Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 02.10.2009


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 02.10.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составители Е.В. Зернова, О.Б. Солдатова.

Вопрос:

В соответствии с п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату открытия конкурсного производства. По мнению организации, такие проценты являются мерой ответственности за нарушение должником-банкротом своих обязательств. Учитывая, что начисление процентов, предусмотренных п. 2.1 ст. 126 Закона, заранее не предопределено и право на получение указанных процентов возникает на стадии конкурсного производства, организация полагает, что такие проценты не являются заранее заявленным "установленным" доходом в смысле п. 3 ст. 43 НК РФ и учитываются в целях исчисления налога на прибыль в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций в порядке, установленном пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ. Правомерна ли позиция организации?

Ответ:

В соответствии с п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Закона N 127-ФЗ, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены данной статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства. Подлежащие начислению и уплате в соответствии с данной статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Исходя из этого у организации - конкурсного кредитора появляется внереализационный доход в виде начисленн! ых процентов на сумму требований конкурсного кредитора к должнику.

В соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

В данном случае проценты начисляются на сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором.

Указанный внереализационный доход признается доходом в виде начисленных процентов, а не в виде сумм штрафных санкций, поскольку для взыскания указанных процентов с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных! финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

Таким образом, начисляемые в соответствии с Законом N 127-ФЗ проценты на сумму требований конкурсного кредитора подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 августа 2009 г. N 03-03-06/2/157

Вопрос:

Строительная организация применяет нелинейный метод начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества. Следует ли при расчете остаточной стоимости объекта основных средств, признаваемого амортизируемым имуществом в целях налога на прибыль, учитывать месяц, в котором основное средств было исключено из состава амортизационной группы, учитывая, что выбытие произошло в последний день месяца?

Ответ:

Согласно ст. 259.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаци! й, установивших в учетной политике для целей налогообложения прибыли п р именение нелинейного метода начисления амортизации, с 1 января 2009 г. порядок начисления амортизации существенно изменился.

Прежде всего, при применении нелинейного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по амортизационным группам (пулам), по которым исчисляется суммарный баланс, рассчитываемый как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе), в порядке, установленном ст. ст. 322 и 259.2 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 259.2 Кодекса суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации.

В соответствии с п. 10 ст. 259.2 Кодекса при выбытии объектов амортизируемого имущества суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) уменьшается на остаточную стоимость таких объектов.

Согласно п. 1 ст. 257 Кодекса остаточная стоимость объектов амо! ртизируемого имущества, амортизация по которым начисляется нелинейным методом, если иное не установлено Кодексом, определяется по формуле:

n

Sn = S x (1 - 0,01 x k),

где S - первоначальная (восстановительная) стоимость указанных объектов;

n - число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня их исключения из состава этой группы (подгруппы), не считая периода, исчисленного в полных месяцах, в течение которого такие объекты не входили в состав амортизируемого имущества в соответствии с п. 3 ст. 256 Кодекса;

k - норма амортизации (в том числе с учетом повышающего (понижающего) коэффициента), применяемая в отношении соответствующей амортизационной группы (подгруппы);

Sn - остаточная стоимость указанных объектов по истечении n месяцев после их включения в соответствующую амортизационную группу (подгруппу).

Исходя из этого для расчета остаточной стоимос! ти выбывающего имущества, амортизация по которому начисляется нелинейн ым методом, применяется число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня их исключения из состава этой группы.

Таким образом, месяц (независимо от даты), в котором амортизируемое имущество выбыло из состава амортизационной группы, при расчете остаточной стоимости не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 августа 2009 г. N 03-03-06/1/537

Вопрос:

Организация регулярно направляет своих сотрудников в командировки на территории иностранных государств. Каков порядок учета расходов в виде суточных при зарубежных командировках при исчислении налога на прибыль в 2009 г.?

Ответ:

Для целей налогообложения прибыли организаций принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Расходы должны быть обоснова! нными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса в целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся командировочные расходы, включая суточные и полевое довольствие.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" внесено изменение в ст. 264 Кодекса, исключающее с 1 января 2009 г. положение об нормировании расходов в виде суточных и полевого довольствия при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Исходя из этого, организации с 1 января 2009 г. при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитывают расходы на выплату суточных и полевого довольствия в размере фактических затрат.

При этом соглас! но ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размер воз м ещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Одновременно согласно п. 3 ст. 217 Кодекса при исчислении налога на доходы физических лиц нормирование суточных сохранено (не более 700 руб. за каждый день командировки в пределах территории Российской Федерации и 2500 руб. - за каждый день загранкомандировки).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 августа 2009 г. N 03-03-06/1/533

Вопрос:

Правомерно ли включение сумм среднего заработка, выплачиваемых работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные дни отдыха, в состав расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль при условии невключения таких выплат в налоговую базу по ЕСН?

Ответ:

В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включают! ся любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 20 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся, в частности, расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови.

В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха.

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоста! вляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию р аботника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Таким образом, расходы, связанные с оплатой труда работников-доноров, учитываются в составе расходов на оплату труда в размере их среднего заработка.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 августа 2009 г. N 03-03-06/2/154

Вопрос:

Организация, применяющая УСН ("доходы"), получила целевые денежные средства в виде субсидий из бюджета на возмещение затрат работодателя на зарплату, транспортные услуги, а также на приобретение инвентаря и спецодежды для участников общественных работ в рамках проведения дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Учитываются ли данные целевые поступления в с! оставе доходов в целях применения УСН?

Ответ:

В соответствии с п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Так, на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогопл! ательщиком и использованное им по назначению, определенному организаци е й (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные по назначению.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателями бюджетных средств являются, соответственно, орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств ! бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), учитываются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.

Таким образом, субсидии, полученные организациями (кроме автономных организаций) в целях возмещения затрат работодателя на заработную плату, транспортные услуги, а также на прио! бретение инвентаря и спецодежды для участников общественных работ в ра мках проведения дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, учитываются при определении налоговой базы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 августа 2009 г. N 03-11-06/2/150

Вопрос:

Организация - плательщик ЕНВД после внесения изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ, освобождающих плательщиков ЕНВД от применения кассовых аппаратов, продолжает применять кассовый аппарат для удобства внутреннего учета и по требованию покупателей выдает кассовый и товарный чеки со всеми необходимым реквизитами, перечисленными в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. Вправе ли организация в данном случае снять кассовый аппарат с учета в ИФНС и расторгнуть договор на его техническое обслуживание?

Ответ:

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при ос! уществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", далее - Закон, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

В соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих ус! луги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальны х предпринимателей, без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут административную ответственность.

При этом надлежит принимать во внимание, что согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 неприменением контрольно-кассовых машин, в частности, является:

использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. ст. 4 и 5 Закона);

использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Закона);

использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной! ) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Закона);

использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 августа 2009 г. N 03-01-15/8-413

Вопрос:

В соответствии со ст. 19.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с данным Законом горных отводов имеют право на основании утвержден! ного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу общ ераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Должны ли уплачивать НДПИ пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, в случае отсутствия у них самостоятельной лицензии на пользование недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых? Являются ли объектом обложения НДПИ добытые с целью использования для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые? Если да, то в каком порядке в данном случае будет определяться налоговая база, учитывая, что использование для собственных нужд не предполагает реализации добытого полезного ископаемого? Какая ставка НДПИ при этом будет применяться? Каков порядок оформления налоговой декларации по НДПИ при добыче общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, добываемых пользователем недр на основании утвержд! енного технического проекта?

Ответ:

На основании ст. 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 9, 10.1 и 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, которые приобрели право пользования недрами в установленном Законом "О недрах" порядке и осуществляющие пользование недрами на основании лицензии на пользование недрами - документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установ! ленного срока при соблюдении владельцем лицензии условий пользования н е драми. При этом в соответствии со ст. 7 Закона "О недрах" участок недр предоставляется пользователю недр в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Статьей 19.1 Закона "О недрах" предусмотрено, что пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом "О недрах" горных отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 336 Кодекса объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, ! общераспространенные полезные ископаемые, добытые по основаниям, установленным ст. 19.1 Закона "О недрах", являются объектом налогообложения НДПИ.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 336 Кодекса общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления, объектом налогообложения НДПИ не признаются.

В силу ст. 338 Кодекса налоговая база по НДПИ при добыче полезных ископаемых (за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного) определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого, перечень которых приведен в п. 2 ст. 337 Кодекса, в порядке, установленном ст. 340 Кодекса. В случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого! оценка его стоимости определяется исходя из расчетной стоимости.

Размер ставки НДПИ, применяемой к налоговой базе, определяется в зависимости от вида добытого полезного ископаемого в соответствии с п. 2 ст. 342 Кодекса.

Как следует из Порядка заполнения налоговой декларации по НДПИ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.12.2006 N 185н, в декларации отражается количество всех добытых плательщиком НДПИ полезных ископаемых по всем участкам недр, предоставленным ему в пользование, с указанием серии, номера и вида лицензии на право пользования недрами, которая удостоверяет право на пользование соответствующим участком недр.

Одновременно в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса разъяснение порядка заполнения налоговых деклараций входит в обязанности налоговых органов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2009 г. N 03-06-05-01/54

Вопрос:

Вправе ли налогоплательщик при исчислении земельного налога применять нормативную цену земли, в случае если кадастровая ! стоимость земельного участка не установлена?

Ответ:

В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

На основании п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

При этом согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ! Федеральный закон N 137-ФЗ), в случаях если кадастровая стоимость земл и не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 (п. 7) определено, что, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 13 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Учитывая изложенное, в том случае если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, то для исчисления земельного налога может быть применена нормативная цена земли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2009 г. N 03-05-05-02/48

Вопрос:

Физлицо, проживающее в Чувашской Республике, по гражданско-правовому дого! вору оказывает услуги организации, расположенной в Нижегородской области. Помимо оплаты услуг, организация выплачивает физлицу суточные и компенсирует оплату проезда и проживания. После окончания договора составляется акт об оказанных услугах и о количестве дней, в течение которых физлицо осуществляло услуги. Облагаются ли суточные и компенсации ЕСН и НДФЛ?

Ответ:

Налогообложение сумм возмещения организацией расходов исполнителей по договорам гражданско-правового характера.

Налог на доходы физических лиц.

Статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой ба! зы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогопла тельщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Учитывая, что расходы по проезду и проживанию физических лиц при оказании организации услуг по договору гражданско-правового характера непосредственно связаны с получением ими дохода по такому договору, оплата организацией данных расходов физических лиц осуществляется в их интересах.

Таким образом, суммы оплаты организацией расходов физических лиц, являющихся исполнителями по договору оказания услуг, по ! проезду и проживанию, а также суммы выплаченных суточных признаются их доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц.

Единый социальный налог.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу н! а прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

С о гласно п. 1 ст. 237 Кодекса налоговая база налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных вы! плат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

При этом компенсация любых расходов в целях освобождения от налогообложения предполагает их документальное подтверждение.

Учитывая изложенное, документально подтвержденные выплаты, направленные на компенсацию издержек (в частности, оплату проезда, проживания), не подлежат налогообложению единым социальным налогом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 августа 2009 г. N 03-04-06-01/207

Вопрос:

Предприниматель реализует товары по договору розничной купли-продажи в арендованном здании склада, которое было им самостоятельно разделено на два помещения. Одно помещение (6 кв. м) является подсобным. Во втором помещении (13 кв. м) установлена ККТ, выставлены образцы товаров и осу! ществляется продажа товаров покупателям. Правильно ли в целях исчислен ия ЕНВД использовать физический показатель "торговое место"?

Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности исчисление указанного налога при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли через объекты розничной торговли, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети осуществляют с применением физических показателей "торговое место", если площадь торгового места не превышает 5 кв. м, или "площадь торгового места (в квадратных метрах)", если площадь торгового места превышает 5 кв. м.

Согласно ст. 346.27 Кодекса под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.

К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для сов! ершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли, не имеющих торговых залов, прилавков, столов, лотков и других объектов.

Площадь торгового места определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, к которым относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, п! ланы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещени я или его части (частей) и другие документы).

При этом уменьшение площади торгового места на площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, гл. 26.3 Кодекса не предусмотрено.

В связи с этим при осуществлении розничной торговли в складском помещении исчисление и уплата единого налога на вмененный доход должны осуществляться исходя из площади данного складского помещения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 августа 2009 г. N 03-11-09/274


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Хозоперации и налоги: тенденции спорных вопросов
Каждый день суды рассматривают десятки дел по спорным хозяйственным операциям. Знать обо всех решениях невозможно, да и не нужно: наши эксперты выберут самые значимые постановления и пришлют вам.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное