Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 15.10.2010


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 15.10.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

О порядке учета в 2010 г. для целей исчисления налога на прибыль стоимости имущества, оплаченного авансом в иностранной валюте.

Ответ:

Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2010, внесены изменения в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающиеся отмены переоценки полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.

Так, на основании п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Кодекса в составе доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номиниро! ванных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов выданных (полученных)), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

Из положений п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 Кодекса следует, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода).

Таким образом, с 1 января 2010 г. при получении организацией аванса в иностранной валюте дохода в виде положительной курсовой разницы, так же как и расхода в виде отрицательной курсовой разницы, в целях исчисления налога на прибыль не возникает.

Учитывая изложенное, стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте авансом или после фактичес! кой поставки, может определяться по курсу Банка России, действовавшему на дату перечисления аванса (даты перечисления авансов, если предварительная оплата осуществлялась в несколько этапов), в части, приходящейся на аванс, и на дату перехода права собственности на имущество в части его последующей оплаты.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/620

Вопрос:

О порядке учета лизингодателем в доходах для целей исчисления налога на прибыль сумм в виде платежей за несвоевременный возврат предмета лизинга, подлежащих уплате на основании вступившего в силу решения суда.

Ответ:

В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) лизинговые платежи за предоставление предмета лизинга во временное владение и пользование подлежат включению в состав доходов от реализации.

Пунктом 5 ст. 17 Федерального закона от 29.10. 1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предусмотрено, что если ! лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения.

Таким образом, Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ установлена санкция за несвоевременный возврат лизингополучателем лизингового имущества в виде права лизингодателя требовать уплаты лизинговых платежей за время просрочки возврата указанного имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Учитывая изложенное, суммы в виде платежей за несвоевременный возврат предмета лизинга, подлежащих уплате на основании в! ступившего в силу решения суда, включаются лизингодателем в состав внер еализационных доходов на основании указанной нормы ст. 250 НК РФ.

При этом указанные суммы не могут быть учтены в составе доходов от реализации, поскольку их налоговый учет обусловлен предъявлением лизингодателем требования об уплате, признанием данного требования должником или решением суда об их взыскании, вступившим в законную силу.

В соответствии со ст. 266 НК РФ формирование резерва по сомнительным долгам в отношении задолженности по санкциям, подлежащим уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/612

Вопрос:

В договорах между туроператором и турагентом отмечено обязательство туроператора по обеспечению турагента необходимыми каталогами, буклетами и другими информационными материалами по предоставляемому туристскому продукту, но не установлено, как, когда и при каких условиях турагентство будет по! лучать вышеуказанные материалы.

Как турагент должен учитывать в целях налога на прибыль каталоги, буклеты и другие информационные материалы по предоставляемым туристским продуктам, полученные безвозмездно от туроператоров во время участия в выставках?

Все необходимые каталоги, буклеты и другие информационные материалы по предоставляемым туристским продуктам менеджеры турагентства получают во время участия в ежегодной туристской выставке. Общий вес каталогов, буклетов и других информационных материалов, полученных на туристской выставке в 2010 г., составил около 60 кг. Турагент понес затраты на оплату услуг транспортной компании по доставке каталогов, буклетов и других информационных материалов из города, где проходила выставка, в город, где находится турагент.

Можно ли в целях налога на прибыль учесть затраты на оплату услуг транспортной компании по доставке каталогов, буклетов и других информационных материалов в составе прочих расходов, связанных с пр! оизводством и (или) реализацией?

Ответ:

Согласно п. 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Таким образом, стоимость каталогов, буклетов и других информац ионных материалов по предоставляемым туристским продуктам, полученных ! безвозмездно туристическим агентством от туроператора во время проведения выставки, должна быть включена в состав внереализационных доходов организации.

Что касается расходов на доставку указанной продукции в город, где находится организация, то в соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса все расходы организации должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, относятся к материальным расходам налогоплательщика.

Учитывая изложенное, понесенные в связи с доставкой транспортной компанией информационных материалов, полученных налогоплательщиком безвозмездно во время участия в выставке, могут быть ! включены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на при быль.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/605

Вопрос:

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ к доходам акционера в виде дивидендов по налогу на прибыль применяется налоговая ставка 0%, при условии что на день принятия решения о выплате дивидендов акционер непрерывно в течение 365 календарных дней являлся собственником не менее чем 50% долей в уставном капитале, при условии что стоимость приобретения доли превышает 500 млн руб.

Акционер владеет двумя пакетами акций ОАО. В отношении пакета акций N 2 не выполняется условие о непрерывном владении в течение 365 календарных дней. При этом акционер как до покупки пакета акций N 2, так и на момент принятия решения о выплате дивидендов обладал пакетом акций N 1, в отношении которого выполняются все условия, предусмотренные пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ для применения налоговой ставки 0%.

По какой ставке облагаются налогом на прибыль доходы в ! виде дивидендов, выплачиваемых акционеру по пакету N 2?

Ответ:

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая ставка 0 процентов применяется к налоговой базе по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, при условии что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающ! ей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 млн руб.

Как следует из вопроса, акционер обладает двумя пакетами акций, в отношении одного из которых выполняются все условия, предусмотренные указанным выше подпунктом, а в отношении второго не выполняется условие о непрерывном владении пакетом акций в течение не менее 365 календарных дней.

Учитывая изложенное, налоговая ставка ноль процентов может применяться в отношении доходов в виде дивидендов, выплачиваемых акционеру, только по тому пакету акций, для которого выполняются все условия, предусмотренные положениями пп. 1 п. 3 ст. 284 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/169

Вопрос:

Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229- ФЗ) ст. 269 НК РФ дополнена положениями, предусматривающими в 2011 и 2012 гг. применение коэффиц иента 0,8 к ставке рефинансирования по долговым обязательствам в иност! ранной валюте для расчета суммы процентов, уменьшающей налоговую базу по налогу на прибыль. Согласно п. 9 ст. 10 Закона N 229-ФЗ указанные изменения применяются в отношении процентных расходов по долговым обязательствам, осуществленных с 1 января 2010 г.

С учетом действующей ставки рефинансирования на уровне 7,75% указанные нововведения означают признание процентных расходов по долговым обязательствам в иностранной валюте в пределах 6,2% годовых (при действующем нормативе, равном 15%). Таким образом, данные изменения ухудшают положение налогоплательщиков, имеющих валютные обязательства, по сравнению с положениями законодательства на дату привлечения таких обязательств.

Положения НК РФ не допускают придания обратной силы тем положениям законодательства, которые приводят у ухудшению положения налогоплательщика (п. 2 ст. 5 НК РФ). Кроме того, положениями НК РФ не допускается установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от места п! роисхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Правильно ли понимает организация, что коэффициент 0,8 к ставке рефинансирования применяется по отношению к долговым обязательствам в иностранной валюте, привлеченным с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г.?

Ответ:

Согласно абз. 3 п. 1.1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 р! аза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Положения п. п. 1 и 1.1 ст. 269 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) применяются в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, осуществленных с 1 января 2010 г.

Вместе с тем предельная величина процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте, установленная в размере, равном произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8, применяется с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно. Таким образом, положение абз. 3 п. 1.1 ст. 269 НК РФ обратной силы не имеет, т.е. не нарушает требований п. 2 ст. 5 НК РФ.

Пункт 2 ст. 3 НК РФ содержит запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственно! сти, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

При этом положение абз. 3 п. 1.1 ст. 269 НК РФ при определении предельного размера расходов в виде процентов устанавливает различный коэффициент к ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в зависимости от валюты обязательства вне зависимости от места происхождения капитала.

Таким образом, указанная норма ст. 269 НК РФ не нарушает требований как п. 2 ст. 5 НК РФ, так и п. 2 ст. 3 НК РФ.

Ввиду того что период применения абз. 3 п. 1.1 ст. 269 НК РФ установлен относительно момента возникновения расходов в виде процентов, а не самого обязательства, указанная норма применяется и в отношении обязательств, возникших до 1 января 2011 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/166

Вопрос:

Истцом заявлены требования к ответчику (ООО) о взыскании суммы задолженности по оплате оказанных услуг и п ени по договору, заключенному между истцом (исполнителем) и ответчиком! (заказчиком), в рамках которого исполнитель по заданиям заказчика оказывал комплекс юридических консультационных услуг. Конкретный перечень услуг, их стоимость определялись в дополнительных соглашениях к данному договору. Требования истца мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору в части оплаты услуг. Ответчик возражал, указывая, что истцом не выполнены все обязательства по своевременному оформлению письменного заключения в рамках исполнения своих обязательств по договору.

Суд признал исковые требования обоснованными частично и постановил взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по договору, неустойку и расходы по уплате госпошлины. Оплата по требованию произведена ответчиком в срок и в полном объеме.

Может ли ответчик (заказчик) учесть в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль общую сумму дебиторской задолженности по договору, которая складывается из суммы оплаты по решению суда, а также су! ммы аванса, ранее перечисленного согласно условиям договора, на основан ии пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ; а также учесть сумму неустойки на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ и включить в налоговую базу расходы по оплате госпошлины на основании пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ?

Какая дата является датой признания данных расходов?

Ответ:

Расходы на юридические и информационные услуги, расходы на консультационные и иные аналогичные услуги учитываются в целях налогообложения прибыли на основании соответственно пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Подпункт 13 п. 1 ст. 265 Кодекса предусматривает отнесение к внереализационным расходам расходов в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходов на возмещение причиненног! о ущерба.

Таким образом, если соответствующие выплаты, производимые налогоплательщиком лицу, чье право нарушено, квалифицированы решением суда, вступившим в законную силу, в качестве санкций за нарушение договорных или долговых обязательств либо в качестве возмещения материального ущерба, расходы на такие выплаты могут учитываться в составе внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 Кодекса.

В пп. 10 п. 1 ст. 265 Кодекса предусмотрено, что в состав внереализационных расходов включаются судебные расходы и арбитражные сборы.

В ст. 101 гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возврат государственной пошлины осуществляются в порядке, определенном ст. ст. 104 и 110 АПК, ст. 333.40 Кодекса.

!

Расходы организации признаются для целей налогообложения прибыли в зависимости от выбранного метода признания доходов и расходов, установленного ст. ст. 272 и 273 Кодекса.

На основании п. 1 ст. 272 Кодекса для организаций, применяющих метод начисления, расходы принимаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Дата признания в целях налогообложения прибыли осуществленных внереализационных и прочих расходов определяется на основании положений п. 7 ст. 272 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/597

Вопрос:

Организация является рекламораспространителем и осуществляет деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ деятельность по распространению наружной рекламы с использован ием рекламных конструкций облагается ЕНВД.

Статьей 10 Федеральн! ого закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусматривается, что рекламораспространитель обязан заключать договоры на распространение социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы.

При этом в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" социальной рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общест! венно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Социальная реклама размещается владельцами рекламных конструкций безвозмездно по заявкам государственных и муниципальных органов, благотворительных и общественных организаций.

Таким образом, размещение социальной рекламы не направлено на извлечение прибыли и обладает признаками благотворительной деятельности, определенными в ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

В Письме от 27.12.2004 N 03-06-05-04/97 Минфин России указал, что для целей применения гл. 26.3 Кодекса деятельность организаций по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах не может быть признана соответствующей установленному ст. 2 ГК РФ понятию "предпринимательская деятельность" и, следовательно, в отношении данной деятельности не может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Является ли деятельность по безвозмездному размещению с! оциальной рекламы с использованием рекламных конструкций предпринимательской и подлежит ли она налогообложению ЕНВД?

Ответ:

В соответствии с пп. 10 и 11 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций и по размещению рекламы на транспортных средствах.

В отношении указанных видов предпринимательской деятельности установлены следующие понятия:

распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций - предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения,! монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"). Владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником;

размещение рекламы на транспортном средстве - предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Федерального закона "О рекламе", на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоч енным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспор! тное средство.

Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" социальная реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Деятельность юридических и физических лиц по распространению социальной рекламы, осуществляемая на бескорыстной (безвозмездной) основе, признается на основании ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительной деятельностью. Если деятельность не признается предпринимательской деятельностью в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, то она на уплату единого налога на вмененный доход не переводится.

Вместе с тем, если для осуществления деятельности по распространению (размещению) рекламы ! и распространению (размещению) социальной рекламы используется одни и т е же рекламные конструкции (средства), надлежит учитывать следующее.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 346.26 Кодекса нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга устанавливаются значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности. К таким особенностям в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пп. 10 и 11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса, может относиться распространение социальной рекламы.

В связи с этим налогоплательщики единого налога на вмененный доход могут учесть указанные особенности ведения предпринимательской деятельности через корректирующий коэффициент К2, если они предусмотрены при его установлении нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федеральног! о значения Москвы и Санкт- Петербурга.

Других оснований для корректировки налогоплательщиками налоговой базы по единому налогу на вмененный доход по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 10 и 11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса, в связи с распространением социальной рекламы гл. 26.3 Кодекса не предусматривает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 сентября 2010 г. N 03-11-06/3/128

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель планирует приобрести автомобили для перевозки сыпучих грузов, крупногабаритных отходов и ТБО. В ПТС указано: марка ЗИЛ-495250, тип транспортного средства - спецавтомобиль самосвал и марка ЗИЛ-130, тип транспортного средства - самосвальный бункеровоз. Подпадает ли данный вид деятельности по оказанию услуг по перевозке указанных грузов под ЕНВД?

Ответ:

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)! на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится, в частности, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

В соответствии со ст. 346.27 Кодекса к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Порядок регистрации транспортного средства (автомобильного транспорта) определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных ср едств и других видов самоходной техники на территории Российской Федер! ации" (далее - Постановление).

Определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами.

Согласно п. 2 Постановления все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГИБДД).

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее - органы Гостехнадзора).

В формах сведений о транспортных средствах! и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осу ществляющими государственную регистрацию транспортных средств, предусмотрены показатели "Тип транспортного средства" и "Назначение (категория) транспортного средства".

Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Таким образом, на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собстве! нником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

При этом на уплату единого налога на вмененный доход не переводится предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора.

В связи с этим предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке сыпучих грузов с использованием транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

В отношении предпринимательской деятельности, связ! анной с оказанием услуг по перевозке крупногабаритных и бытовых отходов, необходимо учитывать следующее.

Договорные отношения в сфере автотранспортных услуг регулируются гл. 40 "Перевозка" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В силу п. 1 ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Исходя из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятель ность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по с! бору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под транспортированием отходов понимается их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Соответственно, наряду с транспортированием отходов их сбор, накопление, использование, обезвреживание и размещение рассматриваются как деятельность по обращению с отходами.

Учитывая изложенное, если организация и (или) индивидуальный предприниматель оказывают услуги по вывозу мусора и отход! ов в рамках отдельно заключенных договоров на оказание данных услуг, пр и этом никакой иной деятельности в сфере обращения с отходами не осуществляется, указанная предпринимательская деятельность может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход в качестве предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов. Аналогичной позиции придерживаются судебные органы (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.2010 N А81-4102/2009).

Если предпринимательская деятельность организации и (или) индивидуального предпринимателя по транспортировке мусора и отходов является составной частью деятельности в сфере обращения с отходами, то такая деятельность не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и, соответственно, на уплату единого налога на вмененный доход не переводится. Такая же позиция содержится в Постановлении ФАС Запа! дно-Сибирского округа от 08.09.2009 N Ф04-5187/2009(13484-А67-19), а также в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16.12.2008 N А82-2206/2008-20.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 сентября 2010 г. N 03-11-11/245

Вопрос:

Организация осуществляет свою деятельность, привлекая в соответствии с действующим миграционным и трудовым законодательством в качестве работников иностранных граждан. На момент оформления трудового договора (на неопределенный срок) иностранные граждане не являются налоговыми резидентами РФ, в связи с чем организация в качестве налогового агента удерживает с таких работников НДФЛ по ставке 30%.

В процессе трудовой деятельности начиная с августа - сентября 2010 г. иностранные граждане будут находиться на территории РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде, их налоговый статус изменится с нерезидента на резидента и до конца 2010 г. не претерпит изменений, в связи с чем налоговый аген! т начнет удерживать с них НДФЛ по ставке 13%. В результате по таким работникам возникает переплата НДФЛ (излишнее удержание по ставке 30%), которая подлежит возврату (зачету) налогоплательщику.

У организации как налогового агента по НДФЛ существуют возможности прибегнуть к использованию положений п. п. 1 и 4 или п. п. 2, 6 и 8 ст. 78 НК РФ.

Вправе ли организация как налоговый агент в текущем налоговом периоде (2010 г.) произвести зачет излишне уплаченного НДФЛ в счет предстоящих платежей по НДФЛ в связи с изменением у работников налогового статуса с нерезидента на резидента, каков порядок такого зачета в счет будущих платежей по НДФЛ в 2010 г., какие документы необходимо истребовать налоговому агенту от налогоплательщика и, в свою очередь, представить в налоговый орган для осуществления зачета в счет будущих платежей по НДФЛ в 2010 г.?

Если до конца текущего налогового период (2010 г.) налоговый агент не успевает произвести зачет излишне уплаченного НДФЛ в счет предстоящих платежей по НДФЛ в полном объеме, имеет ли право н! алоговый агент в новом налоговом периоде (2011 г.) продолжить производить зачет НДФЛ, излишне уплаченного в 2010 г., в счет предстоящих платежей по НДФЛ в 2011 г., каков порядок такого зачета в счет будущих платежей по НДФЛ в 2011 г., какие документы необходимо истребовать налоговому агенту от налогоплательщика и, в свою очередь, представить в налоговый орган для осуществления зачета в счет будущих платежей по НДФЛ в новом налоговом периоде?

Если в новом налоговом периоде (2011 г.) налоговому агенту не представляется возможным продолжить производить зачет излишне уплаченного НДФЛ в 2010 г. в счет предстоящих платежей по НДФЛ в 2011 г., каков порядок возврата в 2011 г. сумм НДФЛ, излишне удержанного налоговым агентом у налогоплательщиков в 2010 г., какие документы необходимо истребовать налоговому агенту от налогоплательщика и, в свою очередь, представить в налоговый орган для осуществления возврата излишне удержанного в 2010 г. НДФЛ?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 231 Налогового коде кса Российской Федерации (далее - Кодекс) излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

При этом ст. 231 Кодекса особый порядок зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога не установлен.

Следовательно, предусмотренный ст. 231 Кодекса возврат налогоплательщику налоговым агентом излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц должен осуществляться исходя из положений ст. 78 Кодекса, устанавливающей общий порядок зачета или возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа и предусматривающей, что правила, установленные данной статьей, распространяются на налоговых агентов.

В соответствии с п. 4 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по р! ешению налогового органа.

Таким образом, в случае если перерасчет сумм налога сотрудника организации, ставшего налоговым резидентом Российской Федерации, производится в 2010 г. с даты, когда статус налогоплательщика более измениться не сможет, налоговый агент вправе произвести зачет сумм излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу. Указанный зачет производится до окончания налогового периода 2010 г.

Для проведения указанного зачета в организации должны иметься документы, подтверждающие срок фактического нахождения сотрудника в Российской Федерации, на основании которого определяется его налоговый статус.

Такими документами могут являться проездные документы, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, справки, подготовленные на основании сведений табеля учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в поря! дке, установленном законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2011 г. вступают в силу положения Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

В соответствии с п. 1.1 ст. 231 Кодекса, внесенным Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (м есту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации п! о окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.

Таким образом, если по итогам налогового периода 2010 г. сумма переплаты налога будет зачтена организацией не полностью, в 2011 г. возврат суммы налога налогоплательщику производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче им налоговой декларации за 2010 г. и документов, подтверждающих статус налогового резидента в 2010 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 сентября 2010 г. N 03-04-06/6-219

Вопрос:

Организация в период с 2008 по 2009 гг. оказывала услуги по перевозке грузов за пределы РФ морскими судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов (РМРС), агентские услуги по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах по агентск! им соглашениям и услуги по сдаче в аренду (бербоут-чартер) морского суд на, зарегистрированного в РМРС.

Являются ли доходами (расходами), указанными в пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ соответственно, внереализационные доходы и расходы в виде курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей, стоимость которых выражена в иностранной валюте, процентов по кредитам и услуг банков? Производится ли распределение указанных доходов (расходов) между различными видами деятельности организации?

Ответ:

В соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществ! лением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

Согласно п. 48.5 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Таким образом, положения вышеуказанных статей относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг.

В случае если организация-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору тайм-чартера (фрахта) или бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа) организации! -фрахтователю, которая использует судно как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках.

В соответствии со ст. 313 НК РФ в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетн ой политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим пр! иказом (распоряжением) руководителя.

Таким образом, организации-судовладельцу следует обеспечить в налоговом учете разделение доходов от эксплуатации судна, зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна в международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации судна в каботажных перевозках. В этих целях могут быть использованы данные судового журнала.

Внереализационные расходы, которые непосредственно связаны с использованием судов, зарегистрированных в РМРС (в понимании пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ), в соответствии с п. 48.5 ст. 270 НК РФ для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Те внереализационные расходы, которые связаны с несколькими видами деятельности налогоплательщика, в том числе с эксплуатацией судна, зарегистрированного в РМРС, и не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному ее виду, в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммар! ном объеме всех доходов налогоплательщика.

При этом часть расход ов, относящаяся к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС (в понимании пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ), определенная в вышеуказанном порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается.

В соответствии с п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (расходов) учитываются курсовые разницы от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов выданных (полученных)), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

Курсовые разницы, возникшие от переоценки имущества в виде валютных ценностей, не являются доходами (расходами), указанными в пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ соответственно, и учиты! ваются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Распределение указанных доходов (расходов) между различными видами деятельности налогоплательщика не производится.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/592


 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное