Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 17.06.2011


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 17.06.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Постановления Правительства РФ "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012 - 2014 годы"


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Организация, зарегистрированная в Москве, собирается открыть филиал в Санкт-Петербурге. С этой целью нанимается работник по трудовому договору с соответствующими обязанностями (подготовительные работы по организации филиала и подготовке документов, а в последующем работа в качестве директора филиала). Рабочим местом указанного работника является его рабочее место на дому по адресу в Санкт-Петербурге (прописано в договоре).

Работник направляется в Москву в головную организацию для решения служебных вопросов по организации создаваемого филиала на срок 5 дней.

Учитываются ли в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на командировку надомника, направленного и! з места постоянной работы (дома) к месту командировки (в головной офис) и обратно?

Ответ:

Согласно ст. 310 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. На надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ.

Исходя из п. 2 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Указание места работы сотрудника, согласно ст. 57 ТК РФ, является обязательным условием трудового договора. В случае установления трудовых отношений с надомником местом работы будет признаваться место жительства (дом! ) сотрудника (надомника).

В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Таким образом, расходы на командировку надомника, направленного из места постоянной работы (дома) к месту командировки (в головной офис) и обратно,! учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 июня 2011 г. N 03-03-06/1/322

Вопрос:

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", по договору лизинга с 2008 г. занимает нежилое помещение в многоквартирном жилом доме. На предоставление коммунальных услуг заключен договор с ТСЖ (договором лизинга собственник обязал организацию заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг). Организация просит ТСЖ ежемесячно представлять следующие документы:

- акт выполненных работ с расшифровкой по каждой услуге;

- расчет соответствующих платежей исходя из занимаемых площадей на основании счетов водо- и энергоснабжающих организаций и других служб;

- копии счетов-фактур, накладных или актов от водо- и энергоснабжающих организаций, на основании которых произведены расчеты.

ТСЖ отказывается представлять эти документы, ссылаясь на то, что оно является некоммерческой организацией и не является поставщиком услуг. ТСЖ выставляет организации счет на оплату и к! витанции без подписей и печатей. В данный момент ТСЖ разработало акт, в котором одной строкой указываются наименование услуг (оказание коммунальных услуг и техническое обслуживание общего имущества) и общая сумма за месяц без расшифровки коммунальных услуг.

Какими документами должны быть подтверждены затраты на коммунальные услуги и содержание общего имущества для списания расходов в целях исчисления налога, уплачиваемого при применении УСН?

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать расходы, перечень которых приведен в п. 1 указанной статьи Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого ! были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименован! ие документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 июня 2011 г. N 03-11-06/2/89

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

Основной вид деятельности индивидуального предпринимателя - код 70.11 "Подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

На основании договоров участия в долевом строительстве, заключенных между застройщиком и индивидуальным предпринимателем, приобретаются объекты недвижимости (в частности, подземные и наземные автостоянки, квартиры). По договору участия в долевом строительстве индивидуальный предприниматель уплачивает долевой взнос.

Индивидуальный предприниматель планирует совершать сделки по переуступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (без оформления объекта недвижимости в свою собственность) и по договора! м купли-продажи (после оформления права собственности на объект).

После ввода в эксплуатацию и получения объектов недвижимости по акту приема-передачи от застройщика индивидуальный предприниматель осуществляет регистрацию права собственности.

После оформления объектов в собственность индивидуальный предприниматель продает объекты недвижимости по договорам купли-продажи с целью получения прибыли.

Выручку от продажи объектов недвижимости по договорам купли-продажи индивидуальный предприниматель учитывает в доходах.

Вправе ли предприниматель, применяющий УСН ("доходы минус расходы"), учесть в расходах затраты, связанные с приобретением объектов недвижимости по договорам участия в долевом строительстве? Затраты на приобретение объектов недвижимости в данном случае - это стоимость долевого взноса, уплаченного по договору участия в долевом строительстве.

Возникает ли у индивидуального предпринимателя доход не только от продажи объектов недвижимо! сти, но и от реализации имущественного права на объект недвижимости в момент его получения от застройщика в соответствии с договором участия в долевом строительстве?

Принимается ли в расходы стоимость долевого взноса, уплаченного по договору участия в долевом строительстве, для уменьшения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, если индивидуальный предприниматель реализует имущественные права по соглашению о переуступке прав требований по договору участия в долевом строительстве?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.

Если физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей указаны виды экономической деятельности, в частности такие, как "Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества" и "Покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества" (соответственно коды 70.11 и 70.12 разд. "К" Общеро! ссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст), а также договор участия в долевом строительстве заключен в качестве индивидуального предпринимателя, то доходы, полученные от продажи объектов недвижимости (квартир, автостоянок), учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса), а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе на ! расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров.

Таким образом, налогоплательщик при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы на сумму фактически понесенных им расходов по оплате стоимости объектов недвижимости (квартир, автостоянок) в момент их реализации.

Что касается вопроса о налогообложении доходов и расходов налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, по операциям по переуступке имущественных прав, то в соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, в частности, от реализации, определяемые в соответствии с о ст. 249 Кодекса.

Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом! от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.

Исходя из изложенного, поскольку денежные средства, полученные по договору уступки прав требования третьему лицу на участие в долевом строительстве жилого дома, являются доходом от реализации имущественных прав, то при определении налоговой базы налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, должен учитывать такие доходы.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Кодекса. Данный перечень является исчерпывающим.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе учесть расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов! .

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 N 153н, определен круг объектов, относимых к нематериальным активам, среди которых не поименованы имущественные права в виде прав требования.

Кроме того, согласно п. п. 2 и 3 ст. 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В связи с тем что имущественные права не относятся к товарам, а также в ст. 346.16 Кодекса прямо не поименованы такие расходы, к! ак расходы на приобретение имущественных прав, данные расходы не учитываются при определении налоговой базы и не могут быть отнесены к расходам, предусмотренным пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 июня 2011 г. N 03-11-11/145

Вопрос:

Вправе ли организация учитывать в составе налоговой базы по налогу на прибыль 2011 г. расходы по оправдательным документам, относящимся к предыдущим налоговым периодам (например, акты приема-сдачи услуг, датированные 2010 г.), но поступившим от контрагентов с опозданием, т.е. после сдачи налоговой декларации за 2010 г. (после 28.03.2011)?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Это возможно, во-первых, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений), и во-вторых, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) пери! од, в котором выявлены ошибки (искажения).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 июня 2011 г. N 03-03-06/2/82

Вопрос:

При трудоустройстве работник представил следующие документы: копию свидетельства о расторжении брака, копии свидетельств о рождении на двух детей, исполнительный лист на уплату алиментов в пользу детей. Вправе ли организация-работодатель предоставить стандартный налоговый вычет по НДФЛ на каждого ребенка? В каком размере может быть предоставлен данный вычет?

Ответ:

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя.

Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, налоговым агентом, предоставляющим стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет не применяется.

Таким образом, несмотря на то что брак расторгнут, налогоплательщик вправе получить стандартный налоговый вычет, установленный пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса,! на основании письменного заявления и соответствующих документов.

К документам, подтверждающим право на стандартный налоговый вычет, относятся: свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о расторжении брака; исполнительный лист (постановление суда) о взыскании алиментов или нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, документы, подтверждающие уплату алиментов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 мая 2011 г. N 03-04-06/1-125

Вопрос:

Организация имеет непогашенную контролируемую задолженность перед материнской компанией. Проценты по займам начислялись в валюте задолженности (норвежских кронах), но не выплачивались. Собственный капитал организации на конец отчетного (налогового) периода является отрицательным, в связи с чем начисленные в течение налогового периода проценты по контролируемой задолженности не принимались в качестве расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В целях признания доходов и расходов при расчете налога на прибыль организацией в соответствии с учетной политикой применяется метод начисления.

В бухгалтерском учете производилась переоценка валютных обязательств, в том числе задолженности по процентам по контролируемой задолженности перед материнской компанией.

Имеет ли право организация учитывать положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при пересчете обязательств по уплате про! центов по непогашенной контролируемой задолженности, выраженных в иностранной валюте, в рубли, при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полной сумме в периоде возникновения курсовых разниц на основании п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Кодекса?

Ответ:

В целях п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

Согласно п. п. 8, 10 ст. 272 НК РФ по долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения расход в виде процентов, выраженных в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода - на конец месяца соответствующего отчетного периода или на д! ату уплаты процентов (если она наступила раньше).

Положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при пересчете обязательств, выраженных в иностранной валюте, в рубли и признаваемые таковыми в соответствии с п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе соответственно внереализационных доходов или внереализационных расходов по самостоятельному основанию, предусмотренному п. 11 ст. 250 или пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Пунктами 2 и 4 ст. 269 НК РФ предусмотрен порядок переквалификации процентов в дивиденды в случае, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации а! ффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации, и если размер такой контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации.

Порядок расчета предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 НК РФ и коэффициента капитализации приведен в п. 2 ст. 269 НК РФ.

Проценты, переквалифицированные в дивиденды, на основании п. 4 ст. 269 НК РФ не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, а облагаю тся налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ.

Таким образом,! курсовые разницы, возникающие при пересчете обязательств по уплате процентов по непогашенной контролируемой задолженности, выраженных в иностранной валюте, в рубли, приравненных к дивидендам на основании п. п. 2 и 4 ст. 269 НК РФ, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 мая 2011 г. N 03-03-06/1/312

Вопрос:

ООО применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". ООО заключен агентский договор, по условиям которого агент принимает и перечисляет платежи физических лиц за оказываемые ООО услуги связи.

По условиям агентского договора в конце отчетного месяца агент составляет и направляет ООО отчет о принятых платежах. По результатам рассмотрения отчета агента принятые им денежные средства перечисляются на расчетный счет принципала уже в следующем месяце.

Каким обстоятельством следует определять момент получения ООО (принципалом) доходов для целей налогообложения - по дате поступления денежных средств от агента на расчетный счет (в кассу) или же по дате составления агентом отчета о принятых платежах?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором (ст. 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок признания доходов при применении налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения установлен п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). Отдельных пол! ожений, регулирующих порядок определения доходов налогоплательщиками-принципалами, применяющими упрощенную систему налогообложения, гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит.

Таким образом, датой получения доходов для налогоплательщика-принципала является день поступления денежных средств на его счета в банках и (или) в кассу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 мая 2011 г. N 03-11-06/2/80

Вопрос:

Организация является собственником автомобильной газовой заправочной станции (далее - АГЗС) и земельного участка, расположенного под АГЗС.

Организация применяет общую систему налогообложения.

В 2011 г. организация на основании договора аренды осуществляет деятельность по передаче во временное владение и пользование АГЗС индивидуальному предпринимателю. Арендатор использует АГЗС по назначению.

Переводится ли на уплату ЕНВД передача во временное владение и пользование АГЗС по договору аренды?

Ответ:

В целях гл. 26.3 ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация, в частности, подакцизных товаров, указанных в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Кодекса, газа.

Таким образом, предпринимательская деятельность по реализации газа автомобильной газовой заправочной станции (АГЗС) не относится к розничной торговле.

В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в! объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

При этом согласно ст. 346.27 Кодекса под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.

К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживани! я посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

К стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, согласно ст. 346.27 Кодекса относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

Поскольку в целях применения гл. 26.3 Кодекса АГЗС при реализации газа не осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли и не соответствует понятию торгового места, то передача во временное владение и пользование АГЗС по договору аренды не переводится на уплату единого налога на вмененный доход для отдельны х видов деятельности. Налогообложение указанной деятельности производи! тся в соответствии с иными режимами налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 мая 2011 г. N 03-11-06/3/61

Вопрос:

О налогообложении НДС услуг по сертификации продукции, оказываемых российской организацией иностранной организации.

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4.1 п. 1 данной статьи, определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) такие работы (услуги). При этом согласно п. 2 ст. 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, выполняющей указанные работы (оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной реги! страции.

Поскольку услуги по сертификации продукции к услугам, перечисленным в указанных пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, не относятся, то местом реализации таких услуг, оказываемых российской организацией иностранной организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги на основании п. 3 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 мая 2011 г. N 03-07-08/155

Вопрос:

Организация, на денежные средства на счетах в банках которой наложен арест, уплачивает госпошлину за юридически значимые действия по квитанции наличными денежными средствами через своих представителей - физлиц.

В квитанции об уплате в графе "Плательщик" указано Ф.И.О. представителя, а не организация- налогоплательщик.

Принимаются ли платежные поручения на перечисление госпошлины в бюджет с банковского счета представителя организации-налогоплательщика?

Правомерна ли уплата госпошлины представителем-физлицом по квитанции наличными денежными средствами?

Если да, то какие документы нужно приложить к квитанции для подтверждения того, что представитель действует от имени организации-налогоплательщика и за счет ее собственных средств?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 13 и со ст. 333.16 Кодекса государственная пошлина относится к федеральному сбору, уплачиваемому организациями и физическими лицами при их обращении, в частности, в государственные органы. Следовательно, на операции по списанию денежных средств в счет уплаты государственной пошлины не распространяется действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам пл! ательщика сбора (налогоплательщика) в банке.

Статьей 333.17 Кодекса предусмотрено, что государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившимся за совершением юридически значимых действий.

В соответствии с п. п. 1, 5 и 8 ст. 45 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.

По общему правилу обязанность по уплате налога, сбора считается исполненной организацией с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета организации в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 Кодекса).

Кодексом не установлен иной способ уплаты налогоплательщиком (плательщиком сбора) - орга! низацией самостоятельно налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации, кроме указанного в пп. 1 п. 3 ст. 45 Кодекса перечисления денежных средств (в безналичной форме) в бюджетную систему Российской Федерации со счета этой организации в банке.

Пунктами 2 и 3 ст. 861 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических л иц. При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по поруч! ению юридических лиц производится по их банковским счетам.

В соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" наличные денежные средства в уплату налоговых платежей принимаются кредитными организациями только от физических лиц.

Главой 4 Кодекса предусмотрено участие налогоплательщика (плательщика сбора) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.01.2004 N 41-О, само представительство в налоговых отношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить о! т налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств.

При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском сче! те поступающих доходов.

Вместе с тем Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации даны разъяснения по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации также отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (Определение от 11.04.2011 N ВАС-3950/11! ).

Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами к платежному документу (чеку-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо - представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерско м учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны о! формляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В п. 2 той же статьи указано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" расходный кассовый ордер (форма N КО-2) применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, рег! истрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых докуме нтов (форма N КО-3).

В расходном кассовом ордере по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции, а по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 мая 2011 г. N 03-05-04-03/32



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное