Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 08.10.2010


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 08.10.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

При уступке прав требования по кредитным обязательствам банком получен убыток. В соответствии со ст. 279 НК РФ размер убытка при уступке прав требования третьему лицу признается в зависимости от даты наступления срока, предусмотренного договором о реализации товаров и услуг.

Условиями кредитного договора было предусмотрено погашение обязательств ежемесячными аннуитетными платежами (включая погашение основного долга и процентов). При этом на момент уступки прав требования срок окончания кредитного договора еще не наступил, хотя у заемщика имелась просроченная задолженность по основному долгу и процентам в соответствии с графиком погашения аннуитетных платежей.

Правильно ли понимать под датой платежа по кредитному договору применительно к ст. 279 НК РФ срок окончания кредитного договора, а не сроки уплаты аннуитетных платежей, и признавать в целях налога на прибыль убыток, полученный при уступке прав требов! ания по кредитному договору (в том числе просроченным аннуитетным платежам), до даты его окончания в соответствии с п. 1 ст. 279 НК РФ?

Ответ:

Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Положения указанной статьи применяются в отношении уступки прав требования, возникших в связи с реализацией товаров (работ, услуг), а также задолженности по кредитным договорам. При этом НК РФ установлен различный порядок налогового учета доходов и расходов, а также убытков по указанным сделкам в зависимости от того, наступил срок платежа по уступаемому праву требования или нет (п. п. 1 - 2 ст. 279 НК РФ).

В связи с этим при уступке права требования, в отношении одной части которого срок платежа наступил, а в отношении другой - нет, необходимо учитывать следующее.

Статьей 279 НК РФ не предусмотрено порядка! распределения суммы дохода от реализации права требования на различные части уступаемого требования (просроченную и непросроченную части задолженности). В связи с этим налоговая база по налогу на прибыль организаций может быть корректно определена только в том случае, если в договоре об уступке права требования или дополнительном соглашении к нему установлена стоимость указанных частей реализуемого права требования.

Указанное относится также к договорам уступки прав требования по кредитным договорам, в случае если срок платежа (возврата) одной части основного долга по договору кредита еще не наступил, а в остальной части задолженность просрочена.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 августа 2010 г. N 03-03-06/2/150

Вопрос:

Инструкцией ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" установлены, в частности, числовое значение и методика расчета норматива максимального размера риска на одного зае мщика или группу связанных заемщиков (Н6), который регулирует (огранич! ивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. Максимальное значение данного норматива не может превышать 25%.

Все кредитные требования банка к заемщику или группе связанных заемщиков, условные обязательства кредитного характера и срочные сделки включаются в расчет норматива Н6 с учетом коэффициента риска. По необеспеченным кредитным требованиям коэффициент риска составляет 100% (п. 2.3 Инструкции N 110-И). Соответственно, сумма выдаваемого кредита заемщику или группе связанных заемщиков не может превышать 25% от собственных средств (капитала) банка.

В связи с этим с целью снижения кредитного риска, а также увеличения суммы выдаваемого кредита банк получает от материнского банка гарантии и поручительства. Объектом данных гарантий и поручительств являются обяза! тельства заемщика или группы связанных заемщиков по выданному кредиту. По обеспеченным такими гарантиями или поручительствами кредитным требованиям коэффициент риска снижается со 100% до 20%. Следовательно, максимальная сумма кредита, выданного заемщику под гарантию материнского банка, составит 125% от собственных средств (капитала) банка. Таким образом, привлечение гарантии или поручительства, обеспечивающих обязательства заемщика или группы связанных заемщиков, позволяет снизить кредитный риск банка в связи с невозвратом кредита заемщиком, увеличить размер выдаваемого кредита, что приводит к повышению размера дохода банка в виде процентов по выданным кредитам.

Вправе ли банк учесть в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде комиссии иностранному материнскому банку (доля которого в уставном капитале банка - 100%) за предоставление банковской гарантии или поручительства?

Ответ:

Согласно ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обяз! ывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 16 п. 2 ст. 291 НК РФ к расходам банков относятся расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организаци! ями.

Таким образом, расходы в виде комиссий, уплачиваемых банком иностранному акционеру за предоставление по просьбе банка гарантий, обеспечивающих обязательства заемщика, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 августа 2010 г. N 03-03-06/2/151

Вопрос:

Банк заключает с физическими и юридическими лицами договоры депозитного вклада. В договоры включено следующее условие: "...при досрочном окончании договора проценты начисляются по ставке до востребования или по другой ставке, приведенной в договоре".

Правомерно ли при учете в налоговой базе по налогу на прибыль расходов в виде процентов по вкладам в соответствии со ст. 269 НК РФ такие договоры рассматривать как не содержащие условие об изменении процентной ставки, так как данное условие выполняется после закрытия долгового обязательства?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федера! ции (далее - НК РФ) расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по ус! тановленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), приним ается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на установленный коэффициент, - при оформлении долгового обязательства в рублях.

В отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, в целях п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств.

Вышеуказанное положение говорит о долговых обязательствах, условиями которых предусмотрено изменение процентной ставки в течение всего срока их действия.

Следовательно, в случае досрочного расторжения долгового обязательства, содержащего условие о начислении в таком случае процентов по ставке до востребования или иной ставке, указанной в договоре, предельную величину процентов, признаваемых расходом, необходимо определять исх! одя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения денежных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 августа 2010 г. N 03-03-06/2/153

Вопрос:

В целях гл. 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении условий, перечисленных в п. 3 ст. 280 НК РФ.

В соответствии с положениями абз. 2 пп. 3 п. 3 ст. 280 НК РФ под применимым законодательством понимается законодательство государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги). В случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, налог! оплательщик вправе самостоятельно в соответствии с принятой им для целей налогообложения учетной политикой выбирать такое государство в зависимости от места нахождения продавца либо покупателя ценных бумаг.

Вправе ли налогоплательщик для целей налога на прибыль в учетной политике предусмотреть применение одновременно двух вариантов: местом заключения сделки считать местонахождение продавца, когда сторона сделки - российский налогоплательщик является продавцом, или местонахождение покупателя, когда сторона сделки - российский налогоплательщик является покупателем (в данном случае местом заключения сделки всегда будет территория местонахождения налогоплательщика)?

Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:

- если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим! на это право в соответствии с национальным законодательством;

- если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

- если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.

В целях п. 3 ст. 280 НК РФ под применимым законодательством понимается законодательство государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги). В случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бума! гами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемы е посредством электронных торговых систем, налогоплательщик вправе самостоятельно в соответствии с принятой им для целей налогообложения учетной политикой выбирать такое государство в зависимости от места нахождения продавца либо покупателя ценных бумаг.

Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения российская организация может установить, что в случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, местом совершения таких сделок будет признаваться местонахождение российской организации, то есть Российская Федерация.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 августа 2010 г. N 03! -03-06/1/569

Вопрос:

Банк выпустил собственные облигации. Решением о выпуске облигаций предусмотрено, что процентная ставка (купон) по облигациям на определенный купонный период (либо на несколько последовательных купонных периодов) устанавливается решением уполномоченного органа управления банка не позднее чем за 7 календарных дней до даты выплаты предыдущего купона. Длительность каждого из купонных периодов - 182 дня. Купонный доход выплачивается в дату окончания соответствующего купонного периода.

В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ предельная величина процентов, признаваемых расходом, при оформлении долгового обязательства в рублях принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза. При этом под ставкой рефинансирования Банка России понимается:

- в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обя! зательства, - ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

- в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Для определения величины расхода в виде купона по собственным облигациям в целях налога на прибыль на какую из дат используется ставка рефинансирования Банка России:

на дату определения купона в соответствии с решением о выпуске облигаций;

на дату эмиссии ценных бумаг;

на дату признания расходов в виде купона?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по о бязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленно! му соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В целях п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

- в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Исходя из текста вопроса процентная ставка (купон) по облигациям на определенный купонный период (либо на несколько последовательных куп! онных периодов) устанавливается решением уполномоченного органа управле ния банка не позднее чем за семь календарных дней до даты выплаты предыдущего купона.

Учитывая изложенное, в указанной ситуации при определении величины расхода в виде купона по собственным облигациям в целях налогообложения прибыли под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде купона.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2010 г. N 03-03-06/2/149

Вопрос:

Согласно абз. 7 п. 18 ст. 214.1 НК РФ при выплате налоговым агентом (брокером, доверительным управляющим) денежных средств (дохода в натуральной форме) до истечения налогового периода НДФЛ удерживается:

- либо с налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом по дату выплаты,

- либо с суммы выплаты в зависимости от того, какая величина меньше.

При выплате денежных средств более одного раза ! в течение налогового периода исчисление НДФЛ производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм НДФЛ (абз. 10 п. 18 ст. 214.1 НК РФ).

Правильно ли понимает банк - профучастник РЦБ, что если денежные средства выплачиваются физлицу более одного раза за налоговый период, то в целях НДФЛ под выплатой денежных средств (дохода в натуральной форме), с которых может удерживаться НДФЛ, следует понимать каждую выплату отдельно (т.е. платеж, совершаемый в один день), а не арифметическую сумму выплат нарастающим итогом с начала налогового периода?

Например, физическое лицо в течение налогового периода осуществляет изъятие денежных средств с брокерского счета дважды: в мае 2010 г. в размере 600 руб. и в сентябре 2010 г. в размере 400 руб. Налоговая база по НДФЛ на дату первого изъятия денежных средств с брокерского счета составила 1000 руб. и оставалась неизмененной с мая по сентябрь 2010 г.

В мае 2010 г. налоговый агент удерживает НДФЛ в размере 78 руб! . (600 руб. x 13%). В сентябре 2010 г. налоговый агент не удерживает НДФЛ, поскольку сумма НДФЛ, возникающего с очередной суммы выплаты (400 руб. x 13% = 52 руб.), менее суммы НДФЛ, удержанного ранее (78 руб.). В то же время по завершении налогового периода необходимо осуществить расчет НДФЛ (1000 x 13% = 130 руб.) и удержать не перечисленный ранее НДФЛ.

Ответ:

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлены ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с п. 18 ст. 214.1 Кодекса налоговым агентом признается доверительный управляющий, брокер, лицо, осуществляющее операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, иное лицо, признаваемое налоговым агентом в соответствии с Кодексом.

Нал оговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам! доходов от операций, осуществляемых им в пользу налогоплательщика.

Исчисление, удержание и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода, а также до истечения налогового периода или до истечения срока действия договора доверительного управления в порядке, установленном гл. 23 Кодекса.

При выплате налоговым агентом денежных средств до истечения налогового периода или до истечения срока действия договора доверительного управления налог исчисляется с налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 214.1 Кодекса.

При выплате налогоплательщику налоговым агентом денежных средств более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.

Исчисление суммы налога, подлежащей удержанию, производится исходя из финансового результата, рассчитанного нарастающим итогом.

Если сумма выплаты, рассчитанная нарастающим итогом, превыш! ает финансовый результат на дату выплаты денежных средств, налог исчисл яется с суммы финансового результата с зачетом ранее уплаченной при первом выводе денежных средств суммы налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 августа 2010 г. N 03-04-06/2-185

Вопрос:

Банк имеет разветвленную сеть обособленных подразделений на территории РФ. По месту нахождения каждого из своих обособленных подразделений (филиалы, дополнительные офисы, операционные офисы, операционные кассы вне кассового узла, кредитно-кассовые офисы) банк состоит на учете в налоговых органах.

Отдельный баланс и корреспондентский счет имеют только филиалы банка (далее - филиалы). При этом дополнительные офисы, операционные офисы, операционные кассы вне кассового узла, кредитно- кассовые офисы не имеют отдельного баланса и корреспондентского счета и являются территориально обособленными подразделениями филиалов (далее - обособленные подразделения).

От имени банка, через филиалы и обособленные подразделения, с физли! цами заключаются договоры банковского вклада (депозита). В соответствии с договором банковского вклада одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Если договор банковского вклада заключается банком через обособленное подразделение, то начисление и выплата процентов по вкладам отражаются в балансе филиала (то есть данное подразделение является источником дохода физлица), но фактическую выплату дохода вкладчику осуществляет обособленное подразделение.

Вправе ли банк в указанном случае уплачивать НДФЛ в бюджет по месту нахождения филиала с указанием в платежном поручении КПП и кода ОКАТО филиала, а также направлять сведения по форме 2- НДФЛ в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет филиала?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Рос! сийской Федерации (далее - Кодекс) российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса. Указанные лица являются налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога, в соответствии со ст. 226 Кодекса, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227, 227.1 и 228 Кодекса.

Согласно п. 7 ст. 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, указанные в п. 1 ст. 226 Кодекса , имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные ! и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Изложенный порядок следует применять и при выплате физическим лицам дохода в виде процентов по вкладам в обособленном подразделении банка. Таким образом, налог на доходы физических лиц с доходов физических лиц в виде процентов по вкладам следует перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, заключившего договор банковского вклада и выплачивающего вкладчику доход по вкладу.

Пунктом 2 ст. 230 Кодекса установлено, что налоговые агенты представляют сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета.

Обязанность налоговых агентов представлять сведения ! о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета коррес пондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Таким образом, сведения о доходах физических лиц в виде процентов по вкладам должны быть предоставлены в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, заключившего договор банковского вклада и выплачивающего вкладчику доход по вкладу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 августа 2010 г. N 03-04-06/3-180

Вопрос:

Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ банк определяет предельную величину процентов по вкладам физических лиц, учитываемых при исчислении налога на прибыль, исходя из среднего уровня процентов в группе сопоставимых вкладов. В учетной политике банка определены следующие критерии сопоставимости: по кварталу привлечения, по валюте, по сроку, по ! объему вклада.

По условиям договора физлицо имеет право в течение всего срока договора пополнять сумму вклада. В результате увеличения суммы некоторые вклады подпадают под критерии другой группы сопоставимых вкладов.

Обязан ли банк в связи с увеличением суммы вклада производить перерасчет среднего уровня процентов за предшествующие отчетные периоды?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательс! твами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Следовательно, порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, должен быть установлен организацией в учетной политике для целей налогообложения.

В случае если организация установила порядок определения предельной величины процентов исходя из среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выдан! ным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях, то ей необходимо также определить в учетной политике критерии сопоставимости, указанные в п. 1 ст. 269 НК РФ.

Если одно из выданных ранее долговых обязательств перестало соответствовать критериям сопоставимости, определенным в учетной политике, или одно из новых долговых обязательств, выданных в определенном квартале (месяце), соответствует таким критериям сопоставимости, то в данном квартале (месяце) организации необходимо пересчитать средний уровень процентов.

По долговым обязательствам (как выданным ранее, так и новым), не соответствующим критериям сопоставимости, определенным в учетной политике, предельную величину процентов, признаваемых расходом, необходимо определять исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на коэффициент, установленный п. 1 ст. 269 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 августа 2010 г. N 03-03-06/2/145

Вопрос:

Банк осуществляет расходы, связа нные с независимой оценкой имущества, полученного в качестве обеспечения исполнения обязательств по предоставленным кредитам.

Законом РФ от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге" (далее - Закон) предусмотрена возможность обращения взыскания кредитора на заложенное движимое имущество без обращения в суд путем продажи с торгов либо по договору комиссии, заключенному между залогодержателем и комиссионером.

При этом п. 11 ст. 28.1 Закона установлены случаи обязательного проведения независимой оценки реализуемого заложенного имущества.

Согласно пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризаци! и) объектов недвижимости.

Правомерно ли учитывать затраты по оплате услуг независимых оценщиков для целей реализации заложенного имущества во внесудебном порядке в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода! .

Согласно п. 1 ст. 339 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом.

Удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд допускается, если иное не предусмотрено законом на основании соглашения залогодателя с залогодержателем (п. 2 ст. 349 ГК РФ).

В соответствии с п. 11 ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге", если иное не установлено законом, привлечение оценщика при реализации заложенного движимого имущества, обращение взыскания на которое осуществляется без обращения в суд (во внесудебном порядке), обязательно при реализации движимого имущества, перечисленного в пп. 1 - 6 п. 11 ст. 28.1 вышеуказанного Закона Российской Федерации.

Таким образом, расходы на оценку движимого имущества, перечисленного в пп. 1 - 6 п. 11 ст. 28 .1 вышеуказанного Закона Российской Федерации, связанные с реализацией! такого заложенного движимого имущества, обращение взыскания на которое осуществляется без обращения в суд (во внесудебном порядке), могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 августа 2010 г. N 03-03-06/2/142

Вопрос:

Банк является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, полученных по договору об отступном.

Банк не использует участки в банковской деятельности. Принято решение о дальнейшей реализации земельных участков третьим лицам.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности данные земельные участки отнесены к категории "для сельскохозяйственного назначения" и к виду "для коллективного садоводства".

Может ли банк при исчислении земельного налога применять налоговую ставку 0,3% согласно пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, если банком указанные уч! астки не будут использоваться для сельскохозяйственного производства, в едения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства?

Ответ:

В связи с тем что в рассматриваемом случае отсутствуют копии правоустанавливающих документов на земельные участки, принадлежащие организации на праве собственности, дать обоснованный ответ на поставленный вопрос не представляется возможным.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 394 Кодекса определено, что налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниц! ипальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать размеров, определенных данной статьей Кодекса.

Так, на основании пп. 1 п. 1 ст. 394 Кодекса в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, применяется налоговая ставка, размер которой не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, если земельные участки, принадлежащие организации на праве собственности, в соответствии с правоустанавливающими документами отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, то в отношении этих земельных участков при исчислении земельного налога применяется налоговая ставка, установленная в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 Кодекса.

Согласно ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об администрат! ивных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соотв! етствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 августа 2010 г. N 03-05-05-02/60


 Купить систему КонсультантПлюс

Предлагаем КонсультантПлюс для бухгалтера: 
- все необходимые правовые акты; 
- практические пособия и энциклопедии спорных ситуаций по налогам; 
- консультации в форме "вопрос-ответ" по налогам и бухучету; 
- схемы бухгалтерских проводок;
- публикации бухгалтерских изданий и книги по вопросам бухучета и налогообложения.

 



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное