Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 06.09.2013


Вопросы и ответы

 

Онлайн-сервис "Конструктор договоров" в КонсультантПлюс

"Конструктор договоров" в КонсультантПлюс - инструмент создания проектов договоров и их экспертизы. Содержит 21 вид договоров и сотни их вариантов. Выбираете договор, отвечаете на вопросы по его условиям и получаете проект договора. В ходе составления договора появляются предупреждения о рисках, ссылки на рекомендации по их снижению в Путеводителях КонсультантПлюс.

Подробнее

Консультации по бухучету и налогообложению от 06.09.2013

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Об отсутствии обязанности исчисления и уплаты налоговым агентом - депозитарием налога на прибыль при выплате процентных доходов иностранным организациям по государственным эмиссионным ценным бумагам РФ, субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением.

Ответ:

В соответствии с положениями п. 1 ст. 310.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) депозитарий, осуществляющий выплату доходов иностранным лицам по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска, а также по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация выпуска которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г. и которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, осуществляет исчисление, удержание и перечисление налога на прибыль организаций в отношении этих видов доходов.

Вместе с тем обязанности налоговых агентов по исчислению и уплате налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, установлены ст. 310 Кодекса. При этом пп. 7 п. 2 ст. 310 Кодекса предусмотрено, в частности, что исчисление и удержание суммы налога на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не производятся налоговым агентом в случаях выплаты процентных доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам.

Учитывая, что у налогового агента - депозитария отсутствует обязанность исчисления и уплаты налога при выплате процентных доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, положения ст. 310.1 Кодекса в отношении указанных доходов не применяются.

Таким образом, с учетом положений п. 7 ст. 3 Кодекса в отношении обязанности по исчислению и удержанию налоговым агентом суммы налога на прибыль организаций в отношении процентных доходов, выплачиваемых по государственным эмиссионным ценным бумагам Российской Федерации, государственным эмиссионным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, подлежит применению пп. 7 п. 2 ст. 310 Кодекса, в соответствии с которым в случаях выплаты процентных доходов по упомянутым эмиссионным ценным бумагам исчисление и удержание суммы налога на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, соответствующим налоговым агентом - депозитарием не производятся.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 августа 2013 г. N 03-08-05/31185

Вопрос:

Об отсутствии оснований для налогообложения налогом на прибыль в РФ доходов эстонской организации от оказания транспортных и транспортно-экспедиционных услуг российской организации, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в РФ.

Ответ:

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации, по ставке, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 284 Кодекса, равной 10%.

Положения пп. 8 п. 1 ст. 309 Кодекса не распространяются на налогообложение дохода, полученного от оказания транспортных и транспортно- экспедиционных услуг.

Основные условия договора транспортной экспедиции определены гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В соответствии с п. 2 ст. 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

В соответствии со ст. 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицирована и, следовательно, не вступила в силу и не применяется.

Вместе с тем согласно ст. 3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992 перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из Договаривающихся Сторон на основании данного Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением транспортными средствами или их использованием, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.

Таким образом, если деятельность эстонской организации по оказанию транспортных и транспортно-экспедиционных услуг не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, то доходы от такого вида деятельности данной организации не облагаются налогом в Российской Федерации и российская организация, выплачивающая такие доходы, не является в таком случае налоговым агентом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июля 2013 г. N 03-08-05/30041

Вопрос:

Банк (цессионарий) при осуществлении своей деятельности заключает договоры цессии с другими кредитными организациями, по которым приобретает права требования по кредитам, не обеспеченным залогом, поручительством и банковской гарантией. По данным договорам к банку переходит право требовать от заемщиков уплаты процентов, возникших до уступки прав требования, а также право начислять проценты по кредиту после уступки прав требования и требовать их уплаты от заемщиков.

В соответствии со ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в установленном порядке. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Данное положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Согласно Письму Минфина России от 23.10.2012 N 03-03-06/1/562 признание сомнительным долга по приобретенным правам требования неправомерно.

Банк после заключения договора цессии будет рассматриваться в качестве лица, оказывающего услугу заемщику по кредитному договору, а непогашенную задолженность заемщика перед банком по процентам, начисленным после заключения договора цессии, следует оценивать в качестве сомнительного долга.

Проценты за пользование кредитом, начисленные после заключения договора цессии, учитываются в соответствии со ст. 290 НК РФ, согласно которой к доходам банков относятся, в частности, доходы в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

Вправе ли банк в случае приобретения прав требований по кредиту у другого банка формировать резервы по сомнительным долгам для целей исчисления налога на прибыль в отношении процентов, начисляемых после заключения договора цессии на сумму непогашенных кредитов?

Ответ:

Согласно ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Цессионарий должен учитывать начисляемые им проценты в доходах для целей налогообложения с момента приобретения права требования по кредитному договору.

В соответствии с п. 1 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 292 НК РФ предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.

При этом п. 3 ст. 266 НК РФ предусмотрено, что банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Следовательно, банки вправе помимо задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, формировать резерв по сомнительным долгам в отношении задолженности по начисленным процентам по долговым обязательствам в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.

Таким образом налогоплательщик-банк (цессионарий) вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов, начисленных им на сумму непогашенных кредитов, приобретенных по договору цессии.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 июля 2013 г. N 03-03-06/2/29767

Вопрос:

Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" внесены изменения в ст. 11 НК РФ, согласно которым с 01.01.2014 счетами (счетом) будут признаваться расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

В соответствии со ст. 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета.

Обязан ли банк сообщать в налоговый орган об открытии следующих счетов:

- накопительного счета, открытого на основании договора накопительного счета;

- обезличенного металлического счета, открытого на основании договора обезличенного металлического счета;

- ссудного счета, открытого на основании договора о предоставлении кредитных средств;

- транзитного валютного счета, открытого в соответствии с законодательством РФ?

Ответ:

Пунктом 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена обязанность банка сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения, в частности, об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) счета организации, индивидуального предпринимателя.

С 01.01.2014 в силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ счетами (счетом) для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах будут признаваться расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

В соответствии с п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Накопительный, обезличенный металлический и ссудный счета открываются не на основании договора банковского счета.

Транзитный валютный счет имеет признаки, отличные от признаков счета, определяемого п. 2 ст. 11 Кодекса. Такой счет, в соответствии с п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И, открывается в обязательном порядке одновременно с текущим валютным счетом и имеет целевое использование.

Учитывая изложенное, у банков отсутствует обязанность сообщать в соответствии с п. 1 ст. 86 Кодекса в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) накопительного, транзитного валютного, обезличенного металлического и ссудного счетов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 июля 2013 г. N 03-02-07/1/29130

Вопрос:

Кредитная организация, применяющая метод начисления, работает с долговыми обязательствами, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период по налогу на прибыль.

Имеется ряд долговых обязательств, право требования уплаты процентов по которым возникает у кредитной организации не во всех отчетных (налоговых) периодах, на которые приходится срок действия самого долгового обязательства, например:

- проценты, дисконты по векселям выплачиваются в момент погашения векселя;

- проценты по депозитам выплачиваются согласно условиям договора в момент возврата депозита;

- проценты по кредитам уплачиваются неравномерно.

Согласно п. 6 ст. 271, п. 8 ст. 272 НК РФ доходы (расходы) в виде процентов признаются осуществленными и включаются в состав соответствующих доходов (расходов) по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, на конец месяца соответствующего отчетного периода. При этом дата признания расходов в виде процентов не зависит от факта их уплаты.

В соответствии со ст. 328 НК РФ сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями ст. ст. 271 - 273 НК РФ. Налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде.

По мнению организации, доходы (расходы) в виде процентов по долговым обязательствам должны признаваться налогоплательщиками, применяющими метод начисления, в течение срока действия долгового обязательства.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 11200/09 по делу о рассмотрении спора о моменте признания процентов по договору займа в расходах для целей исчисления налога на прибыль сделан вывод о том, что исходя из норм НК РФ проценты по заемным средствам должны признаваться в налоговом учете в течение периода, когда заимодавец имеет право на получение процентов, а не в течение периода действия долгового обязательства. (Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Московского округа от 19.10.2012 по делу N А40-28488/12-140-137.)

Каков порядок признания в целях налога на прибыль доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам, полученным кредитной организацией, применяющей метод начисления, если период действия долгового обязательства и период, в течение которого кредитор имеет право на получение процентов по долговому обязательству, не совпадают?

Ответ:

Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам определены положениями ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно п. 1.1 ст. 269 Кодекса предельная величина процентов, признаваемых расходом, до 31 декабря 2013 г. принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В соответствии с п. 1 ст. 328 Кодекса сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями ст. ст. 271 - 273 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 328 Кодекса определено, что проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) учитываются на дату признания дохода (расхода) в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

На основании п. 4 ст. 328 Кодекса налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений данного пункта. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.01.2012 N 63-О-О указал, что установленные п. 8 ст. 272 и п. 4 ст. 328 Кодекса особенности учета расходов, связанных с исполнением договора займа, соответствуют конституционной обязанности платить налоги.

Следовательно, порядок признания процентов по займам должен соответствовать нормам Кодекса и не может быть различным.

В связи с изложенными нормами Кодекса проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных доходов (расходов) равномерно в течение всего срока действия договора займа вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов на конец каждого месяца пользования предоставленными (полученными) денежными средствами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 июля 2013 г. N 03-03-06/2/28977

Вопрос:

В соответствии с п. 4 ст. 76 НК РФ решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке налоговый орган направляет в банк в электронной форме.

Порядок направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде утвержден Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П.

Пунктом 1.2 Положения от 29.12.2010 N 365-П предусмотрено, что поручения и решения налогового органа, а также сведения об остатках получают и направляют, соответственно, в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России (в лице территориального учреждения Банка России) соглашение, содержащее условия о получении поручений и (или) решений налогового органа и (или) о направлении сведений об остатках.

Согласно Положению от 29.12.2010 N 365-П банки (филиалы банков) вправе прекратить (временно приостановить) обмен сообщениями в электронном виде.

Если банк заключил с Банком России указанное соглашение и его действие не приостановлено:

1. Подлежат ли исполнению решения о приостановлении/отмене приостановления операций налогоплательщика по его счетам в банке, направленные налоговым органом в банк на бумажном носителе?

2. В каких случаях банк вправе не исполнять решения налогового органа о приостановлении/отмене приостановления операций по счету, полученные банком на бумажном носителе, и возвратить направившему их органу как направленные с нарушением порядка, утвержденного Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П?

3. В какой форме - в электронной или на бумажном носителе - банку следует сообщить налоговому органу об исполнении решения налогового органа о приостановлении/отмене приостановления операций по счету, полученные банком на бумажном носителе?

Ответ:

1. В силу п. 4 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке направляются налоговым органом в банк только в электронной форме.

Порядок направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде утвержден Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П.

Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что поручения и решения налогового органа направляют в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России (в лице территориального учреждения Банка России) соглашение согласно указанному Положению.

Вместе с тем в соответствии с указанным Положением банки (филиалы банков) вправе прекратить (временно приостановить) обмен сообщениями в электронном виде.

Учитывая изложенное, в случае, если банком заключено вышеназванное соглашение с Банком России и действие его не приостановлено, то решения, предусмотренные ст. 76 Кодекса, должны направляться налоговым органом в банк в электронной форме.

2. Согласно п. 6 ст. 76 Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика влечет ответственность, предусмотренную ст. 134 Кодекса.

Кодексом не предусмотрен возврат банком налоговому органу решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, в том числе в случае получения банком таких решений на бумажном носителе.

3. Согласно п. 7 ст. 76 Кодекса приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

При невозможности направления налоговым органом в банк решения о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика в электронной форме указанное решение направляется на бумажном носителе в соответствии с Порядком направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств на бумажном носителе, утвержденным Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@. При этом моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке является:

для решения, направленного в банк заказным почтовым отправлением, - дата и время, указанные в уведомлении о вручении;

для решения, врученного под расписку представителю банка, - дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

Ни Кодексом, ни указанным Порядком не предусмотрено направление банком в налоговый орган сообщения об исполнении решения о приостановлении (отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика в банке, поступившего в банк на бумажном носителе.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июля 2013 г. N 03-02-07/1/28325

Вопрос:

Об определении налоговой базы по налогу на прибыль при распределении в пользу иностранных организаций - акционеров акций в результате увеличения уставного капитала российской организации путем дополнительного выпуска акций на сумму нераспределенной прибыли без изменения доли участия акционеров.

Ответ:

В соответствии с нормами ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прибылью для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса.

В ст. 251 Кодекса содержатся общие нормы, определяющие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, которые могут применяться как к российским, так и к иностранным организациям.

Так, в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией - акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе).

Следует учитывать, что в случае если иностранная организация является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, то применяются нормы соответствующего международного договора.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июля 2013 г. N 03-08-05/27970

Вопрос:

Банк осуществляет электронный обмен документами с территориальными органами ФНС России через Банк России в соответствии с Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П "О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде" (далее - Положение N 365-П) и Порядком представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ (далее - Порядок).

В банк поступают запросы налоговых органов в отношении счетов, открытых физлицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, в электронном виде, что не предусмотрено Положением N 365-П и указанным Порядком.

Вправе ли налоговые органы направлять в банк запросы по счетам физлиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в электронном виде?

В каком виде банк должен предоставить информацию по счетам физлиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность: на бумажном носителе либо в электронном виде?

Ответ:

В силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны выдавать налоговым органам по их мотивированным запросам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) индивидуальных предпринимателей в случаях проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля в отношении этих индивидуальных предпринимателей, вынесения решений о взыскании налогов, принятия решений о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам индивидуальных предпринимателей и переводов электронных денежных средств, а также на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговые органы могут запросить справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) в банке только на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 Кодекса).

Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ утвержден Порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Указанный Порядок применяется при представлении в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи документов (информации), в том числе предусмотренных п. 2 ст. 86 Кодекса, в отношении открытых в банках счетов индивидуальных предпринимателей.

Представление электронных сообщений, содержащих документы налоговых органов, в банки и представление в налоговые органы электронных сообщений, содержащих документы банков, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через Банк России осуществляются в соответствии с порядком, установленным Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П.

Кроме того, банк также вправе направить в налоговые органы указанные документы (информацию) на бумажном носителе в Порядке, утвержденном Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 июля 2013 г. N 03-02-07/1/27688

Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль процентов по долговым обязательствам, выплачиваемых люксембургской организации.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 11 Соглашения между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28.06.1993 (далее - Соглашение) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами только в этом другом Государстве.

При этом необходимо учитывать, что согласно положениям п. 4 ст. 11 Соглашения, если по причине особых отношений между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на проценты, или между ними обоими и каким-либо третьим лицом сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на проценты, при отсутствии таких отношений, то положения указанной статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежей по-прежнему подлежит налогообложению в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства с должным учетом других положений Соглашения.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанной статьей Соглашения проценты (при отсутствии аффилированности), выплачиваемые люксембургской компании, облагаются налогом только в Люксембурге.

Для освобождения процентов, выплачиваемых люксембургской компании, от налогообложения в Российской Федерации в соответствии с вышеупомянутыми положениями ст. 11 Соглашения эта компания должна представить российской организации, выплачивающей проценты, подтверждение своего постоянного местопребывания в Люксембурге, предусмотренное п. 1 ст. 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 июля 2013 г. N 03-08-05/26970

Вопрос:

Согласно ст. 8.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) держатели реестра и депозитарии обязаны обеспечить конфиденциальность информации о лице, которому открыт лицевой счет (счет депо), а также информации о таком счете, включая операции по нему.

Указанные сведения могут быть предоставлены судам и арбитражным судам (судьям), федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики.

В соответствии с п. 2 ст. 8.6 Закона N 39-ФЗ сведения могут быть предоставлены иным лицам в соответствии с федеральными законами.

На основании ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П приоритетными признаются нормы закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

Таким образом, Закон N 39-ФЗ является специальным нормативным актом по отношению к НК РФ и Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Закон N 39-ФЗ не содержит прямого указания на обязанность депозитария предоставлять по запросам налогового органа или судебного пристава-исполнителя сведения о счетах депо, открытых в данном депозитарии, и об операциях по таким счетам.

Правомерно ли предоставление депозитарием по запросу налогового органа сведений о счетах депо, открытых налогоплательщику в данном депозитарии, и об операциях по счетам депо?

Ответ:

Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).

В силу п. 1 ст. 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 Кодекса (п. 6 ст. 93.1 Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 8.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" сведения, указанные в п. 1 этой статьи, могут быть предоставлены лицам, указанным в п. 2 названной статьи, и иным лицам в соответствии с федеральными законами.

Учитывая изложенное, по запросу налогового органа, представленному в соответствии со ст. 93.1 Кодекса, в целях налогового контроля депозитарием предоставляются сведения о счетах депо, открытых налогоплательщику в данном депозитарии, и об операциях по счетам депо.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2013 г. N 03-02-07/1/26410

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное