Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 25.04.2014


Вопросы и ответы

 

Спецоценка условий труда – пошаговые инструкции в КонсультантПлюс

Новое! Спецоценка условий труда в системе КонсультантПлюс. Все этапы спецоценки, начиная с создания комиссии по проведению и заканчивая уведомлением контролирующих органов о результатах, представлены в «Путеводителе по кадровым вопросам».

Подробнее

Консультации по бухучету и налогообложению от 25.04.2014

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

О получении патента для целей ПСН, если ИП в течение 2013 г. до принятия закона субъекта РФ, устанавливающего размеры потенциально возможного к получению годового дохода на 2014 г., подал заявление на получение патента со сроком начала действия в 2014 г.

Ответ:

В соответствии с п. 7 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Установленный на календарный год законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода применяется в следующем календарном году (следующих календарных годах), если он не изменен законом субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 346.48 Кодекса).

Законами субъектов Российской Федерации могут вноситься изменения, предусматривающие в соответствии с п. 8 ст. 346.43 Кодекса дифференциацию видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, изменение размера потенциально возможного дохода, включение (исключение) дополнительных видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам.

Пунктом 2 ст. 346.45 Кодекса установлено, что индивидуальный предприниматель подает заявление на получение патента не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. Ограничение периода, с которого может подаваться указанное заявление, Кодексом не установлено. Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента (п. 3 ст. 346.45 Кодекса).

Отказать индивидуальному предпринимателю в выдаче патента по причине того, что соответствующий закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий размер потенциально возможного к получению дохода на следующий календарный год, не принят либо не вступил в силу, налоговый орган не вправе.

Таким образом, в том случае, если индивидуальный предприниматель в течение 2013 г. до принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего размеры потенциально возможного к получению годового дохода на 2014 г., подал заявление на получение патента (патентов) со сроком начала действия в 2014 г., налоговый орган обязан был в пятидневный срок выдать ему патент (патенты). В случае если законом субъекта Российской Федерации на 2014 г. по определенным видам предпринимательской деятельности размеры потенциально возможного к получению годового дохода были увеличены (уменьшены), налоговый орган должен выдать налогоплательщику новый патент с уточненной суммой налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 февраля 2014 г. N 03-11-11/7605

Вопрос:

О переходе на УСН организации, реорганизованной путем преобразования ЗАО в ООО и применявшей УСН до реорганизации.

Ответ:

Пунктом 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Согласно п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вновь созданная организация вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 Кодекса. В этом случае организация признается налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, учитывая, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, организация, реорганизованная путем преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, до реорганизации применявшая упрощенную систему, переход на данный специальный налоговый режим должна осуществить в порядке, установленном п. 2 ст. 346.13 Кодекса как для вновь созданной организации, при условии соблюдения положений п. 3 ст. 346.12 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 февраля 2014 г. N 03-11-06/2/7608

Вопрос:

Об учете ТСЖ, применяющим УСН, неиспользованных средств, полученных от собственников помещений на ремонт общего имущества многоквартирных домов, а также сумм неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами и возмещения расходов по уплате госпошлины, поступивших ТСЖ по решению суда.

Ответ:

1. В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса к средствам целевого финансирования относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Исходя из этого средства, полученные от собственников помещений на ремонт, капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, не признаются доходом организации при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Поэтому если товариществом собственников жилья в данном случае ведется раздельный учет по целевому финансированию, то стоимость произведенного капитального ремонта должна отражаться в составе расходов, произведенных за счет средств целевого финансирования, а не за счет расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Кодексом не предусмотрено ограничений по срокам использования средств целевого финансирования, предусмотренных пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса.

В связи с этим если на конец налогового периода на расчетном счете товарищества собственников жилья, осуществляющего управление многоквартирными домами, имеются неиспользованные средства, полученные от собственников помещений на ремонт, капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, то данные неиспользованные средства не учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

2. В соответствии с п. 3 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого суммы неосновательного обогащения, возникшие в том числе за счет незаконного использования средств, полученных от собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, а также возмещение расходов по уплате государственной пошлины, поступившие товариществу собственников жилья по решению суда от организации, которая осуществляла управление многоквартирным домом до образования товарищества собственников жилья, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, как внереализационные доходы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 февраля 2014 г. N 03-11-06/2/7386

Вопрос:

О применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг по благоустройству земельных участков, находящихся в частной собственности физлиц.

Ответ:

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Исходя из ст. 346.27 Кодекса к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, к бытовым услугам отнесены услуги по благоустройству придомовых территорий (код 016301 ОКУН).

В связи с этим предпринимательская деятельность, связанная с оказанием физическим лицам (населению) услуг в сфере благоустройства земельных участков, находящихся в частной собственности данных физических лиц, может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Одновременно следует отметить, что согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" (далее - Положение), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Соответственно, определение кода вида деятельности в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе в целях заполнения налоговой декларации, возлагается на налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 февраля 2014 г. N 03-11-11/7507

Вопрос:

О документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении услуг российской организации по перевозке товаров из Белоруссии в РФ.

Ответ:

На основании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по перевозке товаров с территории государств - членов Таможенного союза на территорию Российской Федерации.

Для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг российские налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные п. 3.1 ст. 165 Кодекса, а именно контракт (его копию) с иностранным или российским лицом на оказание услуг и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места разгрузки или места погрузки (станции назначения или станции отправления), находящегося на территории другого государства - члена Таможенного союза.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 февраля 2014 г. N 03-07-13/1/7379

Вопрос:

О документальном подтверждении уплаты налога в иностранном государстве для его зачета при исчислении налога на прибыль.

Ответ:

Статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

В связи с тем что к форме и реквизитам документа, подтверждающего факт удержания налога налоговым агентом, Кодексом не предъявляется определенных требований, налогоплательщик может представить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога уплачена или удержана источником выплаты. Это могут быть документы по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также документы, составленные в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми на территории иностранного государства.

При этом документы, составленные на иностранных языках, должны быть переведены на русский язык.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 февраля 2014 г. N 03-08-05/7410

Вопрос:

Об учете СНТ, применяющим УСН, в составе доходов взносов учредителей (участников, членов), а также платежей членов СНТ за электроэнергию.

Ответ:

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде вступительных, членских взносов и целевых взносов, не подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Что касается других платежей, поступающих садоводческому некоммерческому товариществу, то следует иметь в виду, что перечень доходов, не учитываемых при налогообложении в соответствии со ст. 251 Кодекса, является закрытым.

Суммы платежей членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию, поступающие на счет товарищества, не поименованы в ст. 251 Кодекса.

В связи с этим при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов суммы поступивших платежей от членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию включаются в состав доходов.

При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, суммы поступивших платежей от членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию включаются в состав доходов, а суммы перечисленных садовым некоммерческим товариществом платежей энергоснабжающим организациям отражаются в составе расходов.

В аналогичном порядке отражаются в составе доходов и расходов суммы поступивших платежей от членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию и суммы перечисленных садовым некоммерческим товариществом платежей энергоснабжающим организациям при применении общего режима налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 февраля 2014 г. N 03-11-11/7276

Вопрос:

Об учете СНТ, применяющим УСН, в составе доходов взносов учредителей (участников, членов) и платежей членов СНТ за электроэнергию, а также о ведении Книги учета доходов и расходов и представлении декларации по налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.

Главой 26.2 Кодекса предусмотрен единый порядок применения вышеназванного специального налогового режима, в том числе представления налоговой отчетности, как коммерческими, так и некоммерческими организациями.

В соответствии со ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде вступительных, членских взносов и целевых взносов, не подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Что касается других платежей, поступающих садоводческому некоммерческому товариществу, то следует иметь в виду, что перечень доходов, не учитываемых при налогообложении в соответствии со ст. 251 Кодекса, является закрытым.

Суммы платежей членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию, поступающие на счет товарищества, не поименованы в ст. 251 Кодекса.

В связи с этим при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, суммы поступивших платежей от членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию включаются в состав доходов, а суммы перечисленных садоводческим некоммерческим товариществом платежей энергоснабжающим организациям отражаются в составе расходов.

Согласно ст. 346.24 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Кроме того, в соответствии со ст. 346.23 Кодекса по итогам налогового периода организации представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исходя из этого некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны в общеустановленном порядке вести вышеуказанную Книгу учета доходов и расходов и представлять в налоговый орган налоговые декларации по итогам налогового периода в установленные сроки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 февраля 2014 г. N 03-11-06/2/7291

Вопрос:

Об исполнении российской организацией функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате доходов иностранной организации от оказания экспедиторских услуг.

Ответ:

Пунктом 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 247 объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 309 Кодекса доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

Если получение доходов не приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации для целей налогообложения в Российской Федерации, то такие доходы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций, взимаемым у источника выплаты в Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 309 Кодекса.

В связи с изложенным, поскольку доходы иностранных организаций от транспортно-экспедиторских услуг не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в Российской Федерации у источника выплаты дохода, представление иностранной организацией налоговому агенту подтверждения постоянного местонахождения в иностранном государстве не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 февраля 2014 г. N 03-08-05/7196

Вопрос:

Об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении произведенных арендатором капитальных вложений в арендованное недвижимое имущество, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

На основании п. 1 ст. 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Кодексом.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

С учетом положений п. 29 под выбытием указанных капитальных вложений можно также понимать окончание договора аренды или возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений (за исключением случая возмещения стоимости произведенных арендатором улучшений арендованного имущества посредством установления соответствующей величины арендной платы).

Порядок начисления амортизации основных средств установлен п. п. 17 - 24 ПБУ 6/01, в соответствии с которыми начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Исходя из ПБУ 6/01 произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект основных средств (стоимость улучшений арендованного имущества) учитываются арендатором в составе основных средств до их выбытия в соответствии с договором аренды.

В мотивировочной части Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2012 N 16291/11 указывается на то, что до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, поэтому на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств. Суд характеризует данные вложения как произведенные арендатором за счет собственных средств, а не за счет средств, предоставленных арендодателем. Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердила правильность данной позиции (Определение от 26.03.2012 N ВАС-2715/12).

С учетом изложенного если организацией-арендатором произведены капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется в соответствии со ст. 378.2 Кодекса исходя из кадастровой стоимости, то налоговая база в отношении учтенных на балансе арендатора капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/6958

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное