Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 18.05.2012


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 18.05.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Календарный план разработки документов в целях реализации Соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.05.2012 N 29)


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель (ИП) является плательщиком ЕНВД.

В каком налоговом периоде ИП может уменьшить сумму ЕНВД на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: в периоде, когда указанные взносы фактически уплачены, или в периоде, за который эти взносы были начислены и уплачены?

В каком налоговом периоде ИП должен учитывать страховые взносы в виде фиксированного платежа, уплаченного им за свое страхование:

- взносы, на! численные за I квартал (январь, февраль, март), но уплаченные в начале апреля (до даты подачи налоговой декларации по ЕНВД);

- взносы, начисленные за II квартал (апрель, май, июнь), но уплаченные в начале июля (до даты подачи налоговой декларации по ЕНВД);

- взносы, начисленные за III квартал (июль, август, сентябрь), но уплаченные в начале октября (до даты подачи налоговой декларации по ЕНВД);

- взносы, начисленные за IV квартал (октябрь, ноябрь, декабрь), но уплаченные в начале января (до даты подачи налоговой декларации по ЕНВД)?

Необходимо ли подавать уточненную декларацию по ЕНВД, если страховые взносы в виде фиксированного платежа, уплаченного ИП за свое страхование, за отчетный период были перечислены в бюджет после подачи декларации по ЕНВД (в следующем налоговом периоде)?

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаче! нных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Таким образом, сумма исчисленного за налоговый период единого налога на вмененный доход подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму фактически уплаченных (в пределах исчисленных сумм) на дату представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход вышеуказанных страховых взносов.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, уплативший вышеуказанные страховые взносы за I квартал в апреле до подачи налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за I квартал, вправе уменьшить (но не более чем на 50 процентов) сумму единого налога на вмененный доход, исчисленную за I квартал, на сумму вышеуказанных страховых взносов. При уплате данных страховых взносов после подачи налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за I квартал в налоговый орган следует представить уточ! ненную налоговую декларацию по данному налогу за соответствующий налоговый период.

В аналогичном порядке будет производиться и уменьшение суммы единого налога на вмененный доход на сумму вышеуказанных страховых взносов за II, III и IV кварталы.

В случае если страховые взносы в виде фиксированного платежа, уплаченного индивидуальным предпринимателем за свое страхование, за налоговый период были перечислены в бюджет после подачи налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за этот период (т.е. в следующем налоговом периоде), то в налоговый орган следует представить уточненную налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход за предыдущий налоговый период.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 апреля 2012 г. N 03-11-11/138

Вопрос:

О порядке освобождения от обложения НДС услуг в сфере образования, оказываемых в виде семинаров, курсов лекций, по результатам которых не выдаются документы об образовании.

Ответ:

В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ, вступившей в силу с 1 октября 2011 г., от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг.

Согласно пп. 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными! образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию. При этом п. 2 Примечания к Приложению N 2 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.04.2010 N 792 установлено, что в приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности указываются перечни образовательных программ профессиональной подготовки, право реализации которых предоставлено лицензиату.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174, образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, лицензированию не подлежит.

Таким образом, с 1 октября 2011 г. дополнительные образовательные услуги, оказываемые некоммерческой образовател! ьной организацией, имеющей лицензию на право реализации профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), в виде семинаров, курсов лекций, по результатам которых не выдаются документы об образовании, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии соответствия указанных дополнительных образовательных услуг уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 апреля 2012 г. N 03-07-07/47

Вопрос:

Работник в качестве подтверждающих документов проезда на такси до аэропорта и обратно при нахождении в служебной командировке представил квитанции, выданные водителем. Квитанции не содержали обязательных реквизитов, предусмотренных Приложением N 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Бухгалтерия организации вышеуказанные затраты отнесла на расходы, не уменьшающие налог на прибыль, а сумму компенсации включила в налоговую базу по НДФЛ.

Правомерно ли организация сумму компенсации включила в налоговую базу по НДФЛ работника?

Ответ:

Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусмотрено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Абзац 11 п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате работодателем налогоплател! ьщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

Ни Трудовой кодекс, ни ст. 217 Кодекса не содержат ограничений в отношении видов средств транспорта, используемых работником для проезда до места назначения и обратно.

Исходя из вышеизложенного суммы оплаты организацией проезда работника на такси при направлении его в командировку относятся к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей, и на этом основании освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц.

При этом соответствующие оправдательные документы должны быть оформлены в установленном порядке и подтверждать использование работни! ком такси для поездок в служебных целях.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 апреля 2012 г. N 03-04-05/9-549

Вопрос:

Организация выплачивает работникам премии к праздникам и юбилейным датам. Данные премии предусмотрены трудовыми договорами и связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей. Выплата премии носит поощрительный, стимулирующий характер и направлена на повышение производительности труда. В связи с изложенным выплата указанных премий соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Правомерно ли суммы указанных премий учитывать при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

Пунктом 2 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается к! оллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно положениям ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

В связи с этим расходы, связанные со стимулирующими выплатами и компенсациями работникам организации, осуществляемые на основании трудового договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда), могут быть учтены в состав! е расходов для целей налогообложения прибыли при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 Кодекса.

При этом согласно положениям п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о в ыполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются лю! бые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иные подобные выплаты не соответствуют требованиям ст. 252 Кодекса, так как данные выплаты не связаны с производственными результатами работников.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 апреля 2012 г. N 03-03-06/2/42

Вопрос:

Индивидуальным предпринимателем (ИП) получен патент на право применения УСН на основе патента по виду деятельности - "предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу". Иных видов предпринимательской деятельности ИП не осуществляет, наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, не имеет.

Пунктами 8 и 10 ст. 346.25.1 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о! бязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ по общему правилу сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, применяющими УСН, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособно! сти. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Вправе ли ИП, не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающий страховые взносы в ПФР и ФОМС, уменьшить оставшуюся часть стоимости патента за 2012 г. на сумму страховых взносов, уплачиваемых за соответствующий период?

Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.) (далее - Кодекс) сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшалась налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу)! не могла быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Пунктом 19 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 338-ФЗ) в п. 3 ст. 346.21 Кодекса были внесены изменения, которыми предусматривается, что вышеуказанное ограничение по уменьшению суммы налога не распространяется на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона N 338-ФЗ указанное изменение вступило в силу с 1 января 2012 г.

В этой связи индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд ! Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2012 г. на вышеуказанные страховые взносы без ограничения.

На основании п. 8 ст. 346.25.1 Кодекса индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При этом при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязате! льное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 ст. 346.25.1 Кодекса).

Упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 346.25.1 Кодекса, является разновидностью упрощенной системы налогообложения, применение которой регулируется гл. 26.2 Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, на основании п. 3 ст. 346.21 Кодекса (в ред. Федерального закона N 338-ФЗ) оставшаяся часть стоимости патента за 2012 г. у индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, может быть уменьшена на сумму страховых взносов, уплачиваемых за соответствующий период, без ограничения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 апреля 2012 г. N 03-11-11! /131

Вопрос:

Организация при предоставлении очередного ежегодного основного оплачиваемого отпуска выплачивает работникам единовременное вознаграждение в соответствии с условиями трудовых договоров и внутренних нормативных актов.

Указанное вознаграждение выплачивается работнику в полном объеме при условии качественного выполнения трудовых обязанностей и отсутствии дисциплинарных взысканий.

При ненадлежащем исполнении работником трудовых обязанностей, а также при наличии дисциплинарных взысканий по решению руководителя (уполномоченного лица) единовременное вознаграждение к отпуску может быть уменьшено или не выплачено.

Размер вознаграждения дифференцируется в зависимости от должности работника организации.

Выплата указанного вознаграждения направлена на усиление материальной заинтересованности работников в достижении лучших результатов и, соответственно, является экономически обоснованной и направленной на! осуществление приносящей доход деятельности.

Правомерно ли в целях налога на прибыль учитывать выплату указанного вознаграждения в расходах в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, в це! лях гл. 25 Кодекса к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, соответствующие требованиям ст. 252 Кодекса, произведенных в пользу работника, в случае если они предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса.

Пунктом 23 ст. 270 Кодекса определено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

Единовременные выплаты работникам при предоставлении им ежегодного отпуска при условии, что такие выплаты предусмотрены коллективным договором, зависят от размера заработной платы и соблюдения трудовой дисциплины, т.е. связаны с выполнением физическим лицом его трудовой функции, являются элементом системы оплаты труда и не признаются материальной помощью по смыслу ст. 270 Кодекса.

Учитывая изложенное, такие единовременные выплаты работникам организации могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 2! 55 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 апреля 2012 г. N 03-03-06/2/40

Вопрос:

ООО направляет работника в командировку за границу. По возвращении из командировки работник отчитывается, прикладывая к авансовому отчету оправдательные документы, составленные на иностранном языке.

Исходя из положений ст. 68 Конституции РФ, п. 1 ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 и п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, к оправдательным документам прикладывается построчный перевод на русский язык, выполненный на отдельном листе.

Может ли физлицо, владеющее данным языком, переводить подобные документы на русский язык для целей учета расходов на командировку работника при исчислении налога на прибыль, в случае если у него отсутствует диплом, подтверждающий знание данного языка?

Ответ:

Статьей 68 Конституции Российской Федерации установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации.

Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется ! на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Таким образом, для отражения таких первичных документов в бухгалтерском и налоговом учете необходимо иметь построчный перевод на русский язык первичных документов, составленных на иностранном языке.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иност! ранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

С учетом вышеизложенного документы, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

Такой перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистом самой организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 апреля 2012 г. N 03-03-06/1/202

Вопрос:

Учитывая позицию Минфина России, изложенную в Письме от 30.01.2012 N 03-03-06/2/5, имеет ли право организация учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на разработку инженерных проектов, по которым производятся ремонтно-строительные работы, единовременно в момент подписания акта о приемке выполненных проектных работ на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ?

Ответ:

В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные ра! сходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Исходя из норм гл. 25 Кодекса затраты, вложенные арендатором в улучшение арендованных основных средств, могут учитываться для целей налогообложения прибыли как расходы в виде амортизации или как расходы, связанные с проведением ремонта амортизируемых арендованных основных средств.

Согласно п. 1 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в кото! ром оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что амортизируются только те неотделимые улучшения в арендованное имущество, которые носят капитальный характер, то есть связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества. Если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие затраты единовременно учитыв аются в составе прочих расходов как расходы на ремонт согласно положен! иям ст. 260 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 260 Кодекса арендатор при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывает расходы на ремонт амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Указанные расходы включаются в состав прочих расходов и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

В соответствии с п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации 30.12.1993 N 160 (далее - Положение), под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ц! енные бумаги и уставные капиталы других предприятий.

Согласно п. 4.3 Положения стоимость нематериальных активов (патентов, лицензий, программных продуктов, прав пользования земельными участками, природными ресурсами, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проектно-изыскательских работ и т.п.), приобретенных предприятиями, отражается на счете "Капитальные вложения" согласно оплаченным или принятым к оплате счетам продавцов после их оприходования и постановки на учет.

Таким образом, если ремонтно-строительные работы осуществляются на основании инженерных проектов, разработанных сторонними организациями, то расходы на разработку инженерных проектов, связанных с созданием основных средств, могут быть учтены организацией для целей налогообложения прибыли в стоимости создаваемого объекта при выполнении условий, установленных ст. 252 Кодекса.

При этом указанные расходы учитываются в стоимости основного средства при его создании, достройке, дооборудовании и в иных аналогичных ситуациях.

Основание: ПИС! ЬМО МИНФИНА РФ от 20 апреля 2012 г. N 03-03-06/2/41

Вопрос:

Основной вид деятельности некоммерческой организации (НКО) - деятельность прочих общественных организаций. НКО заключила договор с коммерческой организацией и ежемесячно получает денежные средства на осуществление уставной деятельности с формулировкой "Целевой взнос на осуществление уставной деятельности. НДС не облагается". Иное использование денежных средств договором не предусмотрено.

Полученные средства расходуются НКО согласно утвержденной смете - на оплату труда, налоги, аренду помещения, связь, содержание офиса, командировочные расходы. Иных доходов и расходов НКО не имеет, предпринимательской деятельности не ведет.

Подлежат ли учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль и НДС данные денежные средства?

Ответ:

В соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг, имущественных прав), за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса, признаются внереализационными доходами.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены ст. 251 Кодекса, и их перечень является исчерпывающим.

Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в п. ! 2 ст. 251 Кодекса. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Так, пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что к целевым поступлениям относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Статьей 582 ГК РФ установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Пожертвование имущества юридичес! ким лицам может быть обусловлено использованием жертвователем этого имущества по определенному назначению. При этом назначение использования имущества, обусловленное жертвователем, должно отвечать критерию направленности на достижение общеполезной цели, необходимому для признания имущества пожертвованием в смысле, придаваемом ГК РФ.

На основании ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон) одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация.

Согласно ст. 8 Закона общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Статьей 31 Закона определено, что имущество общественного объединения формируется в том числе на основе вступительных взносов и пожертвований.

К расходам на ведение уставной деятельности отн осятся расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенн! ой в уставе общественного объединения в качестве цели и предмета ее деятельности.

Таким образом, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению налогом на прибыль организаций, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений.

В иных случаях поступления в пользу общественной организации учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве безвозмездно полученного имущества в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 Кодекса.

Что касается налога на добавленную стоимость, то на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаютс! я.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 апреля 2012 г. N 03-07-11 /121

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель собирается сдавать внаем свою квартиру физическому лицу на 11 месяцев. Вправе ли ИП применять УСН с объектом налогообложения "доходы" по указанной деятельности, если оплату за физическое лицо производит юридическое лицо? Подпадает ли деятельность по сдаче внаем квартиры под систему налогообложения в виде ЕНВД? Что подразумевается под понятием "преимущественное или постоянное проживание"? Если договор с физическим лицом заключен на 11 месяцев, считается ли, что гражданин преимущественно или постоянно проживает в данной квартире?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Таким образом, доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от сдачи внаем собственного недвижимого имущества, облагаются налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 249 Кодекса. В том с! лучае, если доходы от сдачи недвижимого имущества внаем не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Кодекса, они включаются в доходы на основании п. 4 ст. 250 Кодекса. При этом сроки заключаемых налогоплательщиком договоров найма, порядок и условия внесения платы по ним не влияют на возможность применения указанного специального налогового режима.

Кроме того, согласно пп. 56 п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса индивидуальным предпринимателям, осуществляющим такой вид деятельности, как передача во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведенных на дачных земельных участках, разрешается применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

На основании п. 3 ст. 346.25.1 Кодекса решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответст! вующих субъектов Российской Федерации.

Принятие субъектами Российской Федерации решений о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента не препятствует таким индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору упрощенную систему налогообложения, предусмотренную ст. ст. 346.11 - 346.25 Кодекса. При этом переход с упрощенной системы налогообложения на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент (п. 4 ст. 346.25.1 Кодекса).

Учитывая вышеизложенное, в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование со бственных жилых помещений, вправе применять упрощенную систему налогоо! бложения на основе патента вне зависимости от порядка и условий расчетов по заключенным договорам.

Вместе с тем индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по временному размещению и проживанию и использующий в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м, может быть переведен на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 346.26 Кодекса. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 2 ст. 346.26 Кодекса).

Глава 26.3 Кодекса не содержит определения услуг по временному размещению и проживанию. При этом согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место постоя! нного или преимущественного проживания гражданина является местом его ж ительства. Аналогичное определение приведено в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Согласно ст. 346.27 Кодекса объектами предоставления услуг по временному размещению и проживанию признаются здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты).

Под помещением для временного размещения и проживания понимается помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие поме! щения). Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и других документов).

Следовательно, если индивидуальный предприниматель сдает внаем принадлежащее ему жилое помещение (помещения) или иной объект предоставления услуг по временному размещению и проживанию, при условии что данный объект (объекты) не используется для преимущественного или постоянного проживания (не используется как место жительства), то, соответственно, он оказывает услуги по временному размещению и проживанию. При этом площадь помещений для размещения и проживания не должна превышать 500 кв. м. Если же места в соответствующих объектах передаются для преимущественного или постоянного проживания (используются как место жительства), то деятельн! ость по передаче таких мест на единый налог на вмененный доход не переводится.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 апреля 2012 г. N 03-11-11/130



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное