Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как избежать юридических проблем (на примерах из практики) - Консультации по трудовому праву


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Какие гарантии и компенсации предоставляются лицам, участвующим в коллективных переговорах?

Лица, участвующие в коллективных переговорах, в том числе эксперты, специалисты и посредники, пользуются следующими гарантиями:
1) на время переговоров, но на срок не более 3 месяцев они освобождаются от основной работы;
2) на этот период сохраняется средний заработок;
3) компенсируются затраты, связанные с участием в переговорах.
Статья 39 ТК предусматривает сохранение места работы и среднего заработка на период не более 3 месяцев, т.е. предполагается, что коллективные переговоры должны быть проведены в этот срок и завершены подписанием коллективного договора или соглашения. Однако надо учитывать возможность более длительного проведения коллективных переговоров при разработке и заключении коллективного договора (см. ст. 40 ТК) или соглашения (см. ст. 47 ТК). Очевидно, в этом случае по соглашению сторон срок предоставления гарантий может быть продлен.
Компенсация затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, производится по соглашению сторон, поскольку законодательством не предусмотрены размеры и порядок такой компенсации.
На практике произведение затрат может быть необходимым, если коллективные переговоры проводятся в другом населенном пункте. Например, для заключения областного отраслевого соглашения представители территориального объединения профсоюзов должны приехать в областной центр. В указанном случае допустимо использование аналогии с командировкой. Очевидно, размер компенсации затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, не может быть меньше норм возмещения расходов работников, направляемых в командировку.
Оплата услуг экспертов, специалистов, посредников, которые оказывают сторонам содействие в согласовании условий и подготовке проекта коллективного договора, соглашения, производится представителями той стороны, которая пригласила их для участия в коллективных переговорах. По соглашению сторон, нашедшему отражение в коллективно-договорном акте, оплата услуг указанных участников переговоров может быть возложена на работодателя (объединение работодателей, иного представителя работодателей).
Для представителей работников установлены дополнительные гарантии, связанные с возможностью их преследования за осуществление представительских полномочий.
В период ведения коллективных переговоров для них устанавливается особый режим привлечения к дисциплинарной ответственности, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Помимо соблюдения общего порядка указанные действия должны быть согласованы с тем представительным органом работников, который уполномочил их на участие в коллективных переговорах. Профсоюз (совет трудового коллектива, иной орган) должен дать предварительное согласие на применение дисциплинарного взыскания (кроме увольнения), перевод на другую работу (в том числе и временный), увольнение работника по инициативе работодателя за исключением увольнения за виновное поведение (п. п. 5, 6, 7, 8, 11 ст. 81 ТК). При этом закон не подчеркивает необходимости обоснования отказа в даче согласия на увольнение представителя работников, однако надо учитывать общее правило, согласно которому мнение профсоюзного органа (а равно иного представителя работников) должно быть мотивированным (ст. 82 ТК).
Кроме того, необходимо иметь в виду Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального суда города Кемерово", установившее, что "лишение работодателя возможности применить дисциплинарное взыскание к нарушителям трудовой дисциплины нарушает закрепленные в Конституции принципы равенства прав граждан (ч. ч. 1 и 2 ст. 19), представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 37 и ч. ч. 1 и 2 ст. 38), нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям ст. ст. 8, 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции". Следовательно, сам факт наложения дисциплинарного взыскания без предварительного согласия органа, уполномочившего работников на участие в коллективных переговорах, не может служить основанием для признания такого взыскания незаконным и вынесения решения о его отмене.

Какое значение имеет регистрация коллективного договора?

Статья 50 ТК не определяет цели регистрации, однако подчеркивает, что она является уведомительной и не влияет на вступление коллективного договора в силу. Тем не менее при осуществлении регистрации соответствующий орган по труду должен выявлять условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщать об этом представителям сторон и в органы федеральной инспекции труда (ч. 3 ст. 50 ТК). Надо отметить, что органы по труду не имеют права требовать от сторон внесения изменений в коллективный договор или отказать в его регистрации, они могут лишь проинформировать стороны о существующих противоречиях с законодательством. Стороны же вправе самостоятельно избрать один из следующих вариантов: внести исправления в коллективный договор; оставить коллективный договор без изменений, но не применять его положения, ухудшающие условия труда по сравнению с законодательством.

Кто несет ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, невыполнение условий коллективного договора?

При ответе на этот вопрос необходимо учитывать, что ст. ст. 54 - 55 ТК, устанавливающие ответственность сторон социального партнерства, носят отсылочный характер. Конкретные составы соответствующих правонарушений (включая указание на субъекты) предусмотрены ст. ст. 5.28 - 5.31 КоАП. Указанные статьи предусматривают, что ответственность за нарушение требований ТК несет работодатель или лицо, его представляющее.

За какие правонарушения при осуществлении социального партнерства установлена административная ответственность?

Составы административных проступков (и санкции за их совершение) предусмотрены КоАП. При решении конкретных вопросов о привлечении того или иного работодателя (должностного лица) к административной ответственности применяются нормы административного, а не трудового законодательства (ст. ст. 54 - 55 ТК), которое, кстати, могло бы ограничиться более общей отсылкой.
Ответственности работодателей и лиц, их представляющих, посвящены ст. ст. 5.28 - 5.31, 5.38 КоАП. Надо обратить внимание на то, что круг правонарушений в сфере социального партнерства в соответствии с КоАП шире, чем это предусмотрено ТК. В частности, КоАП административная ответственность предусмотрена за:
уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки (ст. 5.28);
непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);
необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);
нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31).
Признается недопустимым со стороны работодателя воспрепятствование организации или проведению собрания, проводимого в соответствии с законодательством РФ, либо участию в нем, например, собрания по избранию непрофсоюзного представительного органа или по утверждению коллективного договора (ст. 5.38).
Работники также должны воздерживаться от принуждения к участию в собрании (ст. 5.38).

Какие документы могут быть приложением к коллективному договору?

Статья 41 ТК, определяющая содержание и структуру коллективного договора, не упоминает о приложениях к коллективному договору. Однако другие статьи ТК указывают на возможность (а иногда и обязательность) включения в коллективный договор приложений. Так, ст. 190 ТК предусматривает, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, и, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Приведенная норма содержит внутреннее противоречие, а именно: правила внутреннего трудового распорядка одновременно являются и локальным нормативным актом, и приложением к коллективному договору. Это недопустимо, поскольку в соответствии со ст. ст. 8, 9 ТК эти акты существенно отличаются друг от друга. Поэтому на практике надо исходить из того, что правила либо утверждаются работодателем и существуют отдельно от коллективного договора, либо являются приложением к нему. Во втором случае правила не утверждаются работодателем, а выступают неотъемлемой частью коллективного договора и изменяются лишь в порядке коллективных переговоров.
В соответствии со ст. 103 ТК приложением к коллективному договору, как правило, являются и графики сменности. Норма о графиках сменности содержит то же противоречие, что и положение о правилах внутреннего трудового распорядка.
В качестве приложения к коллективному договору может быть оформлен перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК).
Нормы труда могут устанавливаться коллективным договором (ст. 159 ТК) и в этом случае могут быть оформлены как специальный раздел договора либо как приложение.
На практике в качестве приложения к коллективному договору оформляются положение об оплате труда, положения о различных видах премирования, положение об оказании работникам материальной помощи, положение о порядке ведения коллективных переговоров, положение о комиссии по трудовым спорам и др.

В каком порядке проводятся коллективные переговоры по заключению коллективного договора?

Представители стороны, получившие уведомление о начале коллективных переговоров, должны в 7-дневный срок вступить в коллективные переговоры (ст. 36 ТК). Это, по существу, означает, что в указанный срок стороны должны создать комиссию для ведения коллективных переговоров, на которую возложена задача подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ч. 7 ст. 35 ТК).
Комиссия создается на равноправной основе из представителей работодателя и работников.
Руководитель организации по своему усмотрению определяет конкретные кандидатуры и полномочия должностных лиц, которых он направляет в комиссию по ведению коллективных переговоров.
Лица, представляющие интересы работников, избираются профсоюзным органом, иным представителем работников или единым представительным органом (ст. ст. 29 - 31, 37 ТК).
Создание комиссии целесообразно оформить совместным решением сторон, поскольку с момента ее создания лицам, участвующим в коллективных переговорах, предоставляются специальные гарантии (ст. 39 ТК).
Порядок ведения коллективных переговоров (количество заседаний, их периодичность, последовательность обсуждения вопросов, порядок приглашения специалистов и экспертов, сроки и место проведения и т.д. (ст. 37 ТК)), а также порядок утверждения коллективного договора (ст. 42 ТК) определяются комиссией.

В каких случаях создается единый представительный орган?

ТК предусматривает возможность создания единого представительного органа работников только при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций (ст. 37 ТК). Такое решение принято по той причине, что только в этом случае одновременно существуют два (или более) представителя работников, обладающих равными правами на представительство их интересов.
Совет трудового коллектива (иной непрофсоюзный представительный орган работников) создается в том случае, когда в организации нет профсоюзной организации или она малочисленна (ст. 31 ТК). В такой ситуации нет смысла создавать единый представительный орган, поскольку непрофсоюзный орган по смыслу ст. 31 представляет интересы всех работников организации.

Каковы обязанности работодателя в ходе коллективных переговоров по поводу заключения коллективного договора?

Обязанности работодателя в ходе коллективных переговоров по поводу заключения коллективного договора прямо предусмотрены ТК (ст. ст. 37, 39, 40). К ним относятся:
- предоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;
- предоставление участникам переговоров установленных законодательством гарантий;
- заключение коллективного договора на согласованных условиях.
Исходя из принципов социального партнерства и общих обязанностей работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников (ст. 32 ТК), можно полагать, что на работодателе лежит обязанность по организационно-техническому обеспечению проведения коллективных переговоров (предоставление помещения, письменное фиксирование договоренностей и т.п.), хотя прямо об этом в ТК не сказано. Это может быть оговорено в коллективном договоре или при создании комиссии по ведению коллективных переговоров.
Оплата услуг специалистов и экспертов может производиться работодателем, если: 1) они приглашены работодателем; 2) достигнуто соглашение о том, что оплачивать их услуги будет работодатель (ч. 2 ст. 39 ТК).

Каковы обязанности представителей работников в ходе коллективных переговоров?

Обязанности предоставлять информацию и не разглашать ставшие известными в ходе коллективных переговоров сведения, содержащие охраняемую законом тайну, прямо предусмотрены законом (ст. 37 ТК).
Обязанность возобновить трудовую деятельность после окончания коллективных переговоров вытекает из положений ст. 39 ТК и общих обязанностей работника, обусловленных заключенным трудовым договором (ст. ст. 21, 56 ТК).
Член представительного органа работников, участвующий в коллективных переговорах, освобождается от своей основной работы лишь на срок ведения коллективных переговоров.
Оплачивать услуги специалистов, экспертов и посредников представительный орган работников должен лишь в том случае, если не существует иных договоренностей с работодателем (ст. 39 ТК).

Каким образом утверждается коллективный договор?

ТК предоставляет сторонам право определить порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 42 ТК). Стороны самостоятельно могут определить, как они будут заключать коллективный договор: проводить общее собрание (конференцию), опрос работников, обсуждение по структурным подразделениям или подписывать коллективный договор в комиссии по ведению коллективных переговоров.
В связи с этим надо признать недействующей норму ст. 12 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях", которая предписывала обязательное утверждение коллективного договора на общем собрании (конференции) работников. В соответствии со ст. 423 ТК законы, принятые до введения в действие ТК, применяются в той части, которая не противоречит положениям ТК. Статья 12 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" в части определения порядка утверждения коллективного договора вступает в прямое противоречие со ст. 42 ТК.

В каких случаях коллективный договор сохраняет свое действие?

Правила, определяющие действие коллективного договора во времени, по кругу лиц и в случаях каких-либо изменений юридического лица - работодателя, определены ст. 43 ТК.
Сохранение действия коллективного договора при изменении наименования организации и расторжении трудового договора с руководителем организации прямо предусмотрено законом (ч. 4 ст. 43 ТК). В случае реорганизации организации (слиянии, присоединении, выделении, разделении, преобразовании) коллективный договор сохраняет свое действие лишь на период проведения реорганизации, поскольку в этом случае, по сути, меняется сторона коллективного договора. С точки зрения правовых последствий то же происходит в случае смены собственника имущества организации. При этом не имеет значения установленный по соглашению сторон срок действия коллективного договора. Например, коллективный договор заключен 15 января 2005 г. сроком на 3 года, следовательно, датой окончания его действия будет 15 января 2008 г. Однако в марте 2005 г. (т.е. задолго до окончания срока действия коллективного договора) началась реорганизация в виде преобразования. В такой ситуации коллективный договор сохранит свое действие лишь на период проведения реорганизации, после внесения в реестр юридических лиц нового юридического лица и исключения из него организации, претерпевшей преобразование, договор утратит силу, если стороны не договорились о продлении срока его действия.
Возможен и такой вариант: в ходе реорганизации или сразу после ее проведения по требованию одной из сторон начинаются коллективные переговоры о заключении нового коллективного договора.
Банкротство, если оно не влечет ликвидацию или реорганизацию организации, не влечет никаких изменений действия коллективного договора. Специальных указаний о коллективном договоре в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" нет.
Особые правила установлены для приватизируемых предприятий. Статья 17 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" среди социальных гарантий работникам открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, называет и гарантии сохранения действия коллективного договора, заключенного приватизируемым унитарным предприятием.
ОАО, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации.
По истечении 3 месяцев со дня государственной регистрации ОАО его работники (представители работников), совет директоров (наблюдательный совет) или исполнительный орган ОАО могут предложить пересмотреть положения действующего или заключить новый коллективный договор.

Каково соотношение коллективного договора и отраслевого соглашения?

Действующее трудовое законодательство не определяет правил соотношения коллективного договора и отраслевого соглашения. Содержание обоих названных актов определяется по соглашению сторон. Однако, если исходить из того, что работодатель обязан выполнять заключенное с его участием отраслевое соглашение, надо признать, что коллективный договор не может снизить уровень гарантий, предусмотренный в соглашении. В противном случае теряет смысл заключение коллективного договора.
В том случае, когда работодатель не участвовал в заключении отраслевого соглашения (что исключительно редко встречается на практике), стороны свободны в определении содержания коллективного договора.

Какие положения должны найти отражение в коллективном договоре?

Указание наименования сторон и срока действия коллективного договора является обязательным в силу общих требований, предъявляемых к оформлению договоров. В противном случае возникнут сомнения относительно действительности коллективного договора.
В соответствии с ч. 4 ст. 41 ТК в коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Некоторые положения ТК практически предусматривают обязанность сторон социального партнерства установить те или иные нормы в коллективном договоре, например, определить доплаты за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК); установить для женщин, работающих в районах Крайнего Севера, сокращенную рабочую неделю (ст. 320 ТК). Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" закрепляет право профессиональных союзов и иных представительных органов работников требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости (ст. 21).
Обязательных предписаний в других федеральных законах не содержится.
Многие вопросы могут решаться в коллективном договоре или локальном нормативном акте по выбору. К ним относятся, например, режим рабочего времени (ст. 100 ТК), индексация оплаты труда (ст. 134 ТК), система оплаты труда (ст. 135 ТК), установление стимулирующих выплат (ст. 144 ТК) и др.

Кто должен вести коллективные переговоры по заключению коллективного договора в аэропорту, где действуют две первичные профсоюзные организации, создан профсоюз работников аэропорта, объединяющие соответственно 10, 50 и 30% работников аэропорта (часть работников является членами двух профсоюзов), а единый представительный орган создать не удалось?

В данной ситуации необходимо использовать механизм непосредственной демократии, закрепленный в ст. 37 ТК, поскольку, во-первых, ни один из профсоюзов не объединяет более половины работников, во-вторых, могут возникнуть вопросы о членстве работников в профсоюзах, т.е. количество членов самого многочисленного профсоюза может измениться после проверки и устранения двойного членства.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 ТК необходимо созвать общее собрание (конференцию) работников, которая тайным голосованием определит профсоюз или первичную профсоюзную организацию, которой поручается проведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора от имени всех работников аэропорта.

Действительны ли положения коллективного договора, по которым работодатель (городская больница) при заключении коллективного договора принял на себя обязательства ежеквартально осуществлять индексацию заработной платы, предоставлять работникам дополнительный отпуск за длительный стаж работы на должностях медицинского персонала, компенсировать стоимость питания в рабочее время?

В соответствии со ст. 135 ТК системы заработной платы, в том числе размеры тарифных ставок, окладов (и правила их повышения) и различного вида выплаты устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджетов (к каковым относится больница), соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Иными словами, по общему правилу индексация оплаты труда работников больницы производится в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ или Минздравсоцразвития России, а также органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (если больница подведомственна им). Однако, если городская больница оказывает какие-либо платные услуги, доходы от предпринимательской деятельности она имеет право распределять самостоятельно, и в том числе на выплату заработной платы (ее индексацию, установление дополнительных стимулирующих выплат и т.п.) и установление льгот для работников.
Право социальных партнеров установить в коллективном договоре льготы и преимущества закреплено в ч. 3 ст. 41 ТК, право предоставлять работникам дополнительные отпуска, определив порядок и условия их предоставления в коллективном договоре, - в ч. 2 ст. 116 ТК, право определить в коллективном договоре условия и порядок осуществления индексации - в ст. 134 ТК.

Что представляет собой система социального партнерства?

Понятие системы социального партнерства введено ст. 26 ТК и обозначает уровни взаимодействия социальных партнеров. Система социального партнерства включает следующие уровни:
федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда на уровне субъекта РФ;
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений.
Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.
На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые соглашения. На этом уровне действует РТК, проводятся консультации, переговоры, обсуждения законопроектов и основных направлений социально-экономической политики, стороны социального партнерства участвуют в управлении внебюджетными фондами (см. ст. ст. 27, 35 ТК).
На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональные и отраслевые соглашения, действуют региональные трехсторонние комиссии, проводятся консультации и переговоры, создаются координационные комитеты содействия занятости населения, стороны социального партнерства участвуют в управлении внебюджетными фондами (см. ст. ст. 27, 35 ТК).
На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение, действуют координационные комитеты содействия занятости населения, в некоторых регионах создаются трехсторонние постоянно действующие комиссии (см. ст. ст. 27, 35 ТК).
Последний уровень взаимодействия социальных партнеров - сотрудничество в рамках организации. Здесь заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателей, осуществляется участие работников в управлении организацией (ст. ст. 52, 53 ТК), создаются комиссия по трудовым спорам (ст. ст. 27, 384 ТК), комитет (комиссия) по охране труда (ст. ст. 27, 218 ТК).
На всех уровнях социального партнерства возможно участие сторон (в той или иной степени) в разрешении коллективного трудового спора или урегулировании возникших в ходе коллективных переговоров разногласий (ст. ст. 398 - 404 ТК).
Следует отметить, что перечисление названных уровней в статье ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.

Каковы основные формы социального партнерства?

Статья 27 ТК называет четыре формы социального партнерства. Это:
проведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
проведение взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участие работников, их представителей в управлении организацией;
участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Коллективные переговоры и заключение коллективно-договорных актов (коллективных договоров и соглашений) выступают основной формой социального партнерства. Это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования.
Указанная форма социального партнерства направлена, с одной стороны, на достижение социального мира, с другой стороны - на упорядочение трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда.
Взаимные консультации осуществляются, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (ст. 35 ТК).
Отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты предусматривают проведение консультаций социальных партнеров в иных формах, например, ст. 21 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривает участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. В частности, по предложению профессиональных союзов органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.
Реализация данной формы социального партнерства предполагает также учет мнения РТК при принятии некоторых нормативных актов федерального уровня (ст. ст. 35, 139, 147 ТК).
Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. ст. 53, 372, 373 ТК).
Участие работников в управлении организацией также признается одной из форм социального партнерства.
Право на участие и его основные формы закреплены в гл. 8 ТК (ст. ст. 52, 53 ТК).
Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров как одна из форм социального партнерства осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров.
При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров. Строго говоря именно этот вид сотрудничества надо назвать участием в досудебном рассмотрении трудовых споров (ст. ст. 384 - 389 ТК).
При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная, примирительная процедура рассмотрения спора: по соглашению сторон из их представителей создается примирительная комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки с целью урегулирования существующих разногласий (ст. ст. 398, 401 - 404 ТК). Все эти действия необходимо рассматривать как сотрудничество сторон спора, их участие во внесудебном разрешении коллективного трудового спора.
Помимо указанных в ст. 27 ТК форм в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой используются: создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, участие социальных партнеров в управлении внебюджетными социальными фондами, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов. Например, в соответствии со ст. 218 ТК и ст. 13 ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в организациях создаются комитеты (комиссии) по охране труда. Этот орган образуется на паритетной основе из представителей работодателя и работников (представительного органа работников) и действует как орган социального партнерства (ст. 218 ТК).
Некоторые коллективные договоры закрепляют такую форму социального партнерства, как совместное принятие некоторых управленческих решений либо принятие управленческих решений с согласия выборного профсоюзного органа (увольнение члена профсоюза).

Чем комиссии по регулированию социально-трудовых отношений отличаются от комиссий по ведению коллективных переговоров?

Статья 35 ТК предусматривает создание двух видов комиссий в сфере социального партнерства - комиссий по ведению коллективных переговоров и заключению соответствующих коллективно-договорных актов и комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Комиссии по ведению коллективных переговоров образуются по решению сторон на равноправной основе. Они состоят из наделенных надлежащими полномочиями представителей каждой стороны. Представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления входят в состав комиссий в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством или соглашением сторон.
Основным назначением комиссий является проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений. Однако они осуществляют и контроль за выполнением заключенных коллективно-договорных актов. Это дает основание полагать, что комиссии могут действовать как на временной, так и на постоянной основе в зависимости от усмотрения сторон. Их деятельность определяется ТК и соглашением сторон.
На практике такие комиссии, как правило, функционируют на временной основе и создаются для подготовки и заключения отраслевых соглашений любого уровня и коллективных договоров.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений образуются всегда на трехсторонней основе, действуют постоянно. Их правовое положение определяется специальными нормативными правовыми актами. Задачи таких комиссий значительно шире, чем заключение соглашения определенного вида, они осуществляют социальное партнерство в различных формах, в том числе в виде проведения консультаций, направления предложений в соответствующие органы государственной власти, участия в подготовке законопроектов и т.п.
Сложилась практика формирования таких постоянно действующих трехсторонних комиссий на федеральном и региональном уровнях. Иногда они создаются и на уровне муниципального образования.
В качестве характерного примера такой комиссии можно привести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которая формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны Комиссии.
РТК создана как многофункциональный орган. К ее задачам отнесены не только ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, но и проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения; согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики.
Комиссия вправе разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений; принимать участие в подготовке разрабатываемых Правительством законопроектов, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания РФ. ТК предусматривает участие РТК в принятии некоторых решений Правительства РФ. В частности, с учетом мнения РТК утверждаются:
перечни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов (ст. ст. 59, 94, 96, 113, 153, 268 ТК);
перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 117 ТК);
минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и условия его предоставления (ст. 118 ТК);
особенности порядка исчисления среднего заработка для отдельных категорий работников или в особых обстоятельствах (ст. 139 ТК);
перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК);
перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин (ст. 253 ТК);
предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (ст. 253 ТК);
перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК);
предельные нормы тяжестей, допустимых к переноске работниками в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК);
особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) (ст. 282 ТК).
В соответствии с законами субъектов РФ на региональном уровне создаются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их деятельность фактически смоделирована с Российской трехсторонней комиссии. Законы о социальном партнерстве, определяющие порядок создания и задачи региональных комиссий, приняты в Свердловской, Вологодской, Омской, Мурманской областях, Алтайском и Ставропольском краях, республиках Алтай, Карелия, Мордовия, городе Москве и других субъектах РФ.
Территориальные трехсторонние комиссии создаются в соответствии с региональными законами о социальном партнерстве на районном (городском) уровнях из представителей органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и объединений работодателей. Они наделяются полномочиями на:
- ведение коллективных переговоров, подготовку и заключение территориального соглашения;
- рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения территориального соглашения;
- согласование социально-экономических интересов органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и объединений работодателей при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на уровне района (города);
- содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на уровне района (города);
- решение иных вопросов социально-трудовых отношений, определяемых сторонами (см., например, Закон Республики Карелия "О социальном партнерстве в Республике Карелия").

Каково содержание отраслевого соглашения?

В соответствии со ст. 46 ТК содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
Действующее трудовое законодательство содержит и некоторые положения, которые помогают сформировать более четкое представление о содержании соглашения. Так, ст. 45 ТК предусматривает, что соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и дает примерный перечень вопросов, которые могут найти отражение в соглашении.
Определяя содержание соглашения с учетом приведенных норм, необходимо иметь в виду, что общие принципы регулирования отношений, входящих в предмет трудового права, устанавливаются на уровне федерального закона (ст. 2 ТК), субъекты социального партнерства не могут решать таких основополагающих вопросов. На практике соглашения в зависимости от уровня заключения устанавливают либо конкретные условия труда соответствующих категорий работников, либо общие обязательства сторон по обеспечению определенных трудовых прав и гарантий.
В отличие от коллективного договора (ст. 40 ТК) соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 ТК не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений, например, обязательства сторон по содействию развития многоукладности экономики, свободе предпринимательства, многообразию форм собственности и хозяйствования и т.п.
Примерный перечень вопросов, которые могут найти отражение в соглашении, приведен в ст. 45 ТК. Это:
оплата труда;
условия и охрана труда;
режимы труда и отдыха;
развитие социального партнерства;
другие вопросы, определенные сторонами.
Традиционно в отраслевые соглашения, которые являются наиболее распространенными, включаются положения:
о создании условий для устойчивого развития отрасли (обязательства в области производственных и экономических отношений);
об обеспечении занятости;
об оплате труда;
об охране труда и здоровья;
о социальных льготах, гарантиях и компенсациях;
о гарантиях профсоюзной деятельности и социального партнерства;
о контроле за выполнением соглашения и ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
Надо иметь в виду, что некоторые вопросы не могут быть предметом обсуждения на коллективных переговорах. Свобода выбора вопросов для обсуждения и включения в соглашения ограничивается кругом общественных отношений, которые регулируются трудовым законодательством, и общественных отношений, выходящих за пределы предмета трудового права, но связанных с социальным обслуживанием работников в широком смысле слова.
При определении содержания соглашения необходимо учитывать также общие правила соотношения различных источников трудового права. Согласно ст. 9 ТК соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде.
Кроме того, следует исходить из компетенции работодателя по установлению условий труда. Например, ряд вопросов в соответствии с Конституцией и ТК решаются на федеральном уровне органами государственной власти путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, т.е. не подлежат договорному регулированию. К ним относятся вопросы установления порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; единого порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др. (ст. 37 Конституции, ст. 6 ТК).

Какие соглашения существуют в системе социального партнерства?

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные (ст. 45 ТК).
При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.
Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон города Москвы "О социальном партнерстве" предусматривает заключение Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, окружных соглашений.
Соглашения могут быть двусторонними - заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними - заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по соглашению между представителями работников и работодателей.
По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например, профессиональные, отраслевые территориальные и т.д. Часть 10 ст. 45 ТК предусматривает возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т.е. в современных условиях допустимы и соглашения на уровне организации, однако в этом случае они должны быть посвящены "отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений" (ч. 10 ст. 45 ТК).

Какие формы участия работников в управлении организацией могут быть предусмотрены в коллективном договоре?

Статья 53 ТК указывает на основные формы участия работников в управлении организацией, к числу которых относит:
учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором;
проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
участие в разработке и принятии коллективных договоров.
Помимо этих форм коллективным договором могут быть предусмотрены иные, например участие представителей работников в работе коллегиальных органов управления организацией. Это право закреплено за профсоюзами ст. 16 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями и дополнениями), однако указанный Закон не содержит гарантий реализации этого права. Поэтому фактически оно может быть реализовано лишь в порядке, предусмотренном сторонами социального партнерства. Например, представительному органу работников акционерного общества коллективным договором может быть предоставлено право вносить предложения при формировании повестки дня общего собрания акционеров, выступать на общем собрании по вопросам, затрагивающим интересы работников, участвовать в обсуждении указанных вопросов и в голосовании и т.п.
Необходимо отметить, что четкого разграничения между формами социального партнерства и формами участия работников в управлении организацией ТК не проводит. В связи с этим совместное принятие управленческих решений, например, может рассматриваться не только как форма социального партнерства, но и как форма участия работников в управлении организацией. То же можно сказать о согласовании решений с представительным органом работников. Эти формы сотрудничества также могут найти отражение в коллективном договоре.

Какую информацию представители работников вправе требовать от работодателя?

Прежде всего, в соответствии со ст. 37 ТК это информация, необходимая для ведения коллективных переговоров. Ее состав законодателем не определен. Очевидно, это любые сведения, которые могут быть использованы при разработке проекта коллективного договора или соглашения. Эта информация может включать сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне. На это указывает ч. 8 ст. 37 ТК, которая предусматривает обязанность участников коллективных переговоров не разглашать соответствующие сведения.
Помимо упомянутой информации представители работников имеют право независимо от проведения коллективных переговоров получать от работодателя информацию по вопросам:
реорганизации или ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
по другим вопросам, предусмотренным ТК, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором (ст. 53 ТК).
Необходимо иметь в виду, что МОТ принята специальная Рекомендация N 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (1967), уделяющая внимание предоставлению работникам информации для участия в управлении организацией и ведения коллективных переговоров.
Рекомендация указывает на цель предоставления информации - достижение взаимопонимания сторон, устанавливает принцип отбора сведений - все интересующие трудящихся вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, к положению трудящихся, а также содержит примерный перечень вопросов, по которым администрация должна информировать представителей работников. К ним, в частности, относятся:
- общие условия занятости, включая условия приема на работу, перевода и увольнения;
- описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и роль конкретной работы в деятельности предприятия;
- возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по работе на предприятии;
- общие условия труда;
- правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их применение, и условия, дающие право прибегать к ним;
- социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.);
- системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии;
- положения государственной системы социального обеспечения, распространяющиеся на трудящихся в силу того, что они работают на предприятии;
- общее положение организации и перспективы или планы ее дальнейшего развития;
- разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников.
В коллективном договоре обязанность работодателя по предоставлению информации может быть конкретизирована путем утверждения конкретного перечня.

500 АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОММЕНТАРИИ И РАЗЪЯСНЕНИЯ
Ю.П. ОРЛОВСКИЙ, А.Ф. НУРТДИНОВА, Л.А. ЧИКАНОВА


 


В избранное