Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 03.08.2018


Вопросы и ответы

Доступ к видеосеминарам "Видео.Консультант" стал еще удобнее

Ссылки на видеосеминары теперь появляются в результатах быстрого поиска в системе КонсультантПлюс! Если по интересующей теме есть видеосеминар, то можно сразу же перейти к его просмотру.

Видеосеминары – это короткие видеоролики (по 15-20 минут) с ответом на вопрос или обзором важных изменений.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 03.08.2018

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

О принятии к вычету НДС при приобретении электронных железнодорожных и авиабилетов для проезда работников к месту командировки и обратно.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченные по расходам на командировки, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, подлежат вычету при определении суммы НДС, уплачиваемой в бюджет.

Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок, предназначенной для определения сумм НДС, предъявляемых к вычету, регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 г. N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте" контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, при приобретении электронных авиабилетов для проезда сотрудников организации к месту командировки и обратно, при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, к вычету принимается сумма НДС, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе, а в случае приобретения электронных железнодорожных билетов для проезда сотрудников организации к месту командировки и обратно к вычету принимается сумма налога, выделенная отдельной строкой в контрольном купоне электронного проездного документа (билета), составленного автоматизированной системой управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте и распечатанного на бумажном носителе.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.05.2018 N 03-07-07/36077

Вопрос:

Образовательное учреждение - институт повышения квалификации (далее - учреждение) оказывает иногородним государственным гражданским служащим, прибывшим для обучения на курсах повышения квалификации, услуги по временному размещению и проживанию в общежитии. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права данные помещения имеют жилое назначение и находятся на праве оперативного управления.

Данные услуги не относятся к гостиничным, поскольку Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085, не распространяются на деятельность ведомственных общежитий (п. 2 Правил).

Согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Из содержания указанной нормы следует, что необходимым условием для применения данного освобождения является предоставление налогоплательщиком в пользование помещений, относящихся к жилому фонду. Каких-либо иных условий применения этого освобождения от налогообложения действующее законодательство о налогах и сборах не содержит.

Поскольку налоговое законодательство не содержит понятий "жилое помещение" и "жилищный фонд", в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ применению подлежат нормы других отраслей законодательства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Назначением жилого помещения является проживание граждан (ч. 1 ст. 17 ЖК РФ).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 92 и ч. 1 ст. 94 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Таким образом, услуга по временному размещению и проживанию слушателей в общежитии идентична услуге по предоставлению слушателям в пользование жилых помещений в общежитии на время их обучения, и исходя из пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ и положений ЖК РФ реализация данных услуг не должна облагаться НДС.

Правомерно ли применение образовательным учреждением освобождения от налогообложения НДС в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ при реализации услуг по временному размещению и проживанию в общежитии, находящемся на балансе учреждения?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Пунктом 2 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части дома.

Учитывая изложенное, операции по реализации услуг по временному размещению для проживания в общежитиях освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.05.2018 N 03-07-07/36076

Вопрос:

О налоге на прибыль при поступлении на расчетный счет ТСЖ денежных средств за коммунальные услуги; о применении ККТ товариществом собственников жилья.

Ответ:

1. По вопросу учета при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций обязательных платежей и взносов за жилищно-коммунальные услуги

Для целей налога на прибыль организаций учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Следовательно, на основании данной нормы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами, в частности, ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, по перечню таких поступлений, поименованных в данном пункте.

Таким образом, основные условия, при которых данные поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль у некоммерческих организаций, это их безвозмездное поступление на содержание и ведение уставной деятельности.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

ТСЖ, получая от членов ТСЖ на расчетный счет обязательные платежи, предусмотренные частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), связанные с оплатой коммунальных услуг, в дальнейшем перечисляет их ресурсоснабжающим организациям. То есть оказывает членам ТСЖ услугу. В этой связи данные платежи не могут быть признаны в качестве целевых поступлений в смысле, придаваемом таким поступлениям нормой пункта 2 статьи 251 НК РФ (в качестве взносов на содержание и ведение уставной деятельности).

Плата членов ТСЖ за коммунальные услуги, перечисляемая на расчетный счет ТСЖ, является выручкой от реализации и учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При этом и расходы, связанные с перечислением данных платежей ресурсоснабжающим организациям, также учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Таким образом, дополнительного налогообложения поступивших на расчетный счет ТСЖ средств за коммунальные услуги не происходит.

В случае если деятельность ТСЖ исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью (то есть закупка коммунальных услуг осуществляется по поручению собственников помещений в многоквартирном доме), то на основании положений подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ денежные средства за коммунальные услуги, поступившие на расчетный счет ТСЖ, а также расходы, связанные с перечислением ТСЖ данных платежей ресурсоснабжающим организациям, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В данном случае доходом ТСЖ будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

2. По вопросу о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ)

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

При этом согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ ТСЖ признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или да нными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В соответствии с частью 5 статьи 155 ЖК РФ члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 ЖК РФ.

Таким образом, прием в кассу ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требует применения ККТ.

Вместе с тем при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.05.2018 N 03-01-15/35605

Вопрос:

Об уплате НДС организацией, утратившей право на применение УСН.

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зар егистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Таким образом, налогоплательщик, утративший право на применение упрощенной системы налогообложения и перешедший на общий режим налогообложения, признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость начиная с того отчетного (налогового) периода, в котором допущено несоответствие установленным требованиям. В связи с этим осуществляемые организацией, утратившей право на применение упрощенной системы налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в счет предварительной оплаты (частичной оплаты), полученной в период применения упрощенной системы налогообложения, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, начиная с отчетного (налогового) периода, в котором утрачено данное право.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.05.2018 N 03-07-11/35126

Вопрос:

Об амортизации ОС, не указанных в амортизационных группах, в целях налога на прибыль и освобождении от налога на имущество организаций ОС.

Ответ:

В части налога на прибыль организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (далее - Постановление).

На основании пункта 6 статьи 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, определенных Постановлением, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей с последующим включением таких основных средств в соответствующую амортизационную группу.

Таким образом, все объекты амортизируемого имущества распределяются налогоплательщиком по амортизационным группам.

Согласно пункту 9 статьи 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ.

Таким образом, в случае, если основное средство не поименовано в Классификации основных средств, а срок полезного использования установлен на основании технических условий или рекомендаций изготовителя с включением такого основного средства в амортизационную группу, налогоплательщик вправе применить амортизационную премию в порядке, установленном пунктом 9 статьи 258 НК РФ.

В части налога на имущество организаций

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Таким образом, подпункт 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ применяется в отношении основных средств, поименованных в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.05.2018 N 03-03-06/1/35167

Вопрос:

О выполнении организацией, действующей в качестве депозитария и брокера, функций налогового агента по НДФЛ при выплате купонного дохода по облигациям российских организаций.

Ответ:

Абзацем пятым пункта 7 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном главой 23 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговым агентом при осуществлении выплат по ценным бумагам признается депозитарий, осуществляющий выплату налогоплательщику дохода по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются в таком депозитарии на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода, на соответствующих счетах.

Под выплатой денежных средств в целях статьи 226.1 Кодекса понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.

В случае если организация, действуя в качестве депозитария, перечисляет доход в виде купона по облигациям российских организаций на текущий счет налогоплательщика без зачисления на брокерские счета, у налогового агента - депозитария возникает обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговым агентом признается, в частности, брокер, осуществляющий в интересах налогоплательщика на основании договора на брокерское обслуживание операции с ценными бумагами.

Если депозитарий перечисляет купонный доход на брокерские счета, находящиеся в распоряжении брокера, обязанности налогового агента возникают у организации, действующей в качестве брокера.

В соответствии с пунктом 10 статьи 226.1 Кодекса налоговый агент - брокер обязан удерживать исчисленную сумму налога из рублевых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента на брокерских счетах, специальных брокерских счетах, исходя из остатка рублевых денежных средств клиента на соответствующих счетах, сформировавшегося на дату удержания налога.

При выплате купона физическому лицу брокер - налоговый агент обязан в установленном порядке исчислить, удержать за счет указанных денежных средств налогоплательщика исчисленную исходя из всей суммы выплаты купона сумму налога и перечислить ее в соответствующий бюджет.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.05.2018 N 03-04-06/35287

Вопрос:

О страховых взносах с компенсационных выплат, связанных с увольнением работников.

Ответ:

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений абзаца 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Учитывая изложенное, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства и т.д.), начисляемые на основании положений коллективного и трудовых договоров, отдельных соглашений к трудовым договорам, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании вышеуказанных положений статьи 422 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.05.2018 N 03-15-06/34730

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха в РФ членам семей работников с 01.01.2019.

Ответ:

Федеральным законом от 23.04.2018 N 113-ФЗ "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ) внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которыми статья 255 НК РФ дополняется новым пунктом 24.2, предусматривающим предоставление права относить в состав расходов на оплату труда для целей налогообложения налогом на прибыль затраты, понесенные работодателем на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей).

В частности, с 1 января 2019 года работодатели смогут учитывать в составе расходов на оплату труда затраты на оплату таких услуг, оказанных работнику, его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям работника (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации.

При этом согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под туристским продуктом следует понимать комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Таким образом, расходы на оплату вышеупомянутых услуг, оказываемых соответствующим членам семьи работника, будут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций только в соответствии с договором о реализации туристского продукта, заключенным работодателем с туроператором или турагентом.

При этом расходы на оплату аналогичных услуг, в случае если они оказываются на основании договоров, заключенных работодателем непосредственно с исполнителями данных услуг (гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами (гидами) и другими), не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.05.2018 N 03-03-05/34637

Вопрос:

О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, применяющей УСН, если основной вид экономической деятельности переведен на ЕНВД.

Ответ:

Из вопроса следует, что основным видом экономической деятельности организации на УСН является розничная торговля изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - код ОКВЭД 47.74). При этом указанная деятельность переведена на ЕНВД. Доля доходов по данному виду деятельности составляет более 70%.

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в производственной и социальной сфере, на период до 2018 года (включительно) установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% (на обязательное пенсионное страхование - 20%, на обязательное медицинское страхование - 0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%) при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 млн рублей.

Согласно пункту 6 статьи 427 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса.

Следовательно, пониженные тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса, применяются упомянутыми плательщиками страховых взносов при соблюдении указанных критериев и применении УСН по основному виду экономической деятельности.

При этом в соответствии с положениями пункта 1 статьи 346.28 главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно.

Таким образом, если основным видом экономической деятельности плательщика страховых взносов, совмещающего УСН и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), является вид экономической деятельности, поименованный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса, но по которому плательщик страховых взносов применяет ЕНВД, то у него отсутствует право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2018 N 03-15-06/34427

Вопрос:

О налоге на прибыль и НДС при получении организацией компенсации за земельный участок, изъятый для государственных и муниципальных нужд.

Ответ:

Согласно статьям 247 и 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.

Пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Соответственно, переход права собственности на земельный участок, принадлежащий налогоплательщику, в связи с его изъятием путем выкупа для государственных и муниципальных нужд признается для целей налогообложения реализацией земельного участка.

Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав определены статьей 268 НК РФ.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, если иное не предусмотрено пунктом 2.2 статьи 277 НК РФ, а также на сумму расходов, указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 254 НК РФ.

Таким образом, при изъятии земельного участка путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход от реализации, который при формировании налогооблагаемой прибыли уменьшается на расходы, связанные с приобретением этого участка.

По вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении сумм возмещения, полученных организацией в качестве компенсации за изъятие земельного участка, сообщается следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 2 статьи 146 НК РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 НК РФ не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации земельных участков (долей в них). В связи с этим суммы возмещения, полученные организацией за изъятие земельного участка, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2018 N 03-03-06/1/34208

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2018 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное