Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Юрист консультирует

  Все выпуски  

Юрист консультирует: Нелегальный сбыт драгоценных камней



Нелегальный сбыт драгоценных камней без регистрации и лицензии

ВОПРОС:

Мы с товарищем пробуем реализовывать драгоценные камни. Согласно закону это могут осуществлять ИП или ЮР с лицензией РосПробНадзора. Мы не спешим с оформлением, т.к. не ясно будет ли пользоваться товар спросом. Хотелось бы цзнать, что на фактически грозит за нелегальный сбыт? И если мы заказываем драгоценные камни зарубежом с доставкой через курьерские службы (DHL, UPS, TNT и прочие) , то какие правовые акты регулируют перевоз такого товара через границу(мы все декларируем , как образцы не для продажи , неимеющие комеррческой ценности).

ОТВЕТ:

Далее по тексту Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" будет кратко упоминаться как Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Начнем с вопроса об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Административная ответственность заключается в наложении административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей (часть 1 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Если же из такой деятельности был извлечен доход (за вычетом расходов) в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, то вступает в действие уголовная ответственность в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев (часть 1 статьи 171 Уголовного кодекса РФ). Ответственность усугубляется, если доход извлечен в размере, превышающем один миллион рублей (часть 2 статьи 171 Уголовного кодекса РФ).
Следует упомянуть, что с получаемых таким образом доходов подлежит уплате налог на доходы физических лиц в размере 13 % (глава 23 Налогового кодекса РФ).

Ввоз драгоценных камней на территорию РФ и их реализация относятся в соответствии с терминологией, определенной законодателем, к операциям с драгоценными камнями. Реализация драгоценных камней признается деятельностью по обращению драгоценных камней (статья 1 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях").
Лицензирование деятельности, связанной с обращением драгоценных камней, было упразднено в 2003 году (с вступлением в силу Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Однако субъекты, осуществляющие операции с драгоценными камнями, подлежат специальному учету в Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов РФ (подпункт 8 пункта 2 статьи 13 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Приказ Минфина РФ от 16 июня 2003 г. N 51н "О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями"). Выполнение организациями и индивидуальными предпринимателями требований о постановке на данный вид учета проверяется, в частности при ввозе драгоценных камней из-за границы в коммерческих целях (Письмо Федеральной таможенной службы от 28 апреля 2005 г. N 01-06/13449 "О ввозе физическими лицами драгоценных металлов и драгоценных камней для коммерческих целей").

Реализация физическим лицам в розничной торговле ограненных драгоценных камней подпадает также под требования обязательной сертификации (пункт 1 статьи 14 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 372 "О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них").
Нарушение требований обязательной сертификации влечет административную ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (часть 2 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе, качеству и в стоимостном выражении, периодической и внеплановой инвентаризации, а деятельность субъектов обращения драгоценных камней подлежит отчетности в соответствии с установленным порядком (пункт 2 статьи 20 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности", Приказ Минфина РФ от 29 августа 2001 г. N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении").
Кроме этого, субъекты обращения драгоценных камней должны проводить мероприятия по укреплению объектов, на которых осуществляются операции с драгоценными камнями, оснащению их специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи, создавать собственные охранные службы, а при невозможности их создания заключать договоры о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися в области деятельности по охране объектов (пункт 1 статьи 29 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях").
Нарушение правил обращения, получения, учета и хранения драгоценных камней или изделий, их содержащих, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (статья 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В случае нарушения специально установленных законодательством правил продажи драгоценных камней наступает ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (статья 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, глава VII Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации").

Перемещение через границу драгоценных камней вне зависимости от способа такого перемещения (в частности, курьерской службой) регулируется Таможенным кодексом РФ, а также специализированными нормативно-правовыми актами – Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней", который распространяется на природные драгоценные камни необработанные и обработанные, жемчуг природный и изделия из драгоценных камней и природного жемчуга, а также Указом Президента РФ от 30 ноября 2002 г. N 1373 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов".
В соответствии с данными нормативно-правовыми актами таможенное оформление драгоценных камней, ввозимых на территорию РФ для коммерческой деятельности, производится исключительно на специализированных таможенных постах в отличие от случаев перемещения драгоценных камней физическими лицами для личного пользования.
Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах (в частности, недостоверной цели ввоза товаров), если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (часть 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Если перемещение через таможенную границу товаров, сопряженное с недостоверным декларированием, совершено на стоимость свыше двухсот пятидесяти тысяч рублей, то наступает уголовная ответственность в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишения свободы на срок до пяти лет (часть 1 статьи 188 Уголовного кодекса РФ).

Кроме того, нарушение какого-либо из указанных в данном ответе требований законодательства ставит деятельность такого субъекта в разряд незаконной, что влечет помимо прочих мер ответственности обращение полученных доходов от данной деятельности в доход государства, а драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (пункт 2 статьи 30 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях").

----------

Вы можете задать вопрос юристу, посмотреть описание или скачать наиболее важные федеральные законы, а также заказать пересылку на e-mail адрес интересующего Вас закона на сайте юридической консультации онлайн E-LAWYER.

www.e-lawyer.ru


В избранное