Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 20.08.2020


Вопросы и ответы

Получите полный доступ к системе КонсультантПлюс

Зарегистрируйтесь онлайн и получите полный доступ к системе КонсультантПлюс!

Подробнее
Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 21.08.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О страховых взносах и НДФЛ в отношении оплаты стоимости исследования на предмет наличия у работников коронавирусной инфекции, в том числе в рамках ДМС.

Ответ:

1. Страховые взносы

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях предупреждения в том числе инфекционных заболеваний.

В соответствии с пунктом а.2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Исходя из положений пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" установлено, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пункте 8 (в частности, должностное лицо, определяемое законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения) и в пункте 9 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Так, согласно пунктам 2.4 и 2.5 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - Требования), Приложению 6 к указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" работодатель обязан обеспечить проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении не менее 10 процентов работников в период с 12 мая 2020 года по 31 мая 2020 года и в период с 1 июня 2020 года в течение каждых 15 календарных дней.

Таким образом, учитывая, что организация работодателями г. Москвы проведения исследований работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) направлена на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников и соблюдения требований режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также не связана с выплатами в пользу работников, то оплата организацией стоимости данного исследования по договору с медицинским учреждением, допущенным к проведению такого исследования в соответствии с законодательством Российской Федерации, не признается объектом обложения страховыми взносами.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае если организация заключает на срок не менее одного года договоры ДМС или договоры на оказание медицинских услуг с медицинскими учреждениями, в рамках которых могут осуществляться исследования работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), то суммы платежей по таким договорам также не подлежат обложению страховыми взносами.

Однако в случае если организация компенсирует работникам их расходы на проведение указанного исследования в медицинских учреждениях, то, учитывая, что такие выплаты не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в статье 422 Кодекса, данные суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

2. Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

С учетом вышеизложенного оплаченная работодателем для работников стоимость проведения исследований на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, не может быть признана экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков.

Соответственно, доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, в таком случае не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.07.2020 N 03-04-06/65718

Вопрос:

Об НДС при получении банком от организации торговли денежных средств на возмещение недополученных доходов по кредитам со сниженной процентной ставкой, выданным физлицам на приобретение товаров.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом пунктом 2 статьи 162 Кодекса установлено, что данное положение в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, не применяется.

На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса осуществляемые банками операции по предоставлению кредитов освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, получаемые банком суммы денежных средств, выплачиваемые предприятием торговли на возмещение недополученных доходов по кредитам со сниженной процентной ставкой, выданным банком физическим лицам на приобретение товаров, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.07.2020 N 03-07-05/65744

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение средств защиты, дезинфекцию помещений, проведение исследований на наличие коронавирусной инфекции и иммунитета к ней у работников.

Ответ:

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. К таким расходам относятся также расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного са моуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты, а также расходы на дезинфекцию помещений, расходы организации, направленные на предупреждение и предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе расходы на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции и иммунитета к ней у сотрудников, в целях обеспечения функционирования организации, могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 НК РФ с учетом положений статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.07.2020 N 03-03-06/1/65522

Вопрос:

Об учете невозмещаемых расходов в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.

Таким образом, налогоплательщик вправе учитывать понесенные им невозмещаемые расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.07.2020 N 03-03-06/1/65088

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении доходов в виде дивидендов, полученных российской организацией от кипрской компании, на которые российская организация имеет фактическое право.

Ответ:

Согласно подпункту 50.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде дивидендов, полученных от иностранной организации, на которые налогоплательщик имеет фактическое право в соответствии с пунктом 1.6 статьи 312 Кодекса.

В соответствии с абзацем 8 пункта 1.1 статьи 312 Кодекса в случае, если российская организация прямо участвует в иностранной организации и такая иностранная организация признает отсутствие у нее фактического права на доход в виде дивидендов по акциям (долям) этой российской организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции этой российской организации), эта российская организация признается имеющей фактическое право на такой доход в порядке и с учетом особенностей, которые установлены пунктом 1.6 статьи 312 Кодекса.

Пунктом 1.6 статьи 312 Кодекса установлено, что российская организация признается имеющей фактическое право на доход, указанный в абзаце восьмом пункта 1.1 статьи 312 Кодекса, в части, соответствующей доле прямого участия этой российской организации в иностранной организации, признавшей отсутствие у нее фактического права на такой доход, и не превышающей суммы дивидендов по акциям (долям) такой иностранной организации, полученных этой российской организацией в срок, установленный абзацем вторым пункта 1.6 статьи 312 Кодекса, увеличенной на соответствующую сумму налогов, удержанных у источника выплаты таких дивидендов по акциям (долям) иностранной организации.

Абзацем 2 пункта 1.6 статьи 312 Кодекса предусмотрено, что для целей пункта 1.6 указанной статьи дивиденды по акциям (долям) иностранной организации, признавшей отсутствие у нее фактического права на доход, должны быть выплачены российской организации в течение 120 календарных дней, следующих за днем выплаты такой иностранной организации дивидендов по акциям (долям) этой российской организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции этой российской организации).

При выполнении условий, предусмотренных пунктом 1.6 статьи 312 Кодекса, доход в виде дивидендов по акциям (долям) российской организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции этой российской организации), полученных иностранной организацией, в отношении которого российская организация признается имеющей фактическое право на доход в соответствующей части, освобождается от налогообложения.

При этом в случае, если доход иностранной организации, в отношении которого такая иностранная организация признала отсутствие фактического права и который получен в виде дивидендов по акциям (долям) российской организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции этой российской организации), прямо участвующей в такой иностранной организации, в части, соответствующей доле участия этой российской организации в такой иностранной организации, превышает сумму дивидендов по акциям (долям) иностранной организации, выплаченных этой российской организации в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, увеличенную на сумму налогов, удержанных у источника выплаты таких дивидендов по акциям (долям) иностранной организации, доход в виде такого превышения подлежит налогообложению по ставке, установленной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 Кодекса. В этом случае уплата налога производится указанной в подпункте 4 пункта 7 статьи 275 Кодекса российской организ ацией - налоговым агентом в срок не позднее десяти дней со дня истечения срока, установленного абзацем вторым пункта 1.6 статьи 312 Кодекса.

В случае если российская организация прямо участвует в иностранной организации и такая иностранная организация признает отсутствие у нее фактического права на доход в виде дивидендов по акциям этой российской организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции этой российской организации), эта российская организация обязана уведомить депозитарий, осуществляющий выплату дохода в виде указанных дивидендов, до даты выплаты такого дохода о признании иностранной организацией отсутствия у нее фактического права на такой доход, о количестве акций этой российской организации (депозитарных расписок, удостоверяющих права на акции этой российской организации), по которым выплачиваются указанные дивиденды, и о доле прямого участия этой российской организации в иностранной организации, признавшей отсутствие фактического права на такой доход.

Таким образом, положения подпункта 50.1 пункта 1 статьи 251 и пункты 1.1 и 1.6 статьи 312 устанавливают порядок налогообложения доходов в виде дивидендов по акциям российской организации, на которые она имеет фактическое право в части соответствующей доли прямого участия этой российской организации в иностранной организации, признавшей отсутствие у нее фактического права на такие дивиденды, при условии получения российской организацией дохода в виде дивидендов по акциям (долям) этой иностранной организации в размере и в срок, установленные в пункте 1.6 статьи 312 Кодекса, и не могут быть применены к доходам иного вида.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.07.2020 N 03-08-05/64564

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль выплат физлицам - плательщикам НПД по договорам подряда.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Согласно статье 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда налогоплательщика, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, согласно пункту 21 статьи 255 НК РФ также относятся расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.

Что касается затрат налогоплательщика в виде выплат физическим лицам, являющимся плательщиками налога на профессиональный доход, по заключенным с ними договорам подряда, то их следует признавать на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии соблюдения положений статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.07.2020 N 03-03-06/1/63730

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль процентов по кредитам субъектам МСП, не полученных кредитной организацией в связи с освобождением заемщика от их уплаты.

Ответ:

В силу положений статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 328 НК РФ сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете в соответствии с условиями указанных договоров исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями статей 271 - 273 НК РФ.

При этом положения главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не предусматривают порядка отнесения к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, процентов, отраженных в составе доходов, но при этом не полученных кредитной организацией в связи с освобождением заемщика от их уплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 410 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.07.2020 N 03-03-06/2/63673

Вопрос:

О предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов заинтересованным лицам, в том числе организациям, применяющим ОСН, в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Ответ:

Заинтересованные лица имеют право на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил к заинтересованным лицам могут быть также отнесены стратегические, системообразующие и градообразующие организации, пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и не относящиеся к сферам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, для отнесения указанных выше организаций к заинтересованным лицам в целях применения Правил требуется соответствующее решение Правительства Российской Федерации.

На основании пункта 9 Правил поручительство, представляемое заинтересованным лицом в целях предоставления ему отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (авансовых платежей по налогам), страховых взносов на срок, превышающий 6 месяцев, должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 74, пунктом 2.1 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с Правилами одним из документов, служащих основанием для предоставления отсрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, является одноименное заявление, в котором заявитель указывает, по уплате какого из перечисленных платежей ему необходима отсрочка и на какой срок.

В соответствии с пунктом 4 Правил для организаций, применяющих общий режим налогообложения, размер доходов определяется на основании данных налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый (отчетный) период.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

В соответствии с пунктом 11 статьи 250 Кодекса в составе внереализационных доходов учитываются положительные курсовые разницы, за исключением положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.

Таким образом, при определении доходов положительные курсовые разницы формируют размер дохода. При этом отрицательные курсовые разницы не уменьшают показатель доходов.

В соответствии с пунктом 5 Правил отсрочка или рассрочка по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, указанных в пункте 1 Правил, предоставляется в соответствии с положениями статей 61, 62, 64 Кодекса, определяющими порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и страховых взносов лицам, которым причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, с учетом особенностей, установленных Правилами.

Подпунктом 4 статьи 64 Кодекса предусмотрено, что, если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена в том числе по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 указанной статьи (причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы), на сумму задолженности проценты не начисляются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.07.2020 N 03-02-07/1/63751

Вопрос:

Об НДС при приобретении российской организацией услуг по проведению лекций у иностранного лица.

Ответ:

Порядок определения места реализации услуг в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 данной статьи.

Услуги по проведению лекций в подпунктах 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 Кодекса не поименованы. Поэтому местом реализации таких услуг, оказываемых иностранным лицом, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Таким образом, при приобретении российской организацией услуг по проведению лекций у иностранного лица обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента на основании пунктов 1 и 2 статьи 161 Кодекса у данной российской организации не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.07.2020 N 03-07-14/63998

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с сумм единовременного пособия, выплачиваемого организацией, расположенной в районе Крайнего Севера, при увольнении работников в связи с выходом на пенсию.

Ответ:

Из вопроса следует, что в соответствии с коллективным договором работникам при расторжении трудового договора в связи с выходом на пенсию организация выплачивает единовременное пособие, размер которого зависит от стажа работы работников и размера их среднего дневного заработка.

1. Об обложении страховыми взносами

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, сумм выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Исходя из положений статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться случаи выплаты выходных пособий, не предусмотренных Трудовым кодексом, а также устанавливаться иные размеры выходных пособий.

Таким образом, единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении работникам, в том числе в связи с их выходом на пенсию, освобождается от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Суммы вышеуказанного пособия, превышающие шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из указанных организаций, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

2. Об обложении налогом на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, в части, превышающей в целом шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным или трудовым договором, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Суммы вышеуказанных выплат при увольнении, превышающие шестикратный размер среднего месячного заработка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.07.2020 N 03-15-06/63259

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2020 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное