Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 25.09.2009


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 25.09.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.

 


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составители Е.В. Зернова, О.Б. Солдатова.

Вопрос:

ООО применяет УСН при осуществлении розничной торговли непродовольственными товарами в торговых точках на территории Москвы. При этом ООО имеет торговые точки на территории Московской области, в отношении которых уплачивает ЕНВД. Следует ли в качестве ограничения при применении УСН учитывать доходы от всей деятельности (включая деятельность, облагаемую ЕНВД) вне зависимости от применяемого налогового режима?

Ответ:

Согласно п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в том случае, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса, превысили 20 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утративши! м право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В соответствии с п. 4 ст. 346.12 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные гл. 26.2 Кодекса, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная п. п. 2, 2.1 ст. 346.12 Кодекса, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых! осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Статьей 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации в соответствии со ст. 249 Кодекса и внереализационные доходы в соответствии со ст. 250 Кодекса.

В связи с изложенным, а также учитывая, что согласно п. 7 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению единым налогом на вмененный доход, и деятельность, облагаемую налогами в соответствии с иными режимами налогообложения, должны осуществлять раздельный учет доходов от деятельности, облагаемой единым налогом, и от иных видов деятельности, при применении положений п. 4 ст. 346.13 Кодекса доходы от деятельности, облагаемой в рамках единого налога на вмененный доход, не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2009 г. N 03-11-06/2/161

Вопрос:

Индивидуальный пр! едприниматель применяет УСН ("доходы минус расходы"). До момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя им в качестве физического лица был получен в банке долгосрочный кредит. Кредитные средства были направлены на ремонт помещения, осуществляемый как до регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, так и после получения им указанного статуса. Помещение планируется сдавать в аренду, то есть использовать в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя. Вправе ли индивидуальный предприниматель включать в состав расходов по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, ежемесячно выплачиваемые проценты за пользование банковским кредитом?

Ответ:

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, умен! ьшенных на величину расходов, могут уменьшать полученные доходы на сум м у процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов).

Как следует из вопроса, кредит для целей проведения ремонта помещения получен и использован физическим лицом до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с этим расходы по уплате процентов за пользование кредитом, осуществляемые после получения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя и перехода его на упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываться не должны.

В то же время расходы на ремонт объекта основных средств, понесенные после регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, могут учитываться при определении налоговой базы на основании пп. 3 п. 1 ст. 346.16 Кодекса, если право собственности на него зарегистрировано в установленном порядке и если указанный объект исп! ользуется индивидуальным предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2009 г. N 03-04-05-01/659

Вопрос:

В связи с утверждением Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 новых правил оформления путевых листов вправе ли организация использовать для списания на затраты организации, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на ГСМ для служебного автотранспорта по путевым листам, самостоятельно разработанным организацией?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выраже! на в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходам и понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".

Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные вышеуказанным Приказом, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2009 г. N 03-03-06/2/161

Вопрос:

Организация получила из федерального бюджета субсидии в рамках договоров о предоставлении субсидий. Относятся ли указанные субсидии к целевым поступлениям в целях исчисления налога на прибыль? В! каком порядке в целях исчисления налога на прибыль учитываются полученные субсидии и расходы, произведенные за счет полученных средств?

Ответ:

При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

В соответствии с п. 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведе! нных) в рамках целевых поступлений.

Таким образом, для признани я поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;

2) полученные средства должны носить целевой характер;

3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).

Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) ! предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.

Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитыв! аться.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 августа 2009 г. N 03 -03-06/1/547

Вопрос:

Организация является арендатором части помещений в здании, принадлежащем на праве собственности арендодателю. С каждым из арендаторов арендодатель заключил договоры об оказании услуг, в частности услуг по организации питания работников организаций-арендаторов и услуг центра профилактики здоровья. Гости и работники организации-арендодателя и организаций-арендаторов обслуживаются в столовой и в центре профилактики здоровья, находящихся на балансе арендодателя и расположенных в одном здании с арендуемыми помещениями. Затраты арендодателя на содержание данных объектов компенсируются ему всеми арендаторами пропорционально доле каждого арендатора в общем количестве работников организации-арендодателя и организаций-арендаторов. Учитываются ли организацией-арендатором при исчислении налога на прибыль затраты на компенсацию арендодателю расходов на содержание столовой и центра профилактики здоровья?

Ответ:

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В силу п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

К прочим расходам, связа! нным с производством и реализацией, согласно пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.

В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом предусмотренные ст. 275.1 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль применяются организациями, имеющими на балансе указанные выше объекты.

В связи с тем что столовая, обслуж! ивающая работников организации и гостей арендаторов помещений зданий, не находится у арендатора на правовых основаниях, затраты на содержание вышеуказанного объекта не могут быть приняты к учету в целях налогообложения прибыли.

Что касается центра профилактики здоровья (здравпункта), то в отношении такого центра действует аналогичный порядок учета расходов в целях налогообложения прибыли. Таким образом, затраты по его содержанию также не могут быть приняты к учету арендаторами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 августа 2009 г. N 03-03-06/1/545

Вопрос:

Организация, специализирующаяся на продаже продуктов питания, планирует реорганизацию дочерних компаний в форме преобразования. Может ли вновь созданное юридическое лицо - правопреемник осуществлять деятельность от своего имени, в том числе использовать ККТ, зарегистрированную на предшественника, а также существует ли срок, в течение которого такая организация! вправе вести торговлю с использованием ККТ предшественника?

Ответ:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), обязаны осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах, применять исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона в случае исключения из Государственного реестра ранее применяв! шихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Пунктами 15 и 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" определено, что для регистрации ККТ в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации ККТ по форме, утверждаемой ФНС России.

Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользоват! елем и поставщиком (центром технического обслуживания).

Налогов ы й орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ.

Налоговый орган одновременно с регистрацией ККТ выдает пользователю карточку регистрации ККТ, а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.

Перерегистрация и снятие ККТ с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована ККТ. К заявлению прилагаются паспорт ККТ и карточка регистрации.

Формы документов, подаваемых при регистрации (перерегистрации) ККТ, утверждены Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@.

Во избежание нарушения режимов работы организаций сроки перерегистрации ККТ необходимо согласовать с территориальными налоговыми органами и центрами технического обслуживания.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 августа 2009 г. N 03-01-10/2-100

Вопрос:

Покупатель отказался добровольно погасить задолженность за поставленный организацией товар. При рассмотрении дела в суде стороны подписали мировое соглашение о прощении части долга. Может ли организация-поставщик включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль часть задолженности, списанной на основании данного соглашения?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под ! обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, о ценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, организация не может учесть в составе внереализационных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль часть задолженности, списанной на основании соглашения о прощении долга, так как данные затраты не могут рассматр! иваться в качестве обоснованных расходов в соответствии со ст. 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 августа 2009 г. N 03-03-06/1/541

Вопрос:

Правомерно ли при исчислении налога на прибыль признание расходов в виде капитальных вложений в размере не более 10% (не более 30%) затрат, понесенных при модернизации (реконструкции) основных средств, в месяце, в котором произошло изменение первоначальной стоимости модернизированных (реконструированных) основных средств?

Ответ:

Согласно п. 9 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключе! нием основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 п р оцентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса.

Если налогоплательщик использует указанное право, суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со ст. 259 Кодекса за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) таких сумм.

Пунктом 3 ст. 272 Кодекса установлено, что расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. ! 258 Кодекса, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Учитывая изложенное, расходы в виде капитальных вложений в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов) расходов, понесенных в случаях реконструкции (модернизации) основного средства, признаются расходами того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости.

Датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по реконструкции объекта, подтвержденная документом, оформленным в соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 Кодекса. Таким документом может являться акт по форме N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств", утвержденной Постановлением Г! оскомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных фо рм первичной учетной документации по учету основных средств".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 августа 2009 г. N 03-03-06/1/540

Вопрос:

Каков порядок уплаты ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий?

Ответ:

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерац! ии".

С 1 января 2007 г. п. 6 ст. 241 Кодекса для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предусмотрена особая шкала ставок единого социального налога.

У налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, может возникнуть ситуация, при которой с определенной величины налоговой базы конкретного физического лица сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, будет меньше суммы налогового вычета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В таком случае сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет в соответствующем месяце, будет равна нулю.

Согласно п. 4 ст. 243 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выпла! ты.

Таким образом, сумма единого социального налога рассчитывае т ся по каждому физическому лицу, а потом суммируется в целом по организации.

Поскольку в отношении выплат конкретным физическим лицам отрицательных начислений по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный бюджет, не образуется, то и в целом по организации отрицательных значений сумм данного налога также не образуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 августа 2009 г. N 03-04-06-02/61

Вопрос:

Организация перечисляет в пользу работников взносы в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионные взносы учитываются на именных счетах участников. Текущие взносы перечисляются в НПФ ежеквартально. Наряду с текущими взносами работодатель перечисляет в НПФ на именной счет участника единовременный взнос при увольнении работника в связи с выходом на пенсию при наступлении пенсионных оснований не позднее одного месяца с момента увольнения. Каков п! орядок обложения ЕСН единовременного взноса в НПФ, если взнос начислен до увольнения, а средства перечислены после увольнения и если взнос начислен и перечислен в НПФ после увольнения работника? Как исчисляется ЕСН при полном или частичном отзыве организацией средств с именных пенсионных счетов работников с одновременным перераспределением отозванных сумм в пользу иных участников в случаях увольнения работников по собственному желанию до наступления пенсионных оснований или при совершении ими грубых нарушений трудовых обязанностей?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, ок! азание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуаль ным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

При этом п. 3 ст. 236 Кодекса предусмотрено, что указанные выплаты и вознаграждения не являются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если данные выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы по единому социальному налогу налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за иск! лючением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).

Освобождение от налогообложения сумм пенсионных взносов, перечисляемых организацией в пользу физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственным пенсионным фондом, ст. 238 Кодекса не предусмотрено.

В соответствии со ст. 242 Кодекса для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).

Из этого следует, что объект обложения единым социальным налогом возникает в момент начисления выплат в пользу физических лиц.

Таким образом, если начисление единовременного взноса в пользу работника по договору негосударственного пенсионного обеспечения в негосударственный пенсионный фонд производится до увольнения данного работника, то сумма вз! носа подлежит налогообложению единым социальным налогом с учетом п. 3 с т. 236 Кодекса.

Если начисление вышеупомянутого взноса производится после увольнения работника, то сумма взноса не является объектом налогообложения единым социальным налогом на основании п. 1 ст. 236 Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 243 Кодекса в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

Таким образом, исчисление организацией единого социального налога осуществляется в том периоде, в котором были начислены выплаты.

Абзацем 2 п. 1 ст. 54 Кодекса предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога! производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Таким образом, перерасчет налога производится только в случае обнаружения ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы прошлого налогового (отчетного) периода. Однако при расторжении договоров негосударственного пенсионного обеспечения с одними работниками и перераспределении пенсионных взносов на именные пенсионные счета других работников в текущем налоговом (отчетном) периоде ошибки в исчислении налоговой базы прошлых налоговых (отчетных) периодов не возникает.

Следовательно, такая ситуация не является основанием для проведения перерасчета сумм единого социального налога, предусмотренного ст. 54 Кодекса, и представления уточненных деклараций (расчетов) за предыдущий налоговый (отчетный) период.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 августа 2009 г. N 03-04-06-02/59


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Схемы корреспонденций счетов
Стандартные схемы и нестандартные решения, применяемые при Общем плане счетов. Ваш личный помощник - наша ежемесячная рассылка экономит время и силы.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное