Октябрь 2001 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
26
|
27
|
28
|
||
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
+1 за неделю
КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 18 октября 2001 года
Вопрос: Вправе ли организация относить на уменьшение налогооблагаемой прибыли отрицательный результат от реализации объектов основных средств? Ответ: В соответствии с п.2.4 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 отрицательный результат от реализации и от безвозмездной передачи основных средств в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не содержит такой нормы. При этом действия налогоплательщиков по уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль на сумму убытка от реализации и безвозмездной передачи объектов основных средств, влекущие за собой уменьшение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговые органы квалифицируют как правонарушение, предусмотренное ст.122 НК РФ. Споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, предметом которых являлась правомерность отнесения на уменьшение налогооблагаемой прибыли отрицательного результата от реализации основных фондов, неоднократно рассматривались арбитражными судами. В некоторых случаях суды принимали сторону налогоплательщиков и признавали решения налоговых органов необоснованными. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 сентября 2000 г. N 8497/99 указывал следующее. Статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что валовая прибыль включает в себя как сумму прибыли, так и сумму убытка от реализации основных фондов и иного имущества. При этом Закон не содержит требования об увеличении валовой прибыли на сумму убытка от реализации основных фондов. В соответствии с п.13 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, под финансовым результатом понимается конечный финансовый результат - прибыль или убыток. По правилам бухгалтерского учета, содержащимся в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, балансовая прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании всех хозяйственных операций организации и оценки статей баланса. Таким образом, финансовый результат определяется по всем операциям по реализации основных фондов в отчетном периоде - как прибыльным, так и убыточным. Законодательством не предусмотрены определение финансового результата от реализации основных средств и иного имущества по каждой сделке, а также неучет хозяйственных операций по сделкам, принесшим организации убыток. Поскольку валовая прибыль складывается на основании всех хозяйственных операций, то, если по итогам отчетных периодов от операций по реализации основных средств в целом имеется положительный результат (прибыль), п.2.4 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62, в котором речь идет об отрицательном результате от реализации основных фондов, применяться не может. Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 04.07.2001 N Ф09-1432/01-АК высказал несколько иную точку зрения по данному вопросу. Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль, т.е. сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций. Для целей налогообложения в силу ст.40 НК РФ принимается цена товара (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Поскольку Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусматривает увеличения налогооблагаемой базы на сумму убытка (отрицательной разницы между ценой реализации и остаточной стоимостью основных фондов), основания для доначисления налога на прибыль по данному основанию, а также для привлечения предприятия к ответственности по ст.122 НК РФ отсутствуют. Следует отметить, что вышеназванные судебные акты были приняты по конкретным делам и не являются обязательными для всех арбитражных судов, рассматривающих аналогичные споры. И, как показывает арбитражная практика, в ряде случаев суды отказывали налогоплательщикам и удовлетворяли требования налоговых органов (Постановления ФАС Северо - Западного округа от 14.06.2000 N А56-26748/99, ФАС Московского округа от 18.09.2000 N КА-А40/4123-00). Поэтому несмотря на наличие указанного выше Постановления Президиума ВАС РФ от 12.09.2000 N 8497/99, невозможно было гарантировать, что в аналогичных ситуациях арбитражные суды будут разрешать споры в пользу налогоплательщиков. На наш взгляд, окончательно данный вопрос разрешился в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.07.2001 N 2995/00, принятом в связи с иском налогоплательщика о признании недействительным п.2.4 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" как не соответствующего Закону Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Суд указал, что в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества. Из содержания упомянутых нормативных правовых актов видно, что валовая прибыль как объект налогообложения формируется из трех элементов и является результатом реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества, а также доходов, не связанных непосредственно с производством и реализацией продукции (работ, услуг), т.е. внереализационных доходов. Каждый из указанных элементов может быть уменьшен соответственно на сумму затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, на сумму внереализационных расходов, а также на первоначальную или остаточную стоимость реализованных основных фондов и иного имущества. Упомянутый Закон различает понятия реализации и безвозмездной передачи основных фондов, в частности, предусматривая определенные налоговые последствия в случае, когда такая реализация и безвозмездная передача производятся в течение двух лет с момента их приобретения. В этих случаях налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению (в пределах сумм ранее предоставленных льгот) на остаточную стоимость основных фондов. Под реализацией имущества, в отличие от его безвозмездной передачи, понимается возмездное отчуждение одним лицом в пользу другого лица основных фондов и иного имущества. При этом Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусмотрено, что убытки, понесенные налогоплательщиком в случае безвозмездной передачи имущества, уменьшают налогооблагаемую прибыль так, как это может иметь место при продаже имущества по цене ниже цены приобретения или остаточной стоимости данного имущества. Следовательно, в части, не допускающей возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли при безвозмездной передаче основных средств и иного имущества, положение п.2.4 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 не противоречит названному Закону. Важно также отметить, что п.2.4 действующей в настоящее время Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" содержит идентичное оспоренному п.2.4 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 положение. На наш взгляд, данное решение позволяет сделать вывод, что норма о запрете на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму убытка от реализации основных средств и иного имущества не должна применяться, поскольку признана судом не соответствующей Закону "О налоге на прибыль предприятий и организаций". 15.10.2001 Е.А.Скаковская Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация получила в собственность основное средство по истечении срока договора лизинга, которое ранее учитывалось на балансе лизингодателя. При оприходовании выкупленного основного средства его стоимость была списана с забалансового счета 001 и учтена по дебету счета 01 и кредиту счета 02. Следует ли учитывать сумму амортизации по ОС - бывшему предмету лизинга, отраженную на счете 02, при заявлении льготы по налогу на прибыль, используемой на капитальные вложения? Ответ: Условия применения льготы по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений перечислены в пп."а" п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и в п.4.1.1 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Согласно вышеуказанным нормам при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль предприятий уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету "Капитальные вложения". Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных средств". По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета "Основные средства" и кредиту счета "Капитальные вложения". При выкупе лизингового имущества данное имущество переходит в собственность лизингополучателя и учитывается как основные средства. Согласно действующему законодательству о налогообложении прибыли при предоставлении льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, фактически произведенные затраты уменьшаются на сумму начисленного с начала года на отчетную дату износа (амортизации) по всем основным средствам, принадлежащим организации. Следовательно, сумма амортизации основного средства, приобретенного в собственность по договору лизинга, должна учитываться при применении вышеуказанной льготы. 08.10.2001 Е.Н.Колдышева Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация по договору с другим юридическим лицом обменивает основные средства, приобретенные в 1999 г. и числившиеся на балансе с учетом НДС, на офисную мебель. Согласно договору цена мебели равна остаточной стоимости этих ОС. Как исчислить НДС в данной ситуации? Ответ: В соответствии с п.3 ст.154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст.40 настоящего Кодекса, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). Однако в данной ситуации у налогоплательщика отсутствует база для исчисления НДС с реализации объектов ОС, т.к. цена реализации основных средств равна их остаточной стоимости. Согласно ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой. Таким образом, если приобретенная мебель будет использоваться для осуществления облагаемой НДС деятельности, уплаченные поставщику мебели суммы НДС могут быть приняты к вычету. Пунктом 2 ст.172 НК РФ установлено, что при использовании налогоплательщиком собственного имущества в расчетах за приобретенные им товары суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров, исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества, переданного в счет их оплаты. В п.39.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (ред. от 22.05.2001), сказано, что в соответствии с пп.2 п.2 ст.167 у налогоплательщика фактической оплатой реализованных на условиях мены товаров (работ, услуг) является день принятия на учет встречных товаров (работ, услуг). Суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) в рамках товарообмена подлежат вычету у налогоплательщика после поставки им товаров (работ, услуг) в счет встречных поставок в размере, не превышающем объем реализации товаров (работ, услуг), участвующих в товарообменной операции. 08.10.2001 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: В организации действует столовая. Работники оплачивают только часть стоимости питания, оставшаяся часть компенсируется профсоюзом. Как исчислить налог с продаж? Ответ: В соответствии с п.3 ст.20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 24.03.2001) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. В целях настоящего Закона к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). Таким образом, налогом с продаж будет облагаться только та часть стоимости блюд, реализуемых в столовой, которая оплачивается работниками. Часть стоимости блюд, компенсируемая профсоюзным комитетом, этим налогом облагаться не будет. 08.10.2001 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Подлежит ли корректировке налог на имущество у организаций, определяющих выручку по моменту оплаты, на величину изменения себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), отражаемую в п.2.1."б" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли"? Ответ: Согласно ст.2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 (ред. от 04.05.1999) "О налоге на имущество предприятий" объектом обложения налогом на имущество являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. При налогообложении имущества принятый организацией метод определения выручки никакого значения не имеет. В заключение обращаем внимание на то, что в случае реализации имущества важен момент перехода права собственности. Статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Вследствие этого, если условиями договора определен иной момент перехода права собственности на продукцию (товары, работы, услуги), например, по факту оплаты, то отгруженная, но не оплаченная продукция является собственным имуществом организации, для отражения стоимости которого на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначен счет 45 "Товары отгруженные". Таким образом, если организацией в договоре купли - продажи предусмотрен переход права собственности в момент оплаты продукции, то данная продукция продолжает являться собственностью организации - продавца до момента оплаты и, следовательно, облагается налогом на имущество. 08.10.2001 Е.Н.Колдышева Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Закон от 31.07.1998 N 150-ФЗ определил, что объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость услуг 3-4-5-звездочных гостиниц. Не ясно, надо ли платить налог с продаж со стоимости услуг 1-звездочной гостиницы, если эти услуги не перечислены в перечне объектов обложения по налогу с продаж и отсутствуют в перечне товаров, работ и услуг, освобождаемых от налога с продаж. Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. При этом налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории. Согласно указанному Федеральному закону налогообложению подлежит реализация товаров (работ, услуг), за исключением тех товаров (работ, услуг), которые включены в перечень, установленный абз.3 п.3 ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В данном перечне товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога с продаж, услуги гостиниц не предусмотрены. Таким образом, согласно указанному Федеральному закону налогом с продаж облагаются как услуги трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, так и услуги гостиниц более низкого класса. Одновременно следует отметить, что в соответствии с вышеназванным Федеральным законом законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право, принимая решение о введении налога с продаж, определять порядок его уплаты, а также дополнять перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от этого налога. Поэтому порядок применения налога с продаж при оказании услуг гостиницами всех классов (в том числе гостиницами однозвездочными) может определяться нормативными законодательными актами, действующими на территории данных регионов. Обращаем также внимание на то, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 N 2-П отдельные положения п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" о налоге с продаж были признаны не соответствующими Конституции РФ как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации и правоприменительной практикой. Указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и, во всяком случае, утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г. 08.10.2001 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Работнику в счет причитающейся заработной платы выдали аванс. Надо ли удерживать НДФЛ при выплате аванса? Ответ: В соответствии с п.2 ст.223 Кодекса датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности. Налоговая база в таком случае независимо от даты фактической выплаты дохода определяется исходя из суммы начисленной заработной платы за истекший месяц. Согласно п.3 ст.226 НК РФ исчисление налога с доходов, в отношении которых установлена ставка 13%, производится налоговым агентом с начала налогового периода по итогам каждого месяца. Таким образом, исходя из смысла п.2 ст.223 и п.3 ст.226, по нашему мнению, не требуется исчисление и перечисление налога с сумм аванса, выплачиваемого в середине месяца. НДФЛ в этом случае удерживается и уплачивается в полном объеме в момент выдачи основной заработной платы (п.4 ст.226 НК РФ). Такой подход к решению данного вопроса следует также из примера N 3 об особенностях исчисления НДФЛ, приведенного в Методических рекомендациях налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415 (ред. от 05.03.2001). 08.10.2001 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация приобрела недвижимость производственного назначения. Объект оприходован на счет 08. За государственную регистрацию права собственности учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним была произведена оплата по счету - фактуре с учетом НДС. За счет каких источников следует относить вышеуказанные расходы? Как отразить эту операцию на счетах бухгалтерского учета? Ответ: В соответствии с п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, в частности, являются: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); - регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств. На основании п.22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, действуют в части, не противоречащей ПБУ 6/01) и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) фактические затраты, связанные с приобретением ОС, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств", в корреспонденции со счетами учета расчетов. При принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете 08, относятся на дебет счета 01 "Основные средства". Согласно п.1 ст.171 НК РФ (ред. от 07.08.2001) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму начисленного налога на добавленную стоимость на установленные указанной статьей налоговые вычеты. Подпунктом 1 п.2 ст.171 НК РФ определено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. При этом основанием произведения вычета является наличие счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Отражение затрат на государственную регистрацию объекта ОС на счетах бухгалтерского учета на основании вышеизложенного будет выглядеть следующим образом: Дт 76 Кт 51 - внесена плата за государственную регистрацию прав собственности на приобретенный объект ОС; Дт 08-4 Кт 76 - плата за государственную регистрацию прав собственности отнесена в состав фактических затрат по приобретению ОС; Дт 19 Кт 76 - отражена сумма НДС по плате за государственную регистрацию; Дт 01 Кт 08-4 - введен в эксплуатацию купленный объект ОС; Дт 68 Кт 19 - НДС по плате за государственную регистрацию принят к вычету. 08.10.2001 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: ОАО в период с сентября 1999 г. по май 2001 г. осуществило строительство нового цеха за счет собственных источников финансирования. С июня 2001 г. цех эксплуатируется в полном объеме, участвует в производстве товара и в формировании дохода (прибыли) от производства этого товара. Для оформления государственной регистрации требуется, по нашей оценке, не менее 1,5 лет. Какими условиями наше предприятие может гарантировать свое право относить к амортизируемому имущество, вновь введенное в эксплуатацию цеха, при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в условиях, когда вновь введенные производственные мощности участвуют в получении прибыли до момента их государственной регистрации, и изменится ли это право с момента вступления в силу гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ? Ответ: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Письмом от 28.04.2000 N ВГ-6-02/334@ разъяснило, что объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в едином государственном реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Указанный объект до момента регистрации права собственности должен отражаться на счете 08 "Капитальные вложения". Следовательно, амортизационные отчисления на объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в едином государственном реестре, отраженный на счете 08 "Капитальные вложения", не начисляются и соответственно не учитываются для целей налогообложения. Пунктом 8 ст.258 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (гл.25 "Налог на прибыль организаций"), вступающего в силу с 1 января 2002 г., предусмотрено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 сентября 2001 г. N 04-02-05/1/177 18.10.2001 Е.В.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Финансовый департамент администрации края просит разъяснить следующее. Инспекциями МНС края не принимаются к исполнению решения финансовых органов края по предоставлению отсрочек предприятиям по федеральным налогам в части сумм, зачисляемых в бюджет территории. В п.2 ст.63 Налогового кодекса РФ указано, что если законодательством РФ предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов РФ, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа. Вправе ли финансовые органы края принимать решения об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов? Ответ: Пункт 2 ст.63 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа. К федеральным налогам, по которым законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено перечисление в бюджеты разного уровня по ставкам, относятся, например, налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на игорный бизнес. По сути, ставки превращают эти налоги в два самостоятельных налога с одинаковым наименованием, и плательщик уплачивает их в разные уровни бюджетов разными платежными поручениями. По таким налогам в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, решение об изменении срока уплаты в соответствии с вышеназванной статьей Кодекса принимает соответствующий финансовый орган. Что касается федеральных налогов и сборов, доходы от уплаты которых являются регулирующими в соответствии с нормативами, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, то они лишь передаются в виде отчислений другим уровням бюджетов. Поскольку по таким налогам законодательство не предусматривает перечисление средств плательщиком в разные уровни бюджетов, они исчисляются и уплачиваются в полной сумме на счета органов федерального казначейства. По этим налогам исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимать решения об изменении срока уплаты не вправе. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 сентября 2001 г. N 04-01-10/4-94 18.10.2001 Е.В.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Предприятие ввиду производственной необходимости в подготовке, переподготовке и повышении уровня знаний специалистов заключает договоры с учебными заведениями на обучение своих работников на коммерческой основе. Является ли стоимость оплаты обучения объектом обложения налогом на доходы физических лиц? Ответ: В соответствии с п.3 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников. Самым важным условием отнесения сумм расходов, связанных с обучением (повышением квалификации), к компенсационным выплатам является обоснованность их непосредственной связи с производственным процессом организации. Вторым условием является наличие договоров, заключенных с образовательными учреждениями, имеющими лицензию на ведение образовательной деятельности. Поэтому к компенсационным выплатам, в частности, могут быть отнесены суммы оплаты расходов, производимых организацией за своих работников, стоимости профессионального обучения на производстве, организуемого согласно ст.184 Кодекса законов о труде Российской Федерации, которая предусматривает индивидуальную, бригадную, курсовую и другие формы профессионального обучения на производстве за счет средств организации. При этом обучение должно входить в программу подготовки кадров организации, производиться по решению организации в связи с производственной необходимостью и договоры должны заключаться с образовательными учреждениями, имеющими соответствующие лицензии. Однако такое обучение не должно быть связано с получением высшего или среднего образования, а также предусматривать обучение смежным и вторым профессиям. Учитывая изложенное, если договоры заключены с организациями, имеющими лицензии на ведение образовательной деятельности, обучение связано с производственной необходимостью, входит в подготовку кадров для организации и не предусматривает обучения вторым профессиям, то в этом случае стоимость оплаты обучения за своего работника как компенсационная выплата не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 сентября 2001 г. N 04-04-06/415 18.10.2001 Е.В.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Предприятие осуществляет оптовую и розничную торговлю. С 01.01.2001 три торговых точки (розничной торговли) из шести перешли на уплату единого налога на вмененный доход, бухгалтерский учет по остальным трем точкам и по оптовой торговле ведется по обычной системе налогообложения. Организация приобретает товар, который хранится на оптовом складе и согласно накладной передается на каждую торговую точку. Надо ли нашей организации сторнировать НДС по оплаченному товару, но проданному на торговых точках, перешедших на уплату налога на вмененный доход? Применяется ли данном случае п.4 ст.170 НК РФ, если выручка на этих точках в сумме меньше 5% от общей выручки всей организации? Ответ: Согласно нормам гл.21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации вычет (возмещение) налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) производится только плательщикам налога на добавленную стоимость. При этом право на возмещение налога на добавленную стоимость в порядке, установленном п.4 ст.170 Налогового кодекса Российской Федерации, на который Вы ссылаетесь в своем письме, возникает у налогоплательщиков по товарам (работам, услугам), используемым ими для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, но признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость. Согласно ст.2 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" не утрачивает силу. Поэтому с введением в действие гл.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, уплачивающие в бюджет единый налог на вмененный доход, плательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к возмещению по товарам, проданным в торговых точках, перешедших на уплату налога на вмененный доход, а также по работам, услугам, использованным для реализации таких товаров, подлежат восстановлению и уплате в бюджет независимо от доли этих товаров в общей стоимости товаров, реализованных за отчетный период. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 сентября 2001 г. N 04-03-11/123 18.10.2001 Е.В.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: ООО были получены авансы от заказчиков под выполнение работ, с которых был уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость. Работы будут выполнены после перехода на упрощенную систему налогообложения. Правильно ли мы считаем, что при отгрузке работ в период использования упрощенной системы налогообложения, по которым были получены авансы в период до перехода на упрощенную систему, мы должны вернуть заказчикам полученные ранее от них суммы налога на добавленную стоимость и, соответственно, возместить эти суммы из бюджета? Ответ: Перерасчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, уплаченному в бюджет по авансовым платежам, полученным от заказчиков в налоговом периоде, в котором Ваша организация являлась налогоплательщиком данного налога, возможны после осуществления перерасчетов с заказчиками в порядке, предусмотренном п.31 Методических рекомендаций по применению гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447. Так, заказчикам следует возвратить суммы налога на добавленную стоимость по полученным авансам, уплаченные в бюджет. По итогам таких перерасчетов с заказчиками производится перерасчет с бюджетом в общеустановленном порядке. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 сентября 2001 г. N 04-03-11/125 18.10.2001 Е.В.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация осуществляет деятельность в качестве таможенного брокера. Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом оплата таможенным брокером сбора за возобновление действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению? Ответ: В соответствии со ст.157 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный брокер осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Одним из необходимых условий получения лицензии является наличие в штате специалиста по таможенному оформлению, получившего квалификационный аттестат (ст.158 Таможенного кодекса). Статьей 161 Таможенного кодекса предусмотрено, что специалист, имеющий квалификационный аттестат Государственного таможенного комитета Российской Федерации, обладает правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера. Согласно п.1.2 Положения о специалисте по таможенному оформлению, утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 18.03.1998 N 152, специалист совершает действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера, в штате которого он состоит. Отношения таможенного брокера и специалиста строятся на основе трудового договора (контракта) (п.1.3 Положения). В соответствии с п.п.2.3, 2.4 вышеназванного Положения претендент на получение аттестата специалиста II категории должен иметь любое среднее или специальное среднее образование, пройти специальную подготовку и сдать квалификационный экзамен; для получения аттестата специалиста I категории необходимо иметь любое высшее либо специальное среднее образование (юридическое, экономическое, в области таможенного дела), иметь стаж работы по таможенному оформлению не менее двух лет в качестве специалиста по таможенному оформлению, а также пройти специальную подготовку и сдать квалификационный экзамен. Срок действия аттестата, установленный Положением, составляет 3 года для специалистов I категории, 2 года для специалистов II категории. По истечении срока действия аттестата специалистов проводится их переаттестация. Как следует из вышеизложенного, наличие в штате организации специалиста по таможенному оформлению является обязательным условием для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. То есть организация юридически не может осуществлять свою деятельность как таможенный брокер без специалиста по таможенному оформлению, имеющего квалификационный аттестат. Поскольку регулярное прохождение аттестации таможенным специалистом является необходимым условием для выполнения им трудовых обязанностей, обусловленных заключенным с таможенным брокером трудовым договором (контрактом), оплата таможенным брокером сбора за возобновление действия аттестата специалиста по таможенному оформлению не будет облагаться налогом на доходы физических лиц согласно положениям п.3 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации, а также единым социальным налогом согласно пп.2 п.1 ст.238 Налогового кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июня 2001 г. N 04-04-06/340 18.10.2001 А.Н.Королев Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Должен ли банк с 1 января 2001 г. удерживать налог на доходы физических лиц с доходов в виде выигрышей по облигациям государственных займов РФ, а также с сумм погашения таких облигаций, полученных физическими лицами? Ответ: С 1 января 2001 г. налогообложение доходов физических лиц, в том числе и в виде выигрышей, осуществляется в соответствии с положениями гл.23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации. Статьей 217 гл.23 Налогового кодекса установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (главу 23 "Налог на доходы физических лиц")" в ст.217 Налогового кодекса были внесены поправки, согласно которым суммы выигрышей по облигациям государственных займов Российской Федерации, а также суммы, получаемые в погашение указанных облигаций, не подлежат налогообложению. Действие п.3 ст.1 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 71-ФЗ распространяется на суммы выигрышей по облигациям государственного займа и суммы погашения таких облигаций, полученные физическими лицами с 1 января 2001 г. (согласно ст.2 названного Федерального закона). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июня 2001 г. N 04-04-06/308 18.10.2001 А.Н.Королев Проект "КонсультантФинансист" =====================================================================
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||