:

нотариально удостоверенный договор об ипотеке и его копия;

документы, названные в договоре об ипотеке в качестве приложений;

доказательства уплаты регистрационного сбора;

документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой обязательства.

Если права залогодержателя удостоверяются закладной, то в орган, осуществляющий государственную регистрацию ипотеки, одновременно с указанными документами должны быть представлены также закладная и ее копия, а также документы, названные в закладной в качестве приложений, и их копии.

Срок регистрации ипотеки - один месяц со дня поступления необходимых для ее регистрации документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию ипотеки.

Государственная регистрация ипотеки осуществляется путем совершения регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. При государственной регистрации ипотеки указываются данные о залогодержателе, предмете ипотеки, стоимость обеспеченного ипотекой обязательства или данные о порядке и об условиях определения этой стоимости. Если договор об ипотеке предусматривает, что права залогодержателя удостоверяются закладной, об этом также указывается в регистрационной записи об ипотеке.

Наряду с регистрационной записью об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество совершается надпись на договоре об ипотеке, содержащем полное наименование органа, зарегистрировавшего ипотеку, дату, место государственной регистрации ипотеки и номер, под которым она зарегистрирована. Эти данные заверяются подписью должностного лица и скрепляются печатью органа, осуществившего государственную регистрацию ипотеки.

Датой государственной регистрации ипотеки является день совершения регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Несоблюдение правил о государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.

Вправе ли регистрирующий орган отложить государственную регистрацию ипотеки?

Такое право предоставлено регистрирующему органу в строго определенных случаях. Государственная регистрация ипотеки может быть отложена не более чем на один месяц при непредставлении какого-либо из документов, являющихся в силу закона необходимыми, при несоответствии договора об ипотеке, закладной и приложенных к ним документов требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, при необходимости проверки подлинности представленных документов.

Есть и еще одно основание отложения государственной регистрации ипотеки: это наличие судебного спора по поводу прав на имущество, являющееся предметом ипотеки, или по поводу обращения на него взыскания. В этом случае государственная регистрация ипотеки откладывается до разрешения спора судом.

Принимая решение об отложении государственной регистрации ипотеки, орган, осуществляющий ее государственную регистрацию, запрашивает необходимые документы или требует устранения выявленных несоответствий. Если указанные требования не выполняются в установленный срок, то в государственной регистрации ипотеки должно быть отказано.

Требует ли государственной регистрации прекращение договора об ипотеке?

Федеральным законодательством предусмотрено так называемое погашение регистрационной записи об ипотеке. Регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления законного владельца закладной, совместного заявления залогодателя и залогодержателя либо на основании решения суда, арбитражного суда или третейского суда о прекращении ипотеки.

При погашении регистрационной записи об ипотеке в связи с прекращением ипотеки закладная аннулируется. Аннулированная закладная передается ранее обязанному по ней лицу по его требованию.


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ О РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ (Л.К. ТЕРЕЩЕНКО, Н.А. ИГНАТЮК)


В избранное