Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка юридической газеты для бизнеса "Стратегия компании" КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ 2006 Г


 

 

Рассылка юридической газеты для бизнеса
"СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ"
(ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ)
15 августа 2006 г.

Консалтинговая компания "Стратегия".
Услуги юристов, адвокатов, налоговых консультантов. Кадровая и юридическая литература. Программы для кадровиков, юристов и бухгалтеров.
Услуги специалистов по автоматизации учетных задач предприятий на базе платформы 1С: Предприятие 7.7. и1С: Предприятие 8.0. Опыт внедрения: розничная торговля, рестораны, кредитные учреждения, промышленные предприятия, бюджетные учреждения.
Тел.: (8442) 98-98-99, факс: 28-63-65

 

Читайте в этом номере статьи:

 

КАДРЫ >>

ПОШАГОВАЯ ПРОЦЕДУРА ВЫГОДНОГО И ЗАКОННОГО ПРИЕМА НА РАБОТУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ КОДЕКСОМ РФ (Фрагмент издания «ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ: оформление трудовых отношений в пользу работодателя. Текста 4-часового семинара Консалтинговой компании «Стратегия», подготовленного в соответствии изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ).

ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ СОВМЕСТИТЕЛЯ.

УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПО «СВОИМ» ОСНОВАНИЯМ.

ФОРМА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СООТВЕТСТВИИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ТК РФ.

 

НАЛОГИ >>

АКТ ПО АРЕНДЕ СОСТАВЛЯТЬ ЕЖЕМЕСЯЧНО!

КОНСУЛЬТАЦИИ УФНС РФ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ «КАМЕРАЛКИ».

ТОВАР НА СТОРОНУ.

 

ГЛАВНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ >>

У ПОДПИСЧИКОВ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАКАЗАТЬ НАШУ ЛИТЕРАТУРУ ПО ОЧЕНЬ НИЗКИМ «ЛЕТНИМ» ЦЕНАМ, а некоторые материалы – безвозмездно.

 


 

 

● ПО СНИЖЕННЫМ ЦЕНАМ МОГУТ ЗАКАЗАТЬ ВСЕ ПОДПИСЧИКИ:

Практическая энциклопедия «Все по кадрам» с CD-диском «300 должностных инструкций»,  2006Г., 211 руб. + в подарок книга «Изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ от  30.06.2006г. Текст 10-часового семинара»;

Книга «Практика увольнений» с CD-диском – 120 руб. + в подарок книга «Изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ от  30.06.2006г. Текст 10-часового семинара», 2006г..

Содержание книг можно заказать безвозмездно, прислав запрос на наш электронный адрес: strateg_os@rambler.ru

 

● БЕЗВОЗМЕЗДНО МОГУТ ЗАКАЗАТЬ ВСЕ ПОДПИСЧИКИ:

- архив статей за прошлый год, вызвавших наибольшее количество отзывов,

- содержание книг 2006г. «Практика увольнений», «Практическая энциклопедия. Все по кадрам», «Личные карточки»,  «Договоры-конструкторы в пользу Вашей стороны»,

- демоописание программного продукта «Пакет кадровика»,

- форму трудового договора в соответствии с законом о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ от 30.06.2006г.

Для этого пришлите запрос на наш электронный адрес: strateg_os@rambler.ru

 

● БЕЗВОЗМЕЗДНО МОГУТ ЗАКАЗАТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ «ПАКЕТА КАДРОВИКА» И ЭНЦИКЛОПЕДИИ «ВСЕ ПО КАДРАМ»:

- CD-диск «300 должностных инструкций» (оплачиваются только почтовые расходы).

 


 

 

Фрагмент издания «ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ: оформление трудовых отношений в пользу работодателя. Текста 4-часового семинара Консалтинговой компании «Стратегия», подготовленного в соответствии изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ.

 

Что должен проверить юрист, курирующий прием новых работников на работу? Что должен знать работник, оформляющий прием работников? Что должен знать руководитель компании и индивидуальный предприниматель, самостоятельно принимающие на работу новых подчиненных? Об этом мы поговорим в рамках настоящего семинара.

При приеме на работу нового сотрудника нужно обеспечить соблюдение закона и в первую очередь норм Трудового кодекса РФ:

- ради соблюдения законности в принципе и отсутствия юридических ошибок,

- ради максимальной защиты интересов работодателя,

- для того, чтобы не оштрафовала трудинспекция или прокуратура, не понести других убытков.

 

Поэтому необходимо:

1)  Проверить, соблюдена ли процедура приема на работу, не пропущен ли, какой либо обязательный этап приема на работу и сроки, как составлены документы;

2)  Проверить, включает ли в себя трудовой договор все условия, обязательные для включения в договор согласно ст. 57 ТК РФ; не противоречат ли условия трудового договора закону, коллективному договору, другим документам, например, штатному расписанию, правилам внутреннего трудового распорядка, иным локальным нормативным актам.

3)  Проверить, включает ли трудовой договор в себя выгодные работодателю условия, например:

- обязанность работника соблюдать и не разглашать коммерческую тайну (напомним, что согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческая тайна работодателя может быть защищена законом и судом, если он устанавливает и соблюдает режим коммерческой тайны. А режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, определенных мер по охране конфиденциальности информации. Одна из таких обязательных мер - регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров),

- срок трудового договора (следует тщательно исследовать закон и выяснить, существует ли законная возможность установить срок трудового договора, так как установление срока договора позволит работодателю заполучить дополнительное основание увольнения нерадивого работника – в связи с истечением срока договора),

- испытательный срок (следует проверить, есть ли законные основания установления испытания работнику, так как установление испытательного срока для работника позволит работодателю заполучить еще одно дополнительное основание увольнения нерадивого работника – в связи с неудовлетворительными результатами испытания),

- обязанность работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя (иначе работодатель рискует затратить время и средства на обучение работника, выращивание кадра, а кадр научится премудростям профессии и уйдет  безнаказанно туда, где за это больше платят),

- условие о материальной ответственности (во-первых, необходимо учесть, что материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена именно трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером (а не договором о полной материальной ответственности), во-вторых, следует подумать над комплексом обязанностей и наименованием должности принимаемого работника, ибо и то, и другое может повлиять на дальнейшую возможность установления для работника материальной ответственности).

4) Принять меры, обеспечивающие застрахованность работодателя на случай будущего увольнения работника.

5)  Рассмотреть вопрос о возможности заключения гражданско-правового договора вместо трудового.

6) Принять меры, обеспечивающие застрахованность работодателя от ответственности за отказ от приема на работу.

 

ПОШАГОВАЯ ПРОЦЕДУРА «ВЫГОДНОГО» И ЗАКОННОГО ПРИЕМА НА РАБОТУ.

 

Юрист проверяет, а кадровый работник обеспечивает соблюдение в компании процедуры приема на работу. Она должна быть следующей.

1)     Шаг первый - получить от работника заявление о приеме на работу.

Обратите внимание, что закон не требует обязательного наличия этого заявления. Однако оно может пригодиться.

Во-первых, Вы можете попросить работника написать сведения, необходимые работодателю для оформления личной карточки, для внесения в личное дело.

Во-вторых, в случае спора об условиях труда, согласованных сторонами. Вспоминается случай, когда работник был принят на работу по совместительству. Через некоторое время его уволили с основной работы в связи с затяжными прогулами. В это же время он на работе, которую выполнял по совместительству, поругался с руководством (тоже из-за прогулов), и нажаловался инспекторам по труду, что его принимали на основную работу с неполным рабочим временем, а, дескать, обманули и оформили совместительство. При проверке работодатель показал инспекторам заявление этого работника, из которого были полностью ясны первоначальные намерения работника «прошу принять меня на работу по совместительству…». Аналогичные споры случаются в отношении рабочего времени. Например, работнику устанавливают полное рабочее время, нормированный рабочий день, а он впоследствии настаивает, что при приеме на работу он просил установить неполное и/или гибкое рабочее время. Преимущественно споры случаются тогда, когда после заявления трудовой договор не оформляется или оформляется, но не содержит всех оговоренных сторонами условий.

2) Согласно ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Рекомендуем ознакомить работника, в частности, с инструкцией по охране труда, положениями об отделах, положением об аттестации, положением о коммерческой тайне, положением об оплате труда и премировании, должностной инструкцией, а также с  графиками работы, графиками сменности.

Некоторые работники после оформления на работу начинают возмущаться, что они при подписании трудового договора рассчитывали на другие условия труда, рабочего времени, оплаты, другой состав и объем обязанностей, прав и ответственности, что, зная «всё», они бы на работу не стали устраиваться. Чтобы избежать лишних недовольств, полагается со всеми условиями работы ознакомить работника до подписания с ним трудового договора.

3)   Следующий шаг - заключить с работником письменный трудовой договор и договор о полной материальной ответственности.

Согласно ст. 67 Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.  При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Обратите внимание, что заключение договора о полной материальной ответственности – это не обязательный шаг. Однако, и он на этом этапе может оказаться весьма полезным. Предположим, с работником сразу не заключают договор о полной материальной ответственности. А после приема на работу заключить этот договор он уже отказывается. Закон же не указывает прямо, как разрешать эту ситуацию: можно ли принуждать работника к заключению договора о полной материальной ответственности, можно ли наказывать или увольнять непокорных. Среди юристов, судей, инспекторов существуют различные точки зрения по этому поводу. А чтобы не доказывать при неприятном случае кому-то свою позицию и избежать лишних проблем, лучше не попадать в эту ситуацию и заключить договор о полной материальной ответственности не много после, а до начала сопротивления работника, еще при решении вопроса о приеме и оформлении его на работу. Только не забывайте, что заключение таких договоров возможно только со строго очерченным законодателем кругом работников.

4)  Вручить работнику его экземпляр трудового договора. Обеспечить проставление работником на экземпляре трудового договора, передаваемого работодателю, подписи, подтверждающей получение работником его экземпляра договора. Рекомендуем перед подписью ставить фразу «экземпляр трудового договора мною получен». Согласно ст. 67 ТК РФ один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

5)   Издать приказ (распоряжение) о приеме на работу. Приказ (распоряжение) издается по форме Т-1 (о приеме работника) или Т-1а (о приеме работников), утвержденным Постановлением Госкомстата РФ №1 от 05.01.2004г. на основании заключенного трудового договора, и его содержание должно строго соответствовать условиям заключенного трудового договора. Не применяйте свою форму. Во-первых, названная форма распространяется «на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации» (п. 2 Постановления Госкомстата РФ №1 от 05.01.2004г.) Во-вторых, если Вы создадите «самодеятельную» форму, то рискуете забыть внести в нее какие-либо из обязательных реквизитов или условий, например, о том, является ли работа основной или по совместительству, установлен ли испытательный срок, условия оплаты труда. А это приведет к негативным последствиям в случае спора с работником в будущем.

6)   Зарегистрировать приказ (распоряжение) о приеме работника на работу в Журнале регистрации приказов (распоряжений).

7)   Ознакомить работника с приказом (распоряжением) о приеме на работу под роспись. Согласно ст. 68 ТК РФ  приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

В случае наличия требования работника работодатель выдает ему надлежаще заверенную копию приказа (распоряжения) о приеме работника на работу.

8)   Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку. Согласно ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Если у работника трудовой книжки нет, то работодатель ее оформляет. По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

7)   Заполнить Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним и Приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним. Формы этих книг утверждены Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года №69.

8)   Оформить личную карточку на работника, ознакомить его под роспись в личной карточке с записью, внесенной в трудовую книжку, со сведениями, внесенными в личную карточку. Форма личной карточки Т-2 утверждена Постановлением Госкомстата РФ №1 от 05.01.2004г.

10)   Оформить личное дело работника, если в отношении его должности работодателем установлена обязательность ведения личного дела.

Также имейте в виду, что эта пошаговая процедура может быть дополнена другими этапами. Например, конкурсом на должность или обязательным медицинским осмотром (согласно ст.69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию) при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами).

 


 

Если Вы желаете приобрести издание «ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ: оформление трудовых отношений в пользу работодателя. Текста 4-часового семинара Консалтинговой компании «Стратегия», подготовленного в соответствии изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, с приложением форм документов, то сделайте заказ по адресу: urist_volgograd@bk.ru  или   strateg_os@rambler.ru Стоимость семинара 100 рублей. Конспект семинара подписчики «бумажной» версии газеты «Стратегия компании» получат бесплатно при получении осеннего выпуска газеты.

Сообщаем план семинара:

ПОШАГОВАЯ ПРОЦЕДУРА «ВЫГОДНОГО» И ЗАКОННОГО ПРИЕМА НА РАБОТУ.

ПРОВЕРКА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА НА ЗАКОННОСТЬ.

ПРОВЕРКА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА НА ВЫГОДНОСТЬ. Большой секрет для маленькой компании. Срок тоже впрок. Две стороны медали совместителя. Плюсы  испытаний.  Не куйте кадры для конкурентов. Чтобы не случилась материальная безответственность.

А ЕСЛИ ЗАКЛЮЧИТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР ВМЕСТО ТРУДОВОГО? Выгоды заключения гражданско-правового договора. Последствия незаконного заключения гражданско-правового заключения договора. Отличия трудовых отношения от гражданско-правовых. Отличия гражданско-правового договора от трудового. Рекомендации по составлению и заключению гражданско-правовых договоров.

как застраховать работодателя на случай будущего увольнения работника?

А ЕСЛИ ПРИЕМ НА РАБОТУ НЕ ОФОРМЛЯТЬ?

КАК ЗАСТРАХОВАТЬСЯ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОТКАЗ В ПРИЕМЕ НА РАБОТУ?

ПРИЛОЖЕНИЕ. ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ. Заявление о приеме на работу, журнал регистрации заявлений работников, трудовой договор,  договоры о полной материальной ответственности, приказ  (распоряжение) о приеме на работу работника,  приказ (распоряжение) о приеме на работу работников,  журнал регистрации приказов (распоряжений),  книги учета трудовых книжек, личная карточка, гражданско-правовые договоры.

 


 

 

ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С СОВМЕСТИТЕЛЕМ.

 

Какой трудовой договор выгоднее заключить с совместителем – срочный или на неопределенный срок – это вопрос юридически хитрый. Принимая совместителя, определитесь, каким запасным вариантом увольнения работодателю будет более выгодно запастись.

С одной стороны, с совместителем разрешается заключать срочный трудовой договор. А, значит, можно будет уволить его в связи с истечением срока договора (п.2 ст. 77 ТК РФ). Подходит? Тогда вносите в трудовой договор с совместителем условие о сроке договора.

С другой стороны, согласно ст. 288 ТК РФ, помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, о чем работодатель в письменной форме предупреждает указанное лицо не менее чем за две недели до прекращения трудового договора. Таким образом, если работодатель заключит с совместителем договор на неопределенный срок, то он сможет его уволить в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной (ст. 288 ТК РФ).

 


 

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЯ

 

ПОДПИСКА НА "БУМАЖНУЮ" ВЕРСИЮ ГАЗЕТЫ "СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ":

Вы можете подписаться на газету "Стратегия компании" - сборник наших статей (которые будут публиковаться в 2006 году в настоящей рассылке и российских журналах) на "бумажном" носителе. Издание выходит ежеквартально. Доставляется по почте заказным письмом с уведомлением. Стоимость годовой подписки - 300 рублей. Для подписчиков "бумажной" версии действуют скидки на наши услуги, программы, литературу от 3 до 25%. Им также бесплатно предоставляются некоторые наши книги, например:

- Сборник "Должностные инструкции руководителей, специалистов, технических исполнителей" (электронная версия)

- Электронную брошюру "Личные карточки: вопросы оформления"

-  Семинар на рабочем месте по теме "Практика увольнений".

В третьем квартале подписчики получат в подарок книгу «Изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ от 30.06.2006г. Семинар на рабочем месте».

Подробнее узнать правила подписки можно по адресу urist_volgograd@bk.ru или strateg_os@rambler.ru и по телефону (8442) 98-98-99

 

КНИГИ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ КОМПАНИИ

 

ВЫХОДИТ КНИГА «ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ ОТ 30.06.2006Г. ТЕКСТ 10-ЧАСОВОГО СЕМИНАРА».

Изд. Июль 2006г. Цена 100 рублей. Возможна коррекция цены с учетом почтовых расходов (для отдаленных регионов). Безвозмездно книгу получат: подписчики «бумажной» версии газеты «Стратегия компании» вместе со следующим номером. Также данная книга будет выдаваться безвозмездно с 1 августа при приобретении некоторых наших книг по кадрам и ПО «Пакет кадровика».

ВЫХОДИТ КНИГА «ДОГОВОРЫ-КОНСТРУКТОРЫ В ПОЛЬЗУ ВАШЕЙ СТОРОНЫ» (С СD-диском.)

2006 г., 310 стр. В пособие вошли: универсальные формы договоров с конструкторами условий (выбор различных вариантов условий), формы договоров с конструкторами в пользу каждой стороны (Поставщика, Покупателя, Заказчика, Исполнителя, Арендатора, Арендодателя и др.), сопутствующие документы (акты, приложения, допсоглашения и др.), практические комментарии.

ВЫШЛА КНИГА «ПРАКТИКА УВОЛЬНЕНИЙ» (с CD-диском)

260 стр., ред. 2006г. В издании в простой, доступной даже непрофессионалу форме, рассказывается, как произвести законно различные виды увольнений, даются пошаговые процедуры видов увольнений, типичные ошибки, допускаемые при расторжении с работниками трудовых договоров, примеры из  юридической, кадровой, судебной практики, ответы на актуальные вопросы.

В приложении к изданию - на CD-диске - представляются формы документов, необходимых для оформления расторжения трудовых договоров, образцы их заполнения, нормативные акты.

Автор – Ливена Снежана Валерьевна, директор Консалтинговой  компании «Стратегия», практикующий юрист по трудовому праву, преподаватель, автор программы «Пакет кадровика», многих книг и монографий в области трудового права.

Первый месяц реализации льготная цена – 200 руб., доставка за счет нашей компании. В подарок книга «Изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ от 30.06.2006г. Семинар на рабочем месте».

Вы можете бесплатно заказать содержание книги для ознакомления: urist_volgograd@bk.ru или strateg_os@rambler.ru

ВЫШЛА КНИГА «ЛИЧНЫЕ КАРТОЧКИ: ВОПРОСЫ ОФОРМЛЕНИЯ»

65 стр., ред. 2006 г., Вопросы-ответы, образцы заполнения личной карточки и сопутствующих документов, ОКИН.

Вы можете бесплатно заказать содержание книги для ознакомления: urist_volgograd@bk.ru или strateg_os@rambler.ru

Стоимость 30 рублей + почтовые расходы.

"ПАКЕТ КАДРОВИКА"  Программное обеспечение для службы персонала

ПО "Пакет кадровика" выполнено в оболочке "1С: Базы данных", обладает удобной системой поиска, гиперссылок и возможностью создания подшивок. Программа защищена Роспатентом.

Закажите бесплатно демоописание с фрагментами, направив заявку по адресу urist_volgograd@bk.ru или strateg_os@rambler.ru

СОДЕРЖАНИЕ:

БАЗА ПОШАГОВЫХ ПРОЦЕДУР КАДРОВЫХ ОПЕРАЦИЙ:

-  Пошаговая инструкция по наведению порядка в кадровой работе для организаций и для ИП (есть краткая и детальная),

-  Пошаговая инструкция по оперативной подготовке к проверке трудинспекции для организаций и для ИП,

-  Пошаговые процедуры основных кадровых операций, например, приема работника на работу, предоставления отпуска, привлечения к дисциплинарной ответственности, видов увольнений, переводов и др.; нажав мышкой на название документа или нормативного акта на страницах пошаговых процедур, по гиперссылке можно переходить к выбранному документу, заполнять его, распечатывать, и возвращаться к следующему шагу;

БАЗА ФОРМ ДОКУМЕНТОВ И ОБРАЗЦОВ ЗАПОЛНЕНИЯ:

- Универсальные формы договоров с работниками: трудовые договоры, договоры о полной материальной ответственности, допсоглашения, гражданско-правовые договоры, ученический договор, др.;

- Универсальные формы локальных актов работодателя: коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение об аттестации, положение о коммерческой тайне, положение о защите ПДР, положение о КТС, положения об отделах, др.;

- Должностные инструкции (готовые формы), шаблон должностной инструкции и свод должностных обязанностей для руководителей, служащих и работников

- Унифицированные формы по учету кадров (для кадровика): приказы о приеме на работу, увольнении, отпуске, поощрении, переводе и др., личные карточки, штатное расписание, график отпусков, командировочные документы.

- Унифицированные формы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда (для бухгалтера-расчетчика): табели учета рабочего времени,  ведомости, записки-расчеты, др.

-  Неунифицированные формы приказов: о совмещении, о замещении, дисциплинарном взыскании, об отстранении от работы, о переносе отпуска, об отзыве из отпуска, о сокращении штата, об аттестации, др.

- Формы заявлений, уведомлений;

- Формы актов, представлений;

- Формы журналов и книг учета (регистрации);

- Формы документов по архивной работе;

- Образцы заполнения документов.

БАЗА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ по трудовому праву и кадровой работе , разбитых по рубрикам.

БАЗА ПРАКТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ И КОММЕНТАРИЕВ:

- Консультации и вопросы-ответы по самым актуальным вопросам кадровой работы, собранные за несколько лет, консультации по оформлению трудовых отношений в пользу работодателя; все консультации структурированы по темам (прием на работу, увольнения, материальная ответственность и т.д.);

- Удобные сводные таблицы по срокам кадровой работы, по составу документов для разных видов увольнений, по случаям получения согласия работников и др.;

- Образцы формулировок записей в трудовые книжки.

Раздел «САМОУЧИТЕЛЬ по юридическим основам кадровой работы». Темы следующие. Документы, которые должен составлять специалист по кадрам. Нормативные акты, которые должен знать специалист по кадрам. Прием на работу. Увольнения. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность. Локальные нормативные акты работодателя. Первичная кадровая документация. Защита работодателя в суде и перед трудинспекцией. Оформление трудовых отношений в интересах работодателя. Актуальные вопросы практики.

Стоимость при покупке у разработчиков:  911 руб. (+ в подарок брошюры о практике различных видов увольнений, о личных карточках, книга «Изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ от 30.06.2006г. Семинар на рабочем месте». СКИДКИ ПОДПИСЧИКАМ БУМАЖНОЙ ВЕРСИИ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ "СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ" - 20%.

При покупке у дилеров (Москва, Ростов, Самара и др.) стоимость - до 2500 руб.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ВСЕ ПО КАДРАМ»

В издании все, что необходимо организации или ИП по кадровой работе, собрано воедино! В книгу вошли разделы:

ВАШ КОНСУЛЬТАНТ. Подробная инструкция по подготовке к проверке трудинспекции. Пошаговые процедуры кадровых операций (наведения порядка в кадрах с «0», приема, перевода, увольнения, привлечения к ответственности и др.), Консультации юриста по самым актуальным вопросам кадровой работы, собранные за 2 года, удобные сводные таблицы (по срокам в кадровой работе, по составу документов для различных видов увольнений, по случаям получения согласий работников и др.), формулировки записей в трудовые книжки.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ И ОБРАЗЦЫ ЗАПОЛНЕНИЯ. Формы юридических документов: трудовых договоров, договоров о полной мат.ответственности, гражданско-правовых договоров, ученического договора, колдоговора, Правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положения об оплате труда и премировании, положений об отделах, положения о защите ПДР, и др.), унифицированные формы кадровой первичной документации Госкомстата РФ по учету кадров, по учету труда, по расчету зарплаты (приказы, табели, ведомости, штатное расписание, график отпусков и др.); неунифицированные формы приказов (о совмещении, замещении, дисциплинарном взыскании, отстранении и др.); формы заявлений, уведомлений, актов, журналов, книг учета.

СОБРАНИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.

Редакция 2006: 765 стр., стоимость 350 руб. (с 1 августа льготная цена – 211 рублей) В подарок книга «Изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ от 30.06.2006г. Текст 10-часового семинара».

Вы можете бесплатно заказать содержание энциклопедии по адресу strateg_os@rambler.ru

 


 

 

АКТ ПО АРЕНДЕ СОСТАВЛЯТЬ ЕЖЕМЕСЯЧНО!

 

Большинство действующих компаний владеют своими офисами и складами на основании договора аренды и акта приемо-передачи. При этом арендную плату уплачивают ежемесячно.

При решении вопроса подтверждения расходов и списания арендной платы, бухгалтер может оправданно задуматься: а является ли обязательным ежемесячное составление акта (выполненных работ, оказанных услуг) для подтверждения расходов и списания арендной платы? И если ежемесячное составление акта (выполненных работ, оказанных услуг) не является обязательным, то достаточно ли только счета-фактуры и платежного документа?

Эти вопросы недавно были рассмотрены Минфином РФ. По мнению министров, ежемесячное составление акта об оказании услуг по аренде недвижимого имущества является обязательным (письмо от 7 июня 2006 г.). При этом позиция официальных лиц мотивирована следующим образом.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся арендные  платежи за арендуемое имущество.

При этом согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статья 606 Гражданского кодекса РФ определяет, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Согласно ст. 313 Налогового кодекса РФ подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).

Пунктами 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Таким образом, размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливаются договором аренды, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательством. Документальным подтверждением произведенных расходов могут быть первичные учетные документы, составленные в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете».

При этом ежемесячное составление акта об оказании услуг по аренде недвижимого имущества является обязательным.

 


 

 

УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПО «СВОИМ» ОСНОВАНИЯМ.

 

Работодатель – индивидуальный предприниматель в каких случаях может уволить работника?

Основания увольнения для работников индивидуальных предпринимателей те же, что и для работников работодателей – юридических лиц: по соглашению сторон, по инициативе работника, по инициативе работодателя, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон и другие в соответствии с ТК  РФ.

Кроме того, согласно ст. 307 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с работником, работающим у работодателя - физического лица, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Следует ли из этой формулировки, например, то, что работодатель индивидуальный предприниматель в качестве основания расторжения договора может ввести в трудовой договор со своим работником «однократное неисполнение требований работодателя, вытекающих из условий трудового договора» или другое основание, отсутствующее в ТК РФ? По этому вопросу существуют различные точки зрения.

Так, некоторые специалисты заявляют, что в трудовой договор можно включить только те основания, которые установлены в Трудовом кодексе РФ, иначе это будет являться ухудшением положения работника по сравнению с установленным законодательством, что недопустимо.

Другие специалисты допускают включение в трудовой договор с работодателем-предпринимателем дополнительных условий увольнения.

Так, в Постатейном комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации под редакцией Гуева А.Н. сказано, что «трудовой договор работодателем-физическим лицом может быть прекращен по основаниям, прямо предусмотренным в трудовом договоре (они могут быть и иными, нежели общие основания)»

В Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации под редакцией Ю.П. Орловского сказано следующее:

«Законодатель предоставил сторонам трудового договора - работодателю - физическому лицу и работнику - включать в трудовой договор дополнительные основания прекращения такого договора.

Предоставление такой возможности объясняется тем, что работодатель - физическое лицо должен иметь возможность в упрощенном порядке прекратить трудовые отношения с работником, так как его финансовое положение, предпринимательская деятельность, условия производства и др. нестабильны, подвержены инфляционным и иным неблагоприятным процессам в экономике.

Основания прекращения трудового договора должны быть сформулированы максимально конкретно, для того чтобы при их применении не возникало неясностей и двойного толкования.»

Наиболее распространена среди специалистов позиция по этому вопросу, согласно которой дополнительные основания для расторжения трудового договора в самом договоре устанавливать можно, но при этом следует иметь в виду, что условия трудовых договоров, заключенных с работниками, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством, не могут применяться (статья 9 ТК РФ).

В Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации под ред. С.А. Панина указано, что «Дополнительные основания для расторжения трудового договора могут устанавливаться и в самом договоре, однако реализация работодателем такого права не должна приводить к дискриминации работника. Так, например, не может являться законным основанием для расторжения трудового договора беременность женщины, достижение работником пенсионного возраста и т.д.»

Государственная инспекция труда Волгоградской области, отвечая на рассматриваемый вопрос газете «Стратегия компании», в письме от 02.11.2005г. (Исх. № пр2598) поясняла: «Статья 307 ТК РФ закрепляет, что помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом, трудовой договор с работником, работающим у работодателя – физического лица, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором. При этом следует иметь в виду, что условия трудовых договоров, заключенных с работниками, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством, не могут применяться (статья 9 ТК РФ)».

Но ни на законодательном уровне нет четкой регламентации, ни в правоприменительной практике нет однозначных рекомендаций по поводу того, является ли включение в трудовой договор дополнительных оснований для прекращения трудового договора ухудшением положения работника, дискриминацией работника, можно ли признать включение каких-то конкретных оснований увольнения снижающим уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством.

В этой связи мы только констатируем наличие проблемы в практике применения ст. 307 ТК РФ, оставляя за Вами выбор ее решения с учетом вышеизложенного.

Также попутно напоминаем, что согласно ст. 307 ТК РФ сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором.

 


 

 

ФОРМА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СООТВЕТСТВИИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ТК РФ.

 

Уважаемые подписчики, форму трудового договора в соответствии с законом о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ от 30.06.2006г. Вы можете заказать безвозмездно. Для этого пришлите запрос на наш электронный адрес: strateg_os@rambler.ru  с темой «Форма ТД нового». В теле данной рассылке форма не может быть расположена, потому что «ползут» некоторые ее фрагменты.

 


 

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОБОСОБЛЕННЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ      

                                                  

Пунктом 36 статьи 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2006 года, пункт 2 статьи 288 НК РФ дополнен следующим: если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика состоят на налоговом учете.

ФНС России рекомендованы типовые формы уведомлений налогоплательщиками налоговых органов (письмо от 31.10.2005 № ММ-6-02/916@ «Об уведомлении об изменении порядка уплаты налога на прибыль организации»). Так, о принятом решении изменения порядка уплаты налогоплательщик должен уведомить налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения (Уведомление № 1) с указанием обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, их местонахождения, КПП, указав при этом сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате ответственным обособленным подразделением в I квартале 2006 года. Одновременно, налогоплательщик должен уведомить налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений, через которые не будет производиться уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (Уведомление № 2), о том, что через указанные подразделения уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет (с указанием их местонахождения и КПП, указав при этом ответственное обособленное подразделение, его местонахождение и КПП).

Письмом Минфина России от 21.04.2006 № 03-03-02/88 разъяснено, что уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации через одно из обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации, является вновь вводимым порядком уплаты налога, и в 2006 году налогоплательщик был вправе перейти на новый порядок уплаты налога в случае, если он уведомил о своем решении налоговые органы после 1 января 2006 года, но до наступления первого в 2006 году срока уплаты налога на прибыль, в виде авансовых платежей.

Что касается последующих налоговых периодов, то налогоплательщик с целью перехода на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации через одно из обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации, должен уведомить о своем решении налоговые органы до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на новый порядок уплаты налога. При этом порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации через одно из обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации, не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

Отдел налогообложения прибыли (дохода) УФНС России по Волгоградской области

 


 

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. ЕСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В 2006 ГОДУ

 

1. Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" введен в действие абзац 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ (пункт 8 статьи 1 Закона № 58-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2006 года, согласно которому стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктами 13 и 20 статьи 250 НК РФ. Так, внереализационными доходами признаются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (п. 13 ст. 250 НК РФ) и в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Таким образом, в случае реализации указанного имущества сумма материальных расходов будет определяться как произведение ставки налога на прибыль на учтенный ранее внереализационный доход.

 

2. В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" статья 259 НК РФ дополняется пунктом 1.1, согласно которому налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ. Указанное положение вступает в силу с 1 января 2006 года.

Письмом Минфина России от 17.04.2006 № 03-03-04/1/349 разъяснено, что при получении основных средств в качестве вклада в уставный капитал налогоплательщик не может списать 10 процентов от первоначальной стоимости указанных основных средств, так как в этом случае не было произведено расходов на их приобретение. 

 

3. На основании подпункта 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ к материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 № 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей" установлен порядок утверждения норм естественной убыли.

При этом в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Данное положение вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного закона и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

В случае, если отсутствуют утвержденные федеральными органами исполнительной власти, а также утвержденные в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, нормы естественной убыли каких-либо материально-производственных запасов, то при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организации не могут отнести к материальным расходам потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке указанных запасов.

 

Отдел налогообложения прибыли (дохода) УФНС России по Волгоградской области

 


 

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ «КАМЕРАЛКИ».

 

Давно источником споров является ст. 88 Налогового кодекса РФ, согласно которой:

«Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.»

О каких еще  документах, кроме деклараций, здесь говорится? Не имеются ли в виду первичные и учетные документы, запрашиваемые у налогоплательщиков?

По этим вопросам уже не первый год и спорят и судятся бухгалтеры, аудиторы, налоговики.

Недавно на них ответил Президиум Высшего арбитражного суда РФ, рассматривая спор между организацией и налоговыми органами.

До попадания в столь высокую инстанцию, спор прошел все предыдущие. И все не утихал. А начиналось так. Налоговыми органами была проведена камеральная налоговая проверка представленных открытым акционерным обществом деклараций по налогу на добавленную стоимость.

В целях проведения проверки, в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ, обществу были направлены требования о представлении в пятидневный срок дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а именно копий счетов-фактур и документов, подтверждающих их оплату. В связи с тем, что запрошенные документы обществом представлены не были, налоговый орган принял решение о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде 1700 рублей штрафа.

Руководство общества не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Дело рассматривалось в первой, апелляционной и кассационной инстанции.

Мнения арбитров разошлись.

Так, судьи первой и апелляционной инстанций поддержали налоговиков, сославшись на положения статей 88, 93 НК РФ, согласно которым налоговый орган вправе затребовать от налогоплательщика документы, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Судьи кассационной инстанции наоборот поддержал налогоплательщика, указав, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. По мнению суда, камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, то есть эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к следующим выводам (постановление от 23.05.2006 г.).

Статьей 23 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, бухгалтерскую отчетность, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

При исчислении налога на добавленную стоимость налогоплательщик имеет право, применяя статью 171 НК РФ, уменьшить общую сумму налога на установленные этой статьей налоговые вычеты. В соответствии со статьей 172 НК РФ данные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в ходе которой проверяется правильность исчисления и уплаты налога, налоговый орган, при необходимости, вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в том числе первичные документы, нужные для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов.

Этому праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика (налогового агента) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в соответствии со статьей 23 НК РФ.

За неисполнение этой обязанности в определенный срок пунктом 1 статьи 126 НК РФ установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Президиум ВАС РФ отметил, что, поскольку обществом не были представлены документы, предусмотренные статьей 172 НК РФ, налоговый орган обоснованно привлек общество к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

По мнению Президиума ВАС РФ, вывод суда кассационной инстанции о том, что предметом камеральной налоговой проверки являются только налоговые декларации и регистры бухгалтерского учета, а первичные документы могут проверяться только в ходе выездных налоговых проверок, не был основан на налоговом законодательстве. Кроме того, суд кассационной инстанции не учел, что налоговым органом были истребованы 17 копий конкретных счетов-фактур и документы, подтверждающие их оплату (всего - 34 документа), необходимость изучения которых возникла в процессе проверки представленных книг покупок, то есть вывод суда кассационной инстанции о том, что при таких обстоятельствах налоговая проверка из камеральной становится выездной, не соответствовал фактическим обстоятельствам и материалам дела.

С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ отменил постановление суда кассационной инстанции, а решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

Теперь нам известна позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, и, думается, налоговые органы, опираясь на нее, станут более требовательны при проведении камеральных проверок. Однако напомним, что и судейские выводы – это не закон, что наша правовая система не прецедентная. Не исключено, что законодатели в скором будущем поправят статью 88 НК РФ и поведают миру, что все эти годы они имели в виду.

 


 

 

 

ТОВАР НА СТОРОНУ

 

Нередко компании продают работникам свою продукцию или бывшие в употреблении материальные ценности: хозяйственный инвентарь, мебель, спецодежда и т.п. Такая деятельность может вызвать определенные вопросы, связанные с налогообложением.

Рассмотрим типичную ситуацию.

Компания производит какую-либо продукцию. У данной компании есть свои склады, на которых хранятся и готовая продукция, и материалы, комплектующие используемые в производстве, а также  некоторые покупные товары, которые не понадобились компании.

Товары и излишки материалов от производства реализуются работникам организации в счет заработной платы. Также работникам компании реализуются бывшие в употреблении материальные ценности.

Традиционно в таких компаниях на складах нет ни витрин, ни продавцов, отпуск товаров и материалов со складов производится непосредственно кладовщиком по накладным формы № М-15 на сторону.

Возникает вопрос: подпадает ли деятельность организации по реализации работникам товаров, материалов, комплектующих со складов и бывших в употреблении материальных ценностей под систему налогообложения в виде ЕНВД?

По данному вопросу недавно высказались официальные лица – Минфин РФ (письмо от 5 мая 2006 г.). Они сочли, что отпуск излишков материалов и товаров работникам организации в счет оплаты труда, а также реализация работникам организации бывших в употреблении хозяйственного инвентаря, мебели, спецодежды и др. не могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Свою позицию министры обосновали следующим образом.

С 1 января 2006 г. в соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Согласно п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В связи с этим реализация работникам организации бывших в употреблении хозяйственного инвентаря, мебели, спецодежды и др. не относится к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли и не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Также не относится к розничной торговле и не подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход отпуск излишков материалов и товаров работникам организации в счет оплаты труда.

 


 

 

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

 

Вы можете заказать по почте с оплатой наложенным платежом наши книги.

 

ТРУДИНСПЕКЦИЯ НА ПОРОГЕ... Инструкция по оперативной подготовке.

44 стр., 2005г. Вашему вниманию предлагается подробная, профессиональная, но ясная и доступная инструкция по подготовке к  проверке правовых инспекторов по труду. Рассказывается, какие наиболее распространенные ошибки и нарушения законодательства обнаруживают при проверках, даются советы по их устранению, приводятся примеры из практики. С такой инструкцией Вы уверенно подготовитесь и оперативно проревизируете и подготовите участок кадровой работы в случае «угрозы» проверки ГИТ.             Цена: 5 руб.+ почтовые расходы.

КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА. Инструкция для налогоплательщика.

В книге в простой, доступной даже непрофессионалу форме, разъясняется содержание норм Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок осуществления одной из форм налогового контроля – камеральной проверки.  Автор книги – представитель новой профессии, независимый налоговый консультант , имеющий обширный позитивный опыт в области внесудебной и арбитражной защиты интересов налогоплательщиков от неправомерных претензий налоговых органов, предлагает Вашему вниманию системный анализ 88-й статьи НК РФ с учетом содержания внутренних документов МНС РФ, недоступных для налогоплательщика, а также арбитражной практики. В издании дается много ценных практических советов для налогоплательщиков. Цена: 5 руб.+ почтовые расходы.

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. Юридическое воплощение управленческих методов. Семинар на рабочем месте. С дискетой.

Ред. 2005г. Интересное, в своем роде уникальное издание. В нем освещается практика юридического внедрения различных управленческих методов мотивации персонала. В книгу вошли следующие главы: вводный курс по мотивации персонала. О необходимости мотивации персонала. Выбор методов мотивации в зависимости от человеческого фактора. Выбор методов мотивации в зависимости от жизненного цикла компании. Практические советы по построению системы мотивации.

Юридическое воплощение методов мотивации. Юридическая ловушка номер один – это изменение существенных условий труда. Материальная мотивация в юридическом разрезе.  Особенности применения многих современных систем оплаты труда (повременно-премиальных, видов сдельных, видов комиссионных, грейдовой, КТУ, плавающих окладов и др.). Смена системы оплаты труда. Введение аттестации в целях профессиональной и карьерной мотивации. Наставничество и обучение в целях профессионального роста работников. Грамотный перевод – юридическая часть карьерной мотивации.

Материал излагается простым доступным языком, иллюстрируется интересными примерами из практики волгоградских и российских компаний, собирается в четкие схемы.  На дискете: формы положения об оплате труда и премировании (для различных систем оплаты труда), пакет документов для аттестации, Правила внутреннего трудового распорядка, ученический договор и другие документы по теме.

Цена: Х руб.+ почтовые расходы.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ  КОМПАНИЙ ВОЛГОГРАДА И ОБЛАСТИ.

1. В сентябре 2006 года будет проведен бесплатный семинар, посвященный изменениям в Трудовой кодекс РФ.

2. Вы можете разместить рекламу в нашей литературе, газете (в волгоградских тиражах). Цены доступны, действуют скидки для подписчиков. Запросите прайс: urist_volgograd@bk.ru тел. 8442-98-98-99.

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ И РАЗВИТИЯ ВАШЕМУ БИЗНЕСУ!

Рассылка ведется газетой "СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ", издаваемой Волгоградской Консалтинговой компанией "Стратегия". Вопросы по содержанию рассылки и в номер: uristy_volgograd@bk.ru. Волгоград, приемная - ул. Островского,4, тел. 98-98-99, 28-63-65, для sms - 8-917-33-400-32. Редактор: Ливена С.В. Распространение и работа с регионами - Полина Ясенева strateg_os@rambler.ru Перепечатка, использование и распространение материалов нашего издания разрешаются только с письменного согласия редактора на возмездной (возможно, бартерной) основе.

 


В избранное