Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 11.01.2013


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс: "горячие" документы
Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 625н "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска"

Посмотреть все "горячие" документы

Консультации по бухучету и налогообложению от 11.01.2013

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

В соответствии с требованиями Положения Банка России от 26.03.2007 N 302-П банк отражает вложения в долговые ценные бумаги на соответствующих балансовых счетах второго порядка (портфелях) в зависимости от целей приобретения:

501 "Долговые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток";

502 "Долговые обязательства, имеющиеся в наличии для продажи";

503 "Долговые обязательства, удерживаемые до погашения".

В зависимости от цели приобретения долговые ценные бумаги одного эмитента, имеющие один идентификационный код (ISIN), могут учитываться банком на различных счетах (в различных портфелях).

При реализации ценные бумаги списываются по методу ФИФО, что закреплено в учетной политике банка.

Под способом ФИФО в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета понимается отражение выбытия (реализации) ценных бумаг в последовательности зачисления на балансовый счет второго порядка ценных бумаг этого выпуска.

Как должен банк отражать операции по реализации ценных бумаг в целях исчисления налога на прибыль:

- с учетом порядка их отражения в бухгалтерском учете, т.е. применять метод ФИФО в разрезе каждого портфеля;

- без учета порядка их отражения в бухгалтерском учете, т.е. применять метод ФИФО по датам фактического приобретения ценных бумаг без учета их отражения в разных портфелях?

Ответ:

Согласно ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены ст. 280 НК РФ.

Из п. 9 ст. 280 НК РФ следует, что при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой может выбрать метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Раздельное применение вышеуказанного метода списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг в части инвестиционного и торгового портфелей положениями гл. 25 НК РФ не предусмотрено.

Следовательно, при реализации ценных бумаг одного эмитента, находящихся в разных портфелях, в расходах для целей налогообложения необходимо учитывать стоимость таких ценных бумаг, которые были приобретены первыми по времени, независимо от того, в каком портфеле они находятся.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 декабря 2012 г. N 03-03-06/2/130

Вопрос:

Российская организация (ООО) является 100%-ным акционером ОАО. При этом 49% уставного капитала ООО принадлежит иностранной организации - резиденту Королевства Нидерландов. ООО передало по договору займа денежные средства ОАО. Для ООО единственным источником предоставленных по договору займа средств является долгосрочный синдицированный кредит российских банков, не являющихся аффилированными к иностранной организации.

В 2012 г. какие-либо финансово-хозяйственные сделки участником - резидентом Королевства Нидерландов с ООО и ОАО не заключались. Как следствие, непогашенная задолженность перед иностранной организацией отсутствует.

Правомерно ли мнение, что у ОАО в целях исчисления налога на прибыль отсутствует контролируемая задолженность перед иностранной организацией в части процентов по договору займа?

Ответ:

Согласно п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом иностранной организации, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, (далее - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса применяются правила п. 2 ст. 269 Кодекса.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 20 Кодекса доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется как произведение долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.

Таким образом, при наличии условий, установленных ст. 269 Кодекса, задолженность российской организации - заемщика как перед иностранной организацией, так и перед российской организацией по долговому обязательству может быть признана контролируемой задолженностью перед иностранной организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 декабря 2012 г. N 03-08-05

Вопрос:

Иностранная организация - резидент Франции имеет на территории РФ представительство, через которое осуществляет деятельность подготовительного и вспомогательного характера. Предпринимательская деятельность на территории РФ не осуществляется. Иностранная организация перечисляет российскому представительству денежные средства на ведение указанной деятельности. В результате переоценки остатков средств в иностранной валюте на счете представительства образовалась курсовая разница.

Возникает ли у представительства иностранной организации обязанность уплатить налог на прибыль в данном случае?

Ответ:

В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в частности, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 306 Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей налогообложения прибыли понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 Кодекса.

Пунктом 4 ст. 306 Кодекса установлено, что факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 Кодекса, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.

Перечень видов деятельности, относящейся к подготовительной и вспомогательной деятельности в целях налогообложения прибыли, установлен п. 4 ст. 306 Кодекса.

Аналогичные положения содержатся в ст. 5 "Постоянное представительство" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996 (далее - Конвенция), которой установлено, в частности, следующее.

Для целей Конвенции термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве.

В п. 4 ст. 5 Конвенции указано, что независимо от предыдущих положений ст. 5 Конвенции считается, что термин "постоянное представительство" не включает:

a) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров, принадлежащих предприятию;

b) содержание запасов товаров, принадлежащих предприятию, исключительно в целях хранения, демонстрации или поставки;

c) содержание запасов товаров, принадлежащих предприятию, исключительно для целей переработки другим предприятием;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или для сбора информации для предприятия;

e) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах от "а" до "е".

Таким образом, иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через отделение, включающую виды деятельности, предусмотренные п. 4 ст. 306 Кодекса и п. 4 ст. 5 Конвенции, не рассматривается как имеющая постоянное представительство в Российской Федерации и, соответственно, не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций.

Следовательно, доходы такой иностранной организации в виде курсовой разницы, возникающие в результате переоценки остатков средств в иностранной валюте на счете ее отделения в России, налогообложению в Российской Федерации не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/627

Вопрос:

В 2011 г. банк - налоговый агент удерживал и перечислял НДФЛ по результатам сделок с ценными бумагами клиентов-физлиц.

По итогам 2011 г. в соответствии с произведенными расчетами у клиентов образовались убытки от операций с ценными бумагами, т.е. у них был излишне удержан НДФЛ.

При выплате доходов банк рассчитывает финансовый результат в соответствии со ст. 214.1 НК РФ. Суммы удержанного НДФЛ перечисляются в бюджет не позднее одного месяца с даты выплаты денежных средств.

При выплате доходов работникам банк удерживает НДФЛ с доходов и согласно п. 6 ст. 226 НК РФ перечисляет суммы удержанного НДФЛ не позднее дня даты перечисления дохода на счета налогоплательщиков.

Вправе ли банк осуществлять возврат излишне удержанной суммы НДФЛ по операциям с ценными бумагами за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей по иным налогоплательщикам, а именно:

- в части НДФЛ, исчисленного с доходов в виде зарплаты и других выплат работникам банка;

- в части НДФЛ, исчисленного с дивидендов, выплачиваемых акционерам-физлицам?

Если вправе, то какие документы необходимо оформить банку?

Ответ:

Из вопроса следует, что в 2011 г. банк удерживал в установленном порядке налог на доходы физических лиц по операциям клиентов с ценными бумагами. При этом по итогам 2011 г. по данным операциям клиенты получили убытки, в результате чего у налогоплательщиков возникли суммы излишне удержанного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Из вышеизложенного следует, что банк - налоговый агент вправе осуществить возврат налогоплательщику сумм излишне удержанного налога по доходам от операций с ценными бумагами за счет предстоящих платежей по этому налогу, причитающихся к перечислению в бюджет по иным налогоплательщикам, независимо от вида дохода, выплачиваемого этим иным налогоплательщикам, и независимо от ставки налога на доходы физических лиц, применяемой к соответствующим видам доходов.

Одновременно налоговому агенту следует внести соответствующие записи в регистры налогового учета по каждому из налогоплательщиков, в счет налоговых платежей которых будет осуществлен возврат сумм излишне удержанного налога другому налогоплательщику, а также соответствующим образом должны быть скорректированы сведения, представляемые в налоговый орган по форме 2-НДФЛ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2012 г. N 03-04-06/4-342

Вопрос:

Депозитарий банка выполняет расчеты по сделкам купли-продажи ценных бумаг через расчетно-клиринговые центры на условиях "поставка против платежа" на основании соглашений, заключаемых с клиентами банка - иностранными организациями, не осуществляющими деятельность через постоянное представительство в РФ. Объектами сделки купли-продажи ценных бумаг выступают акции, облигации и любые другие финансовые активы, подлежащие депозитарному учету.

По условиям соглашений депозитарий, не являясь стороной по сделке купли-продажи ценных бумаг, проводит расчеты за вознаграждение и по поручению иностранных организаций. Депозитарий направляет в расчетно-клиринговый центр поручение от своего имени, составленное на основании распоряжения иностранной организации, поданного в депозитарий. Расчетно-клиринговый центр при исполнении расчетов одновременно осуществляет списание денежных средств с корреспондентского счета банка и зачисление ценных бумаг на междепозитарный счет депо банка в расчетно-клиринговом центре, либо в обратном порядке в случае, если иностранная организация является продавцом ценных бумаг. Сделки являются внебиржевыми и заключаются без привлечения банка в качестве брокера. Для учета денежных средств иностранной организации, поступивших на счет депозитария в расчетно-клиринговом центре, открывается специальный счет при проведении расчетов, а также для учета денежных средств, поступивших при отчуждении иностранной организацией ценных бумаг. Таким образом, на специальном счете может учитываться доход по ценным бумагам, принадлежащим иностранной организации.

Признается ли депозитарий банка налоговым агентом по налогу на прибыль при выполнении по поручению иностранных организаций расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса.

Подпунктом 5 п. 1 ст. 309 Кодекса установлено, что к доходам от источников в Российской Федерации, подлежащим налогообложению у источника выплаты, относятся доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п. 3 ст. 280 Кодекса. При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации.

С учетом п. 2 ст. 309 Кодекса доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, от реализации иных ценных бумаг обложению у источника выплаты в Российской Федерации не подлежат.

Таким образом, при проведении операций купли-продажи ценных бумаг на основании соглашений, заключаемых с иностранными организациями, обязанности налогового агента могут возникать только в отношении доходов иностранной организации от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 декабря 2012 г. N 03-03-06/2/126

Вопрос:

Об исчислении и уплате НДС в случае, когда представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность вспомогательного и подготовительного характера на территории РФ в интересах головного офиса, приобретает у иностранной организации инжиниринговые, консультационные, рекламные, информационные услуги и услуги по обновлению баз данных ЭВМ, а также в случае, когда данное представительство приобретает указанные услуги у российской организации.

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса.

Согласно пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 указанной ст. 148 Кодекса место реализации консультационных, рекламных, информационных услуг, а также услуг по модификации баз данных для электронных вычислительных машин определяется по месту деятельности покупателя таких услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии на основании места, указанного в учредительных документах, места управления, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказываются через это постоянное представительство).

Таким образом, местом реализации консультационных, рекламных, информационных услуг, а также услуг по обновлению баз данных электронных вычислительных машин, оказываемых иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации и не состоящей на учете в российском налоговом органе, представительству иностранной организации, осуществляющему деятельность на территории Российской Федерации, в том числе вспомогательного и подготовительного характера, в интересах головного офиса, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим представительство иностранной организации, осуществляющее в Российской Федерации деятельность вспомогательного и подготовительного характера в интересах головного офиса, приобретающее вышеуказанные услуги, является налоговым агентом по указанным операциям и должно уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации независимо от того, приводит или нет его деятельность к созданию постоянного представительства в целях применения налога на прибыль организаций.

В случае приобретения вышеназванных услуг указанным представительством у российской организации в соответствии с нормами Кодекса обязанности по исчислению и уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации по таким операциям возникают у российской организации, оказывающей данные услуги.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 ноября 2012 г. N 03-07-08/325

Вопрос:

Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством РФ, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Пунктом 2 ст. 855 ГК РФ установлено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П было разъяснено, что при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов. Соответственно, очередность исполнения расчетных документов по выплате заработной платы, предъявленных ранее расчетных документов по перечислению налогов и сборов, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В остальных случаях, когда на счете налогоплательщика достаточно средств для удовлетворения всех предъявленных требований, очередность, установленная п. 2 ст. 855 ГК РФ, остается неизменной.

Таким образом, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации в связи с непредставлением налоговой декларации и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога со счета этой организации банк вправе исполнить поручение организации по выдаче денежных средств по чеку на оплату труда лицам, работающим по трудовому договору.

Правомерно ли это?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Статьей 134 Кодекса установлена ответственность банка в случае исполнения банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации.

На основе вышеуказанных положений Кодекса, положений ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации об очередности платежей по их видам и календарной очередности, положений федеральных законов о бюджете на соответствующий год об отнесении платежей в бюджетную систему Российской Федерации и платежей по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, к одной очереди и подтверждающих правило календарной очередности списания таких платежей, суды приходят к выводу о том, что очередность платежей по перечислению или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, предшествует платежам в бюджетную систему Российской Федерации, если расчетные документы по оплате труда с этими лицами поступили в банк раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему Российской Федерации, или если расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджетную систему Российской Федерации, в банк не поступали.

Таким образом, банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика с учетом очередности поступления расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему Российской Федерации, и расчетных документов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

Учитывая изложенное, при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации в связи с непредставлением налоговой декларации и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) со счета этой организации банк вправе исполнить поручение указанной организации по выдаче денежных средств по чеку на оплату труда лицам, работающим по трудовому договору.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-02-07/1-285

Вопрос:

ЗАО - профучастник РЦБ на основании лицензий осуществляет дилерскую и брокерскую деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами.

В соответствии с п. 18 ст. 214.1 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с ФИСС, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом, при этом налоговыми агентами в целях данной статьи признаются доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) ФИСС на основании соответствующего договора: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.

Согласно п. 10 ст. 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с ФИСС признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с финансовыми инструментами срочных сделок, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. К указанным расходам, в частности, относится оплата услуг, оказываемых профучастниками РЦБ, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами.

Вправе ли ЗАО (доверительный управляющий) как налоговый агент при определении налоговой базы по НДФЛ за 2011 г. по операциям с ценными бумагами и ФИСС, по операциям РЕПО и по операциям займа ценными бумагами учесть суммы комиссии доверительного управляющего, начисленной и фактически уплаченной клиентом в 2012 г.?

Ответ:

В соответствии с п. 17 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном п. п. 6 - 15 ст. 214.1 Кодекса, с учетом сумм, уплаченных по договору доверительного управления доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, а также расходов, установленных п. 10 ст. 214.1 Кодекса.

Таким образом, по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.1 Кодекса, налоговый агент вправе учесть расходы налогоплательщика в виде комиссии доверительного управляющего.

При этом расходы налогоплательщика учитываются в том налоговом периоде, в котором они были фактически осуществлены, независимо от того, за какой период они были начислены.

Что касается операций РЕПО, то в соответствии с п. 6 ст. 214.3 Кодекса налоговая база по таким операциям определяется как доходы в виде процентов по займам, полученных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО.

Учет сумм комиссии доверительному управляющему, уплачиваемой налогоплательщиком в связи с заключением и исполнением сделок РЕПО, при определении налоговой базы непосредственно по сделке РЕПО не предусмотрен.

Также не предусмотрен учет таких комиссий при определении налоговой базы по операциям займа ценными бумагами в соответствии со ст. 214.4 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 ноября 2012 г. N 03-04-06/4-313

Вопрос:

В соответствии с п. 6 ст. 280 НК РФ порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Расчетная цена акций для целей налогообложения рассчитывается в соответствии с Порядком определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы НК РФ, установленным Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н (далее - Порядок).

Согласно п. 7 Порядка расчетная цена необращающейся обыкновенной акции кредитной организации может определяться путем деления собственных средств (капитала) кредитной организации, рассчитанных в соответствии с Методикой определения собственных средств (капитала) кредитных организаций, утвержденной Банком России от 10.02.2003 N 215-П (далее - Методика), уменьшенных на долю чистых активов, которая приходится на размещенные привилегированные акции общества, на общее количество размещенных обществом обыкновенных акций. Для определения расчетной цены акций используются последние раскрытые кредитной организацией на дату определения расчетной цены данные бухгалтерской отчетности или данные о собственных средствах (капитале) кредитной организации.

Величина собственных средств (капитала) кредитных организаций, определяемая в соответствии с Методикой, включает полученный эмитентом (банком) субординированный кредит, выданный на установленных условиях.

Учитывая, что по своему экономическому смыслу средства, привлеченные по субординированному кредиту (займу), являются долгосрочными долговыми обязательствами, в то время как чистые активы представляют собой активы, не обремененные обязательствами, банк полагает, что при определении расчетной цены акций эмитента - банка для целей исчисления налога на прибыль собственный капитал необходимо уменьшить на размер привлеченного эмитентом субординированного кредита (займа).

Правомерна ли позиция банка?

Ответ:

Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Пунктом 6 ст. 280 НК РФ определено, что порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, устанавливается в целях гл. 25 НК РФ федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно п. 7 Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы НК РФ, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н, расчетная цена необращающейся обыкновенной акции кредитной организации может определяться путем деления собственных средств (капитала) кредитной организации, рассчитанных в соответствии с Методикой определения собственных средств (капитала) кредитных организаций, утвержденной Центральным банком Российской Федерации от 10.02.2003 N 215-П, уменьшенных на долю чистых активов, которая приходится на размещенные привилегированные акции общества, на общее количество размещенных обществом обыкновенных акций.

В соответствии с п. 1 Положения Банка России о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций от 10.02.2003 N 215- П (далее - Положение N 215-П) величина собственных средств (капитала) кредитных организаций в соответствии с настоящей методикой определяется как сумма основного капитала и дополнительного капитала, за вычетом показателей, перечисленных в п. п. 4 и 5 Положения N 215-П.

Пунктом 4 Положения N 215-П к показателям, уменьшающим сумму основного капитала и дополнительного капитала при определении величины собственных средств (капитала) кредитных организаций, относятся, в частности, субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы), предоставленные кредитным организациям - резидентам.

Таким образом, при определении величины собственных средств, необходимой для определения расчетной цены не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, сумма основного капитала и дополнительного капитала может быть уменьшена на выданные субординированные кредиты. Уменьшение суммы основного и дополнительного капиталов на полученные субординированные кредиты не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 ноября 2012 г. N 03-03-06/2/120

Вопрос:

Иностранная организация, зарегистрированная в Королевстве Нидерланды, осуществляет производственную деятельность с целью добычи нефти и газа на территории субъекта РФ через обособленное подразделение - филиал.

Иностранная организация планирует открыть на территории другого субъекта РФ отделение филиала. В отделении планируется создание стационарных рабочих мест для группы работников филиала с целью осуществления деятельности подготовительного и вспомогательного характера:

- управление производственно-хозяйственной деятельностью филиала;

- осуществление финансовой деятельности, ведение бухгалтерского учета, управление информационными системами и системами связи, осуществление контрактной деятельности по обеспечению производства, закупки материально-производственных запасов и т.п.

Ведение предпринимательской деятельности, а также открытие банковских счетов в отделении филиала не предполагаются. Заработная плата работникам отделения планируется к начислению и выплате через филиал.

1. Законодательством РФ не предусмотрен порядок постановки на налоговый учет отделений филиалов иностранных организаций. При этом НК РФ не содержит запрета на создание филиалом иностранной организации территориально обособленных отделений, не выполняющих функции самого юрлица и не выполняющих функции филиала иностранной организации. Согласно понятиям и определениям, приведенным в п. 2 ст. 11 НК РФ, предусмотрена возможность существования отделения филиала иностранной организации (абз. 2 и 20 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Каков порядок оформления и постановки на налоговый учет в налоговом органе отделения филиала иностранной организации?

2. Планируемая деятельность отделения филиала не является основной деятельностью иностранной организации и в целях гл. 25 НК РФ признается деятельностью вспомогательного характера (пп. 3, 4, 5 п. 4 ст. 306 НК РФ).

В связи с этим деятельность отделения филиала не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства. Следовательно, отделение филиала не будет признаваться налогоплательщиком налога на прибыль. В соответствии с положениями п. 1 ст. 252 НК РФ филиал иностранной организации может принять к учету для целей исчисления налога на прибыль те расходы, которые произведены для обеспечения его деятельности, также и в той части, которая относится к деятельности отделения филиала.

Возможно ли в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы, связанные с деятельностью подготовительного и вспомогательного характера отделения филиала, в составе расходов филиала иностранной организации?

3. Иностранная организация планирует заключать трудовые договоры с работниками, которые будут осуществлять трудовую деятельность в отделении филиала, при этом работодателем по данным договорам будет выступать филиал, а местом работы будет являться офис в местности, в которой будут оборудованы стационарные рабочие места для работников и, соответственно, будет создано отделение филиала.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, по месту нахождения обособленного подразделения. В соответствии с этим перечисление удержанных с доходов работников филиала, работающих в его отделении, сумм НДФЛ должно осуществляться в бюджет по месту нахождения филиала.

В какой бюджет необходимо перечислять сумму НДФЛ за работников филиала, работающих в отделении: в бюджет по месту нахождения отделения филиала или в бюджет по месту нахождения самого филиала?

Ответ:

1. В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Согласно п. 2 ст. 11 Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах иностранными организациями признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н (далее - Особенности), на основании п. 1 ст. 83 Кодекса иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

Через обособленное подразделение, созданное на территории Российской Федерации филиалом иностранной организации, по существу осуществляется деятельность этой иностранной организации.

Таким образом, компания, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации через указанное выше обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности в соответствии с п. п. 4 и 5 указанных Особенностей.

2. Особенности налогообложения иностранной организации, осуществляющей деятельность через филиал, признаваемый в целях налогообложения прибыли постоянным представительством в Российской Федерации, установлены ст. 307 Кодекса. Указанной статьей предусмотрено, в частности, что при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.

Наличие постоянного представительства определяется в соответствии со ст. 306 Кодекса и положениями ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996 (далее - Соглашение).

Согласно ст. 7 Кодекса положения Соглашения имеют приоритет над положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 5 Соглашения термин "постоянное представительство", в частности, включает место управления.

Статьей 7 Соглашения установлено, что если предприятие одного Договаривающегося государства осуществляет деятельность в другом Договаривающемся государстве через постоянное представительство, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

С учетом положений п. п. 2 и 3 ст. 7 Соглашения к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

При определении прибыли постоянного представительства разрешаются вычеты расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.

Пунктом 9 ст. 307 Кодекса предусмотрено, что если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с Кодексом или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.

Указанные обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.

Таким образом, расходы управленческого и общеадминистративного характера иностранной организации могут быть учтены при формировании налоговой базы филиала указанной иностранной организации, находящегося в Российской Федерации, в той части, которая будет определена на основании функционального анализа (содержание которого устанавливается в соответствии со ст. 105.5 "Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ" Кодекса).

3. В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным условием для включения в трудовой договор является, в частности, место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

Согласно п. 7 ст. 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Таким образом, суммы налога на доходы физических лиц, исчисленные и удержанные с доходов работников обособленного подразделения филиала компании, должны быть перечислены в налоговый орган по месту нахождения указанного обособленного подразделения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 ноября 2012 г. N 03-02-07/1-271

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7-495-956-82-83, +7-495-787-9292
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное