Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 18.09.2009


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 18.09.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новые возможности без увеличения цены!

Компания "Консультант Плюс" представляет сразу две новинки для бухгалтеров и финансовых специалистов в системе КонсультантПлюс: "Путеводитель по сделкам" и "Судебная практика для бухгалтера".

Действует специальное предложение по их информационному обслуживанию!
Подробнее…


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составители Е.В. Зернова, О.Б. Солдатова.

Вопрос:

Организация является заказчиком-застройщиком при строительстве жилого дома. Реализация строительства осуществляется путем привлечения участников по договорам долевого участия. После ввода дома в эксплуатацию часть квартир, поступивших в собственность организации, планируется реализовать путем заключения договоров купли-продажи. Вправе ли организация для целей исчисления налога на прибыль создать резерв на возможные предстоящие расходы, связанные с исполнением гарантийных обязательств по указанным договорам, на срок 5 лет?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 267 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, и отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотр! енном данной статьей.

Передача участнику долевого строительства объекта долевого строительства не является реализацией товара (работ), и, следовательно, заказчик-застройщик не вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 755 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.

Таким образом, затраты, связанные с гарантией надлежащего качества строительства, в конечном счете несет подрядчик, даже если участник долевого строительства предъявил претензии по качеству объекта строительства заказчику-застройщику.

В! соответствии п. 5 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по н алогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществляемые в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

По окончании строительства при реализации части квартир, поступивших в его собственность, бывший заказчик-застройщик может создавать резервы расходов на выполнение гарантийных обязательств перед дольщиками только в той части, по которой у него реально могут возникнуть не предъявляемые подрядчику затраты на их исполнение.

В таком случае бывший заказчик-застройщик может создавать резервы на выполнение гарантийных обязательств, только если срок предоставляемой им гарантии превышает гарантийный срок, установленный договором строительного подряда, и только в части, относящейся к такому превышению.

При этом необходимо учитывать, что действующим гражданским законодательством на продавца недвижимости обязанность п! редоставления гарантий по строительным работам не возлагается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/569

Вопрос:

После вступления в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ величина предельного размера доходов, ограничивающая право налогоплательщиков на применение УСН, повышена с 20 до 60 млн руб. Ранее эта величина индексировалась на коэффициенты-дефляторы в соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Действие указанного пункта Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ приостановлено до 01.01.2013. Каков предельный размер доходов для применения УСН до 01.01.2010?

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации могли перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организации подавали заявление о переходе на эту систему налогоо! бложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 Кодекса, не п р евысили 15 млн руб.

Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежала индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты- дефляторы, которые применялись в соответствии с данным пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определялся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В названном порядке согласно п. 4 ст. 346.13 Кодекса подлежала индексации величина предельного размера доходов налогоплательщика (как организации, так и индивидуального предпринимателя), ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Минэконом! развития России ежегодно, не позднее 20 ноября, публикует в "Российской газете" согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.

Так, Минэкономразвития России установлены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2006 год" коэффициент-дефлятор на 2006 г. установлен равным 1,132;

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2007 год" коэффициент-дефлятор на 2007 г. установлен в размере 1,241;

Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2007 N 357 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодек! са Российской Федерации на 2008 год" коэффициент-дефлятор на 2008 г. у становлен в размере 1,34;

Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2009 год" коэффициент-дефлятор на 2009 г. установлен в размере 1,538.

При этом коэффициент-дефлятор на очередной календарный год устанавливался с учетом коэффициентов-дефляторов, установленных на предыдущие годы.

В отношении вопроса о размере доходов, ограничивающего возможность применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в 2009 г.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением п. 1 ст. 1, ч. 1 и 2 ст. 2 данного Федерального закона.

В ! связи с этим положения п. 2 ст. 1 и ч. 3 ст. 2 названного Федерального закона применяются начиная с 1 января 2010 г.

Таким образом, при определении предельного размера доходов в 2009 г., позволяющего налогоплательщикам сохранять право на применение упрощенной системы налогообложения в этом году, следует руководствоваться положениями п. 4 ст. 346.13 Кодекса и Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 августа 2009 г. N 03-11-06/2/169

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель, уплачивающий ЕНВД, скупает ювелирные изделия у населения по квитанциям скупки, применяя при расчетах ККТ. Скупленные ювелирные изделия, не проходя обработок и переработок, реализуются в розницу конечным потребителям - физлицам. При этом также пробиваются кассовые чеки. Вправе ли предприниматель не применять ККТ после вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2009 N 162! -ФЗ?

Ответ:

В соот в етствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 12 Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 N 444, установлено, что при согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик выдает сдатчику для выплаты причитающейся ему суммы квитанцию в 2 экземплярах, подписанную скупщиком и сдатчиком. После выплаты сдатчику ! причитающейся суммы ему передается 1 экземпляр квитанции со штампом "Оплачено". Требования к содержанию квитанции изложены в п. 13 Правил.

При этом возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности предусмотрена Федеральным законом N 54-ФЗ только для случаев оказания услуг населению.

Также при рассмотрении данного вопроса следует принимать во внимание Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2005 N 222-О, согласно которому к случаям продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг законодатель вправе отнести договоры купли- продажи, в том числе действия по приему имущества от населения, распространив на организацию или индивидуального предпринимателя как профессионального участника такой сделки нормативное предписание осуществлять наличные денежные расчеты с населением, используя ко! нтрольно-кассовую технику, независимо от того, выступает организация ( индивидуальный предприниматель) в качестве продавца или покупателя.

Что касается продажи ювелирных изделий, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Пунктом 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-касс! овой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) в момент оплаты товара (работы, услуги) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

При этом согласно ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 августа 2009 г. N 03-01-15/9-431

Вопрос:

Организация осуществляет продажу товаров через интернет-магазин. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ организации, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки при осуществлении расчетов с использованием платежных! карт. Однако, учитывая то, что оплата товара осуществляется дистанцио н но с помощью банковских карт, то есть покупатель при осуществлении предоплаты товара не находится в месте нахождения ККТ, выдача ему кассового чека в момент оплаты невозможна. Обязана ли организация при реализации товара выдавать кассовый чек при оплате товара покупателем через сеть Интернет с помощью банковской карты?

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт производятся по общему правилу с обязательным применением контрольно-кассовой техники.

При этом согласно ст. 5 Федерального закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую т! ехнику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Кроме того, согласно Федеральному закону организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники в случае выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В соответствии с Указанием Банка России от 16.01.2004 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" предусмотрено заключение договора эквайринга между банком и организацией (интернет- магазином).

По такому договору организация открывает счет, на который будут поступать платежи по кредитны! м картам покупателей.

Положение Банка России от 24.12.2004 N 26 6-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение Банка России) определяет порядок выдачи на территории Российской Федерации банковских карт (эмиссии банковских карт) кредитными организациями и особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами.

В соответствии с п. 1.9 Положения Банка России на территории Российской Федерации кредитные организации осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, не являющимися клиентами указанных кредитных организаций.

Пунктами 3.1 и 3.7 Положения Банка России также определено, что при совершении операций с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения! .

Документ по операциям с использованием платежной карты составляется в количестве экземпляров, установленном внутрибанковскими правилами и правилами участников расчетов.

Таким образом, подтверждением платежа по платежной карте через сеть Интернет, как установлено Положением Банка России, может являться документ по операциям с использованием платежных карт.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 августа 2009 г. N 03-01-15/9-432

Вопрос:

1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования. Согласно уставу коллегии адвокатов его постоянно действующим исполнительным органом является президиум, который избирается общим собранием членов коллегии адвокатов. Должности председателя президиума коллегии адвокатов и его заместителей также являются выборными. При этом адвокаты, осуществляя свою! деятельность на выборных должностях, не вступают в трудовые отношения с коллегией адвокатов в связи с тем, что адвокаты не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Является ли коллегия адвокатов налогоплательщиком ЕСН при выплате вознаграждения адвокатам за выполнение ими на выборных должностях функций председателя президиума коллегии адвокатов, его заместителей?

2. В соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ для налогоплательщиков-адвокатов объектом налогообложения по ЕСН признаются доходы от их профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Является ли вознаграждение, которое получает адвокат от коллегии адвокатов за выполнение функций на выборной должности, объектом налогообложения по ЕСН для самого адвоката?

Ответ:

1. Об уплате единого социального налога (далее - ЕСН) коллегией адвокатов.

Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс! ) установлено, что объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования.

При этом адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Фе! дерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, дол жности государственной службы и муниципальные должности.

Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона N 63-ФЗ коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Пунктом 18 упомянутой статьи установлено, что к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), если эти правила не противоречат положениям Федерального закона N 63-ФЗ.

Согласно положениям Федерального закона N 7-ФЗ образованный высшим органом некоммерческой организации исполнительный орган организации осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации. Такой исполнительный орган может быть коллегиальным и (или) единоличны! м.

Что касается некоммерческой организации - коллегии адвокатов, то избрание исполнительного органа (президиума) производится высшим органом (общим собранием коллегии адвокатов).

Таким образом, осуществление текущего руководства деятельностью коллегии адвокатов избранными президиумом, председателем и его заместителями не связано с осуществлением профессиональной деятельности адвоката.

Поэтому вознаграждение, выплачиваемое коллегией адвокатов председателю президиума коллегии адвокатов, его заместителям, не является выплатой в рамках положений упомянутых в п. 1 ст. 236 Кодекса договоров.

Учитывая изложенное, коллегия адвокатов не является налогоплательщиком единого социального налога в части выплат вознаграждения адвокатам за выполнение функций на выборных должностях председателя президиума коллегии адвокатов, его заместителей.

2. Об уплате ЕСН адвокатом.

Пунктом 2 ст. 236 Кодекса установлено, что для налогоплательщиков-адвокатов объе! ктом налогообложения ЕСН признаются доходы от их профессиональной деят е льности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 63-ФЗ адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном указанным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Согласно ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ адвокат также имеет право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи; опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанны! х с оказанием юридической помощи; беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела.

Осуществление полномочий председателя коллегии адвокатов не связано с оказанием юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Поэтому деятельность председателя президиума коллегии адвокатов, его заместителей не может быть отнесена к профессиональной деятельности адвоката.

Таким образом, вознаграждение, которое получает адвокат от коллегии адвокатов за выполнение функций на выборной должности, не является объектом налогообложения ЕСН для самого адвоката, так как такая выплата не может рассматриваться в качестве дохода от профессиональной деятельности адвоката за оказание юридической помощи физическим и юридичес! ким лицам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 августа 2009 г. N 03-04-06-02/62

Вопрос:

При реорганизации организации в форме выделения вновь образуемой организации передаются часть участков недр, право пользования которыми оформлено соответствующей лицензией, и имущество для их разработки. До переоформления лицензий по этим участкам недр добыча полезных ископаемых ведется вновь образуемой организацией по договору об оказании услуг по добыче сырья. Право собственности на сырье принадлежит реорганизуемой организации. В соответствии с п. 1 ст. 261 НК РФ к расходам на освоение природных ресурсов относятся расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями. Вправе ли реорганизуемая организация учитывать расходы на освоение природных ресурсов при исчислении налога на прибыль до момента переоформления лицензии на пользование участком недр на вновь созданное в ходе реорганизации юридическо! е лицо?

Ответ:

В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документам! и, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможен н ой декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 1 ст. 261 Кодекса к расходам на освоение природных ресурсов относятся расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренны! х условий.

При этом в соответствии со ст. 9 Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

В соответствии со ст. 17.1 Закона при реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участком недр, предоставленной прежнему пользователю недр, право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности.

При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Исходя из изложенного до момента государственной перерегистрации лицензии на пользование ! участком недр на вновь созданное в ходе реорганизации юридическое лицо расходы, предусмотренные ст. 261 Кодекса, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль реорганизуемым юридическим лицом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 августа 2009 г. N 03-03-06/1/551

Вопрос:

ООО создано на базе трех ликвидируемых структурных подразделений другого юрлица в декабре 2007 г. Правопреемником по их обязательствам не является. Вправе ли ООО при исчислении налога на прибыль учитывать в расходах затраты на выдачу молока (спецжиров) и средств индивидуальной защиты занятым на работах с вредными условиями труда работникам, если вредные условия труда подтверждены аттестацией, проведенной в подразделениях до создания ООО?

Ответ:

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика в том числе на приобретение спецодежды и других средс! тв индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.

Согласно п. 4 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится, в частности, стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).

Абзацем 7 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соот! ветствия в установленном законодательством Российской Федерации о техн и ческом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Статьей 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель (руководитель) обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах осуществляется в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке,! установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ Минздравсоцразвития России Приказом от 31.08.2007 N 569 утвердило Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) и ввело его в действие с 1 сентября 2008 г.

Исходя из п. 5 Порядка, работодатель самостоятельно определяет сроки проведения очередной аттестации с учетом соблюдения правила о необходимости аттестации каждого рабочего места не реже одного раза в пять лет.

Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка).

Исходя из вопроса, общество, не являясь правопреемником по обязательствам ликвидированных структурных подразделений другого юридического лица, может рассматриваться в качестве вновь созданного юридического лица. В связи с этим затраты на выдачу средств индивидуаль! ной защиты и молока в связи с вредными условиями труда, подтвержденным и аттестацией в структурных подразделениях до их ликвидации, не могут быть приняты к учету в целях уменьшения доходов для исчисления налога на прибыль общества.

Для учета данных расходов в целях налогообложения прибыли обществу, в соответствии с п. 7 Порядка, необходимо произвести аттестацию рабочих мест после ввода их в эксплуатацию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 августа 2009 г. N 03-03-06/1/550

Вопрос:

Внутренними нормативными документами организации предусмотрено право работника, направляемого в командировку за пределы РФ, на получение возмещения произведенных им расходов по оплате услуг такси от гостиницы до офиса иностранной компании, с представителями которой работнику поручено провести производственные переговоры, а такж! е обратно в гостиницу. Данное возмещение производится только с разрешения руководителя, на основании заявления работника, с приложением квитанций транспортной компании, подтверждающих оплату проезда. Вправе ли организация учитывать расходы по возмещению работнику затрат по оплате услуг такси в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, п о дтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса, к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Вместе с тем обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоя! тельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Таким образом, уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника на такси возможно только при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности. При этом обязанность проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 августа 2009 г. N 03-03-06/2/162

! Вопрос:

Каков порядок исчисления и уплат ы транспортного налога в случае, если снятие с регистрации транспортного средства в одном субъекте РФ и его регистрация (перерегистрация) в другом субъекте РФ на одну и ту же организацию осуществлены в одном месяце?

Ответ:

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 362 Кодекса в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в тече! ние которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В данном случае необходимо учитывать, что указанное положение п. 3 ст. 362 Кодекса применяется только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства.

Таким образом, учитывая вышеназванные требования Кодекса, а также то, что гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса не предусматривает порядка исчисления сумм транспортного налога с учетом количества дней регистрации транспортного средства на налогоплательщика (в расчете учитывается полный месяц), в случае если транспортное средство снято с учета в одном с! убъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на т ого же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачивать начиная со следующего месяца.

Одновременно следует иметь в виду, что транспортный налог является региональным налогом и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, поэтому исчисление и уплата этого налога должны осуществляться в соответствии с действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательным актом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 августа 2009 г. N 03-05-05-04/11

Вопрос:

ЗАО (птицефабрика) разводит сельскохозяйственную птицу и производит пищевое яйцо. За 2007 г. ЗАО получило по договору поставки корма и ветпрепараты, которые использованы, но не оплачены. ! 21.01.2008 поставщик уступил право требования долга другому кредитору. В июне 2008 г. новый кредитор простил 90% долга при условии уплаты 10% до 31.12.2009. Включается ли при исчислении ЕСХН в доходы сумма прощенного долга? Можно ли учесть расходы на приобретение кормов и ветпрепаратов на момент прощения долга?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 8 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученн! ого имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением сл учаев, указанных в ст. 251 Кодекса.

В соответствии со ст. 415 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор, прощая долг должнику, освобождает его от возложенных на него обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.

Следовательно, сырье и материалы, полученные по договору поставки и не оплаченные организацией в результате соглашения с поставщиком о прощении долга, следует рассматривать как безвозмездно полученные.

Таким образом, сумма прощенного долга должна учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу как внереализационные доходы. При этом в случае частичной оплаты по договору поставки организация должна включить в доходы только сумму, которая была прощена.

Что касается вопроса учета расходов, то в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 346.5 Кодекса расходами налогоплательщика, уплачивающего единый сельскохозяйственный налог, признаются затраты после их фактической оплаты. О! платой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

При этом материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений), учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

Учитывая изложенное, расходы по приобретению кормов и ветпрепаратов налогоплательщиком, уплачивающим единый сельскохозяйственный налог, учитываются в составе расходов в момент пога! шения задолженности, в данном случае - погашения долга.

Основа н ие: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 августа 2009 г. N 03-11-06/1/41


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

По страницам журнала "Главная книга"
Все самое важное и интересное из стостраничного журнала для бухгалтера: анализ спорных ситуаций, новых судебных решений, изменений законодательства и экспертных мнений.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное