Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 19.08.2011


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 19.08.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств"


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно- распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Из содержания норм НК РФ понятие обособленного подразделения устанавливается шире понятий "филиал" и "представительство".

Допустимо ли ! создание организацией обособленных подразделений в иных, нежели филиал или представительство, формах?

Каков статус руководителя обособленного подразделения организации во взаимоотношениях с налоговыми органами и иных налоговых правоотношениях?

Ответ:

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-рас! порядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Кодекса).

Кодекс применительно к структурным частям организации использует понятия "обособленное подразделение", "филиал", "представительство". При этом понятие "обособленное подразделение" включает в себя "филиал" и "представительство".

Правовое регулирование налоговых отношений с участием налогоплательщика-организации может различаться в зависимости от наличия в ее составе обособленных подразделений, а также видов обособленных подразделений: филиал, представительство или иное подразделение, не оформленное в качестве филиала и представительства.

Согласно п. 1 ст. 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено ! Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 29 Кодекса).

Таким образом, руководитель обособленного подразделения может являться уполномоченным представителем налогоплательщика-организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2011 г. N 03-02-07/1-278

Вопрос:

ОАО получает доходы от долевого участия (дивиденды) от нескольких иностранных организаций. Со странами, на территории которых они находятся, заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Ставки налога на доходы на территориях иностранных государств различны и составляют 5, 10 и 15%. Сумма налога, уплаченного на территории иностранных государств, составила 2 288 198 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные ОАО за пределами РФ, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в РФ и отражаются в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@, по стр. 010 листа 04, вид дохода 4. Сумма налога на прибыль уплачивается в бюджет по налоговой ставке, установленной пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ, и составляет 4 170 109 руб., т.е. 9% от общей суммы полученного дохода.

Согласно п. 3 ст. 311 НК РФ суммы налога, выплаченные! в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Для проведения зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства, ОАО подготовило документы, подтверждающие уплату (удержание) налога за пределами РФ, предусмотренные в п. 3 ст. 311 НК РФ, только по одной иностранной организации, на территории которой установлена ставка налога 15%, что составило 341 328 руб.

Как правильно рассчитать предельную сумму налога, подлежащего зачету при исчислении налога на прибыль в РФ, в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций (дивидендов): в разрезе дохода, полученного российской организацией от каждой иностранной организации, или же в целом по всем дохо! дам, полученным российской организацией от всех иностранных организаций?

Учитывая то, что сумма, подлежащая зачету, не превышает общую сумму налога на прибыль, подлежащую уплате на территории РФ по всем иностранным организациям, может ли ОАО зачесть всю сумму налога, уплаченного на территории одного иностранного государства, по ставке 15%, несмотря на то что налог с доходов по данной организации уплачен на территории РФ по ставке 9%?

Ответ:

Статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательс! твом иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Таким образом, возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченной российской организацией (удержанной с доходов российской организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий: (1) обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации и (2) фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве.

При получении дивидендов от источников в иностранном государстве следует дополнительно учитывать, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 275 Кодекса налогоплательщики, получающие дивиденды от иностранной организации, в том числе через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации, не вправе уменьшить сумму ! налога, исчисленную в соответствии с положениями гл. 25 Кодекса, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если иное не предусмотрено международным договором.

Таким образом, зачет сумм налога по доходам в виде дивидендов, уплаченных (удержанных) в иностранном государстве, может быть предоставлен только в том случае, если в отношениях между Российской Федерацией и иностранным государством, из источника в котором получены дивиденды, действует международное соглашение об избежании двойного налогообложения, содержащее соответствующие положения (далее - Соглашение).

Пунктом 3 ст. 311 Кодекса предусмотрено, что размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате этой организацией в Российской Федерации.

В этом случае необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами Российской Федерации, выше которой налог, фактически уплач енный российской организацией в иностранном государстве, не может быть! принят к зачету, то есть следует определить предельную сумму налога, подлежащую зачету (предельную сумму зачета). Для этого к сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами Российской Федерации, применяется ставка налога на прибыль, предусмотренная российским законодательством. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченного за границей.

При этом необходимо учитывать, что статьей "Дивиденды" Соглашений установлен предельный уровень возможного налогообложения дивидендов в государстве - источнике дохода. Это обстоятельство влияет на порядок исчисления суммы налога по доходам в виде дивидендов, возможной для принятия к зачету: в этих целях фактически удержанная на территории иностранного государства сумма налога с дивидендов не может превышать сумму налога, исчисленную в соответствии с положениями соответствующего Соглашения.

При сопоставлении величины предельной ! суммы зачета, исчисленной исходя из российской ставки налога, величины налога, возможного к удержанию в государстве - источнике в соответствии с Соглашением с данным государством, и величины фактически уплаченной (удержанной) в иностранном государстве суммы налога к зачету в Российской Федерации принимается наименьшая из указанных величин.

В целях получения зачета налога, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, российская организация заполняет и представляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (далее - Декларация), форма которой и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709 (зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2004, регистрационный номер 5431).

Расчет предельной суммы зачета и суммы налога, фактически подлежащей зачету, осуществляется организацией самостоятельно в произвольной форме на основании данных налогового учета, подтвержденных первичными уче! тными документами, и данных Декларации.

При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению Декларации разд. I Декларации, предназначенный для отражения информации, относящейся к полученным российской организацией доходам от источников за пределами Российской Федерации, не связанным с деятельностью обособленного подразделения российской организации в иностранном государстве, заполняется отдельно по каждому иностранному государству - источнику дохода и по каждому лицу - источнику выплаты дохода применительно к каждому виду дохода.

Таким образом, консолидация расчетов предельной суммы зачета в отношении всех доходов, полученных из источников в разных иностранных государствах и от разных лиц - источников выплаты доходов, не допускается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2011 г. N 03-03-06/1/451

Вопрос:

Организация на основании заключенных договоров приобретает исключительные права на товарные знаки продукции и телевизионные ролики, необходимые для рекламы продукции организации.

Каких-либо ограничений по использованию вышеуказанных товарных знаков и телевизионных роликов договорами не предусмотрено.

По оценкам специалистов по маркетингу, рассматриваемые нематериальные активы будут использоваться организацией в течение 2 - 3 лет, так как концепция по производству, продвижению продукции организации постоянно изменяется.

Может ли организация в целях исчисления налога на прибыль установить для товарных знаков продукции и телевизионных роликов срок полезного использования равным 2 - 3 годам?

По истечении 3 лет с даты ввода в эксплуатацию использование указанных нематериальных активов в деятельности организации прекращается. Может ли организация включить в состав внереализационных расходов при ис! числении налога на прибыль расходы в виде сумм недоначисленной амортизации на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 257 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении ра! бот, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Пунктом 2 ст. 258 Кодекса предусмотрено, что определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Учитывая изложенное, исключительные права на товарные знаки и телевизионные р! олики, соответствующие критериям, установленным п. 3 ст. 257 Кодекса, признаются нематериальным активом.

При этом в случаях, когда на дату ввода нематериального актива в эксплуатацию определить срок действия исключительных прав исходя из договора или гражданского законодательства Российской Федерации невозможно, срок полезного использования определяется равным 10 годам.

Учитывая изложенное, для целей налогообложения прибыли срок полезного использования указанных нематериальных активов устанавливается равным 10 годам.

Организация может реализовать нематериальный актив до окончания срока его использования, или же объект интеллектуальной собственности может быть признан непригодным к дальнейшему использованию и списан.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 Кодекса расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использован ия амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного ! строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.

Расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п. 13 ст. 259.2 Кодекса.

Таким образом, если исключительные права на товарные знаки и телевизионные ролики признаются в соответствии с положениями ст. ст. 256 и 258 Кодекса амортизируемыми нематериальными активами и налогоплательщик в своей учетной политике использует линейны! й метод начисления амортизации, то расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2011 г. N 03-03-06/1/454

Вопрос:

Обязанность заверять налоговые декларации и расчеты печатью не позволяет налогоплательщику, временно или постоянно не имеющему печати, выполнять обязанность по сдаче налоговой отчетности, хотя юридическое лицо имеет обязанности, в том числе налоговые, независимо от наличия у него печати до того момента, пока оно не будет исключено из ЕГРЮЛ.

В соответствии с какими нормативно-правовыми актами устанавливается обязанность юридических лиц заверять налоговую отчетность печатью?

Ответ:

Согласно пп. 4 и 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Пунктом 7 ст. 80 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) предусмотрено, что ФНС России утверждает формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

До вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждались Минф! ином России.

Обязанность налогоплательщиков-организаций заверять печатью организации подпись руководителя (представителя) этой организации на налоговых декларациях установлена приказами Минфина России и ФНС России об утверждении форм налоговых деклараций по конкретным налогам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2011 г. N 03-02-07/1-180

Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль доходов, выплачиваемых российской организацией в соответствии с договором о передаче неисключительных прав на программное обеспечение в пользу белорусской организации.

Ответ:

В соответствии с нормами ст. 11 "Доход от авторских прав и лицензий" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) право налогообложения дохода от авторских прав и лицензий предоставлено как государству - резидентству получателя дохода, так и государству - источнику такого дохода. При этом ставка налога, удерживаемого в государстве - источнике дохода, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.

Налогообложение указанного дохода в Российской Федерации предусмотрено в соответствии с нормами пп. 4 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по ставке, установленной п. 2 ст. 284 в размере 20 процентов.

Согласно ст. 7 Кодекса если международным договором Росси! йской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, с учетом норм Соглашения и Кодекса доход, выплачиваемый российской организацией белорусской организации по договору о передаче неисключительных прав на программное обеспечение, подлежит обложению налогом в Российской Федерации, удерживаемым у источника выплаты такого дохода, в размере 10 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 августа 2011 г. N 03-08-05

Вопрос:

В Письме Минфина России от 27.08.2010 N 03-03-06/4/81 указано, что налогоплательщик вправе включить убытки от хищения имущества в расходы на основании копии постановления о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица, которое подлежит привлечению в качестве обвиняемого.

В соответствии со ст. 150 УПК РФ предварительное расследование может производиться в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Факт отсутствия виновных лиц выявляется в ходе предварительного расследования, которое производится (в зависимости от категории дела) в форме предварительного следствия или дознания.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено. При этом следователь выносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору.

В соответствии ! со ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22 и 24 - 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ.

Таким образом, дознаватель, как и следователь, приостанавливает дознание, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено. При этом дознаватель выносит соответствующее постановление.

Является ли постановление о приостановлении дознания, вынесенное дознавателем в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, документом, на основании которого стоимость похищенных товарно-материальных ценностей можно учесть в убытках (внереализационных расходах) в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены.

В данном случае факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Таким образом, при документальном подтверждении факта отсутствия виновных в хищении имущества лиц уполномоченным органом государственной власти налогоплательщик может уменьшить для целей исчисления налога на прибыль доходы на сумму внереализационных расходов в виде убытков от хищений.

Статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) перечи! слены органы государственной власти, следователи (дознаватели) которых уполномочены в зависимости от вида преступления производить предварительное расследование в форме предварительного следствия или дознания.

Дознание производится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

В соответствии со ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22 и 24 - 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ.

В случае если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, факт отсутствия виновных в хищении лиц может быть подтвержден в целях налогообложения прибыли организаций копией постановления о приостановлении дознания в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, вынесенного в порядке, установленном ст. 208 УПК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 августа 2011 г. N 03-03-06/1/448

Вопрос:

Согласно ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Например, переплату по налогу на прибыль можно зачесть в счет уплаты по этому же налогу или иным, относящимся к федеральным налогам. НК РФ не установлено ограничение по проведению зачета в зависимости от того, в какой бюджет бюджетной системы РФ подлежит уплате федеральный налог. Таким образом, налог на прибыль организаций, являющийся федеральным, излишне уплаченный в бюджет одного субъекта РФ, может быть зачтен в счет предстоящих платежей по этому налогу в бюджет другого субъекта РФ с учетом положений п. п. 4 и 5 ст. 78 НК РФ.

В соответствии с п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 срок на зачет суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со д! ня подачи заявления о зачете, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду, либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена в соответствии со ст. 88 НК РФ.

Будут ли начислены пени за период принятия налоговым органом решения о зачете и подлежат ли они последующему пересчету при подаче заявления на зачет региональной части налога на прибыль одного субъекта из имеющейся и подтвержденной налоговым органом переплаты налога на прибыль в другом бюджете субъекта РФ, учитывая, что в целом по налогу на прибыль имеется переплата как на дату подачи заявления о зачете, так и на дату вынесения налоговым органом решения о зачете?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Порядок проведения зачета сумм излишне уплаченных налогов установлен ст. 78 Кодекса, согласно п. 1 которой зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и! местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

По общему правилу Кодекс не ограничивает осуществление зачета соответствующих видов налогов между федеральным бюджетом, региональным и местным бюджетами.

Приказ Минфина России от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" предусматривает проведение межрегионального зачета, то есть зачета, производимого налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 10 дней со дня получения за! явления налогоплательщика (п. 4 ст. 78 Кодекса).

Пунктом 2 ст. 57 Кодекса установлено, что при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 Кодекса).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Таким образом, в случае если налог зачисляется в бюджеты разных субъектов и решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому налогу принято налоговым органом в установленные ст. 78 К одекса сроки, но после установленного срока уплаты налога, со дня, сле! дующего за установленным днем уплаты налога, до дня принятия такого решения налоговым органом будут начислены пени на сумму образовавшейся недоимки.

Кодексом не предусмотрен пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 августа 2011 г. N 03-02-07/1-273

Вопрос:

В организации, осуществляющей непрерывное производство продукции, для работников установлен сменный график работы. В связи с отсутствием необходимого количества работников для производства готовой продукции организация заключила договор на оказание услуг сторонней организацией по предоставлению персонала (аутсорсинг) для работы на производственных линиях.

Будут ли учитываться в целях исчисления налога на прибыль расходы организации на услуги по указанному договору?

Ответ:

Из вопроса следует, что организация, осуществляющая непрерывное производство продукции, в связи с отсутствием необходимого количества работников заключила договор на оказание услуг сторонней организацией по предоставлению персонала (аутсорсинг).

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ,! либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

Таким образом, затраты организации на услуги по предоставлению персонала по до! говору аутсорсинга могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 августа 2011 г. N 03-03-06/1/444

Вопрос:

ООО заключает трудовые договоры с надомниками. В трудовом договоре в качестве места работы указан адрес места жительства гражданина.

Статья 17 Жилищного кодекса РФ допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Стационарное рабочее место, образующее обособленное подразделение, должно быть оборудовано работодателем, то есть снабжено необходимыми устройствами, приспособлениями, приборами, механизмами, работодатель должен создать условия для исполнения трудовых обязанностей. В данном случае условие об оборудовании организацией стационарного рабочего места не выполняется, так как организация не оборудовала рабочее место для указанного работника.

Кроме того, организация не осуществляет п! рямой или косвенный контроль со стороны работодателя за рабочим местом.

Должна ли организация признавать адрес места работы надомника своим обособленным подразделением? В бюджет какого субъекта РФ должен уплачиваться НДФЛ, удержанный из доходов надомника, - по месту нахождения головной организации или по месту жительства надомника?

Ответ:

Согласно ст. 310 Трудового кодекса Российской Федерации надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 Трудового кодекса Российской! Федерации).

В соответствии с арбитражной практикой под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08- 6161/2006-2552А).

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В случае возникно! вения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 Кодекса).

Для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации налоговыми органами учитываются существенные условия договоров, заключенных между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 указанной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Указанные лица именуются налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога, в соответствии со ст. 226 Кодекса, пр оизводятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником кото! рых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Согласно п. 7 ст. 226 Кодекса совокупная сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Учитывая изложенное, суммы налога на доходы физических лиц, удержанные с доходов, выплачиваемых надомнику, должны быть перечислены в бюджет по месту учета российской организации - налогового агента, осуществляющей выплаты по трудовому договору такому работнику, если деятельность организации по месту жительства работника не приводит к созданию обособленного подразделения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 августа 2011 г. N 03-02-07/1-269

Вопрос:

Основанием для принятия покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, может являться счет-фактура, составленный в электронном виде в утвержденном формате, подписанный электронной цифровой подписью продавца. Счет-фактура составляется в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки.

Правомерно ли оформление согласия сторон сделки путем обмена документами посредством почтовой, телефонной, электронной или иной связи, а также совершения лицом, получившим оферту, действий по выполнению указанных в ней условий без составления одного документа, подписанного сторонами?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.

Используемая в Кодексе формулировка "по взаимному согласию сторон сделки" означает добровольность применения электронной формы составления и выставления счета-фактуры.

При этом способ выражения взаимного согласия сторон сделки на составление счета-фактуры в электронном виде Кодекс не регулирует.

Учитывая изложенное, такое согласие может быть оформлено с учетом применяемых в предпринимательской деятельности правил поведения (обычаев делового оборота), в том числе посредством обмена док! ументами, без составления одного документа, подписанного сторонами, выполнения действий, свидетельствующих о согласии на составление счетов-фактур в электронном виде, и т.п.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 августа 2011 г. N 03-07-09/26



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное