Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 04.10.2013


Вопросы и ответы

 

Новый осенний выпуск диска "КонсультантПлюс: Высшая школа"

"КонсультантПлюс" представляет новый выпуск диска для студентов "Высшая школа". На диске - материалы для учебы и подготовки к сессии, в том числе современные учебники по праву и финансам. Специально для студентов - возможность скачать мобильное приложение "КонсультантПлюс: Студент". Диск распространяется бесплатно.

Подробнее

Консультации по бухучету и налогообложению от 04.10.2013

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Долг считается безнадежным, только если основанием для окончания исполнительного производства и возврата исполнительного документа взыскателю является одно из следующих оснований (абз. 3 и 4 п. 2 ст. 266 НК РФ):

- невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, при условии, что все меры, предпринятые судебным приставом- исполнителем по его отысканию, оказались безрезультатными.

Между лизингодателем и лизингополучателем заключено несколько договоров лизинга. В связи с неоплатой лизингополучателем лизинговых платежей лизингодатель обратился в суд по взысканию задолженности по одному из договоров лизинга. Судебным приставом-исполнителем подтверждена невозможность взыскания долга постановлением об окончании исполнительного производства с формулировкой: "Невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях".

На основании того, что приставом-исполнителем подтверждена невозможность установления местонахождения должника и отсутствия имущества, на которое может быть наложено взыскание, можно ли на дату постановления включить во внереализационные расходы и иную задолженность по другим договорам лизинга как безнадежную, на которую нет судебного решения?

Ответ:

Из вопроса следует, что между лизингодателем и лизингополучателем заключено несколько договоров лизинга. По одному из таких договоров лизингодатель обратился в суд для взыскания задолженности.

В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона N 229-ФЗ определено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Таким образом, долги, невозможность взыскания которых не подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом N 229-ФЗ, или иными обстоятельствами, указанными в п. 2 ст. 266 НК РФ, не могут быть признаны безнадежными для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2013 г. N 03-03-06/1/32519

Вопрос:

На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Пунктом 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические указания), установлено, что формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии документа, подтверждающего факт внесения соответствующей записи регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п. 23 Методических указаний бухгалтерская отчетность правопреемника формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации и числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации.

Верно ли, что если в результате реорганизации организации в форме присоединения по передаточному акту правопреемником в 2013 г. принято на учет в качестве основных средств движимое имущество, полученное присоединяющейся организацией в финансовую аренду (лизинг) и учитываемое на ее балансе (т.е. на балансе лизингополучателя), то данное имущество не признается правопреемником объектом налогообложения по налогу на имущество организаций на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 Кодекса.

На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

При формировании бухгалтерской отчетности возникшей в результате реорганизации организации следует руководствоваться Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические указания).

Пунктом 4 Методических указаний установлено, что формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии документа, подтверждающего факт внесения соответствующей записи регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Реестр) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. п. 20 и 23 Методических указаний при реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяющейся организацией на день, предшествующий внесению в Реестр записи о прекращении ее деятельности. При этом бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации и числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации.

Учитывая вышеизложенное, движимое имущество, принятое правопреемником в 2013 г. на учет в качестве основных средств на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединенной организации, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2013 г. N 03-05-05-01/32638

Вопрос:

О применении нулевой ставки НДПИ в отношении полезных ископаемых, добытых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых.

Ответ:

Согласно положениям ст. 338 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) определяется отдельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого), определяемого в соответствии со ст. 337 Кодекса. При этом в отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Таким образом, при налогообложении НДПИ в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 342 Кодекса налоговая база при добыче нефти должна определяться исходя из количества добытой нефти из ранее списанных запасов полезных ископаемых.

В связи с изложенным необходимо отметить положение пп. 4 п. 1 ст. 342 Кодекса в части налогообложения НДПИ добычи полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов может применяться как в целом в отношении списанных запасов участка недр, на который выдана лицензия, так и в отношении списанных запасов по отдельным объектам учета (залежи, пласты, горизонты).

В отношении применения указанной нормы в части ранее списанных запасов полезных ископаемых, вновь поставленных на государственный баланс, что в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.2012 N ВАС-4958/12 по делу N А57-15590/2010 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации согласился лишь с позицией, изложенной, в частности, в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2011 по делу N А57-15590/2010, в котором суд установил, что на государственный баланс были поставлены не ранее списанные запасы полезных ископаемых, а начальные запасы нефти, выявленные в результате поискового разведочного бурения на месторождениях, на которых впервые получены промышленные притоки нефти. При этом, по мнению суда, налогоплательщик правомерно применил "нулевую" ставку НДПИ только в отношении нефти, полученной из скважин, где были ранее списаны запасы полезных ископаемых.

Таким образом, в случае если ранее списанные запасы полезных ископаемых вновь поставлены на государственный баланс, в отношении них положения пп. 4 п. 1 ст. 342 Кодекса не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2013 г. N 03-06-05-01/32660

Вопрос:

О включении в налоговую базу по НДС субсидий, предоставленных организации из местного бюджета.

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника финансирования.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, если субсидии, предоставленные местным бюджетом, являются по существу платой за реализуемые организацией товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

В случае если субсидии были получены организацией из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, то такие суммы субсидий в налоговую базу по налогу не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2013 г. N 03-07-11/32588

Вопрос:

Организация занимается оптовой торговлей фармацевтической продукцией и товарами медицинского назначения.

В рамках информационно-образовательной деятельности организация устраивает научные конференции, тематические семинары, симпозиумы для работников сферы здравоохранения, на которых приглашенные эксперты выступают с лекциями, посвященными различным методам лечения. Для проведения мероприятий арендуются помещения с оборудованием, организуется буфетное обслуживание и изготавливается печатная продукция для последующей раздачи участникам.

Вправе ли организация для целей исчисления налога на прибыль классифицировать данные расходы как рекламные в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ или вправе признать их в составе прочих расходов, выделив в отдельную группу затрат?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом объектом рекламирования могут выступать товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пунктом 8 ст. 24 Закона N 38-ФЗ установлено, что реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.

Пунктом 4 ст. 264 Кодекса предусмотрено, что к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся в том числе расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.

Таким образом, расходы организации на проведение научных конференций, тематических семинаров, симпозиумов с целью привлечения новых клиентов относятся к иным видам рекламы и учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2013 г. N 03-03-06/1/32239

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП), применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", проходит обучение на платных курсах в лицензированном учебном заведении. По результатам обучения ИП получит диплом по дополнительной специальности, а после получения лицензии будет расширена его предпринимательская деятельность.

Вправе ли ИП в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, учесть в составе расходов стоимость платных курсов, оплату проезда к месту проведения курсов и командировочные расходы?

Ответ:

Согласно пп. 33 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 Кодекса.

На основании п. 3 ст. 264 Кодекса расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

1) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

2) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе при определении налоговой базы учитывать расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 Кодекса (п. 2 ст. 255 Кодекса). В этой связи к расходам на оплату труда относятся также расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно (п. 13 ст. 255 Кодекса).

На основании положений ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Работодателями - физическими лицами признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности.

Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не относятся к категории работников. Кроме того, у таких физических лиц отсутствует работодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях.

Таким образом, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика и являющихся работниками налогоплательщика, и на расходы на оплату проезда работников к месту учебы и обратно.

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, осуществляющий расходы на оплату своего обучения и своего проезда до места проведения данного обучения, не вправе учитывать в целях налогообложения указанные расходы на основании пп. 6 и 33 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

Согласно пп. 13 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, наем жилого помещения, суточные или полевое довольствие, оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов, консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Как установлено ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации, служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Таким образом, в целях налогообложения учитываются расходы, связанные с оплатой поездки работника по распоряжению налогоплательщика- работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Учитывая изложенное, налогоплательщик - индивидуальный предприниматель не вправе учесть в составе расходов произведенные им расходы по оплате своей поездки в командировку на основании пп. 13 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

В связи с тем что перечень расходов, указанных в ст. 346.16 Кодекса, является закрытым и расходы индивидуальных предпринимателей на оплату своего обучения и своего проезда до места проведения данного обучения, а также на оплату своей поездки в командировку в нем не поименованы, указанные расходы не учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2013 г. N 03-11-11/167

Вопрос:

Вправе ли ИП применять ПСН при оказании услуг по размещению рекламы в социальных сетях и копирайтингу в Интернете?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Перечень видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, установлен п. 2 ст. 346.43 Кодекса.

Услуги по размещению рекламы в социальных сетях и копирайтингу в Интернете в вышеуказанный перечень не включены.

Исходя из этого индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги по размещению рекламы в социальных сетях и копирайтингу в Интернете, не вправе применять патентную систему налогообложения.

Подпунктом 2 п. 8 ст. 346.43 Кодекса предусмотрено, что субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, если только они относятся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 августа 2013 г. N 03-11-12/32274

Вопрос:

О порядке уплаты госпошлины за госрегистрацию юридического лица, создаваемого тремя учредителями.

Ответ:

Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, уплачивается государственная пошлина в размере 4000 руб.

Согласно п. 2 ст. 333.18 Кодекса, в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Следовательно, за государственную регистрацию юридического лица, создаваемого тремя учредителями, должна быть уплачена государственная пошлина каждым учредителем в размере 1/3 от 4000 руб.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 августа 2013 г. N 03-05-06-03/32177

Вопрос:

Организация заключила с работником дополнительное соглашение к трудовому договору. Работа по трудовому договору осуществляется дистанционно. Местом нахождения работника (местом постоянной работы) является населенный пункт, отличный от места нахождения организации- работодателя. Организация может направлять работника в служебные командировки.

Статьей 2 ТК РФ предусмотрено равенство прав и возможностей для работников, с которыми заключены трудовые договоры, в том числе на возмещение своих расходов на проезд, проживание и иные командировочные расходы в поездках, произведенных по распоряжению работодателя (ст. 168 ТК РФ).

Согласно ст. 312.2 ТК РФ в качестве места заключения трудового договора указывается место нахождения работодателя. По мнению организации, вопрос с определением понятия "постоянное место работы" для дистанционных работников в трудовом законодательстве не урегулирован.

Учитываются ли в целях налога на прибыль расходы на командировки дистанционных работников в связи с производственной необходимостью организации при направлении работников в различные населенные пункты, в том числе в место нахождения работодателя?

Ответ:

По заключению Минтруда России на дистанционных работников согласно ст. 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных гл. 49.1 "Особенности регулирования труда дистанционных работников" ТК РФ.

В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Из определения дистанционной работы, данного в ст. 312.1 ТК РФ, следует, что для работника местом постоянной работы является место его нахождения.

В связи с этим поездка работника в место нахождения работодателя является командировкой, следовательно, на работника в соответствии со ст. 167 ТК РФ распространяются гарантии при направлении работника в служебные командировки, установленные данной статьей ТК РФ.

В соответствии со ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Статьей 168 ТК РФ установлено, что порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяется коллективным договором или локальным нормативным актом.

При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому расходы на оплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения;

суточные или полевое довольствие.

Учитывая вышеизложенное, расходы на командировку дистанционного работника налогоплательщик вправе учесть в составе прочих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 августа 2013 г. N 03-03-06/1/31945

Вопрос:

О порядке учета в целях налога на прибыль расходов на НИОКР, если выполнение НИОКР по перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, осуществляется по этапам в разных налоговых периодах.

Ответ:

В соответствии с п. 7 ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик, осуществляющий расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) по перечню НИОКР, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Применение коэффициента 1,5 может быть осуществлено только в отношении перечня расходов на НИОКР, предусмотренных пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ.

Согласно п. 8 ст. 262 НК РФ налогоплательщик, использующий указанное право, представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ) представляется налогоплательщиком в отношении каждого НИОКР (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов.

В случае непредставления отчета о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ) суммы расходов на выполнение данных НИОКР (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат без применения коэффициента 1,5 (п. 8 ст. 262 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на НИОКР, предусмотренные пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ, признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих НИОКР в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ, после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки.

Таким образом, если выполнение НИОКР по перечню, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, осуществляется по этапам в разных налоговых периодах, то указанные расходы включаются в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены отдельные этапы НИОКР. При этом для применения к фактически осуществленным расходам коэффициента 1,5 необходимо по итогам налогового периода, в котором завершены отдельные этапы НИОКР, представить одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций отчет о выполненных этапах НИОКР. В противном случае суммы расходов на выполнение данных этапов НИОКР учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат без применения коэффициента 1,5.

Возможность признания расходов по НИОКР в целом по окончании всех этапов работ в случае, если выполнение этапов НИОКР приходится на разные налоговые периоды, гл. 25 НК РФ не предусмотрена.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 августа 2013 г. N 03-03-10/31889

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное