Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 07.06.2013


Вопросы и ответы

 

Какие ошибки в счете-фактуре влекут отказ в выдаче НДС?

Какие ошибки в счете-фактуре влекут отказ в выдаче НДС? Полная информация об этом - в "Путеводителе по налогам" КонсультантПлюс. Узнайте больше об этом и других преимуществах КонсультантПлюс на www.consultant.ru/super

Консультации по бухучету и налогообложению от 07.06.2013

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Об отсутствии обязанности у банка сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) транзитного валютного счета.

Ответ:

Пунктом 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена обязанность банков сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 2 ст. 11 Кодекса).

Транзитный валютный счет имеет признаки, отличные от признаков счета, определенного п. 2 ст. 11 Кодекса. Такой счет, в соответствии с п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И, открывается в обязательном порядке одновременно с текущим валютным счетом и имеет целевое использование.

Учитывая изложенное, у банков отсутствует обязанность сообщать в соответствии с п. 1 ст. 86 Кодекса в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) транзитного валютного счета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 апреля 2013 г. N 03-02-07/1/13999

Вопрос:

В п. 18 ст. 214.1 НК РФ дано определение ценных бумаг, в отношении которых депозитарий признается налоговым агентом, а именно:

- федеральные государственные эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска;

- иные эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" каждому выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, а в случае если в соответствии с данным Федеральным законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации - идентификационный номер.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" порядок присвоения выпускам эмиссионных ценных бумаг государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Банком России.

Признается ли депозитарий налоговым агентом по НДФЛ при выплате физлицам - налоговым резидентам РФ доходов по облигациям иностранных эмитентов с обязательным централизованным хранением, зарегистрированным после 1 января 2012 г. и имеющим номер госрегистрации или идентификационный номер, присвоенный только российским уполномоченным органом?

Ответ:

В соответствии с п. 18 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом, при этом налоговым агентом в целях данной статьи признается, в частности, депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска, а также по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.) владельцу таких ценных бумаг.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с данным Федеральным законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер.

Пунктом 2 ст. 19 указанного Федерального закона установлено, что порядок присвоения выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг государственных регистрационных номеров или идентификационных номеров и порядок их аннулирования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Банком России.

Из вышеизложенного следует, что для целей применения ст. 214.1 Кодекса депозитарий признается налоговым агентом в случаях, если регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением была произведена в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 апреля 2013 г. N 03-04-06/13885

Вопрос:

О признании российской организации налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате дивидендов своему участнику - резиденту Латвии.

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам иностранных организаций, подлежащим обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в Российской Федерации, относятся доходы в виде дивидендов, выплачиваемых иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций.

Согласно п. 3 ст. 284 Кодекса налогообложение указанных видов доходов иностранной организации производится у источника выплаты в Российской Федерации по ставке в размере 15 процентов.

В то же время согласно ст. 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые содержатся в российском налоговом законодательстве, то применяются правила и нормы международного договора.

Согласно ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Соглашение) дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:

a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (иного типа, чем партнерство), которая прямо владеет, по крайней мере, 25 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, и при этом сумма вложенного капитала превышает семьдесят пять тысяч долларов США (75 000 долл.) или эквивалентную сумму в национальных валютах Договаривающихся Государств;

b) 10 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Следовательно, доходы в виде дивидендов, выплачиваемые латвийскому участнику российской организации, подлежат налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации по ставкам, предусмотренным ст. 10 Соглашения (5 или 10 процентов).

В связи с этим на основании ст. 310 Кодекса российская организация, выплачивающая иностранной компании доходы в виде дивидендов (если получение таких доходов не связано с деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации налога на прибыль, удержанного с доходов иностранной организации.

Следует учитывать, что исчисление и удержание суммы налога с указанных доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного в п. 1 ст. 312 Кодекса.

В соответствии со ст. ст. 24, 289 и 310 Кодекса налоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Одновременно следует учесть, что межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения призваны не только решать проблему двойного налогообложения организаций, ведущих деятельность в нескольких странах, но и пресекать возможные схемы уклонения от налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 апреля 2013 г. N 03-08-05/13742

Вопрос:

Об отсутствии оснований для налогообложения НДС услуг, связанных с размещением ценных бумаг (брокерских услуг), оказываемых иностранными лицами российской организации.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4.1, 4.3 п. 1 данной статьи, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие работы (услуги). При этом в соответствии с п. 2 ст. 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, выполняющей указанные работы (оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

В связи с тем что услуги по размещению ценных бумаг, в том числе брокерские услуги, к работам (услугам), перечисленным в указанных пп. 1 - 4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 Кодекса, не относятся, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранными лицами российской организации, территория Российской Федерации не признается и данные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 апреля 2013 г. N 03-07-08/13766

Вопрос:

Операции по расчетному счету организации приостановлены банком на основании решений налогового органа на общую сумму 2 283 349,03 руб. На этом счете на 06.03.2013 числится остаток денежных средств в сумме 2 283 349,03 руб. Инкассовые поручения на взыскание платежей в бюджет в банке отсутствуют.

04.03.2013 в банк представлено платежное поручение на сумму 527 480 руб. на перечисление зарплаты работникам организации (задолженность по выплате зарплаты за октябрь 2012 г.). Банк отказал в исполнении платежного поручения, ссылаясь на наличие решений о приостановлении операций.

Вправе ли банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации, открытым в банке, исполнять платежные поручения на перечисление зарплаты, выдавать наличные денежные средства по чеку на выплату зарплаты?

Ответ:

В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 101 Кодекса.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 Кодекса).

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 указанной статьи (п. 1 ст. 76 Кодекса).

На основании п. 1 ст. 76 Кодекса приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

При наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации, принятого в соответствии с п. 3 ст. 76 Кодекса, и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджетную систему Российской Федерации банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) организации по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 апреля 2013 г. N 03-02-07/1/13537

Вопрос:

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под счетами понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

По договору банковского счета открывается текущий валютный счет. Транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций (Инструкция Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"). Совершение клиентом операций по транзитному валютному счету регламентируется действующим валютным законодательством. Таким образом, как открытие, так и режим работы транзитного валютного счета не зависят от волеизъявления клиента, а сам транзитный счет не обладает признаками счета, определенными НК РФ. Соответственно, сообщение банка об открытии/закрытии текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии/закрытии транзитного валютного счета. Отдельные сообщения об открытии/закрытии транзитных валютных счетов банками не направляются.

У банка отсутствует обязанность исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств в части приостановления операций по транзитным валютным счетам.

Правомерна ли позиция банка?

Ответ:

Приостановление операций в качестве обеспечительной меры применяется в отношении денежных средств на счетах в банках.

Для целей Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и иных актов законодательства о налогах и сборах счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 2 ст. 11 Кодекса).

Транзитный валютный счет имеет признаки, отличные от признаков счета, определенного п. 2 ст. 11 Кодекса. Такой счет, в соответствии с п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И, открывается в обязательном порядке одновременно с текущим валютным счетом и имеет целевое использование.

Кодексом не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках, которые не определены п. 2 ст. 11 Кодекса, в том числе по транзитным валютным счетам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 апреля 2013 г. N 03-02-07/1/12722

Вопрос:

Работники банка - водители-инкассаторы при обслуживании подразделений, а также объектов клиентов вынуждены нарушать ПДД в случаях остановки у объекта в зоне действия запрещающего знака либо на выделенной полосе для маршрутных транспортных средств. Нарушения связаны с тем, что осуществлять обслуживание указанных объектов с соблюдением ПДД не представляется возможным исходя из требований безопасности, связанных с порядком совершения операций инкассации.

В Письме от 08.11.2012 N 03-04-06/10-310 Минфин России разъяснил, что в ситуации, при которой работодатель оплачивает штраф за нарушение работником ПДД, у работника возникает облагаемый НДФЛ доход, а у работодателя - обязанность по исчислению, удержанию и уплате данного налога, так как работник обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Таковым ущербом является штраф, который организации пришлось уплатить из-за действий работника. Поскольку организация, в соответствии со ст. 240 ТК РФ, отказалась взыскивать данный ущерб с работника, у последнего возник доход (экономическая выгода) в натуральной форме (ст. 41 НК РФ).

В соответствии со ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

В отсутствие обжалования сумма штрафа является мерой административной ответственности собственника (владельца) транспортного средства, а не его работника.

Если не осуществляется привлечение работника к материальной ответственности, то не следует отказа от взыскания ущерба, а значит, материальной выгоды у работника не возникает и НДФЛ удержанию не подлежит.

Согласно ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Работник банка действует по прямому указанию представителя работодателя, что подтверждается служебным заданием и путевым листом: выполняет должностную инструкцию, согласно которой работник обязан обеспечивать надлежащую сохранность наличности и минимальное расстояние от автомобиля до двери клиента; принимает меры, чтобы не нарушить ПДД (в частности, проверяет наличие других входов в помещение, осматривает знаки и разметку, сообщает о запретах руководителю). Таким образом, нарушение явилось следствием нормального хозяйственного риска, осуществляется с ведома и по заданию работодателя, за что он несет ответственность.

Работник в процессе привлечения к материальной ответственности предоставляет объяснения о нарушении ПДД со ссылкой на нормальный хозяйственный риск и (или) на то, что нарушение осуществлено в связи с заданием руководителя. Получив объяснения, работодатель не привлекает работника к ответственности. Согласно ст. 240 ТК РФ работодатель имеет право отказаться от взыскания компенсации с виновного работника, в данном случае работник не признается виновным и, соответственно, не получает экономическую выгоду.

Следует ли банку удержать НДФЛ в случае невзыскания уплаченного им штрафа за нарушение ПДД работниками?

Ответ:

Правилами дорожного движения установлен единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Обязательность соблюдения данных Правил предусмотрена Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В соответствии с п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации деньги признаются движимым имуществом.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации из-за действий работника банку причинен ущерб в виде затрат по оплате суммы штрафа, приведших к уменьшению движимого имущества банка.

В силу ст. 22 Трудового кодекса работодатель вправе потребовать возмещения ущерба, причиненного работником.

При этом работодатель, на основании ст. 240 Трудового кодекса, может отказаться от взыскания ущерба с виновного работника, то есть освободить работника от определенной имущественной обязанности.

В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Исходя из изложенного, в случае если работодатель в соответствии с Трудовым кодексом установил размер причиненного ему конкретным работником ущерба, причину его возникновения и предел материальной ответственности работника, отказ работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба приводит к возникновению у работника дохода (экономической выгоды), полученного им в натуральной форме, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем следует учитывать, что Трудовой кодекс также предусматривает основания, исключающие материальную ответственность работника.

Кроме того, право работодателя на возмещение причиненного ему работником ущерба корреспондирует с его обязанностью обеспечить необходимые условия для сохранности принадлежащего ему имущества.

Неисполнение работодателем этой обязанности, включая издание им приказов (распоряжений, иных имеющих обязательный характер документов), выполнение которых работниками влечет причинение ущерба имуществу работодателя, не должно влечь материальную ответственность работников.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 апреля 2013 г. N 03-04-06/12341

Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль доходов организации - резидента Эстонии по договору перевозки грузов автомобильным транспортом из РФ.

Ответ:

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Согласно данной норме Кодекса под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Следует отметить, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанное 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицировано и, следовательно, не вступило в силу и поэтому не применяется.

Вместе с тем согласно ст. 3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992 перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из сторон на основании данного Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.

В связи с вышеизложенным при налогообложении доходов эстонского перевозчика применимо Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992 и, следовательно, доходы эстонского перевозчика не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации.

При этом эстонским контрагентам необходимо самостоятельно обратиться в эстонские компетентные органы для получения разъяснения того, какой из государственных органов уполномочен выдавать сертификаты или иные документы для применения действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 апреля 2013 г. N 03-08-05/12078

Вопрос:

Водитель банка на служебном автомобиле в рабочее время при исполнении трудовых (должностных) обязанностей нарушил Правила дорожного движения Российской Федерации.

Подобные нарушения в основном происходят из-за превышения скорости при объезде заторов на дорогах, возникших вследствие дорожно-транспортных происшествий на пути следования автомобилей при выполнении производственных заданий, установленных по времени.

Штраф за нарушение ПДД РФ в соответствии со ст. 2.6.1 КоАП РФ банк уплатил в полной сумме в установленный срок.

Сумма штрафа не была предъявлена водителю для возмещения, так как у него не возникает материальной ответственности в соответствии со ст. 238 ТК РФ. Штраф за нарушение ПДД РФ не является прямым действительным ущербом, нанесенным банку водителем: нет ущерба имуществу или ухудшения состояния имущества, а также нет необходимости для банка осуществления затрат либо излишних выплат на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В данном случае у водителя не возникает дохода в натуральной форме (ст. 211 НК РФ) или в виде материальной выгоды (ст. 212 НК РФ).

Необходимо ли исчислить НДФЛ с суммы штрафа, уплаченного банком за нарушение водителем ПДД РФ в рабочее время при выполнении производственного задания?

Ответ:

Положениями ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В соответствии с п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации деньги признаются движимым имуществом.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации из-за действий работника банку причинен ущерб в виде затрат по оплате суммы штрафа, приведших к уменьшению движимого имущества банка.

В силу ст. 22 Трудового кодекса работодатель вправе потребовать возмещения ущерба, причиненного работником.

При этом работодатель на основании ст. 240 Трудового кодекса может отказаться от взыскания ущерба с виновного работника, то есть освободить работника от определенной имущественной обязанности.

В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Исходя из изложенного в случае, если работодатель в соответствии с Трудовым кодексом установил размер причиненного ему конкретным работником ущерба, причину его возникновения и предел материальной ответственности работника, отказ работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба приводит к возникновению у работника дохода (экономической выгоды), полученного им в натуральной форме, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем следует учитывать, что Трудовой кодекс также предусматривает основания, исключающие материальную ответственность работника.

Кроме того, право работодателя на возмещение причиненного ему работником ущерба корреспондирует с его обязанностью обеспечить необходимые условия для сохранности принадлежащего ему имущества.

Неисполнение работодателем этой обязанности, включая издание им приказов (распоряжений, иных имеющих обязательный характер документов), выполнение которых работниками влечет причинение ущерба имуществу работодателя, не должно влечь материальной ответственности работников.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 апреля 2013 г. N 03-04-06/1183

Вопрос:

О налогообложении НДС операций по реализации иностранной организацией нежилых помещений, находящихся на территории РФ, гражданину РФ, не являющемуся индивидуальным предпринимателем.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 147 Кодекса. Согласно положениям данной статьи местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется либо в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации. В связи с этим местом реализации нежилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации.

Согласно ст. 143 Кодекса организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Пунктом 2 ст. 11 Кодекса установлено, что в целях налогообложения к организациям относятся в том числе иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, филиалы и представительства указанных иностранных лиц, созданные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Согласно п. 5 ст. 83 Кодекса постановка организаций на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 Кодекса. Организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Следует отметить, что в соответствии с п. 14 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по месту принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, ведущими кадастровый учет недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, указанными в п. 4 ст. 85 Кодекса. При этом датой постановки на учет иностранной организации (датой учета сведений в отношении иностранной организации) в налоговом органе является дата регистрации права собственности на недвижимое имущество, содержащаяся в сведениях, сообщенных вышеуказанными органами.

Таким образом, иностранная организация, имеющая в Российской Федерации недвижимое имущество, в том числе нежилые помещения, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества на основании данных органов, осуществляющих кадастровый учет недвижимого имущества. При этом реализация иностранной организацией указанного имущества как физическому лицу - гражданину Российской Федерации, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, так и российской организации является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации и облагается налогом в порядке, определенном гл. 21 Кодекса. При этом уплата налога в бюджетную систему Российской Федерации должна осуществляться иностранной организацией по месту ее постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения этого имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 апреля 2013 г. N 03-07-14/11907

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное