Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 05.11.2018


Вопросы и ответы

Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 06.11.2018

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О формировании резерва по сомнительным долгам в целях налога на прибыль в отношении задолженности, возникшей из договора цессии.

Ответ:

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (пункт 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, резерв по сомнительным долгам формируется в порядке, установленном статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации, и только в отношении задолженности перед налогоплательщиком, возникшей в связи с реализацией им товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Следовательно, в отношении задолженности перед налогоплательщиком, возникшей из договора цессии (при переуступке прав требований), резерв по сомнительным долгам не формируется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.09.2018 N 03-03-06/1/63711

Вопрос:

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных п. 4.1 ст. 170 НК РФ.

В соответствии с п. 4.1 ст. 170 НК РФ указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Включаются ли в расчет пропорции для целей раздельного учета НДС доходы в виде штрафов, пеней и неустоек, полученных банком при осуществлении как банковских, так и хозяйственных операций?

Ответ:

Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период. В связи с этим получаемые налогоплательщиком суммы штрафов, пеней и неустоек при расчете вышеуказанной пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период, не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.09.2018 N 03-07-11/63806

Вопрос:

О страховых взносах с выплат, производимых физлицам за счет средств гранта.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Учитывая, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации, у организации, производящей данные выплаты, возникает обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат.

Следовательно, если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, в том числе в случае, когда эти трудовые отношения возникли или гражданско-правовые договоры были заключены не в связи с реализацией научного проекта, на которую предоставляется грант, то суммы таких выплат (за исключением сумм, поименованных в статье 422 Налогового кодекса) независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств гранта, подлежат обложению страховыми взносами.

При этом уплата страховых взносов с данных выплат не может осуществляться за счет средств физических лиц, получающих выплаты за счет средств гранта.

В случае если выплаты за счет средств гранта производятся организацией или непосредственно грантодателем в пользу грантополучателя - физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг соответственно с организацией или грантодателем, то объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.09.2018 N 03-15-05/63535

Вопрос:

ООО 1 заключило договор на приобретение товара с ООО 2, по которому оно должно перечислить аванс. ООО 2 заключило договор с АО 3, по которому оно должно осуществить предварительную оплату.

ООО 2 направляет письмо, чтобы ООО 1 перечислило аванс на расчетный счет АО 3. После перечисления ООО 1 денежных средств на расчетный счет АО 3 ООО 2 формирует счет-фактуру на полученный аванс (исчисляет НДС с полученного аванса) от ООО 1, в свою очередь, АО 3 формирует счет-фактуру на полученный аванс (исчисляет НДС с полученного аванса) от ООО 2. У ООО 2 есть в наличии договор с условиями оплаты аванса, письмо-подтверждение от ООО 1 по перечислению денежных средств на расчетный счет АО 3, копия платежного поручения от ООО 1 о перечислении денежных средств, надлежащим образом оформленный счет-фактура на аванс от АО 3.

Имеет ли право ООО 2 принять к вычету НДС с аванса по счету-фактуре, выставленному АО 3, получившему предварительную оплату по договору с ООО 2 от ООО 1, которое действовало по письменному поручению ООО 2 также в рамках договора?

Ответ:

Согласно пункту 12 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) у налогоплательщика налога на добавленную стоимость, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг) при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), подлежат вычетам. При этом пунктом 9 статьи 172 Кодекса установлено, что вышеуказанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.

Таким образом, для принятия к вычету налога на добавленную стоимость по оплате (частичной оплате) у налогоплательщика, в том числе в случае, если за налогоплательщика предварительную оплату (частичную оплату) продавцу перечисляет третье лицо, в том числе его контрагент, в наличии должны быть счета-фактуры, выставленные продавцом при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты), и копии договора с приложениями к нему, предусматривающими перечисление указанных сумм.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.09.2018 N 03-07-11/62917

Вопрос:

О подтверждении факта уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов; о требованиях к получателям субсидий; о зачислении в бюджет страховых взносов на ОПС и ОМС.

Ответ:

1. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, утвержденная приказом ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@, не является документом, подтверждающим исполнение организацией, индивидуальным предпринимателем обязанности по уплате конкретных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Согласно наименованию и содержанию указанной справки она имеет информационный характер и отражает сведения о состоянии расчетов по всем суммам налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате организацией, физическим лицом на дату, указанную в запросе.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов утверждена приказом ФНС России от 20 января 2017 г. N ММВ-7-8/20@ "Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме" (далее соответственно - Справка, Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка при формировании Справки запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" делается в случае отсутствия по данным налоговых органов по состоянию на дату, на которую формируется Справка, недоимки, задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, за исключением сумм:

1) на которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.

Факт уплаты налогов, регулируемых Кодексом, в безналичной форме может подтверждаться распоряжением о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, выпиской со счетов плательщиков и корреспондентских счетов банка.

Факт уплаты налогов подтверждается также с использованием информации об уплате налогов, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При уплате физическими лицами указанных платежей через банк, кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи плательщику при приеме денежных средств должны быть выданы чек-ордер или квитанция, подтверждающая прием этих денежных средств.

2. В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2017 N 592), у получателя субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В составе указанных сведений не содержатся сведения о задолженности по иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

3. Исходя из положений статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное медицинское страхование подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.09.2018 N 03-02-08/62930

Вопрос:

О признании контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).

Так, пунктом 1 статьи 105.14 Кодекса определены условия признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами, в том числе совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса).

При этом Кодексом не установлены требования к сумме доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год для целей признания их контролируемыми.

Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.09.2018 N 03-12-12/1/62949

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и ремонт ОС.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Пунктами 1 и 2 статьи 257 НК РФ определен порядок формирования первоначальной стоимости основных средств.

При этом первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (пункт 2 статьи 257 НК РФ).

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов, основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Учитывая изложенное, в случае если расходы налогоплательщика связаны с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением основного средства, то такие расходы включаются в первоначальную стоимость основного средства и подлежат списанию через механизм амортизации в соответствии со статьями 256 - 259.3 НК РФ.

При этом расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со статьей 260 НК РФ. В соответствии с указанной статьей расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.09.2018 N 03-03-06/1/63046

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль процентов по займу, предоставленному обществу учредителем, и перерасчете налога при неотражении процентов в налоговом учете.

Ответ:

На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 328 НК РФ налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов, по каждому виду долговых обязательств, исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений данного пункта.

Признание расходов в виде процентов по долговым обязательствам осуществляется налогоплательщиком, определяющим доходы (расходы) по методу начисления, ежемесячно независимо от срока их уплаты, предусмотренного договором, по которому срок его действия приходится более чем на один отчетный (налоговый) период. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета расходов по долговым обязательствам, обязан отразить в составе расходов сумму процентов, определяемую в порядке, установленном пунктом 8 статьи 272 НК РФ.

Следовательно, в случае предоставления обществу его учредителем процентного займа проценты, подлежащие выплате по долговому обязательству, признаются для целей налогового учета в составе расходов ежемесячно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Учитывая указанное, в случае неотражения в налоговом учете процентов, подлежащих выплате по условиям долгового обязательства, налогоплательщик обязан произвести перерасчет налоговой базы с учетом положений статьи 54 НК РФ.

Одновременно сообщается, что закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.09.2018 N 03-03-06/1/63087

Вопрос:

О сроках исчисления, удержания и уплаты НДФЛ налоговым агентом при выплате дивидендов.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исчисление и уплата суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами в порядке, установленном главой 23 Кодекса, в следующие сроки:

по окончании налогового периода;

до истечения налогового периода;

до истечения срока действия договора в пользу физического лица.

В соответствии с абзацем пятым пункта 7 статьи 226.1 Кодекса исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном данной главой Кодекса.

Пунктом 9 данной статьи предусмотрено, что налоговый агент уплачивает удержанный у налогоплательщика налог в срок не позднее одного месяца с наиболее ранней из следующих дат:

1) дата окончания соответствующего налогового периода;

2) дата истечения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату налогоплательщику дохода, в отношении которого он признается налоговым агентом;

3) дата выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Исходя из вышеприведенных положений статьи 226.1 Кодекса при выплате дохода в виде дивидендов сумма подлежащего уплате налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату выплаты такого дохода. При этом суммы налога подлежат уплате в срок не позднее одного месяца с даты выплаты денежных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.09.2018 N 03-04-06/63158

Вопрос:

Об определении даты фактического получения работником дохода в целях НДФЛ при выплате премий.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при получении доходов в денежной форме дата фактического получения налогоплательщиком дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Датой фактического получения дохода в виде премий, являющихся составной частью оплаты труда и выплачиваемых в соответствии с трудовым договором и принятой в организации системой оплаты труда на основании положений Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен указанный доход в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Указанная позиция нашла подтверждение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2015 N 307-КГ15-2718.

Вместе с тем сотрудникам организации в соответствии с трудовым договором могут выплачиваться в том числе премии по итогам работы за квартал или за год.

В случае начисления и выплаты сотрудникам организации премий (квартальных, годовых), являющихся составной частью оплаты труда, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.09.2018 N 03-04-06/62848

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2018 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное