Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 02.01.2015


Вопросы и ответы

Консультации по бухучету и налогообложению от 02.01.2015

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Об учете при исчислении налога на прибыль сумм НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым при выполнении НИОКР по государственным контрактам.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

На основании пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, использующим эти товары (работы, услуги), имущественные права в операциях, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 262 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки для целей налогообложения прибыли признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Таким образом, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, используемых как полностью, так и частично при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, могут быть учтены в расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 сентября 2014 г. N 03-07-07/47621

Вопрос:

Об исчислении налога на прибыль и НДФЛ при возмещении организацией расходов по аренде квартир работникам с разъездным характером работы.

Ответ:

Согласно статье 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку возмещение работникам расходов в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации относится к компенсации затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, то при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумма такого возмещения учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками сотрудников организации, чья работа носит разъездной характер, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором.

Вместе с тем компенсируемые организацией сотруднику суммы расходов по аренде квартиры в месте нахождения организации, не связанные с разъездным характером работы, признаются доходом физического лица и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 сентября 2014 г. N 03-03-06/4/46131

Вопрос:

Об учете расходов в виде платы за подключение объекта к системе теплоснабжения для целей налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы в виде платы за подключение объекта к системе теплоснабжения учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций при условии соответствия таких расходов критериям, установленным статьей 252 НК РФ.

В случае если вышеуказанные расходы непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением данных объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, а также в соответствии с применяемой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения прибыли организаций относятся к косвенным расходам, такие расходы могут учитываться для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, с учетом положений статьи 318 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 сентября 2014 г. N 03-03-06/1/45545

Вопрос:

О заполнении граф 2 и 2а счета-фактуры.

Ответ:

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в графах 2 и 2а счета-фактуры указывается единица измерения (код и соответствующее ему условное обозначение (национальное) в соответствии с разделами 1 и 2 Общероссийского классификатора единиц измерения) (при возможности ее указания). При этом в случае отсутствия показателей ставится прочерк.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименования товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 сентября 2014 г. N 03-07-09/44915

Вопрос:

Об учете при исчислении налога на прибыль доходов в виде неустойки (штрафов) за нарушение договорных обязательств.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 271 Кодекса для налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы методом начисления, по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Кроме того, статьей 317 Кодекса установлено, что при расчете внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы согласно условиям договора. В случае если договором не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, то у налогоплательщика-покупателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов.

Учитывая вышеизложенное, суммы неустойки за нарушение договорных обязательств учитываются в налоговом учете на дату признания соответствующих сумм должником либо на дату вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм.

Следовательно, такие доходы признаются в составе прочих в том отчетном (налоговом) периоде, в котором вступило в законную силу решение суда.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 сентября 2014 г. N 03-03-06/1/44835

Вопрос:

Об учете средств целевого финансирования и уплате минимального налога товариществом собственников жилья, применяющим УСН.

Ответ:

Из статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в пункте 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данных жилых домах, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Статьей 151 ЖК РФ установлено, что средства товарищества собственников жилья состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.

Из пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) следует, что при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.

Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса в составе доходов также не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса признано, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Исходя из подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к средствам целевого финансирования относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В связи с этим средства собственников помещений в многоквартирных домах, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса, не учитываются при определении налоговой базы.

Пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса определено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, уплачивает минимальный налог, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.

На основании положений пункта 7 статьи 346.18 Кодекса налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущие налоговые периоды.

При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 Кодекса, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.

Таким образом, налогоплательщик - товарищество собственников жилья, применяющий упрощенную систему налогообложения, минимальный налог уплачивает в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 сентября 2014 г. N 03-11-06/2/43560

Вопрос:

О начислении банком процентов по кредиту (займу) для целей налога на прибыль, если в отношении должника введена процедура наблюдения.

Ответ:

Согласно пункту 6 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются статьей 290 НК РФ).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 290 НК РФ установлено, что к доходам банков в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Из пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 следует, что в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

В вышеуказанном постановлении Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приравнял порядок начисления процентов при процедуре наблюдения к аналогичному порядку, который существуют в отношении других процедур банкротства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2014 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации") для доходов в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), датой получения внереализационного дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Данное положение вступило в силу с 1 января 2014 года, а его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Учитывая положения главы 25 НК РФ и вышеуказанную позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с момента введения процедуры наблюдения проценты по долговому обязательству для целей налогообложения прекращают начисляться. При этом с момента введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства организации необходимо начислять проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения, которые будут учитываться в доходах для целей налогообложения лишь в случае их поступления на расчетный счет (в кассу) организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 ноября 2014 г. N 03-03-06/2/55927

Вопрос:

О документах, подтверждающих переход прав по ценным бумагам и представляемых налоговому агенту для исчисления НДФЛ по операциям с ценными бумагами.

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговым агентом налоговой базы по операциям с ценными бумагами налоговый агент на основании заявления налогоплательщика может учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, в том числе до заключения договора с налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика.

В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода к налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.

Документом, подтверждающим переход прав по ценным бумагам, является выписка по счету депо или выписка из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Указанные документы должны быть составлены за весь период владения налогоплательщиками ценными бумагами начиная с даты зачисления ценных бумаг на счет депо или внесения в реестр записи о переходе к налогоплательщику прав собственности на ценные бумаги до даты их принятия к учету налоговым агентом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 октября 2014 г. N 03-04-06/55697

Вопрос:

О расчете пеней и привлечении к ответственности, если НДФЛ уплачен по месту учета российского филиала компании, а не по месту нахождения обособленных подразделений.

Ответ:

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Так, согласно пункту 7 статьи 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Согласно статье 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Уплата налога на доходы физических лиц по месту учета филиала не приводит к образованию просрочки исполнения обязанности.

При рассмотрении вопроса о привлечении налогового агента к ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, в случае уплаты налога не по месту нахождения обособленных подразделений необходимо руководствоваться судебной практикой, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2009 N 14519/08.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 октября 2014 г. N 03-04-06/51010

Вопрос:

Об учете некоммерческой организацией для целей налога на прибыль вступительных и ежегодных взносов, полученных в иностранной валюте от иностранных организаций - нерезидентов РФ.

Ответ:

На основании пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

При получении целевых средств в иностранной валюте у некоммерческой организации на валютном счете возникают валютные ценности и одновременно - валютные обязательства, связанные с целевым расходованием поступивших средств.

Вместе с тем при условии раздельного учета, а также целевого использования указанных средств доходы и расходы, полученные (произведенные) в рамках целевых поступлений, не учитываются для целей налогообложения прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 октября 2014 г. N 03-08-05/50920

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2015 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное