Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Юридическая электронная газета для бизнеса "Стратегия"


Юридическая газета для бизнеса
"СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ"

(ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ)

10 мая 2006 г.


 

Издатель Консалтинговая компания "Стратегия".

Услуги юристов, адвокатов, налоговых консультантов. Кадровая и юридическая литература. Программы для кадровиков, юристов и бухгалтеров.

Услуги специалистов по автоматизации учетных задач предприятий на базе платформы 1С: Предприятие 7.7. и 1С: Предприятие 8.0. Опыт внедрения: розничная торговля, рестораны, кредитные учреждения, промышленные предприятия, бюджетные учреждения.

Тел.: (8442) 98-98-99, факс: 28-63-65

 

 

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

БЕСПЛАТНЫЙ ЗАКАЗ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГ ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ "ПАКЕТ КАДРОВИКА".

МОЖНО ЗАКАЗАТЬ БЕСПЛАТНО ДЕМООПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ "ПАКЕТ КАДРОВИКА" С ФРАГМЕНТАМИ, СОДЕРЖАНИЕ КНИГ 2006Г: ЭНЦИКЛОПЕДИИ "ВСЕ ПО КАДРАМ", "ПРАКТИКА УВОЛЬНЕНИЙ", "ДОГОВОРЫ-КОНСТРУКТОРЫ" И ДР.

 

ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАФИКА РАБОТЫ (статья целиком).

ФОРМЫ УВЕДОМЛЕНИЙ В КАДРОВОЙ РАБОТЕ

- уведомление об изменении существенных условий трудового договора,

- уведомление о сокращении численности и штата,

- уведомление о необходимости забрать трудовую книжку,

- другие формы уведомлений мы опубликуем в одном из следующих выпусков.

КОГДА ВАШ БИЗНЕС-ПЕРТНЕР ССЫЛАЕТСЯ НА ФОРС-МАЖОР.

ОТЧЕТНОСТЬ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.

НЕСТАЦИОНАРНАЯ ТОРГОВЛЯ В ПАРИКМАХЕРСКОЙ.

ДОГОВОР С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ УСЛОВИЯМИ.

РАСЧЕТ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ВЫРУЧКЕ.

 

ОТВЕТ ТРУДИНСПЕКЦИИ НА СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ, которые были нами заданы  - все подписчики могут заказать, прислав запрос по адресу strateg_os@rambler.ru.

НАШ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АДРЕС: strateg_os@rambler.ru


 

 

КНИГИ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ КАДРОВОЙ РАБОТЫ

 

ВЫХОДИТ КНИГА «ПРАКТИКА УВОЛЬНЕНИЙ» (с CD-диском)

260 стр., ред. апрель 2006г. В издании в простой, доступной даже непрофессионалу форме, рассказывается, как произвести законно различные виды увольнений, даются пошаговые процедур видов увольнений,  типичные ошибки, допускаемые при расторжении с работниками трудовых договоров, примеры из  юридической, кадровой, судебной практики, ответы на актуальные вопросы.

В приложении к изданию - на CD-диске - представляются формы документов, необходимых для оформления расторжения трудовых договоров, образцы их заполнения, нормативные акты.

Автор – Ливена Снежана Валерьевна, директор Консалтинговой  компании «Стратегия», практикующий юрист по трудовому праву, преподаватель, автор программы «Пакет кадровика», многих книг и монографий в области трудового права.

Стоимость 250 руб. Первый месяц реализации льготная цена – 200 руб., доставка за счет нашей компании. Вы можете бесплатно заказать содержание книги для ознакомления: strateg_os@rambler.ru

 

ВЫХОДИТ КНИГА «ЛИЧНЫЕ КАРТОЧКИ: ВОПРОСЫ ОФОРМЛЕНИЯ»

65 стр., ред. март 2006 г., Вопросы-ответы, образцы заполнения личной карточки и сопутствующих документов, ОКИН. Вы можете бесплатно заказать содержание книги для ознакомления: strateg_os@rambler.ru

Стоимость 30 рублей + почтовые расходы.

 

 

"ПАКЕТ КАДРОВИКА"  Программное обеспечение для службы персонала

ПО "Пакет кадровика" выполнено в оболочке "1С: Базы данных", обладает удобной системой поиска, гиперссылок и возможностью создания подшивок. Программа защищена Роспатентом. Закажите бесплатно демоописание с фрагментами, направив заявку по адресу urist_volgograd@bk.ru strateg_os@rambler.ru

СОДЕРЖАНИЕ:

БАЗА ПОШАГОВЫХ ПРОЦЕДУР КАДРОВЫХ ОПЕРАЦИЙ:

-  Пошаговая инструкция по наведению порядка в кадровой работе для организаций и для ИП (есть краткая и детальная),

-  Пошаговая инструкция по оперативной подготовке к проверке трудинспекции для организаций и для ИП,

-  Пошаговые процедуры основных кадровых операций, например, приема работника на работу, предоставления отпуска, привлечения к дисциплинарной ответственности, видов увольнений, переводов и др.; нажав мышкой на название документа или нормативного акта на страницах пошаговых процедур, по гиперссылке можно переходить к выбранному документу, заполнять его, распечатывать, и возвращаться к следующему шагу;

БАЗА ФОРМ ДОКУМЕНТОВ И ОБРАЗЦОВ ЗАПОЛНЕНИЯ:

- Универсальные формы договоров с работниками: трудовые договоры, договоры о полной материальной ответственности, допсоглашения, гражданско-правовые договоры, ученический договор, др.;

- Универсальные формы локальных актов работодателя: коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение об аттестации, положение о коммерческой тайне, положение о защите ПДР, положение о КТС, положения об отделах, др.;

- Должностные инструкции (готовые формы), шаблон должностной инструкции и свод должностных обязанностей для руководителей, служащих и работников

- Унифицированные формы по учету кадров (для кадровика): приказы о приеме на работу, увольнении, отпуске, поощрении, переводе и др., личные карточки, штатное расписание, график отпусков, командировочные документы.

- Унифицированные формы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда (для бухгалтера-расчетчика): табели учета рабочего времени,  ведомости, записки-расчеты, др.

-  Неунифицированные формы приказов: о совмещении, о замещении, дисциплинарном взыскании, об отстранении от работы, о переносе отпуска, об отзыве из отпуска, о сокращении штата, об аттестации, др.

- Формы заявлений, уведомлений;

- Формы актов, представлений;

- Формы журналов и книг учета (регистрации);

- Формы документов по архивной работе;

- Образцы заполнения документов.

БАЗА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ по трудовому праву и кадровой работе , разбитых по рубрикам.

БАЗА ПРАКТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ И КОММЕНТАРИЕВ:

- Консультации и вопросы-ответы по самым актуальным вопросам кадровой работы, собранные за несколько лет, консультации по оформлению трудовых отношений в пользу работодателя; все консультации структурированы по темам (прием на работу, увольнения, материальная ответственность и т.д.);

- Удобные сводные таблицы по срокам кадровой работы, по составу документов для разных видов увольнений, по случаям получения согласия работников и др.;

- Образцы формулировок записей в трудовые книжки.

Раздел «САМОУЧИТЕЛЬ по юридическим основам кадровой работы». Темы следующие. Документы, которые должен составлять специалист по кадрам. Нормативные акты, которые должен знать специалист по кадрам. Прием на работу. Увольнения. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность. Локальные нормативные акты работодателя. Первичная кадровая документация. Защита работодателя в суде и перед трудинспекцией. Оформление трудовых отношений в интересах работодателя. Актуальные вопросы практики.

Стоимость при покупке у разработчиков:  911 руб. (+ в подарок брошюры о практике различных видов увольнений, о личных карточках) СКИДКИ ПОДПИСЧИКАМ БУМАЖНОЙ ВЕРСИИ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ "СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ" - 20%.

При покупке у дилеров (Москва, Ростов, Самара и др.) стоимость - до 2500 руб.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ВСЕ ПО КАДРАМ»

(есть в продаже редакции: МАЙ 2005 и ЯНВАРЬ 2006)

В издании все, что необходимо организации или ИП по кадровой работе, собрано воедино! В книгу вошли разделы:

ВАШ КОНСУЛЬТАНТ. Подробная инструкция по подготовке к проверке трудинспекции. Пошаговые процедуры кадровых операций (наведения порядка в кадрах с «0», приема, перевода, увольнения, привлечения к ответственности и др.), Консультации юриста по самым актуальным вопросам кадровой работы, собранные за 2 года, удобные сводные таблицы (по срокам в кадровой работе, по составу документов для различных видов увольнений, по случаям получения согласий работников и др.), формулировки записей в трудовые книжки.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ И ОБРАЗЦЫ ЗАПОЛНЕНИЯ. Формы юридических документов: трудовых договоров, договоров о полной мат.ответственности, гражданско-правовых договоров, ученического договора, колдоговора, Правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положения об оплате труда и премировании, положений об отделах, положения о защите ПДР, и др.), унифицированные формы кадровой первичной документации Госкомстата РФ по учету кадров, по учету труда, по расчету зарплаты (приказы, табели, ведомости, штатное расписание, график отпусков и др.); неунифицированные формы приказов (о совмещении, замещении, дисциплинарном взыскании, отстранении и др.); формы заявлений, уведомлений, актов, журналов, книг учета.

СОБРАНИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.

Редакция май 2005: 582 стр., стоимость – 290 руб. Редакция январь 2006: 765 стр., стоимость 350 руб. Вы можете бесплатно заказать содержание энциклопедии по адресу strateg_os@rambler.ru

 

ПОДПИСКА НА "БУМАЖНУЮ" ВЕРСИЮ ГАЗЕТЫ "СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ":

Вы можете подписаться на газету "Стратегия компании" - сборник наших статей (которые будут публиковаться в 2006 году в настоящей рассылке и российских журналах) на "бумажном" носителе. Издание выходит ежеквартально. Доставляется по почте заказным письмом с уведомлением. Стоимость годовой подписки - 300 рублей. Для подписчиков "бумажной" версии действуют скидки на наши услуги, программы, литературу от 3 до 25%. Им также бесплатно предоставляются некоторые наши книги, например в 1 квартале:

- Сборник "Должностные инструкции руководителей, специалистов, технических исполнителей" (электронная версия)

- Электронную брошюру "Личные карточки: вопросы оформления"

-  Семинар на рабочем месте по теме "Практика увольнений".

Подробнее узнать правила подписки можно по адресу strateg_os@rambler.ru , и по телефону (8442) 98-98-99

 


 

ПРОБЛЕМЫ ИзменениЯ графика работы В КОМПАНИИ

 

Когда случаются реформы?

Каждая компания рано или поздно может столкнуться с ситуацией, когда необходимо поменять график работы. Так, многие магазины решаются на изменение графика работы продавцов в связи с появлением поблизости магазина-конкурента или переходом на летнее или зимнее время. Многие компании меняют график работы своих сотрудников в связи с расширением или перепрофилированием производства, изменением технологии производства. Нередки случаи и индивидуальных реформ: когда график изменяется отдельным сотрудникам в связи с заболеванием и необходимостью посещать медицинское учреждение или в связи с учебой, с занятостью у другого работодателя.

Независимо от причин, важно не растеряться и правильно оформить изменения.

Чаще всего график работы фиксируется в правилах внутреннего распорядка (ПВТР) и (или) трудовом договоре.

 

Что может меняться в графике работы?

А. Количество рабочих часов:

-                      в рамках установленной законом 40 часов в неделю, в сторону уменьшения или увеличения.

Особо следует оговорить изменение графика работы в организации, которое  сопровождается увеличением количества часов работы в неделю.

Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников ТК РФ установлены «укороченные» нормы рабочего времени (например, если сотрудник организации является медицинским работником, то продолжительность рабочей недели для него не может превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

Если Вы, изменяя график работы, нарушаете требования ТК РФ или иных нормативно-правовых актов и превышаете установленную в них продолжительность рабочего времени работников — Ваши действия можно будет признать незаконными.

Обратите внимание! Даже при условии соблюдения указанных норм могут возникнуть проблемы. «Укороченная» продолжительность рабочей недели может быть предусмотрена в коллективном соглашении, коллективном договоре и индивидуальном трудовом договоре. Поэтому Вы не можете установить большее количество часов в рабочей неделе по сравнению с тем, что предусмотрено коллективным договором или соглашением.

В том же случае, когда в законе, подзаконном правовом акте, коллективном договоре, и в коллективном соглашении предусмотрена сокращенная рабочая неделя для сотрудников организации разной продолжительности, Вы должны ориентироваться на наименьшую из них и не выходить за ее пределы.

Новые нормы, ухудшающие положение работника, по сравнению с определенным коллективным договором или соглашением, недействительны. Так что, если увеличите количество рабочих часов по сравнению с установленным в коллективном договоре, рискуете, что рано или поздно Вас заставят их оплатить, как сверхурочные, оштрафуют, и потребуют отменить новый график.

Б. Количество рабочих дней:

в сторону уменьшения или увеличения. При этом, при уменьшении количества рабочих дней количество рабочих часов каждого дня, как правило, увеличивается. И наоборот, уменьшается, при увеличении количества рабочих дней.

В. Время работы.

Г. Время отдыха.

Относительно последних двух изменений следует сказать следующее. Такие изменения, как правило, связаны с изменением режима работы, а именно – работали сотрудники, например с 9.00, а работодатель хочет, чтобы они работали с 10.00. Был у сотрудников перерыв для отдыха и питания с 14.00 до 15.00, а работодатель хочет, чтобы они отдыхали с 14.00 до 15.30 и т. д. и т. п. Или работали в режиме нормированного рабочего дня, а впредь будут работать в режиме гибкого рабочего времени.

 

Как оформить изменение условий рабочего времени?

Если изменения происходят по инициативе или с согласия работника(ов).

Первый вариант – наиболее простой – когда работник сам желает изменения условий рабочего времени. Тогда он пишет об этом на имя директора заявление, оговаривает в нем желаемые (как правило, уже согласованные с работодателем) новые условия рабочего времени, указывает с какого времени он просит ввести новые условия рабочего времени и на какой срок.

Работодатель вправе (хотя и не обязан) согласиться с пожеланиями работника.

В случаях согласия и работника(ов), и работодателя на введение новых условий рабочего времени, стороны подписывают дополнительные соглашения к трудовым договорам, устанавливают в них новые условия рабочего времени, указываю, с какого времени вводятся данные условия и на какой срок.

После подписания дополнительных соглашений вносятся соответствующие изменения в ПВТР.

В случае, если изменения условий рабочего времени были внесены на какой-то определенный срок (например, полгода), по истечении данного срока работники должны вернуться к прежнему режиму работы.

Если изменения происходят по инициативе работодателя.

Нередки случаи, когда работник с нововведениями не согласен… Здесь придется набраться терпения и соблюсти все предусмотренные законом процедуры. Сразу следует определить, что вносить изменения в график придется по правилам ст. 73 ТК РФ (изменение существенных условий трудового договора), поскольку режим труда и отдыха, согласно ст. 57 ТК РФ, является существенным условием трудового договора.

ð Принять решение об изменении условий рабочего времени в одностороннем порядке (при отсутствии согласия работника) можно только в случае изменения организационных или технологических условий труда в организации. Например, изменений в технике и технологии, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства. Работодатель также обязан представить доказательства, подтверждающие, что такое изменение существенных условий трудового договора не ухудшило положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Поэтому, если таковых нет, менять график в одностороннем порядке нельзя. Помните, что в случае спора, Вам потребуются соответствующие доказательства.

Если объективные изменения организационных или технологических условий труда в организации имеются, можно издавать соответствующий приказ о внесении изменений в ПВТР в связи  с изменением графика.

ð Обратите внимание: нельзя сегодня принять решение об изменении графика, а уже завтра ввести новый график в действие. О введении нового графика работы работник должен быть уведомлен не позднее, чем за 2 месяца до этого события.

Не следует забывать, что все сроки начинают исчисляться со дня, следующего за днем наступления определенного события. Таким образом, если Вы планируете ввести новый график с 15 мая, то работников следует предупредить об этом не позднее 14 марта. Причем в уведомлении должно быть указано, что новый график будет введен в действие с 15 мая.

Работника следует уведомлять не в устной, а в письменной форме. Причем работник должен написать на уведомлении (которое составляется в произвольной форме) не только слово «ознакомлен», но и слово «согласен» или «не согласен». Если работника просто ознакомить с фактом введения нового графика, это не будет являться доказательством его согласия работать в новых условиях. Как правило, в уведомлении работник пишет следующее: «Согласен работать в новых условиях» + подпись и ее расшифровка +  дата.  Дата необходима! Иначе Вы не сможете доказать, что вовремя уведомили работника о грядущих изменениях.

Не расстраивайтесь, если работник написал в уведомлении «не согласен работать в новых условиях».  Плохой результат это тоже результат. Это даст Вам право по истечении 2 месяцев уволить работника.

Если работник отказывается ознакомиться с уведомлением, следует составить соответствующий акт, который должен быть удостоверен, помимо составителя, не менее чем двумя свидетелями.

ð По прошествии 2 месяцев внесенные в ПВТР изменения вводятся в действие.

ð Согласно ч. 3 ст. 73 ТК РФ, если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.

Обратите внимание!!! Если вакантные должности появились в течение 2 месяцев со дня когда работник отказался от работы в новых условиях, Вы обязаны предложить их ему. Иначе может получиться так, что вакантная должность появилась, потом на нее был принят новый человек, хотя отказавшийся работник имел право ее занять. Вы же потом останетесь крайними. За день до введения в действие нового графика работы Вам следует еще раз проанализировать: имеются ли в организации вакантные должности и если таковые обнаружатся, предложить их работнику.

Несмотря на формулировку законодателя о том, что работодатель должен лишь предложить вакантную должность, рекомендуем Вам, в случае их отсутствия, сделать соответствующее уведомление работнику. Это еще раз продемонстрирует Вашу законопослушность и непредвзятость.

ð А по какой статье уволить работника, не согласного трудиться на новых условиях рабочего времени? Трудовой кодекс РФ в ст. 73 определяет, что при отсутствии указанной работы (иной имеющейся в организации), а также в случае отказа работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора).

Также ст. 73 ТК РФ определяет, что если работник отказывается от продолжения работы на условиях соответствующих режимов рабочего времени, то трудовой договор расторгается в соответствии с п.2 ст. 81 ТК РФ (в связи с сокращением численности и штата) с предоставлением работнику соответствующих гарантий.

Данная норма размещена законодателем непосредственно после абзаца, в котором говорится о введении режима неполного рабочего времени в случае угрозы массовых увольнений. В этой связи большинство специалистов полагают, что именно если в данных ситуациях работник отказывается от продолжения работы на условиях режима неполного рабочего времени, трудовой договор с ним расторгается не по основаниям п.7 ст. 77 Трудового кодекса РФ, а в соответствии с п.2 ст. 81 ТК РФ.

Другие же юристы полагают, что в спорной норме говорится не только о данных ситуациях, а о соответствующих режимах рабочего времени в принципе; если бы законодатель хотел указать, что норма применима только к случаям введения режима неполного рабочего времени, он бы и использовал данную терминологию, а не слово «соответствующих», подразумевающего уже своим множественным числом именно различные режимы рабочего времени.

ð И в завершении обратим внимание еще на один момент, определенный законодателем. Согласно ст. 73 ТК РФ в случае, если изменения организационных и технологических условий труда, и происходящие в связи с этим изменения условий рабочего времени, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев. Отмена режима неполного рабочего времени производится работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

 

Некоторые практические особенности внесения изменений

в ПВТР и трудовой договор

 

Об утверждении изменений в ПВТР…

Согласно ст. 190 ТК РФ ПВТР утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников  организации. Таким образом, все изменения в ПВТР утверждаются также с учетом мнения представительного органа работников  организации. Некоторые работодатели понимают под представительным органом работников профсоюз. Это не верно.  Согласно статье 31 ТК РФ, при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работников работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации или иному представителю. Таким образом, если на предприятии есть профсоюзная организация, то правила внутреннего трудового распорядка должны приниматься и утверждаться работодателем с учетом ее мнения. Если такой организации нет, то работодатель должен учесть мнение иного представительного органа работников организации. Следует обратить внимание на то, что учет мнения  и следование совету представительного органа работников не одно и тоже. Вы не должны получать согласия представительного органа работников. Только должны учесть его мнение! Для этого законодатель установил специальный порядок в ст. 372 ТК РФ. Данная процедура установлена для организаций, в которых действует профсоюз. Однако полагаем, что она может применяться и для организаций в которых профсоюза нет, а действует представительный орган работников. Кроме того, целесообразно, чтобы она была прописана в соответствующем локальном акте организации, регулирующем работу представительного органа работников. Конечно, это наше мнение. Вы можете его не придерживаться. Однако полагаем, что это узаконит и закрепит Ваши позиции в случае спора.

Перед изменением ПВТР Вы следует предоставить проект изменений и обоснование к ним в представительный орган работников. Не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта представительный орган работников должен направить Вам мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Мнение может быть высказано против проекта либо содержать предложения по его совершенствованию. Работодатель может согласиться с высказанным мнением либо провести в течение 3 дней с момента получения мотивированного мнения дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Если взаимопонимание не достигнуто разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель может принять изменения.

 

Если график работы зафиксирован только в трудовом договоре, а на предприятии ПВТР нет…

Здесь все просто. Тогда нужно внести изменения в текст трудового договора путем составления дополнительного соглашения к трудовому договору. Если введение новых условий происходит по инициативе работодателя, - то с учетом правил ст. 73 ТК РФ. А сами ПВТР все-таки следует завести, так как это обязанность организации.

 

Если график зафиксирован только в ПВТР, а в трудовом договоре режим труда и отдыха не прописан и в нем нет ссылки на то, что он регулируется ПВТР, или трудовой договор отсутствует…

Есть мнение среди юристов, что такое положение дел - это блестящая лазейка для работодателя, поскольку он не обязан договариваться с работником об изменении существенных условий его трудового договора, не нужно искать и обосновывать причины, связанные с изменением организационных или технологических условий труда, чтобы оправдать изменение ПВТР в одностороннем порядке. И в данном случае достаточно внести соответствующие изменения в ПВТР. Однако заметим, что не все юристы согласны с этим мнением. И в практике (в том числе и судебной) можно столкнуться с другой позицией. Так, ряд юристов полагают, что при фактическом приступлении работника к исполнению трудовых обязанностей трудовой договор считается заключенным и «включаются» и действуют те его существенные условия, которые фактически действуют на момент приступления к работе. Изменять их можно или по соглашению сторон, или по инициативе работодателя – в соответствии со ст. 73 ТК РФ.

 

Если график зафиксирован и в ПВТР, и в трудовом договоре…

Например, и в том, и в другом документе зафиксировано, что работник должен работать с 9.00 до 18.00, а обед ему установлен с 13.00 до 14.00.

Изменения в ПВТР не влекут за собой автоматическое изменение условий о графике работы, указанном в трудовом договоре. Поэтому неправильно думать, что если меняются ПВТР, то в трудовой договор вносить изменения не нужно, а достаточно визы работника «согласен» на новых ПВТР. Помните, что работник согласился на работу на тех условиях, которые указаны в его трудовом договоре. Поэтому соблюдение условий договора обязательно для обеих сторон.

Необходимо внести изменения в трудовой договор (путем составления дополнительного соглашения к трудовому договору или в порядке ст. 73 ТК РФ).

 

Если график зафиксирован в ПВТР, а в трудовом договоре содержится только ссылка на ПВТР («Режим работы определяется в соответствие с правилами внутреннего трудового распорядка»)…

Большинство специалистов сходятся во мнении, что такая отсылка делает трудовой договор аналогичным тому, в котором график работы прописан прямо. В этом случае необходимо вносить изменения и в ПВТР, и в трудовой договор.

Встречаются иные точки зрения. Обычно работодатель думает: внося указанную формулировку в текст трудового договора, он получает возможность в любое время изменить ПВТР и поставить об этом в известность работника, не спрашивая при этом его согласия. Здесь спорный момент заключается в следующем: о какой редакции правил внутреннего трудового распорядка идет речь — о тех, с которыми работник ознакомился и согласился при приеме на работу, или об абстрактном документе.

Полагаем, что данным вариантом лучше не пользоваться, поскольку в случае спора у Вас могут возникнуть серьезные проблемы с доказыванием своей правоты. Кроме того, не забывайте, что суд выступает, как правило, на стороне работника.

 

Просим читателей присылать в адрес редакции свои мнения и истории из практики по освещенным спорным вопросам темы.


ОБЪЯВЛЕНИЯ

 

 

ПРИШЛИТЕ ОТЗЫВ!

Уважаемые подписчики! Наша редакция желает, чтобы наша газета была максимально практически полезной для Вас. Поэтому просим Вас прислать свои отзывы о нашем издании (назовите плюсы и минусы наших материалов, что бы Вы могли порекомендовать для улучшения газеты).

БЕСПЛАТНО ЗАКАЗАТЬ!

Подписчики "бумажной" версии нашей газеты и пользователи "Пакета кадровика" могут  бесплатно заказть по электронной почте:

- Сборник "Должностные инструкции руководителей, специалистов, технических исполнителей" (электронная версия)

- Электронную брошюру "Личные карточки: вопросы оформления"

-  Семинар на рабочем месте по теме "Практика увольнений".

Подробнее узнать правила заказа можно по адресу strateg_os@rambler.ru , и по телефону (8442) 98-98-99

 

ОБНОВЛЕНИЕ ПП "ПАКЕТ КАДРОВИКА"

Вышло обновление ПП "Пакет кадровика". Возможны бесплатный (направление кадровых материалов по электронной почте) и платный (300 руб., направляется диск с обновленной версией ПО, при этом прежний возвращать не нужно) варианты обновления. Условия получения обновления и кадровых материалов можно узнать, прислав запрос по адресу: strateg_os@rambler.ru , и по телефону (8442) 98-98-99

 

 

МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ПО ПОЧТЕ И НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ НОВЫЕ КНИГИ И БРОШЮРЫ ДЛЯ КАДРОВИКОВ, БУХГАЛТЕРОВ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ "ПАКЕТ КАДРОВИКА" (см. ниже краткую аннотацию на книги и программу) 

 

ПРИГЛАШАЕМ ДИЛЕРОВ

для продажи программы "Пакет кадровика" и энциклопедии "Все по кадрам" в регионах России. strateg_os@rambler.ru,

/8442/-98-98-99

 

 

ВЫШЛА НОВАЯ РЕДАКЦИЯ "ВСЕ ПО КАДРАМ"

вышла новая редакция Практической энциклопедии "Все по кадрам", январь 2006г., 760 страниц, 350 рублей, скидка для подписчиков бумажной версии нашей газеты - 15%. Стоимость прежней редакции сохраняется.

 

 

СОБИРАЕМ ВАШИ КООРДИНАТЫ

Уважаемые подписчики! Свои электронные адреса, на которые направляются наши материалы, Вы оставляли на сервере Subscribe.ru, через который ведется рассылка.  К сожалению, нам дважды пришлось столкнуться со сбоями на данном сервере, и мы не смогли в желаемое время отправить Вам материалы. В этой связи предлагаем Вам на всякий случай сообщить нам Ваши электронные адреса, чтобы в случае сбоя на сервере, мы могли прислать Вам материалы напрямую. Для этого пришлите свой электронный адрес на strateg_os@rambler.ru  с темой «в базу подписчиков»


    


    

ФОРМЫ УВЕДОМЛЕНИЙ ДЛЯ КАДРОВОЙ РАБОТЫ

 

_____________________________

(наименование работодателя)

 

________________________________

(кому: фамилия, имя, отчество, должность с указанием структурного подразделения)

________________________________

 (адрес работника при отправке по почте)

                                                              

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

№ _____

об изменении существенных условий трудового договора

 

г. _____________                                                                                   «___» _______________ г

 

Уважаемый (ая) ______________________!

Сообщаю Вам, что в связи с ___________________________ __________________________________________________________________________________

(причины, изменения организационных и технологических условий в компании

произойдут изменения существенных условий заключенного с Вами трудового договора от __.__.20__г. №__, а именно:

с «__» ____________ 20__ года для Вас вводится: ______________________________________________________________________________

В соответствии с ч.3 ст. 73 ТК РФ в случае отказа от продолжения работы в новых условиях Вам предлагается работа по должности (профессии) в ___________________________________________________________________________.

(структурное подразделение)

В соответствии с ч.4 ст.73 ТК РФ в случае отказа от предложенной работы, по истечении двухмесячного срока предупреждения, трудовой договор с Вами будет расторгнут по п.7 ст. 77 ТК РФ.

 

___________________________________________________     _______    _________________

(наименование должности руководителя или работника кадровой службы)   (подпись)    (расшифровка подписи)

 

 

С уведомлением ознакомлен. Один экземпляр получил

«_____»_________________ ____ г.

___________________ /______________________/

(подпись)                                     (расшифровка подписи)

 

***

 

_____________________________

(наименование работодателя)

 

________________________________

(кому: фамилия, имя, отчество, должность с указанием структурного подразделения)

________________________________

 (адрес работника при отправке по почте)

                                                              

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

№ _____

о сокращении должности работника

 

г. _____________                                                                                «___» _______________ г

                                  

Уважаемый (ая) ______________________!

                                              

__________________________________________________________________________

(наименование работодателя)

в лице ________________________________________________________________, уведомляет Вас

(должность, фамилия имя, отчество)       

о  том,  что  в  связи  с   _____________________________________,

издан приказ №_____ от «____»_________________г. ________________________________ о сокращении численности и штата _________________________________________________

(наименование работодателя)

В соответствии с названным приказом занимаемая Вами должность ____________________ будет сокращена, и трудовой договор с Вами будет расторгнут «____»________________________г.

(указать дату не ранее 2 мес. после

даты настоящего уведомления)

Процедура увольнения и предоставленные Вам законом права при этом будут полностью соблюдены. Вам будут оплачены все причитающиеся в этом случае компенсации и выплаты.

___________________________________________________     _______   _________________

(наименование должности руководителя или работника кадровой службы)   (подпись)   (расшифровка подписи)

 

С уведомлением ознакомлен. Один экземпляр получил

«_____»_________________ ____ г.

___________________ /______________________/

(подпись)                               (расшифровка подписи)

 

***

 

_____________________________

(наименование работодателя)

 

________________________________

(кому: фамилия, имя, отчество, должность с указанием структурного подразделения)

________________________________

 (адрес работника при отправке по почте)

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

№ ____

о необходимости получить трудовую книжку

 

г._____________                                    "___"_______________г.                                                                                          

 

Уважаемый(ая) _______________________________!

 

В связи с прекращением «__»__________ ____ г. трудового договора, заключенного между Вами и ____________________________________________________________________________ , 

(наименование работодателя)

Вам  необходимо  явиться  для получения Вашей трудовой книжки в отдел кадров, расположенный по адресу: _____________________________________________________.

Отдел кадров работает ежедневно, кроме с _____ часов до ______ часов, перерыв с _____ часов до ______ часов.

В случае  невозможности  получения Вами трудовой книжки в отделе кадров просим  Вас сообщить в письменной  форме о своем согласии на отправление ее по почте.

 

___________________________________________________     _______   _________________

(наименование должности руководителя или работника кадровой службы)   (подпись)   (расшифровка подписи)

 


                              

 

КОГДА ВАШ БИЗНЕС-ПАРТНЕР ССЫЛАЕТСЯ НА ФОРС-МАЖОР

 

Иногда Ваш контрагент, не исполнив обязательство, например, по договору, или исполнив его ненадлежащим образом, жалуется на форс–мажор и уклоняется от ответственности.

Разрешать конфликт с таким контрагентом Вам нужно грамотно, владея темой.

 

Что такое «форс-мажор»?

 

Термин «форс-мажор» в переводе с французского языка означает «непреодолимую силу».

Согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. А, соответственно, если докажет, то ответственность не наступает.

События, которые относятся к форс-мажору, можно разделить на две группы:

А. события, которые не связаны напрямую (или связаны косвенно) с деятельностью человека. К ним относят стихийные бедствия, такие, например, как землетрясение, наводнение, ураган и т.п.

В. события, в которых замешан человеческий фактор. Это традиционно обстоятельства общественной жизни, такие как войны, эпидемии, изменения нормативных актов,  карантины, запреты на перевозки или на торговлю, международные санкции и т.п.

Таким образом, при форс–мажоре (или обстоятельствах непреодолимой силы), Ваш контрагент по сделке может быть освобожден от ответственности.

Однако не всякое событие можно считать форс–мажором. Имейте ввиду, что форс-мажор имеет несколько признаков, позволяющих отличить его от других событий.

1. Непреодолимость, то есть невозможность изменить течение событий или прекратить их. Например, если начался ураган, у Вас явно нет возможности его остановить. 

2. Непредотвратимость, то есть даже если бы Вы знали о форс–мажоре, Вы все равно не смогли бы ему противостоять (ни при каких условиях).

3. Независимость события от Вашей воли и воли иных хозяйствующих субъектов.

4. Непредвиденность события, то есть его нельзя было ожидать или спрогнозировать (при заключении договора).

5. Чрезвычайность, то есть нестандартность, необычность и непостоянство события. Например, если в месте нахождения Вашего контрагента уже не первый год ведутся боевые действия, суд вряд ли признает их форс–мажором, поскольку эти события не будут иметь признака чрезвычайности.

6. Событие должно носить временный характер и освобождение от ответственности имеет силу лишь в период его действия, а не до или после него.

7. Форс–мажор должен статьи причиной (а не предпосылкой) невозможности исполнения обязательств. Например, в день, когда у Вас не было денег для оплаты поставленного товара, начался ураган. Вы, в дальнейшем, обосновываете невозможность оплаты товара именно началом урагана. Если Ваш контрагент сможет доказать, что реальной причиной неоплаты товара был вовсе не форс–мажор, Вам не удастся избежать ответственности.

Следует отметить, что законодатель называл ряд событий, которые не являются форс–мажором. Это (ч. 3 ст. 401 ГК РФ):

- нарушения обязанностей другими контрагентами (например, по договору поставки Ваш контрагент обязался поставить Вам партию электросчетчиками, но из-за того, что ему их не поставила в срок третья фирма, он просрочил поставку и Вам),

- отсутствие на рынке нужных товаров,

- нехватка денег.  

А ведь, как показывает практика, именно названные события очень часто имеют ввиду контрагенты, говоря о форс-мажоре.

 

Кто может подтвердить?

 

Ваш контрагент должен подтвердить наличие форс-мажора. Как?

Форс–мажор может быть общеизвестным. В этом случае он не требует доказательств. Так, при рассмотрении одного из споров Президиум ВАС РФ указал, что суд первой инстанции не исследовал и не дал правовую оценку доводам одной из сторон о невозможности исполнения обязательств из-за наводнения, в то время как оно являлось чрезвычайной ситуацией федерального уровня и было подтверждено Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[1].

Если событие не общеизвестно, то оно должно быть подтверждено уполномоченным органом.

При неисполнении внешнеторгового контракта свидетельствование обстоятельств форс-мажора производится Торгово–промышленной палатой Российской Федерации (далее – ТПП) на основании письменного заявления заинтересованной стороны внешнеторгового контракта, подписанного ее руководителем, а в необходимых случаях - заключения территориальной торгово-промышленной палаты.  ТПП свидетельствует обстоятельства форс-мажора, наступившие только на территории Российской Федерации. При этом заявителям выдается сертификат. По просьбе предприятий, объединений и организаций ТПП на платной основе может проводиться проверка обстоятельств форс-мажора[2].

Если такого свидетельствования нет, что факт форс-мажора должен быть доказан в суде иными возможными способами. Например, в качестве доказательств форс–мажора можно представить справку из МЧС или Росгидромета о стихийном бедствии, акт из пожарной части при пожаре, справка специализированной фирмы (с копией ее лицензии) при сбое в компьютерной сети или вирусе, справка из милиции о возбуждении уголовного дела при краже.

 

А если…?

 

Пожар…

Для признания этого события форс–мажором Вашему контрагенту следует доказать, что он произошел не по его вине или вине иного хозяйствующего субъекта, а вследствие, например, высокой температуры воздуха, тления торфяников или возгорания находящегося неподалеку леса. Если же пожар возник, например, из–за неисправности проводки, это событие может быть не признано форс–мажором, поскольку к возгоранию имеет отношение человеческий фактор. Контрагент должен был позаботиться о пожарной безопасности[3].

В случае преднамеренного поджога судебная практика неоднозначна. К сожалению, вынуждены констатировать, что в одном случае суд может не признать это событие форс – мажором[4], а в другом – напротив, признать таковым и освободить сторону от ответственности[5].

 

Понижение температуры воздуха или засуха…

Здесь нужно смотреть по обстоятельствам. Так, если понижение температуры произойдет летом, да еще до минусовой температуры, да еще где–нибудь на юге, то это событие, безусловно, признают форс–мажором.

А вот относительно резкого понижения температур наружного воздуха в зимнее время судебная практика неоднозначна. По одному из дел такое событие не было признано форс–мажором, поскольку это событие является прогнозируемым и, следовательно, не может рассматриваться в качестве непреодолимой силы, так как не обладает признаками исключительности и объективной непредотвратимости[6].

По другому делу ответчик был освобожден от ответственности за неисполнение обязательств  по оплате электроэнергии за год, так как в этот год не имел прибыли вследствие гибели сельхозкультур от заморозков и засухи, т.е. вследствие непреодолимой силы. Это было подтверждено актами, удостоверяющими гибель сельхозкультур, утвержденные главой администрации, а также выписками из балансов. Суд признал эти обстоятельства форс–мажором[7].

По аналогичному делу суд потребовал от ответчика следующих доказательств форс–мажора: сведения об общей площади зерновых и иных возделываемых культур, количестве и стоимости культур, погибших вследствие заморозков, засухи и др. неблагоприятных погодных условий, сведения о финансовом положении в неурожайные годы, отрицательном (или положительном) сальдо бухгалтерских балансов за эти годы и т. д[8].

Изменение законодательства…

Форс–мажором можно признать только то изменение законодательства, которого не ожидали. Если же какой-либо закон или подзаконный акт обсуждался публично, например, его проект был помещен в электронных правовых базах, и о том, что он принят в первом или во втором чтении, писали газеты, его изменение вряд ли можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы. Это наиболее часто касается изменений в таможенное законодательство, требований насчет дополнительных документов для таможенного оформления товаров.

ДТП…

Случаются ситуации, когда груз не доставляется вовремя по причине опоздания грузовой машины. А последнее, в свою очередь может произойти в результате дорожно–транспортного происшествия, в котором может быть задействовано иное транспортное средство или пешеход, перебегавший дорогу в неположенном месте. Президиум Верховного суда РФ указал, что действия пешехода и действия водителя транспортного средства не являются непреодолимой силой[9].

Поэтому, если грузовая машина опоздала в результате ДТП, это нельзя назвать форс–мажором.

Ограничительные решения государственных органов…

Судебная практика, как правило,  признает такие события форс–мажором[10].

 

Если какая-то из приведенных ситуаций Вас коснулась, рекомендуем внимательно ознакомиться с обстоятельствами дел и решениями судов, на которые мы ссылаемся (в СПС «Гарант» или «Консультанта-Плюс»).

 

Что делать?

 

Лучше всего, четко зафиксировать в договоре, какие именно события Вы считаете непреодолимой силой или форс–мажором и прописать сопутствующие условия, например, сроки, в течение которых Вам должны сообщить о форс–мажоре, форма сообщения и т. д.

Приводим пример весьма удачных договорных условий о форс – мажоре из текста реально заключенного договора купли – продажи:

«9.1. Стороны освобождаются от ответственности  за  неисполнение  или ненадлежащее исполнение  своих  обязательств  по  настоящему  Договору  в случае действия обстоятельств  непреодолимой  силы,  прямо  или  косвенно препятствующих   исполнению   настоящего Договора, то есть таких обстоятельств, которые независимы от  воли  Сторон,  не  могли  быть  ими предвидены  в  момент  заключения  Договора  и  предотвращены при их наступлении.

9.2. К обстоятельствам, указанным  в п. 9.1 Договора,  относятся:

война и военные действия, восстание, эпидемии, землетрясения, наводнения, акты органов власти,  непосредственно  затрагивающие  предмет  настоящего Договора, а также другие события, которые компетентный  арбитражный суд признает и объявит случаями непреодолимой силы.

9.3. Сторона, подвергшаяся  действию  таких  обстоятельств,  обязана немедленно  в  письменном  виде уведомить другую Сторону о возникновении, виде и возможной продолжительности действия соответствующих обстоятельств.

Если Сторона  не  сообщит о наступлении обстоятельств  непреодолимой силы,  она  лишается  права  ссылаться  на  него,  разве  что  само такое обстоятельство  препятствовало отправлению такого сообщения.

9.4. Наступление обстоятельств, предусмотренных  настоящей  статьей, при условии соблюдения требований п.9.3 настоящего  Договора,  продлевает срок исполнения  договорных  обязательств  на  период,  который  в  целом соответствует сроку  действия  наступившего  обстоятельства  и  разумному сроку для его устранения.

9.6.  В  случае,  если  обстоятельства,  предусмотренные   настоящей статьей,  длятся  более  2 (двух) календарных месяцев, каждая из сторон имеет право аннулировать настоящий Договор при условии, что стороны вернут друг другу все материальные и денежные активы, полученные ими в связи с действием настоящего Договора. В случае намерения аннулировать договор сторона обязана известить об этом другу сторону в письменном виде. Порядок возврата активов, полученных сторонами по настоящему Договору определяется совместно сторонами. 

9.7. При прекращении обстоятельств, указанных в п. 9.1, 9.2 настоящего Договора сторона обязана известить в письменной форме другую сторону не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты их прекращения».

 

 


Отчетность обособленного подразделения


    
Обособленное подразделение организации находится в другом городе. При этом оно не 
имеет собственного баланса, не имеет недвижимого имущества по своему месту 
нахождения. Надо ли в этом случае обособленному подразделению сдавать декларацию 
по налогу на имущество?
Согласно ст. 386 Налогового кодекса РФ налогоплательщики налога на имущество 
организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять 
в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего 
обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению 
каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный 
порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу 
и налоговую декларацию по налогу.
В нашей ситуации у обособленного подразделения организации, находящегося вне места 
нахождения организации, отсутствует отдельный баланс, а также по месту нахождения этого 
обособленного подразделения отсутствует недвижимое имущество, находящееся на балансе 
организации.
Из положений ст. 386 НК РФ следует, что у организации, имеющей обособленное подразделение, 
не имеющее отдельного баланса, отсутствует обязанность представлять в налоговый орган по 
местонахождению этого обособленного подразделения налоговые расчеты по авансовым платежам 
по налогу и налоговую декларацию по налогу.
В рассматриваемом случае речь идет только о движимом имуществе обособленного подразделения 
организации. 
Соответственно, по мнению Минфина РФ (письмо от 19 января 2006 г.), на основании ст. ст. 376 (п. 1), 
382 (п. 3), 383 (п. 3) и 386 Налогового кодекса РФ указанное имущество должно учитываться при 
определении налоговой базы организации, а исчисление и уплата налога (авансовых платежей по налогу), 
а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам по налогу) 
должны производиться по месту нахождения организации.

 


 

Нестационарная торговля в парикмахерской

 

Многие салоны красоты сегодня выставляют на арендуемой ими территории стойку 
с шампунями, бальзамами, лаками. Клиент может здесь же по рекомендации парикмахера 
приобрести нужный ему товар для дальнейшего ухода за волосами. Такой подход выгоден 
и салону, и клиентам.
И, как правило, а таких случаях в договоре аренды не указано, что данное помещение 
предназначено для торговли.
Вопрос, рожденный практикой, в том, относить ли данный вид розничной торговли к 
торговле, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети?
Согласно действующему порядку в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату 
ЕНВД для отдельных видов деятельности могут переводиться организации и индивидуальные 
предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной
 торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту 
организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, 
в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Согласно пп. «б» п. 13 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ, на уплату ЕНВД 
может быть переведена розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с 
площадью торгового зала не более 150 кв. м, а также розничная торговля, осуществляемая через 
палатки, киоски, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, 
а также объекты нестационарной торговой сети.
Согласно ст. 346.27 НК РФ, к стационарной торговой сети относится торговая сеть, расположенная 
в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. 
Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с 
земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых 
объектов относятся магазины, павильоны и киоски. Все остальные объекты организации торговли 
относятся к нестационарной торговой сети.
 С 1 января 2006 г. согласно указанному Федеральному закону к стационарной торговой сети, имеющей 
торговые залы, относятся магазины и павильоны, а к нестационарной торговой сети - крытые рынки (ярмарки),
 торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.
В этой связи Минфин РФ (письмо от 16 декабря 2005г.) полагает, что к нестационарной 
торговой сети относятся все объекты организации торговли, не относимые к стационарной 
торговой сети, розничная торговля шампунями, бальзамами, кремами для волос, лаками для 
ногтей и т.п., осуществляемая в холле салона, оказывающего бытовые услуги населению, 
относится к торговле, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети.


 

ДОГОВОР С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ УСЛОВИЯМИ

 

Коммерческая практика нередко сталкивается со случаями, когда в договор закладываются альтернативные условия. Например, за поставленный товар покупатель вправе перечислить оплату или поставить равноценный другой товар.

После заключения такого договора традиционно наступает его исполнение. А вот если вместо такового наступает неисполнение, то пострадавшую сторону обычно озадачивают два вопрос:

1) А можно ли было заключать договор с альтернативными условиями?

2) Если да, то что можно потребовать от стороны, не выполнившей ни одного альтернативного условия?

Рассмотрим на примере.

ООО заключило договор мены с унитарным предприятием. По договору общество обязалось передать предприятию запасные части к автомобилям, а последнее в обмен на них должно было по своему выбору передать ООО автобензин в соответствующем количестве или оплатить стоимость полученных запчастей.

Включение такого условия в данном случае закон допускает:

- согласно ст. 320 ГК РФ должнику, обязанному передать кредитору одно или другое имущество либо совершить одно из двух или нескольких действий, принадлежит право выбора, если из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное;

- согласно ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Право предприятия произвести с ООО расчет товаром или деньгами относит рассматриваемый договор между сторонами к смешанному. К отношениям по такому договору применяются в соответствующих частях правила о тех договорах, элементы которых в них содержатся.

Предприятием в установленные договором сроки расчет не был произведен ни одним из предусмотренных договором способов.

Согласно ст. 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора.

Согласно ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, а если покупатель своевременно не оплачивает переданный товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов за пользование чужими деньгами в соответствии со статьей 395 ГК РФ.

Основываясь на этих двух статьях, ООО от исполнения договора отказалось и потребовало от ответчика оплаты продукции и процентов.

В законе прямо не сказано, но существующая арбитражная практика, стоит на том, что, в случае, если у одной по договору есть право выбора исполнения своих обязательств (в обмен на поставленный товар передать свой товар или оплатить стоимость полученного деньгами), то у второй стороны возникает такое же право выбора в защите нарушенных прав.

Поэтому в нашей истории ООО вправе потребовать от предприятия как поставки оговоренного товара в обмен на свой поставленный, так и стоимость переданной продукции и уплаты процентов согласно ст. 395 ГК РФ. Названные требования  не противоречат действующему законодательству.

Вывод. Заключение договора с альтернативным условием оплаты поставленного товара допустимо. Неисполнение своих обязательств контрагентом, имеющим право выбора способа исполнения договора, позволяет другой стороне применить к нему по своему усмотрению ту меру ответственности, которая могла быть самостоятельно применена за нарушение каждого из альтернативных способов исполнения.

 


 

 

Расчет площади торгового зала пропорционально выручке

    
Мясокомбинат занимается производством колбасных изделий. Готовая продукция 
реализуется через два фирменных магазина в розницу. Однако в данных магазинах, 
кроме готовой продукции мясокомбината, реализуются и прочие продовольственные 
товары. При этом доля прочих товаров в товарообороте магазинов чуть больше 
десяти процентов.
Деятельность по реализации собственной готовой продукции через розничную сеть 
не подпадает под действие гл. 26.3 Налогового кодекса РФ, а подлежит налогообложению 
в общеустановленном порядке.
Согласно п. 7 ст. 346.26 НК РФ мясокомбинат ведет раздельный учет имущества, 
обязательств, доходов и расходов, связанных с торговлей собственной продукцией и 
прочими товарами.
Порядок распределения площади торгового зала в случае осуществления на данной площади 
одновременно деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и деятельности, в отношении 
которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом 
налогообложения, НК РФ не определен.
Включение в налоговую базу площадей, не используемых для облагаемой ЕНВД деятельности, 
фактически приводит к двойному налогообложению.
Возникает вопрос, правомерно ли при исчислении налоговой базы по ЕНВД применять 
методику расчета площади торгового зала пропорционально выручке, получаемой 
непосредственно от деятельности, облагаемой ЕНВД?
Статья 346.26 Налогового кодекса РФ говорит, что на уплату единого налога на вмененный 
доход может переводиться розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны 
с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, 
лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой 
площади.
При этом ст. 346.27 кодекса под площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) 
понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком 
для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных 
и правоустанавливающих документов.
Порядок распределения площади торгового зала (или его части) при осуществлении на 
ней одновременно двух видов предпринимательской деятельности, по одному из которых 
уплачивается единый налог на вмененный доход и в качестве физического показателя 
используется площадь торгового зала (в квадратных метрах), Налоговым кодексом РФ 
не определен.
Но по приведенной проблеме имеются разъяснения Минфина РФ (письмо от 10 января 2006г. и вот 
что думают министры.
При работе на общем режиме налогообложения для целей исчисления налога на прибыль существенны 
исключительно стоимостные результаты деятельности (в данном случае - доходы от реализации).
Ведение торговли товарами собственного производства на той же площади, что и розничной торговли, 
может рассматриваться в качестве необходимого условия для ведения такой деятельности, но не имеет 
значения для определения суммы налога на прибыль.
Поэтому, по мнению министров, при осуществлении на площадях торгового зала розничной торговли 
покупными товарами, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и торговли товарами 
собственного производства, налогообложение которой осуществляется в рамках общего режима 
налогообложения, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать 
всю площадь торгового зала.

 

 


 

ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ!

 

Вы можете заказать по почте с оплатой наложенным платежом наши последние книги, а также программу «Пакет кадровика».

ДОГОВОРЫ- КОНСТРУКТОРЫ В ПОЛЬЗУ НАШЕЙ СТОРОНЫ (с СD-диском)

С этим изданием Вы без юридической помощи организуете договорную работу грамотно, выгодно, оперативно.

Мы разработали серию универсальных форм договоров с возможностью выбора многочисленных вариантов условий. Удобно составлять договоры, просто выбирая нужные варианты и удаляя неподходящие. Вам не придется рыться в бесчисленных сборниках и программах, содержащих сотни условий, но на индивидуальные случаи, не придется при отсутствии юридических знаний и времени создавать документ из фрагментов  разных договоров.  В книгу вошли и договоры в пользу каждой из сторон: поставщика и покупателя, подрядчика и заказчика, арендатора и арендодателя и т.д.,  универсальные формы сопутствующих документов (приложения, акты, допсоглашения, др.), статьи о практике заключения и исполнения договоров, написанные доступным языком, с примерами,  по актуальным вопросам практики. Разобраны «по полочкам» договоры: ПОСТАВКА, МЕНА, КОМИССИЯ (передача товаров под реализацию), АРЕНДА (офисов и складов), УСЛУГИ, ПОДРЯД, ОБЩИЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИЙ КУРАТОР.

Формат издания А5, 190 стр. С диском. Стоимость – 151 руб.

ТРУДИНСПЕКЦИЯ НА ПОРОГЕ... Инструкция по оперативной подготовке.

44 стр., 2005г. Вашему вниманию предлагается подробная, профессиональная, но ясная и доступная инструкция по подготовке к  проверке правовых инспекторов по труду. Рассказывается, какие наиболее распространенные ошибки и нарушения законодательства обнаруживают при проверках, даются советы по их устранению, приводятся примеры из практики. С такой инструкцией Вы уверенно подготовитесь и оперативно проревизируете и подготовите участок кадровой работы в случае «угрозы» проверки ГИТ.

КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА. Инструкция для налогоплательщика.

В книге в простой, доступной даже непрофессионалу форме, разъясняется содержание норм Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок осуществления одной из форм налогового контроля – камеральной проверки.  Автор книги – представитель новой профессии, независимый налоговый консультант , имеющий обширный позитивный опыт в области внесудебной и арбитражной защиты интересов налогоплательщиков от неправомерных претензий налоговых органов, предлагает Вашему вниманию системный анализ 88-й статьи НК РФ с учетом содержания внутренних документов МНС РФ, недоступных для налогоплательщика, а также арбитражной практики. В издании дается много ценных практических советов для налогоплательщиков.

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. Юридическое воплощение управленческих методов. Семинар на рабочем месте. С дискетой.

Ред. 2005г. Интересное, в своем роде уникальное издание. В нем освещается практика юридического внедрения различных управленческих методов мотивации персонала. В книгу вошли следующие главы: вводный курс по мотивации персонала. О необходимости мотивации персонала. Выбор методов мотивации в зависимости от человеческого фактора. Выбор методов мотивации в зависимости от жизненного цикла компании. Практические советы по построению системы мотивации.

Юридическое воплощение методов мотивации. Юридическая ловушка номер один – это изменение существенных условий труда. Материальная мотивация в юридическом разрезе.  Особенности применения многих современных систем оплаты труда (повременно-премиальных, видов сдельных, видов комиссионных, грейдовой, КТУ, плавающих окладов и др.). Смена системы оплаты труда. Введение аттестации в целях профессиональной и карьерной мотивации. Наставничество и обучение в целях профессионального роста работников. Грамотный перевод – юридическая часть карьерной мотивации.

Материал излагается простым доступным языком, иллюстрируется интересными примерами из практики волгоградских и российских компаний, собирается в четкие схемы.  На дискете: формы положения об оплате труда и премировании (для различных систем оплаты труда), пакет документов для аттестации, Правила внутреннего трудового распорядка, ученический договор и другие документы по теме.

160 стр. Стоимость – 120 руб.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ  КОМПАНИЙ ВОЛГОГРАДА И ОБЛАСТИ.

1. Изменились цены на услуги юристов и адвокатов. Понижена цена на регистрацию юридических лиц. 

2. Вы можете разместить рекламу в нашей литературе, газете (в волгоградских тиражах). Цены доступны, действуют скидки для подписчиков. Запросите прайс: urist_volgograd@bk.ru 8442-98-98-99.

 


    

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ И РАЗВИТИЯ ВАШЕМУ БИЗНЕСУ!

Электронная газета "СТРАТЕГИЯ" издается Волгоградской Консалтинговой компанией "Стратегия". Вопросы по содержанию и в номер: uristy_volgograd@bk.ru. Волгоград, приемная - ул. Островского,4, тел. 98-98-99, 28-63-65, для sms - 8-917-33-400-32. Редактор: Ливена С.В. Распространение и работа с регионами - Полина Ясенева strateg_os@rambler.ru Перепечатка, использование и распространение материалов нашего издания разрешаются только с письменного согласия редактора на возмездной основе.

 



[1] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 2000 г. №7668/99

[2] Положение о порядке свидетельствования Торгово – промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств форс-мажора (утв. постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 30 сентября 1994 г. №28-4)

[3] Постанолвение ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2003 г. №А33-10697/02с2-Ф02-1865/03-С2

[4] Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 октября 2003 г. №Ф08-3867/2003

[5] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2003 г. №А56-6359/03

[6] Обзор судебной практики Арбитражного суда Нижегородской области «Причины пересмотра судебных актов апелляционной инстанции Арбитражного суда Нижегородской области в кассационном порядке в 2003 году»

[7] Решение Арбитражного Суда Волгоградской области от 30 ноября 2001 г. №А12-12363/2001-C7

[8] Решение Арбитражного Суда Волгоградской области от 26 октября 2001 г. №А12-11116/2001-С7

[9] Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 1 ноября 2000 г.

[10] Постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2004 г. №КГ-А40/6096-04; Постановление ФАС Московского округа от 4 декабря 2003 г. №КА-А40/9586-03


В избранное