Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 26.10.2012


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 26.10.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новости КонсультантПлюс

Новое "Практическое пособие по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов)" включено в "Путеводитель по налогам" системы КонсультантПлюс. В нем рассматривается, как выявить излишние платежи по налогам и как их вернуть. Ранее в "Путеводитель по налогам" было включено "Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов". Таким образом, теперь в системе представлена информация по уплате, зачету и возврату налогов, пеней и штрафов.
Подробнее...


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

О применении вычетов НДС, уплаченного при приобретении авиабилетов для работников, направленных к месту служебной командировки и обратно.

Ответ:

Согласно п. 7 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Пунктом 1 ст. 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса. При этом на основании п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в! установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 сентября 2012 г. N 03-07-11/393

Вопрос:

О порядке составления счетов-фактур по НДС в отношении услуг, оказываемых экспедитором и третьими лицами, если экспедитор организует перевозку груза за вознаграждение и заключает от своего имени договоры для оказания услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, а также приобретает услуги у третьих лиц от своего имени за счет клиента.

Ответ:

Согласно п. 3 ст. 168 и п. 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счета-фактуры выставляются налогоплательщиком налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), и поэтому в счетах-фактурах указываются данные по реализуемым товарам (работам, услугам).

В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедиторами или клиентом, обязанность экспедитора заключать от имени клиента или от своего имени договор (договоры! ) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Поскольку экспедитор организует перевозку груза за вознаграждение и заключает от своего имени договоры для оказания услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, то в счете-фактуре по услуге экспедитора следует отражать сумму его вознаграждения без указания стоимости услуг, определенных договором транспортной экспедиции, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента.

Что касается составления экспедиторами счетов-фактур по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, то согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, оказывают услуги по организации услуг перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и други! х документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В связи с этим и принимая во внимание, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в порядке, предусмотренном Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 для комиссионеров (агентов).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 сентября 2012 г. N 03-07-09/132

Вопрос:

ЗАО является собственником земельного участка, категория: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.

В 2008 г. в отношении участка издано постановление главы администрации города об изменении вида разрешенного использования.

С 04.04.2008 участок имеет категорию: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под жилищное строительство и объекты культурно- бытового и иного назначения, т.е. более чем один вид разрешенного использования в отношении земельного участка, принадлежащего одному собственнику.

В Государственный кадастр недвижимости внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, соответствующие I группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки".

Ставки земельного налога на территории города установлены Решением Совета ! депутатов городского округа в зависимости от отнесения земель к тому или иному виду разрешенного использования. Так, в отношении земельных участков I группы видов разрешенного использования предусмотрена налоговая ставка в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка. В отношении других видов разрешенного использования ставки иные.

Каков порядок применения ставки земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования?

Ответ:

В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных п. 1 ст. 394 Кодекса. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Пунктом 1 ст. 390 Кодекса установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса.

На основании п. 1 ст. 396 Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке зем! ель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п. п. 2.2 - 2.6 Методических указаний.

По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.

Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. Для указанных земельных участков кадастровая стоимость определяется в соответствии с п. 2.2 Методических указаний.

В случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по ! результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Учитывая изложенное, при исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 сентября 2012 г. N 03-05-05-02/98

Вопрос:

По месту нахождения головного офиса организация осуществляет деятельность, в отношении которой применяется УСН, и деятельность, в отношении которой уплачивается ЕНВД. По месту нахождения обособленных подразделений, находящихся в разных муниципальных образованиях, организация осуществляет только деятельность, в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД.

Единственный учредитель (физическое лицо) планирует передать по месту нахождения обособленных подразделений имущественное право на использование торговых площадей по договору безвозмездного пользования.

Какой налог следует уплатить в данном случае: налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, ЕНВД или налог на прибыль?

Ответ:

Согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

Пунктом 7 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Учет имущества, обязательств и х! озяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Согласно ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Пунктом 8 ст. 250 Кодекса установлено, что доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав для целей налогообложения прибыли организаций признаются внереализационными доходами налогоплательщика.

Исходя из пп. 11 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полу! ченного российской организацией безвозмездно, в частности, от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

Таким образом, у налогоплательщика-ссудополучателя доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав, в частности, от физического лица подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 Кодекса.

Также следует отметить, что согласно п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 применение п. 8 ст. 250 Кодекса не ограничено только имущественными правами, представляющими собой требования к третьим лицам. При этом указано, что в силу этой нормы доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признается в качестве внереализационного дохода.

Учитывая изложенное, при осуществлении предпринимательской деятельности, облаг аемой единым налогом на вмененный доход, доход в виде безвозмездно пол! ученного имущественного права на использование торговых площадей, переданных единственным учредителем организации (физическим лицом), доля участия которого в уставном капитале организации составляет более 50 процентов, подлежит обложению налогом на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 сентября 2012 г. N 03-11-06/3/66

Вопрос:

В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Указанные в п. 2 ст. 288 НК РФ удельный вес сред! несписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Какой показатель необходимо брать для расчета доли налога на прибыль, уплачиваемой обособленным подразделением:

- остаточную стоимость амортизируемого имущества на конец отчетного периода (на последнее число последнего месяца отчетного периода) или

- среднюю (среднегодовую) сумму за отчетный период, определяемую как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу, в порядке п. 4 ст. 376 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.

!

Указанные в п. 2 ст. 288 Кодекса удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.

Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость указанных основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/488

Вопрос:

ЗАО владеет 100% долей в уставных капиталах дочерних организаций. Прибыль ЗАО состоит из дивидендов, выплачиваемых его дочерними организациями. До 2011 г. дочерние организации уплачивали налог на прибыль по ставке 9% при выплате дивидендов ЗАО. В 2012 г. ЗАО планирует распределить имеющуюся на 31 декабря 2011 г. прибыль, полученную за 2011 г., и оставшуюся нераспределенной часть прибыли за 2007 г. для выплаты дивидендов своим акционерам.

Каков порядок исчисления налога на прибыль в данном случае?

Ответ:

Статьей 275 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.

При выплате дивидендов акционерным обществом акционерам - российским организациям и физическим лицам, являющимся резидентами Российской Федерации, налоговая база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется налоговым агентом с учетом особенностей, установленных п. 2 ст. 275 НК РФ.

Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом по следующей формуле:

Н = К x Сн x (д - Д),

где:

Н - сумма налога, подлежащего удержанию;

К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом;!

Сн - соответствующая налоговая ставка, установленная пп. 1 и 2 п. 3 ст. 284 или п. 4 ст. 224 НК РФ;

д - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей;

Д - общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением дивидендов, указанных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов, при условии, если данные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов.

В случае если значение Н составляет отрицательную величину, обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.

Таким образом, п. 2 ст. 275 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения в целях налогообложения прибыли организаций общей суммы дивиденд! ов, подлежащих распределению налоговым агентом, на сумму дивидендов, полученных им самим в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением дивидендов, указанных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

При распределении дивидендов в 2012 г. при определении налоговой базы налоговым агентом могут быть учтены дивиденды, полученные в 2011 и 2012 гг., при условии, что данные суммы дивидендов не учитывались при расчете налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 2 ст. 275 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/484

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы", сдает в аренду принадлежащую ему на праве собственности коммерческую недвижимость, а также оказывает услуги, связанные с недвижимым имуществом.

Предприниматель заключил два договора.

В соответствии с договором на сдачу в аренду помещения коммунальные услуги оплачиваются арендатором отдельно по счетчику и в сумму арендной платы не включаются.

В соответствии с агентским договором на выполнение работ предприниматель является агентом и от имени арендатора ежемесячно оформляет его счета по электричеству, воде, а также отслеживает все авансовые платежи и расчеты. Арендатор перечисляет предпринимателю на расчетный счет денежные средства отдельно за выполняемую предпринимателем работу и отдельно за потребляемую арендатором электроэнергию по счетам, выставленным энергетической компанией.

Денежные средства за потребля! емую арендатором электроэнергию предприниматель в полном объеме перечисляет на счет энергетической компании.

Включаются ли в сумму доходов, подлежащих налогообложению налогом, уплачиваемым при применении УСН, денежные средства, перечисляемые арендатором на расчетный счет предпринимателя за потребляемую арендатором электроэнергию?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расхо! дов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" Г! К РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждени е.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 сентября 2012 г. N 03-11! -11/277

Вопрос:

Основной вид деятельности ООО - сдача внаем собственного недвижимого имущества и предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. ООО имеет на балансе землю, здания, сооружения, собственную газовую котельную, трансформаторную подстанцию. ООО имеет прямые договоры на все коммунальные услуги, в том числе на поставку электроэнергии с энергосбытовыми организациями, на поставки газа с трестом газового хозяйства.

ООО заключило с арендатором:

1) договор аренды здания, в соответствии с которым сумма арендной платы не включает затраты на коммунальные услуги, в том числе на поставку электроэнергии и газа;

2) агентский договор на выполнение посреднических услуг за счет средств принципала (на поставку электроэнергии и газа). В соответствии с условиями договора ООО как агент получает вознаграждение за работы по техобслуживанию котельной и трансформаторной подстанции, отдельно принципал пе! речисляет на счет ООО денежные средства с учетом НДС по счетам, выставленным энергосбытовой организацией и трестом газового хозяйства за поставку электроэнергии и газа.

ООО планирует с 2013 г. перейти на УСН с объектом налогообложения "доходы".

Включаются ли в сумму доходов для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, суммы, перечисленные принципалом за поставку электроэнергии и газа, с учетом НДС?

Имеет ли право ООО при применении УСН вести отчетность по НДС по суммам счетов от энергосбытовой организации и треста газового хозяйства?

Ответ:

Согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Кроме того, на основании п. 5 ст. 346.11 гл. 26.2 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом. В связи с этим такие организации признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость в случаях, предусмотренных ст. 161 Кодекса.

Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с! п. 5 ст. 173 Кодекса в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счетов-фактур с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этих счетах-фактурах, подлежит уплате в бюджет.

В иных случаях организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет не должны.

Что касается порядка определения доходов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, то в случае заключения агентского договора с арендатором на покупку для него электроэнергии и газа следует учитывать следующее.

В соответствии со ст. 346.15 Кодекса при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные до! ходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по аге нтскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение сове! ршать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного ! Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до зак лючения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 сентября 2012 г. N 03-11-06/2/126

Вопрос:

1. Сельскохозяйственный производственный кооператив (организация) применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При посевных работах были понесены материальные расходы на приобретение семян, удобрений, которые согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ включаются в расходы при исчислении ЕСХН. Кроме этого, в расходы включены заработная плата, начисления на зарплату работников и другие расходы, связанные с посевом.

Согласно пп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ в состав расходов включаются расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотии и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий.

Распоряжением правительства субъекта РФ на территории области был введен режим чрезвычайной ситуации.

В результате чрезвычайной ситуации (засухи) в 2010 г. организация понесла значительные убытки по причине гибели! и повреждения посевов сельскохозяйственных культур. Общий убыток от засухи по погибшим площадям в кооперативе составляет 12 млн руб. На покрытие убытка из областного бюджета получена субсидия в сумме 715 тыс. руб.

Включаются ли в расходы при исчислении налоговой базы по ЕСХН суммы понесенных убытков?

2. Пунктом 3 ст. 346.5 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 254 НК РФ в случае, если в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов используется продукция собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов включены результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится! исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 346.5 НК РФ расходы, принимаемые при исчислении единого сельскохозяйственного налога, должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ. Они должны быть фактически произведены, подтверждены документально и направлены на получение дохода.

Учитывается ли в расходах при исчислении ЕСХН продукция собственного производства, используемая в качестве материальных расходов (корма, семена, молоко)?

Ответ:

1. В соответствии с пп. 44 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения уменьшают полученные ими доходы на расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий.

Согласно Межгосударственному стандарту "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 N 267, засуха (код 3.4.20) относится к опасным метеорологическим явлениям и процессам (подраздел 3.4) и является природной чрезвычайной ситуацией (разд. 3).

Исходя из этого, расходы в виде убытка от засухи по погибшим площадям при введении на территории субъекта Российской Феде! рации чрезвычайной ситуации нормативным правовым актом органа исполнительной власти данного субъекта могут учитываться в составе расходов при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу при условии, что данные расходы не будут являться расходными обязательствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация, либо федеральных органов исполнительной власти в вышеуказанном случае.

Если же часть расходов в виде убытка от засухи по погибшим площадям будет компенсироваться налогоплательщику из бюджета, то в составе расходов при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу будет учитываться разница между фактически полученным убытком от засухи по погибшим площадям и средствами, выделенными из бюджета на покрытие этого убытка.

2. Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйствен! ных товаропроизводителей, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 346.5 Кодекса для целей гл. 26.1 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом отдельные виды расходов признаются с учетом следующих особенностей:

материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений), а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов з а пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при о! плате услуг третьих лиц;

расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 346.5 Кодекса, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Остальные расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 Кодекса, учитываются на дату их фактической оплаты.

Таким образом, затраты, связанные с производством кормов, семян, молока (на приобретение биопрепаратов, кормов, выплату заработной платы обслуживающему персоналу и др.), в том числе кормов, семян, молока, используемых в качестве материальных расходов, учитываются в составе расходов при! исчислении единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленн ом пп. 2 п. 5 ст. 346.5 Кодекса.

Исходя из этого материальные расходы включаются в состав расходов в целях исчисления единого сельскохозяйственного налога после их фактической оплаты независимо от факта списания их в производство.

Учитывая, что вышеуказанные затраты, связанные с производством кормов, семян, молока, используемых в качестве материальных расходов, уже учтены при исчислении единого сельскохозяйственного налога после их фактической оплаты, стоимость продукции собственного производства, используемой в качестве материальных расходов (корма, семена, молоко), при исчислении единого сельскохозяйственного налога в составе расходов не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 сентября 2012 г. N 03-11-06/1/19

Вопрос:

Согласно п. 1 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщик вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, если амортизируемые основные средства соответствуют критериям, указанным в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщик вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, если амортизируемые основные средства соответствуют критериям, указанным в пп. 1 - 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ.

В производственной деятельности ООО возможны следующие ситуации:

1) один и тот же объект основных средств соответствует критериям, указанным в нескольких подпунктах п. 1 ст. 259.3 НК РФ. Например, объект основных средств используется для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ) и одновременно относится к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность (пп. 4 п. 1 ст. 259! .3 НК РФ);

2) один и тот же объект основных средств соответствует одному из критериев, указанных в п. 1 ст. 259.3 НК РФ, и одному из критериев, указанных в п. 2 ст. 259.3 НК РФ. Например, объект основных средств используется для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ) и одновременно является предметом договора лизинга (пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

Правомерно ли для целей исчисления налога на прибыль одновременное применение нескольких повышающих коэффициентов к основной норме амортизации, если объект основных средств одновременно соответствует нескольким критериям, указанным в нескольких подпунктах п. 1 ст. 259.3 НК РФ?

Правомерно ли одновременное применение нескольких повышающих коэффициентов к основной норме амортизации, если объект основных средств соответствует одному из критериев, указанных в п. 1 ст. 259.3 НК РФ, и одному из критериев, указанных в п. 2 ст. 259.3 НК РФ?

Ответ:

Статьей 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлен порядок применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации.

В соответствии с п. 13 ст. 258 НК РФ применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов.

Статьей 259.3 НК РФ установлены размеры коэффициентов, применяемых к норме амортизации, а также основания для их применения.

Возможность одновременного применения нескольких повышающих коэффициентов к норме амортизации объекта амортизируемого имущества гл. 25 НК РФ не предусмотрена.

В случае если при амортизации основного средства имеются основания для применения к норме амортизации нескольких коэффициентов, налогоплательщику следует определить в учетной политике, какой из указанных коэффициентов ! будет применяться в целях налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/481



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное