Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 19.04.2013


Вопросы и ответы

Подпишитесь на бесплатную рассылку КонсультантПлюс!

"Правовые новости. Коротко о важном"
Анализ важнейших изменений в законодательстве: финансы, экономика, социальная сфера, государство. Полезная информация - оперативно и достоверно!

Достаточно перейти по ссылке и ввести свой e-mail.

Консультации по бухучету и налогообложению от 22.04.2013

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Организация, на основании п. 6 ст. 324.1 НК РФ и руководствуясь учетной политикой для целей налогообложения, производила в течение 2012 г. отчисления в резерв на предстоящую выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год. По результатам работы за 2012 г. сумма сформированного резерва фактически превысила сумму планируемого к выплате вознаграждения по итогам работы за год.

Вправе ли организация сумму не использованного в 2012 г. резерва на выплату вознаграждений по итогам работы не включать в состав внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль, а учитывать при формировании резерва за 2013 г.?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организация, принявшая решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений, обязана отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый ею способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

На основании п. 6 ст. 324.1 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год производятся в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 324.1 НК РФ для резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников.

Согласно п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год должен быть уточнен на конец налогового периода. При этом, поскольку порядок уточнения определен п. 4 ст. 324.1 НК РФ только для резервов на оплату отпусков, в отношении резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год организация в учетной политике должна определить способ резервирования и порядок расчета предельной суммы отчислений в резерв, а также обоснованный критерий, по которому на последнюю дату налогового периода организация будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период (например, процент от прибыли или сумма на одного работника и т.д.).

Таким образом, в случае если налогоплательщик продолжает создавать резерв на предстоящую выплату вознаграждения по итогам работы за год, остаток неиспользованной суммы может не включаться в состав внереализационных доходов и будет учитываться при формировании резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за 2013 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 апреля 2013 г. N 03-03-06/2/11148

Вопрос:

В ноябре 2012 г. после завершения всего комплекса строительно-монтажных работ организация (ГУП) ввела в эксплуатацию объекты недвижимого имущества вспомогательного назначения - здания служебных проходных, документы на государственную регистрацию права собственности на которые будут поданы в 2013 г.

Федеральным законом от 29.11.2012 N 206-ФЗ в НК РФ внесены изменения, устанавливающие порядок начисления амортизации по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации. С 01.01.2013 единственным основанием для начисления амортизации является введение основного средства в эксплуатацию.

Вправе ли организация для целей исчисления налога на прибыль с января 2013 г. начислять амортизацию по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в ноябре 2012 г., права на которые на 01.01.2013 не зарегистрированы и которые не включены в амортизационные группы?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

До 1 января 2013 г. п. 11 ст. 258 Кодекса было предусмотрено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

На основании п. 1 ст. 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 206-ФЗ), с 01.01.2013 п. 11 ст. 258 Кодекса утратил силу.

Согласно п. 4 ст. 259 Кодекса (в ред. Закона N 206-ФЗ) с 1 января 2013 г. начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

Указанные выше изменения, внесенные Законом N 206-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2013 г. и не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 г.

Таким образом, по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.01.2013, права на которые подлежат государственной регистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент подачи документов на регистрацию указанных прав).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 апреля 2013 г. N 03-03-06/4/11151

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН, арендует два кафе и оказывает услуги общественного питания.

ИП планирует заключить муниципальный контракт на организацию общественного питания обучающихся школы, согласно которому в пользование ИП на период действия контракта безвозмездно передаются пищеблок, обеденный зал, подсобные помещения, технологическое оборудование, кухонный инвентарь и посуда. Услуги будет оплачивать муниципальный заказчик из средств бюджета муниципального района по безналичному расчету.

Может ли ИП применять ПСН в данном случае или ему необходимо применять другую систему налогообложения?

Ответ:

В соответствии с пп. 47 п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения может применяться в отношении предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

Согласно пп. 6, 13 и 14 п. 3 ст. 346.43 Кодекса под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 181 Кодекса.

Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.

При этом согласно п. 4 ст. 346.43 Кодекса в целях гл. 26.5 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Таким образом, если индивидуальный предприниматель оказывает вышеуказанные услуги общественного питания в помещении, право пользования которым предоставлено заказчиком, и согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам в этом помещении выделен зал обслуживания посетителей с площадью не более 50 квадратных метров, то индивидуальный предприниматель в части оказания таких услуг общественного питания вправе применять патентную систему налогообложения независимо от источника оплаты услуг общественного питания, а также от формы их оплаты (наличная, безналичная).

В случае если помещение, в котором оказываются услуги общественного питания, согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам, не имеет зала обслуживания посетителей, то индивидуальный предприниматель в отношении таких услуг общественного питания не вправе применять патентную систему налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 апреля 2013 г. N 03-11-12/40

Вопрос:

Согласно ст. 275.1 НК РФ организации, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Убыток, полученный подразделением налогоплательщика при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, признается при соблюдении трех условий:

- стоимость товаров, работ, услуг, которые реализуются через объект ОПХ, соответствует стоимости аналогичных услуг специализированных организаций, которые ведут аналогичную деятельность (абз. 6 ст. 275.1 НК РФ);

- расходы на содержание объектов ОПХ не превышают затрат на обслуживание аналогичных объектов специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной (абз. 7 ст. 275.1 НК РФ);

- условия оказания услуг (выполнения работ) через объект ОПХ существенно не отличаются от условий оказания услуг (выполнения работ) специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной (абз. 8 ст. 275.1 НК РФ).

Таким образом, для признания в целях налогообложения убытка от деятельности объекта ОПХ необходимо сравнить показатели его деятельности с показателями специализированной организации, осуществляющей аналогичную деятельность. При этом в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации объекта ОПХ, с деятельностью которого можно провести сравнение, налоговое законодательство не устанавливает ограничений, что подобное сравнение должно проводиться с объектом, расположенным на той же территории (Письмо Минфина России от 12.10.2004 N 02-3-07/161@).

На балансе подразделений ОАО имеются объекты ОПХ, находящиеся в одном субъекте РФ, а специализированная организация, с которой можно сравнить показатели деятельности, находится в другом субъекте РФ.

Допускается ли в целях налога на прибыль сопоставлять показатели деятельности объектов ОПХ, расположенных на территории одного субъекта РФ, с показателями деятельности специализированной организации, осуществляющей аналогичную деятельность в других субъектах РФ?

Ответ:

Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, предусмотрены ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно положениям указанной статьи Кодекса налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

В случае если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в ст. 275.1 Кодекса объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;

если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Таким образом, для возможности признания для целей налогообложения прибыли организации убытка от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, необходимо сравнить их показатели с показателями специализированной организации, осуществляющей аналогичную деятельность.

В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации объекта обслуживающих производств и хозяйств, с деятельностью которого можно произвести сравнение, для сравнения можно использовать показатели специализированной организации, расположенной на территории ближайшего субъекта Российской Федерации, с учетом необходимых корректировок, учитывающих сопоставимость условий деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/10939

Вопрос:

Организация перешла с УСН на ОСН и исчисляет налог на прибыль с использованием метода начисления в 2013 г.

На основании п. 2 ст. 346.25 НК РФ в организации необходимо в составе доходов признать доходы в сумме выручки от реализации товаров в период применения УСН, оплата которых не произведена до даты перехода на исчисление налога на прибыль по методу начисления, а в составе расходов признать расходы на приобретение товаров в период применения УСН, которые не были оплачены налогоплательщиком до 01.01.2013.

Включается ли задолженность покупателей товаров по состоянию на 31.12.2012 во внереализационные доходы в I квартале 2013 г. при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль?

Включается ли задолженность организации поставщикам товаров по состоянию на 31.12.2012 во внереализационные расходы в I квартале 2013 г.? Зависит ли сумма задолженности поставщикам, отражаемая во внереализационных расходах, от объекта налогообложения при применении УСН?

При применении п. 6 ст. 346.25 НК РФ при переходе организации с УСН на ОСН суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН при приобретении товара, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на ОСН.

Вправе ли организация предъявить суммы НДС к вычету при переходе с УСН на ОСН?

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.

Указанные в пп. 1 п. 2 ст. 346.25 Кодекса доходы признаются доходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Согласно п. 1 ст. 271 Кодекса у налогоплательщиков, применяющих при исчислении налога на прибыль организаций метод начисления, доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Таким образом, организация, применявшая упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывает в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль суммы задолженности покупателей за реализованные им товары на дату перехода на общий режим налогообложения (в первом отчетном (налоговом) периоде применения общего режима налогообложения) независимо от времени погашения задолженности.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 346.25 Кодекса организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления учитывают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса. Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Вместе с тем не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций суммы кредиторской задолженности, образовавшейся на дату перехода на общий режим налогообложения, за товары, полученные организацией в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.

По вопросу уплаты организацией, перешедшей с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, налога на добавленную стоимость в отношении товаров, приобретенных, но не использованных при применении упрощенной системы налогообложения, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 6 ст. 346.25 Кодекса при переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применявшему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг), которые не были включены в расходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 1 ст. 171 гл. 21 Кодекса налогоплательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты. При этом п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами, и соответствующих первичных документов.

Таким образом, при переходе организации с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным как для реализации, так и для использования в производственной деятельности, но не использованным в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету в первом налоговом периоде, в котором организация перешла на общий режим налогообложения, при выполнении вышеуказанных условий.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 апреля 2013 г. N 03-11-06/2/10983

Вопрос:

Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда, в частности, относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (НПФ), имеющими лицензии на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

Абзацем 4 п. 16 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что в случаях негосударственного пенсионного обеспечения указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований.

При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" часть сумм пенсионных взносов может направляться на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, и покрытие административных расходов, если такое право фонда предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента сумм взноса.

Правильно ли считать, что сумма пенсионных взносов, перечисленных ОАО, в полном объеме учитывается для целей налогообложения налогом на прибыль в составе расходов на оплату труда при одновременном выполнении следующих условий:

- право фонда на направление части соответствующих взносов (не более 3 процентов от суммы взноса) на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором;

- средства для обеспечения уставной деятельности фонда выделяются из пенсионных взносов до их распределения по именным счетам участников (при этом в платежном поручении указывается "в том числе взнос на уставную деятельность фонда и покрытие административных расходов")?

Ответ:

В соответствии с п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

Указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований.

При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой в том числе является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения.

Как следует из ст. 17 Закона N 75-ФЗ, имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется в том числе за счет части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 75-ФЗ пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются, в частности, за счет пенсионных взносов.

Учитывая изложенное, налогоплательщик в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций учитывает всю сумму взноса, рассчитанную в соответствии с п. 16 ст. 255 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/10817

Вопрос:

Вправе ли ИП, применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД и не производящий выплат физическим лицам, уменьшить сумму ЕНВД за I квартал 2013 г. на сумму уплаченных за себя страховых взносов в фиксированном размере, если уплата страховых взносов произведена им по окончании I квартала и до подачи налоговой декларации?

Вправе ли данный ИП, уплатив страховые взносы в фиксированном размере в I квартале 2013 г. за весь год, уменьшать сумму ЕНВД за первый и каждый последующий квартал 2013 г. на 1/4 суммы уплаченных страховых взносов?

Вправе ли ИП, уплатив страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование наемных работников в I квартале 2013 г. в размере, превысившем суммы начисления, уменьшить ЕНВД в следующем квартале на сумму переплаты по страховым взносам в случае их зачета в счет предстоящих платежей по страховым взносам?

Ответ:

Исходя из абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на вмененный доход на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с 1 января 2013 г. вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных ими страховых взносов в фиксированном размере без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

При этом согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере единовременно за текущий календарный год в полном объеме или частями в течение календарного года.

Окончательная уплата страховых взносов (далее - фиксированных платежей) должна быть произведена не позднее 31 декабря календарного года, кроме случаев прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 2 и 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Учитывая изложенное, в зависимости от выбранного порядка уплаты фиксированных платежей индивидуальные предприниматели могут уменьшить сумму единого налога на вмененный доход за тот налоговый период (квартал), в котором были фактически уплачены фиксированные платежи, но до подачи налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход.

Так, сумма единовременно уплаченного фиксированного платежа уменьшает сумму единого налога на вмененный доход только за тот налоговый период (квартал), в котором фиксированный платеж был уплачен.

В случае уплаты фиксированного платежа частями поквартально единый налог на вмененный доход уменьшается за каждый квартал на уплаченную в этом квартале часть фиксированного платежа.

В то же время следует иметь в виду, что распределение по налоговым периодам (поквартально) суммы единовременно уплаченного фиксированного платежа не предусмотрено.

Также не предусмотрен перенос на следующий год части суммы фиксированного платежа, не учтенной при уменьшении суммы единого налога на вмененный доход из-за недостаточности суммы исчисленного налога.

В соответствии с п. п. 2 и 2.1 ст. 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, сумму единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, исчисленную за налоговый период, уменьшают на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с выплат своим работникам, которые фактически уплачены (в пределах исчисленных сумм) в том квартале, за который подается декларация по единому налогу на вмененный доход;

2) выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые три дня их болезни;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного страхования своих работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

Таким образом, сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период (квартал), может быть уменьшена на суммы расходов, платежей и взносов, указанных в п. 2 ст. 346.32 Кодекса, которые исчислены за этот же налоговый период и фактически уплачены к моменту представления в налоговые органы декларации по единому налогу на вмененный доход за данный налоговый период, но не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода и не более чем на 50 процентов.

Если указанные платежи были произведены после подачи в налоговый орган налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход (в следующем налоговом периоде (квартале)), то они могут быть учтены при расчете суммы единого налога на вмененный доход за налоговый период, в котором были фактически уплачены.

При этом индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не вправе уменьшить сумму исчисленного ими единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Кроме того, следует отметить, что согласно ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей Закона N 212-ФЗ.

Сумма образовавшейся переплаты по страховым взносам, которая была зачтена в счет предстоящих платежей по страховым взносам, может быть учтена при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в налоговом периоде, в котором произведен соответствующий зачет.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 апреля 2013 г. N 03-11-11/136

Вопрос:

С 01.01.2013 в соответствии с абз. 3 пп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Вправе ли ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы" и не производящий вознаграждения физическим лицам, уменьшить сумму авансовых платежей по налогу на сумму страховых взносов в ПФР и ФФОМС, уплаченных единовременно за текущий календарный год в полном объеме в I квартале?

Ответ:

В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом N 255-ФЗ;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом N 255-ФЗ.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму вышеуказанных расходов более чем на 50 процентов.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

При этом согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере единовременно за текущий календарный год в полном объеме или частями в течение календарного года.

Окончательная уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа (далее - фиксированный платеж) должна быть произведена не позднее 31 декабря календарного года, кроме случаев прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 2 и 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Учитывая изложенное, в зависимости от выбранного порядка уплаты фиксированных платежей индивидуальные предприниматели могут уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за тот налоговый период, в котором были фактически уплачены фиксированные платежи.

Так, сумма единовременно уплаченного фиксированного платежа уменьшает сумму налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за тот налоговый (отчетный) период, в котором данный фиксированный платеж был уплачен.

В случае уплаты фиксированного платежа частями в течение налогового периода сумма налога (авансовых платежей), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уменьшается за каждый отчетный период на уплаченную в этом отчетном периоде часть фиксированного платежа.

При этом не предусмотрен перенос на следующий год части суммы фиксированного платежа, не учтенной при расчете (уменьшении) суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, из-за недостаточности суммы исчисленного налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 апреля 2013 г. N 03-11-11/135

Вопрос:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающий ЕСХН, является грантополучателем и получателем единовременной помощи по программе "Начинающий фермер" в 2012 г.

Федеральным законом от 02.10.2012 N 161-ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена п. 14.1, вступающим в силу с 01.01.2013 и применяемым в отношении грантов и субсидий, полученных главами КФХ после 01.01.2012.

Каков порядок налогообложения суммы данной единовременной помощи? Распространяются ли на нее нормы п. 14.1 ст. 217 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Таким образом, средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях ст. 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном гл. 26.1 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

При этом следует иметь в виду, что согласно пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Кодекса установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства), осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и подразделом "Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе" разд. VI Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446, для повышения финансовой устойчивости создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2012 г. осуществлялись меры государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка начинающих фермеров осуществлялась посредством предоставления грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на его бытовое обустройство. Финансирование мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм осуществлялось на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников - средств крестьянских (фермерских) хозяйств.

Исходя из этого средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на его создание, и единовременная помощь на его бытовое обустройство должны отражаться в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 апреля 2013 г. N 03-11-11/132

Вопрос:

ИП, уплачивающий ЕНВД, осуществляет розничную торговлю и ведет раздельный учет в отношении разных групп товаров.

В соответствии с Решением Городской думы, если в объекте розничной торговли осуществляется продажа нескольких групп товаров, по каждой из которых установлены различные значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, то при исчислении налоговой базы, с условием ведения раздельного учета, коэффициент К2 применяется по каждой группе товаров, исходя из удельного веса объема реализации каждой группы товаров в общем объеме реализации товаров. Порядок расчета коэффициента К2 в данном Решении не установлен.

В Письмах Минфина России от 18.07.2008 N 03-11-04/3/331, от 23.03.2007 N 03-11-04-3/79 приведена формула расчета коэффициента К2. Вправе ли ИП применять формулу расчета корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для целей исчисления ЕНВД, указанную в Письмах Минфина России?

Ответ:

В соответствии с п. 6 ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении величины базовой доходности, применяемой для целей исчисления единого налога на вмененный доход, представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 указанной статьи Кодекса, на корректирующий коэффициент К2.

Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 Кодекса.

Согласно ст. 346.27 Кодекса корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг).

В связи с этим указанные представительные (законодательные) органы власти вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей ее ведения, либо значения так называемых подкоэффициентов К2, учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности.

В случае установления значений так называемых подкоэффициентов К2 единое значение коэффициента К2, используемое при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, определяется налогоплательщиками в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 346.29 Кодекса.

Так, если в розничной торговле осуществляется продажа нескольких групп товаров, по каждой из которых установлены значения корректирующего коэффициента К2, то при исчислении налоговой базы по данному налогу следует применять значения подкоэффициентов К2 по каждой группе товаров. При этом значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 можно определять исходя из удельного веса розничного товарооборота каждой группы товаров в общем объеме розничного товарооборота.

Таким образом, значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающего такой фактор, как ассортимент реализуемых товаров, можно рассчитать следующим образом:

К2а = (К2т1гр x (Т1гр / Тоб)) x (К2т2гр x (Т2гр / Тоб)) x др. группы товаров,

где К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности для розничной торговли товарами;

К2а - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий ассортимент реализуемых товаров;

К2пр - корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий прочие факторы (сезонность, местонахождение и т.д.);

К2т1гр - корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий реализацию товаров 1-й группы;

К2т2гр - корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий реализацию товаров 2-й группы;

Тоб - товарооборот по реализации всех товаров;

Т1гр - товарооборот по реализации 1-й группы товаров;

Т2гр - товарооборот по реализации 2-й группы товаров.

Таким образом, К2 = К2а x К2пр.

Данный расчет налогоплательщики вправе представить в налоговый орган в качестве приложения к налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 7 ст. 346.29 Кодекса значение коэффициента К2 не может быть ниже 0,005.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 апреля 2013 г. N 03-11-11/125

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное