Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 09.01.2020


Вопросы и ответы

Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 10.01.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательные реквизиты первичного учетного документа перечислены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются затраты по фактически совершенным хозяйственным операциям, отраженным в налоговом учете. Их документальное подтверждение должно осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми российским законодательством к первичным учетным документам, и статьей 252 НК РФ. Расходы могут подтверждаться также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). При этом для целей налогообложения прибыли необходимо наличие любых надлежащим образом составленных документов, подтверждающих понесенные расходы и отвечающих требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.11.2019 N 03-03-06/1/84378

Вопрос:

Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся другие виды расходов, прямо не поименованные в указанной статье, произведенные в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором. При этом порядок закрепления данных расходов организации в трудовом и (или) коллективном договоре Налоговым кодексом не предусмотрен.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В ст. 8 ТК РФ закреплено право работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В Банке принято и действует Положение, устанавливающее систему оплаты труда работников Банка (далее - Положение), а также внутренние документы Банка, устанавливающие условия предоставления и порядок выплаты отдельных элементов системы оплаты труда.

Согласно Положению к одному из основных элементов системы оплаты труда относятся прочие (социальные) выплаты, которые включают социальные льготы, предоставляемые работникам в установленном в Банке порядке (без пособий из государственных внебюджетных фондов) в целях социальной поддержки работников, повышения привлекательности условий их труда в Банке.

Кроме того, Положением закреплено, что при отсутствии в трудовом договоре условий об индивидуальных социальных выплатах в формате компенсаций и льгот работникам предоставляются социальные выплаты, предусмотренные внутренними документами Банка, условия предоставления и порядок выплаты которых устанавливаются отдельными внутренними документами Банка.

В трудовых договорах указано, что на работника распространяются льготы и гарантии, установленные внутренними документами Банка, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат определяются внутренними документами Банка.

Правомерно ли при наличии указанных обстоятельств в целях налогообложения прибыли применить п. 25 ст. 255 НК РФ в отношении доплат работникам в случае их временной нетрудоспособности до фактического (среднего) заработка, превышающих максимальный размер пособия, установленный законодательством?

Ответ:

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании статьи 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно пункту 25 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Таким образом, любые выплаты работодателя, произведенные в пользу работника, которые на основании локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права, включаются у данного работодателя в систему оплаты труда, могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с пунктом 25 статьи 255 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.10.2019 N 03-03-06/2/84117

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при выплате организацией единовременной материальной помощи работнику в связи с рождением ребенка.

Ответ:

1. В соответствии с абзацем седьмым пункта 8 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.

Положений, предусматривающих возможность освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц сумм материальной помощи, выплачиваемой работодателем своему работнику в связи с рождением ребенка по истечении первого года после рождения, Кодексом не предусмотрено.

Вместе с этим сообщается, что пунктом 28 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц, в частности, сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в размере, не превышающем 4 000 рублей за налоговый период.

Таким образом, материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в размере, не превышающем 4 000 рублей за налоговый период, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

2. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Исходя из положений подпункта 3 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, в частности, оказываемой организацией своим работникам, являющимся родителями, при рождении ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.

При этом статьей 422 Кодекса не предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами сумм материальной помощи, выплаченной работнику-родителю по истечении полутора лет с рождения ребенка.

Учитывая изложенное, оказываемая организацией единовременная материальная помощь своему работнику-родителю по истечении полутора лет после рождения ребенка облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке в соответствии со статьей 425 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.10.2019 N 03-04-05/83013

Вопрос:

Об определении срока полезного использования объектов ОС в целях исчисления налога на прибыль.

Ответ:

Сообщается, что согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

На основании пункта 1 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (пункт 6 статьи 258 НК РФ).

Таким образом, для определения срока полезного использования объекта основных средств в целях исчисления налога на прибыль организаций следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

При этом положения пункта 6 статьи 258 НК РФ применяются только в отношении тех видов основных средств, которые не указаны в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.10.2019 N 03-03-06/1/83286

Вопрос:

О передаче ККТ третьим лицам, а также регистрации (применении) ККТ агентом.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь контрольно-кассовой техники обязан исключать возможность несанкционированного доступа третьих лиц к контрольно-кассовой технике, программным, программно-аппаратным средствам в составе контрольно-кассовой техники и ее фискальному накопителю.

Таким образом, Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, ограничивающих санкционированный доступ третьих лиц к контрольно-кассовой технике, в том числе передачу им контрольно-кассовой техники. Однако следует учитывать, что использование такой контрольно-кассовой техники третьим лицом не освобождает уполномочивающую организацию от предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ обязанностей и ответственности за их неисполнение.

Вместе с тем положениями Федерального закона N 54-ФЗ не запрещается организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся агентами, регистрировать и при осуществлении расчетов применять зарегистрированную ими контрольно-кассовую технику.

Учитывая изложенное, в случае, указанном в вопросе, может применяться контрольно-кассовая техника, зарегистрированная агентом, с указанием в кассовом чеке соответствующих реквизитов, установленных приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию", либо контрольно-кассовая техника, зарегистрированная принципалом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.10.2019 N 03-01-15/82883

Вопрос:

Банк в 2018 г. по договору об отступном получил нежилую недвижимость (далее - имущество) стоимостью 5 млн руб. (в том числе НДС 18%). В момент подписания акта приема-передачи должник представил банку счет-фактуру, стоимость имущества указана с учетом НДС по налоговой ставке 18/118.

После получения свидетельства о собственности имущество было учтено на балансовом счете 62001 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи" в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ с учетом НДС в стоимости имущества, так как предполагалась дальнейшая его продажа.

В 2019 г. банком была произведена переоценка имущества, по итогам которой балансовая стоимость имущества снизилась и составила 4 млн руб., что было отражено в бухгалтерском учете.

Учетной политикой банка предусмотрено применение порядка учета НДС, установленного п. 5 ст. 170 НК РФ.

Правильно ли, что у банка при реализации данного имущества по стоимости 6 млн руб. возникает межценовая разница в размере 2 млн руб. (в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ) и расчет налога будет производиться по налоговой ставке 20/120?

Верно ли, что в случае реализации данного имущества, принятого к учету по первоначальной стоимости в размере 5 млн руб., у банка возникает межценовая разница в размере 1 млн руб., облагаемая по налоговой ставке 20/120, а при реализации данного имущества по балансовой стоимости в размере 4 млн руб. у банка межценовая разница равна нулю?

Каков порядок заполнения граф 5, 7, 8 счета-фактуры по вышеуказанным случаям?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).

На основании пункта 3 статьи 154 Кодекса при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 170 Кодекса банки, применяющие порядок учета НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса, суммы НДС по приобретенным товарам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в дальнейшем реализуемым до начала использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, учитывают в стоимости таких товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, сумма НДС исчисляется в случае, если цена реализуемого имущества с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) превышает стоимость этого имущества (остаточную стоимость с учетом переоценок).

В случае если при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, цена реализуемого имущества с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) не превышает стоимость этого имущества (остаточную стоимость с учетом переоценок), то налоговая база и сумма НДС признаются равными нулю.

Что касается счетов-фактур, то согласно пункту 3 статьи 169 Кодекса при осуществлении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру.

Поскольку пунктом 3 статьи 169 Кодекса в отношении операций по реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налогоплательщик от обязанности по составлению счетов-фактур не освобожден, при осуществлении указанных операций счета-фактуры составляются в порядке, установленном Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила), и выставляются в срок, установленный пунктом 3 статьи 168 Кодекса.

На основании подпунктов "д" и "з" пункта 2 Правил при заполнении счета-фактуры в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 154 Кодекса, в графе 5 "Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога - всего" указывается налоговая база, определенная в порядке, установленном пунктом 3 статьи 154 Кодекса, а в графе 8 "Сумма налога, предъявляемая покупателю" - сумма НДС, исчисленная исходя из налоговой ставки, определяемой в соответствии с пунктом 4 статьи 164 Кодекса применительно к налоговой базе, указанной в графе 5 счета-фактуры.

Таким образом, если налоговая база, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 154 Кодекса, и сумма НДС признаются равными нулю, при заполнении счета-фактуры в графах 5 и 8 указывается цифра ноль.

По вопросу применения ставки НДС при реализации после 1 января 2019 года недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном вышеуказанным пунктом 3 статьи 154 Кодекса, следует отметить, что Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон) предусмотрено повышение с 1 января 2019 года размера ставки НДС с 18 (18/118) до 20 (20/120) процентов.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона ставка НДС в размере 20 (20/120) процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года. При этом Федеральный закон не изменяет момент определения налоговой базы в отношении операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

В связи с этим в отношении вышеуказанного недвижимого имущества, момент определения налоговой базы по которому возникает после 1 января 2019 года, применяется предусмотренная пунктом 4 статьи 164 Кодекса расчетная ставка НДС в размере 20/120 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.10.2019 N 03-07-05/82686

Вопрос:

Об НДС в случае приобретения товаров (работ, услуг, имущественных права) за собственные средства, если в дальнейшем на финансирование данных затрат получены субсидии.

Ответ:

На основании пункта 2.1 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 424-ФЗ) и пункта 7 статьи 9 Федерального закона N 424-ФЗ суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым за счет субсидий, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат вычету в случае, если документами о предоставлении субсидий предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС и (или) сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

В случае если документами о предоставлении субсидий предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) с включением в состав таких затрат предъявленных сумм НДС и (или) сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, то суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиком за счет таких субсидий, к вычету не принимаются.

В связи с этим если источником предварительной оплаты (частичной оплаты), перечисленной налогоплательщиком за приобретаемые товары (работы, услуги, имущественные права), являлись собственные средства, а в дальнейшем налогоплательщиком получены субсидии на финансирование затрат на оплату этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) и документами о предоставлении данных субсидий предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) с включением в состав таких затрат предъявленных сумм НДС, то суммы НДС, ранее принятые к вычету по перечисленной предварительной оплате (частичной оплате), следует восстановить для уплаты в бюджет, поскольку на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса у налогоплательщика отсутствует право на принятие к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым за счет таких субсидий. При этом восстановление сумм НДС производится в налоговом периоде, в котором пол учены суммы указанных субсидий.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.10.2019 N 03-07-11/82804

Вопрос:

О расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества в целях определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Указанные удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (пункт 1 статьи 256 Кодекса).

При этом пунктом 2 статьи 256 Кодекса установлены виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации. В частности, одним из таких видов амортизируемого имущества являются объекты основных средств, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 статьи 286.1 Кодекса.

Поскольку указанное имущество признается амортизируемым, оно учитывается в расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения при расчете доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение.

При этом остаточная стоимость соответствующих объектов основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу главы 25 Кодекса, равна первоначальной стоимости, учитывая тот факт, что указанные объекты основных средств не подлежат амортизации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.10.2019 N 03-03-06/1/82151

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов белорусской организации от авторских прав и лицензий, полученных от источников в РФ.

Ответ:

Согласно статье 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Согласно статье 1236 ГК РФ лицензионный договор предусматривает предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (неисключительная лицензия), а также предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Передача прав по лицензионным договорам не подразумевает под собой полного отчуждения прав на такие объекты.

Ввиду вышеизложенного доходы иностранной организации от передачи прав на объекты интеллектуальной деятельности по лицензионному договору (неисключительная лицензия) рассматриваются как доходы от использования в Российской Федерации прав на данные объекты.

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса по ставке в размере 20 процентов.

Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Правительством Российской Федерации и Республикой Беларусь действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение).

Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Соглашения такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.

Таким образом, доходы белорусской организации от авторских прав и лицензий подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации по ставке, определяемой с учетом норм пункта 2 статьи 11 Соглашения, в размере 10 процентов при условии представления подтверждений, установленных пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.10.2019 N 03-08-05/80786

Вопрос:

Об указании сумм НДС в счете-фактуре, книге продаж и декларации по НДС.

Ответ:

Пунктом 2 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов) реализуемых товаров (работ, услуг).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должна быть указана сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок. При этом согласно пункту 8 статьи 169 Кодекса порядок заполнения счета-фактуры устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, предусмотрено, что стоимостные показатели счета-фактуры, в том числе в графе 8 "Сумма налога, предъявляемая покупателю", указываются в рублях и копейках (долларах США и центах, евро и евроцентах либо в другой валюте).

Кроме того, согласно пункту 9 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных указанным постановлением, стоимостные показатели книги указываются также в рублях и копейках.

Согласно пункту 6 статьи 52 Кодекса сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля. При этом необходимо иметь в виду, что данная статья регулирует порядок исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, которая отражается в декларации.

Таким образом, правило об округлении суммы налога, предусмотренное пунктом 6 статьи 52 Кодекса, в отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых продавцами покупателям товаров (работ, услуг) и указываемых в счетах-фактурах и книге продаж, не применяется.

Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В связи с этим в целях применения Кодекса разница между исчисленной в полных рублях суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, которая отражается в декларации по данному налогу, и суммой налога, указанной за соответствующий налоговый период в книге продаж, на основании которой составляется налоговая декларация, недоимкой не признается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.10.2019 N 02-07-10/79001

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2020 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное