КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 19.08.2016
Всё об отпусках – от составления графика до выплаты отпускных
Вся информация об оформлении отпусков есть в системе КонсультантПлюс. Как внести изменения в график отпусков? Как уведомить работника о начале ежегодного оплачиваемого отпуска? Как составить записку-расчет? Как перенести отпуск? Как рассчитать отпускные? Больничный во время отпуска… В помощь специалистам пошаговые инструкции, бухгалтерские проводки, примеры расчетов, образцы документов.
Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс
Ситуация:
Как отразить в учете приобретение материалов для управленческих нужд, если организация находится на УСН (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов") и вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета?
Стоимость приобретенных материалов (канцелярских товаров) - 20 000 руб. (в том числе НДС). Иных затрат, связанных с приобретением материалов, организация не несет.
Корреспонденция счетов:
Бухгалтерский учет
В общем случае материалы, приобретенные для управленческих нужд (в том числе канцелярские товары), принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) по фактической себестоимости, которой является сумма фактических затрат на их приобретение (с учетом НДС, поскольку организация применяет УСН и не имеет права на налоговые вычеты по НДС) (п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина
России от 09.06.2001 N 44н, пп. 3 п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).
Фактическая себестоимость материалов по мере их отпуска (выдачи со склада) для управленческих нужд включается в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве управленческих расходов (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.3 ПБУ 5/01) <*>. При данном способе учета затраты в виде стоимости материалов, приобретаемых для управленческих нужд, стоимость МПЗ не формируют, а относятся на расходы по обычным видам деятельности при
выполнении условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99, т.е. на момент получения материалов от продавца.
Такой способ признания расходов применяется исходя из требования рациональности ведения бухгалтерского учета и закрепляется в учетной политике (п. п. 6, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н) <**>.
В данной консультации бухгалтерские записи в таблице проводок приведены исходя из упрощенного способа с учетом рекомендаций, приведенных в Информационном сообщении Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3 "Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций", а также правил, установленных Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от
31.10.2000 N 94н <***>.
Налог, уплачиваемый при применении УСН
Затраты на приобретение канцелярских товаров для управленческих нужд включаются в состав расходов на основании пп. 17 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Сумма НДС, уплаченная продавцу, признается расходом на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Расходы на канцелярские товары и сумма "входного" НДС признаются в момент погашения задолженности по их оплате (на дату перечисления денежных средств продавцу) (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
Стоимость МПЗ, приобретенных для управленческих нужд, отнесена на расходы по обычным видам деятельности <***>
26
60
20 000
Отгрузочные документы продавца,
Бухгалтерская справка
Оплачены МПЗ
60
(44)
51
20 000
Выписка банка по расчетному счету
--------------------------------
<*> Данный способ учета введен Приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету", который действует с 20.06.2016.
<**> Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности см. Информацию Минфина России N ПЗ-3/2015.
В данной консультации применение иных упрощенных способов бухгалтерского учета не рассматривается. Дополнительно об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета см. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности.
<***> Напомним, что организация, применяющая УСН, в соответствии с требованием рациональности вправе не отражать предъявленный продавцом НДС предварительно на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", а сразу в данном случае включать его в состав расходов, если такой порядок закреплен в ее учетной политике (п. п. 6, 7 ПБУ 1/2008).
Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический
центр по бухгалтерскому учету
и налогообложению
11.07.2016
Ситуация:
Как отразить в учете приобретение и передачу в эксплуатацию (выдачу работникам) спецодежды, срок использования которой в соответствии с типовыми нормами выдачи спецодежды установлен равным 24 месяцам?
Стоимость приобретения спецодежды, выдаваемой в соответствии с типовыми нормами работникам, занятым на строительных работах, составляет 93 456 руб. (в том числе НДС 14 256 руб.).
В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи превышает 12 месяцев, погашается ежемесячно линейным способом начиная с месяца передачи в эксплуатацию.
Для целей налогового учета применяется метод начисления, стоимость приобретенной спецодежды, не признаваемой амортизируемым имуществом, учитывается равномерно (ежемесячно) в течение срока использования начиная с месяца передачи спецодежды в эксплуатацию.
Корреспонденция счетов:
Трудовые отношения и нормативно-правовое регулирование выдачи спецодежды
В обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда входит в том числе обязанность по приобретению и выдаче за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных
с загрязнением (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 212, ст. 221 Трудового кодекса РФ, п. п. 4, 8 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (далее - Межотраслевые правила)).
Выдача специальной одежды строительным рабочим производится в соответствии с Типовыми нормами.
Сроки использования специальной одежды исчисляются со дня ее фактической выдачи работникам (п. 13 Межотраслевых правил).
Подробнее о выдаче работникам специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты см. в Путеводителе по кадровым вопросам.
Бухгалтерский учет
Приобретенная специальная одежда принимается к бухгалтерскому учету в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости, определяемой исходя из фактических затрат на ее приобретение (без учета НДС). Это следует из совокупности норм п. 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее - Методические указания
по бухгалтерскому учету специальной оснастки и специальной одежды), п. 16 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
До передачи в эксплуатацию приобретенная спецодежда учитывается в составе оборотных активов организации на счете 10 "Материалы", субсчет 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" (п. 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету специальной оснастки и специальной одежды, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
На дату передачи работникам (в эксплуатацию) фактическая себестоимость спецодежды списывается с субсчета 10-10 на субсчет 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации" (п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету специальной оснастки и специальной одежды).
Стоимость специальной одежды (за исключением спецодежды, срок эксплуатации которой не превышает 12 месяцев и стоимость которой списывается по правилам, установленным п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету специальной оснастки и специальной одежды) погашается линейным способом исходя из сроков полезного использования специальной одежды, предусмотренных в Типовых нормах (п. 26 Методических указаний по бухгалтерскому учету специальной оснастки и специальной одежды).
Погашение стоимости специальной одежды (в данном случае - ежемесячно в течение 24 месяцев) отражается по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счета 10, субсчет 10-11 (п. 27 Методических указаний по бухгалтерскому учету специальной оснастки и специальной одежды).
Бухгалтерские записи по отражению рассматриваемых операций производятся с учетом изложенного выше, а также правил, установленных Инструкцией по применению Плана счетов, и приведены в таблице проводок.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Сумму НДС, предъявленную продавцом спецодежды, организация вправе принять к вычету на основании счета-фактуры, оформленного с соблюдением требований законодательства, при наличии соответствующих первичных документов и при условии, что спецодежда принята к учету и предназначена для использования в облагаемых НДС операциях (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
Налог на прибыль организаций
Стоимость спецодежды со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью, не превышающей 100 000 руб. за единицу, не относится к амортизируемому имуществу в целях гл. 25 НК РФ (что следует из п. 1 ст. 256 НК РФ).
Затраты на приобретение спецодежды, предусмотренной законодательством РФ, являются материальными расходами, которые включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 2 ст. 253, пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Стоимость спецодежды, включаемой в материальные расходы, определяется в порядке, установленном п. 2 ст. 254 НК РФ, в данном случае - исходя из цены ее приобретения (без НДС).
В рассматриваемой ситуации учетной политикой организации установлено, что затраты на приобретение спецодежды учитываются ежемесячно в течение срока ее использования начиная с месяца передачи спецодежды в эксплуатацию. Такая возможность предусмотрена пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Следовательно, сумма расходов на приобретение спецодежды, признаваемая ежемесячно в бухгалтерском и налоговом учете, одинакова.
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
Принята к учету приобретенная спецодежда
(93 456 - 14 256)
10-10
60
79 200
Отгрузочные документы продавца,
Приходный ордер
Отражен НДС, предъявленный продавцом
19
60
14 256
Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный продавцом
68
19
14 256
Счет-фактура
Перечислена продавцу плата за спецодежду
60
51
93 456
Выписка банка по расчетному счету
Отражена выдача спецодежды работникам
10-11
10-10
79 200
Требование-накладная,
Ведомость учета выдачи спецодежды,
Личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты
Ежемесячно начиная с месяца передачи спецодежды в эксплуатацию в течение срока полезного использования (24 месяца)