Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 05.03.2010


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 05.03.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

ВНИМАНИЕ: КонсультантПлюс при поддержке ФНС РФ проводит 12-ю ВСЕРОССИЙСКУЮ ПРОГРАММУ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ БУХГАЛТЕРА

Примите участие в акции и получите бесплатно материалы, которые помогут найти ответы на актуальные вопросы по налогам, бухучету, отчетности.


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Физлицо проживает и работает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, один раз в два года организация-работодатель оплачивает физлицу проезд к месту проведения отпуска.

Работник приобрел электронные авиабилеты и оплатил их кредитной картой через Интернет. Для возмещения расходов на проезд работник представил организации-работодателю электронный авиабилет (e- ticket), посадочные талоны, выписку из банка об оплате билета пластиковой картой, справку о совершении полета с печатью авиакомпании, подтверждающую факт оплаты и совершения перелета.

Имеет ли право организация включить в состав расходов по налогу на прибыль затраты на оплату проезда к месту проведения отпуска работника на основании представленных им документов?

Ответ:

В соответствии с п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к расходам на оплату труда в целях ! налогообложения прибыли организаций относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при налогообложении прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаю! тся затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к маршрут/квитанции, оформленной не на бланке! строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности, или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.

Таким образом, при приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) для поездок на территории Российской Федерации и за рубеж подтверждающими документами являются в части:

а) произведенных расходов по оплате:

- чек контрольно-кассовой техники;

- слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;

- подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт работнику банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

- или другой документ, под! тверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденно м бланке строгой отчетности;

б) факта произведенной перевозки:

- распечатка электронного документа - электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Таким образом, организация-работодатель может учесть в составе расходов на оплату труда на основании п. 7 ст. 255 НК РФ расходы на оплату проезда работника и лиц, находящихся у него на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно при наличии указанных документов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 января 2010 г. N 03-03-07/2

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН ("доходы"), является получателем субсидий от государства в рамках областной целевой программы "Развитие малого и среднего предприни! мательства". Признаются ли доходом и подлежат ли налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, средства, полученные предпринимателем из федерального бюджета в рамках указанной программы?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования, которые не учитываются при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса.

Согла! сно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учит ываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

В соответствии с п. 2 указанной статьи Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), в том числе целевые поступления из бюджета.

На основании ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местн! ой администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения).

Таким образом, средства, полученные индивидуальным предпринимателем из федерального бюджета в рамках целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства", признаются доходом в! целях применения упрощенной системы налогообложения и подлежат налого о бложению в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 января 2010 г. N 03-11-11/04

Вопрос:

1. Имеются ли различия в признании в налоговом учете расходов на НИОКР по созданию новых (совершенствованию применяемых) технологий и НИОКР по созданию новой (усовершенствованию производимой) продукции? Если да, то каковы критерии различия?

2. Если НИОКР по созданию новых (совершенствованию применяемых) технологий дали положительный результат, является ли использование данных результатов при производстве и/или реализации необходимым условием для признания данных расходов в налоговом учете? Начиная с какого момента организация вправе признавать в налоговом учете данные расходы: с момента начала использования или с момента завершения работ?

3. Каким образом следует признавать в налоговом учете расходы на НИОКР по созданию новой (усовершенствованию производимой) продукции, если испол! ьзование результатов данных исследований и разработок начато спустя какой-либо период времени после их завершения, в том числе если начало использования результатов НИОКР по созданию новой (усовершенствованию производимой) продукции наступает в течение 12 месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем завершения работ; если начало использования результатов НИОКР по созданию новой (усовершенствованию производимой) продукции наступает после истечения 12 месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем завершения работ?

4. Следует ли считать расходами на НИОКР для целей налога на прибыль расходы на разработку технических условий на производство опытных партий (по результатам данных разработок отсутствует возможность серийного/массового производства)?

Ответ:

Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в целях налогообложения прибыли регулируется ст. 262 Налогового кодекса Рос! сийской Федерации (далее - Кодекс).

1. В соответствии с п. 1 ст 262 Кодекса расходами на научные исследования и (или) опытно- конструкторские разработки (далее - НИОКР) признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство.

Определения понятия расходов на НИОКР по созданию новых (совершенствованию применяемых) технологий Кодекс не содержит. Таким образом, расходы по созданию новых (совершенствованию применяемых) технологий могут быть приняты к учету в целях налогообложения прибыли в качестве расходов на НИОКР, если данные технологии связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг).

2, 3. Согласно п. 2 ст. 262 Кодекса расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими органи! зациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи- приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 Кодекса.

В результате внесенных в ст. 262 Кодекса изменений предъявление требования о соблюдении условия использования исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) ставит налогоплательщиков, расходы которых на НИОКР привели к положительному результату, в худшие условия, чем налогоплательщиков, соответствующие расходы которых не дали положительного результата.

Если иное не предусмотрено п. п. 3 - 5 ст. 262 Кодекса, расходы на НИОКР независимо от полученного результата таких исследований и разработок равномерно включаются в состав прочих! расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за мес я цем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

В случае если налогоплательщик руководствовался дословным прочтением нормы абз. 2 п. 2 ст. 262 Кодекса и не учитывал соответствующие расходы до начала использования исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), то, принимая во внимание положения ст. 54 Кодекса, налогоплательщик вправе выбрать один из следующих способов учета расходов на НИОКР:

учесть соответствующие расходы в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований), внеся необходимые уточнения за истекшие отчетные (налоговые) периоды;

учесть соответствующие расходы в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором исследования и разработки стали использоваться в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

4. ! Расходы на разработку технических условий на производство опытных партий, по результатам которой отсутствует возможность серийного/массового производства, можно считать расходами на НИОКР в целях налогообложения прибыли при условии соответствия данных расходов критериям ст. 262 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 января 2010 г. N 03-02-07/1-13

Вопрос:

Организация, применяющая УСН, переходит в 2010 г. с объекта налогообложения "доходы" на объект "доходы, уменьшенные на величину расходов".

В конце декабря 2009 г. по актам приема-передачи объектов основных средств ОС-1 организации будут переданы объекты недвижимого имущества, оформление государственной регистрации прав на которые должно быть завершено 31.12.2009. С 01.01.2010 организация планирует ввести недвижимое имущество в эксплуатацию с целью получения дохода от сдачи в аренду.

Договором купли-продажи недвижимого имущества предусмотрена расс! рочка по оплате стоимости недвижимого имущества, действующая в период с 2010 по 2011 гг. Таким образом, в момент применения объекта "доходы" в 2009 г. оплата производиться не будет.

Может ли организация в 2010 г. по оплате включать в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, затраты на приобретение объектов недвижимого имущества?

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают, в частности, расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств (с учетом положений п. п. 3 и 4 вышеуказанной статьи Кодекса).

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в р! азмере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Пунктом 3 ст. 346.16 Кодекса установлено, что расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. В течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

В связи с этим расходы по основным средствам, введенным в эксплуатацию в 2010 г. и оплаченным в период с 2010 по 2011 гг., могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в течение 2010 г. в размере уплаченных сумм.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 января 2010 г. N 03-11-06/2/01

Вопрос:

Российская организация заключила договор займа с другой россий! ской организацией (заемщиком). Задолженность по указанному договору яв л яется контролируемой (организация владеет более чем 20% уставного капитала заемщика) и в 5 раз превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств заемщика.

Пунктом 2 ст. 269 НК РФ установлен порядок определения предельного размера процентов по контролируемой задолженности, подлежащих включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль, для налогоплательщиков - российских организаций, имеющих непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией.

Правомерно ли применять для целей налога на прибыль порядок определения предельного размера процентов, установленный п. 2 ст. 269 НК РФ, в случае если договор займа заключен между двумя российскими организациями?

Ответ:

Как следует из вопроса, российская организация предоставила заем другой российской организации, в которой владеет более чем 20 процентами уставного капитала. При этом указанная задолженность в 5 раз п! ревышает разницу между суммой активов и величиной обязательств организации- заемщика.

Согласно п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задо! лженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банко в, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации (далее - собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 НК РФ применяются правила, изложенные в п. 2 ст. 269 НК РФ.

Как следует из вышеизложенной нормы, особый порядок учета расходов в виде уплаченных процентов установлен в отношении контролируемой задолженности перед иностранной организацией, которую можно подразделить на следующие виды:

- долговое обязательство перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации;

- долговое обязательство перед российской организацией, признаваемой в соответствии с зако! нодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации;

- долговое обязательство, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.

Причем правила определения предельного размера процентов по контролируемой задолженности перед иностранной организацией применяются, если размер такой задолженности более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, если контролируемая задолженность перед российской организацией не признается контролируемой задолженностью перед иностранной организацией, положения! п. 2 ст. 269 НК РФ не применяются. В этом случае предельный размер пр о центов, уплаченных по долговому обязательству и подлежащих включению в состав расходов в целях налогообложения прибыли, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 января 2010 г. N 03-03-06/1/4

Вопрос:

В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определяемой для данного объекта исходя из его срока полезного использования, и начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Пунктом 5 ст. 259 НК РФ определены особенности начисления амортизации реорганизуемыми юридическими лицами. При этом указанные положения не распространяются на организации, изменяющие свою организационно-правовую форму. То есть при реорганизации организации в форме преобразования амортизация на основные фонды продолжает начисляться в текущем порядке. Вме! сте с тем положениями гл. 25 НК РФ предусмотрены порядок и особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп). Так, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, определяемыми налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. При этом п. 11 ст. 258 НК РФ установлено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Таким образом, с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав основные средства включаются в состав соответ! ствующей амортизационной группы и, следовательно, определяется срок их полезного использования. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль применить нормы п. 11 ст. 258 НК РФ о включении в состав соответствующей амортизационной группы основных средств, требующих государственной регистрации, в случае реорганизации указанной организации в форме преобразования?

Ответ:

В соответствии с п. 11 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Пунктом 5 ст. 259 Кодекса предусмотрено, что если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со ст. 55 Кодекса налоговый период д! ля нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:

1) амортизация начисляется ликвидируемой организацией по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией - по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;

2) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.

Положения указанного пункта не распространяются на организации, изменяющие свою организационно- правовую форму.

В соответствии с п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического л! ица в соответствии с передаточным актом.

Пунктом 2 ст. 218 Граж д анского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Учитывая изложенное, при реорганизации организации путем преобразования, в результате которого изменяется организационно-правовая форма юридического лица, начисление амортизации по амортизируемому имуществу, в том числе основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации, в налоговом учете не прерывается. При этом по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, амортизация начисляется после завершения реорганизации при условии, что налогоплательщиком получено документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию прав.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/836

Вопрос:

ЗАО заключило дог! овор аренды нежилых помещений. Указанные помещения были переданы ЗАО без отделки. После получения разрешения арендодателя ЗАО произвело перепланировку и ремонт арендованных помещений. ЗАО уплатило суммы НДС, предъявленные подрядчиками и поставщиками стройматериалов в момент их приобретения. В соответствии с условиями договора аренды неотделимые улучшения, произведенные в ходе перепланировки, принадлежат на правах собственности ЗАО.

В связи с тяжелым финансовым положением руководство ЗАО приняло решение о досрочном расторжении договора аренды, при этом условиями договора предусмотрено, что компенсация за передаваемые арендодателю в собственность неотделимые улучшения арендатору не выплачивается.

Является ли в указанной ситуации безвозмездная передача неотделимых улучшений арендатором арендодателю объектом налогообложения по НДС?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом нало! гообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по ре ализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе в целях налога на добавленную стоимость признается реализацией товаров (работ, услуг). Поэтому передача арендатором арендодателю на безвозмездной основе неотделимых улучшений арендуемого имущества облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 декабря 2009 г. N 03-07-11/341

Вопрос:

Российская организация, открывшая филиал за границей, принимает новых работников - граждан РФ для работы в данном филиале по трудовым договорам. На основании трудовых договоров, заключенных в РФ, предусматривается возмещение работникам расходов по проезду до места работы и обратно, по провозу багажа, расходов по получению виз и оформлению загранпаспортов. Перечисленные расходы признаются доходам! и работников, полученными в натуральной форме и подлежащими налогообложению НДФЛ. В целях правильного исполнения организацией обязанностей налогового агента при исчислении НДФЛ относятся ли перечисленные доходы работников, полученные в натуральной форме, к доходам, полученным от источников в РФ?

Ответ:

Как указывается в вопросе, новым сотрудникам, направляемым на работу за границу, организация возмещает расходы по проезду до места работы и обратно и провозу багажа, расходы по получению виз и по оформлению заграничных паспортов.

Возмещение организацией указанных расходов работников, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса Российской Федерации, признается их доходом, полученным в натуральной форме.

Суммы возмещения данных расходов работников, производимого российской организацией, относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 дека! бря 2009 г. N 03-04-06-01/327

Во п рос:

Организация издает периодические издания и реализует их путем получения предоплаты за шесть месяцев (по подписке). В 2010 г. организация переходит на УСН. Вправе ли организация при поступлении платежей в 2009 г. в счет поставки продукции в 2010 г. не исчислять НДС с полученной предоплаты, руководствуясь п. 1 ст. 154 НК РФ? Цены на издания в 2010 г. установлены без НДС.

Ответ:

На основании п. 1 ст. 154 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оплата (частичная оплата), полученная налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в счет предстоящих поставок товаров, не подлежащих налогообложению, в налоговую базу по этому налогу не включается.

Согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимост! ь при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением налога, уплачиваемого при исполнении организацией обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, предусмотренных ст. 174.1 гл. 21 Кодекса. В связи с этим осуществляемые такими организациями операции по реализации товаров (работ, услуг) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, авансовые платежи, получаемые налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в счет поставок товаров, осуществляемых после перехода данного налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения, в налоговую базу по данному налогу не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 декабря 2009 г. N 03-11-06/2/266

Вопрос:

Физическое лицо (заемщик) заключает с банком (ОАО) кредитный договор, предоставляя в качестве залога приобретаемое за счет кредитных средств имущество. Заемщик, согласно усл! овиям кредитного договора, заключает со страховой компанией договор им ущественного страхования предмета залога, оплачивает страховые взносы и назначает банк выгодоприобретателем при наступлении страхового случая.

Возникает ли у заемщика в целях исчисления НДФЛ налогооблагаемый доход, если при наступлении страхового случая с заложенным имуществом, принадлежащим заемщику на праве собственности, кредит заемщика погашается за счет страхового возмещения, полученного банком-выгодоприобретателем?

Выступает ли банк налоговым агентом по НДФЛ при направлении суммы страхового возмещения на погашение кредитной задолженности заемщика?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (! выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Исходя из положений данной статьи банк как выгодоприобретатель имеет право требовать от страховщика исполнения обязательства в свою пользу и распоряжаться по своему усмотрению страховым возмещением, поступившим от страховщика, в том числе направлять на погашение задолженности по кредитному договору.

В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Таким образом, суммы страхового возмещения, полученные банком как выгодоприобретателем по договору имущественного страхования предмета залога и направленные на погашение задолженности заемщика по креди! тному договору, являются доходами этого лица.

При этом следует о тметить, что положения ст. 213 Кодекса об особенностях определения налоговой базы по договорам страхования применяются в тех случаях, когда страховое возмещение выплачивается страховщиком непосредственно физическому лицу, то есть когда такое лицо по вышеуказанному договору одновременно выступает и страхователем и выгодоприобретателем (получателем страховых выплат по договору страхования).

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога.

В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый аген! т обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Учитывая изложенное, при погашении банком задолженности заемщика по кредитному договору за счет страхового возмещения, полученного им как выгодоприобретателем по договору имущественного страхования, банк обязан исчислить, удержать и уплатить исчисленную сумму налога на доходы физических лиц, а при невозможности такого удержания письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-11



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное