Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 02.11.2012


КонсультантПлюс Схемы корреспонденций счетов
Выпуск от 02.11.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Подпишитесь на бесплатную рассылку КонсультантПлюс!

"Горячие" документы"
Ежедневная подборка наиболее важных документов федерального законодательства. Полезная информация - оперативно и достоверно!
Достаточно перейти по ссылке и ввести свой e-mail.
http://my.consultant.ru/cabinet/#rev_hotdocs


Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации расходы, связанные с изготовлением визитных карточек для аппарата управления и менеджеров, занимающихся продажей товаров? Визитные карточки содержат наименование и логотип организации, а также информацию о конкретном работнике организации (Ф.И.О., должность) и способах связи с ним.

Затраты на изготовление визитных карточек для аппарата управления составили 11 800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.), для менеджеров - 23 600 руб. (в том числе НДС 3600 руб.).

Корреспонденция счетов:

Отнесение информации, содержащейся в визитной карточке, к рекламной

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно разъяснениям ФАС России в данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624).

Исходя из приведенных разъяснений визитная карточка в силу отсутствия на ней указания на круг лиц, для которых она предназначена, считается предназначенной для неопределенного круга лиц.

Следовательно, информация, содержащаяся в визитной карточке, может быть признана рекламной, если она направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектами рекламирования являются: товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, визитная карточка может быть признана рекламой, если она содержит информацию об организации и о реализуемых этой организацией товарах (работах, услугах), направленную на их продвижение на рынке (по данному вопросу см. Постановления ФАС Уральского округа от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3 по делу N А07-18611/07, Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 N А33-14100/2007-03АП-689/2008 по делу N А33- 14100/2007).

Если же визитная карточка рекламной (т.е. способствующей продвижению на рынке) информации не содержит, такая карточка рекламой признана быть не может (по данному вопросу см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2008 N А33-14100/07-Ф02-5023/08 по делу N А33-14100/07, ФАС Московского округа от 12.04.2006 N КА-А40/2534-06 по делу N А40-41329/05-118-406, ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2002 N А56-4649/02).

В рассматриваемой ситуации визитные карточки содержат наименование и логотип организации, а также информацию о работнике - Ф.И.О., должность и способы связи с ним.

Такая информация не формирует и не поддерживает интереса к деятельности, продукции, товарам, работам или услугам данной организации и не может рассматриваться в качестве рекламной информации (п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Затраты на оплату выполненных работ по изготовлению визитных карточек признаются расходами по обычным видам деятельности организации (в части затрат на визитные карточки для работников аппарата управления - как управленческие расходы, а в части затрат на визитные карточки для менеджеров по продаже - как коммерческие расходы) (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Указанные расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, стоимость изготовления визитных карточек для аппарата управления отражается по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а для менеджеров по продаже - по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 60.

При перечислении денежных средств изготовителю визитных карточек в учете производится запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51 "Расчетные счета организации" (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Предъявленный изготовителем визитных карточек НДС принимается к вычету на дату принятия к учету выполненных работ по изготовлению карточек на основании правильно оформленного счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Налог на прибыль организаций

Затраты на изготовление визитных карточек, экономически обоснованные, документально подтвержденные и произведенные при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, в целях налогообложения прибыли включаются в состав расходов, уменьшающих полученные доходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В случае если визитные карточки содержат рекламную информацию, затраты на их изготовление следует относить к рекламным расходам и учитывать на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ) (по данному вопросу см. Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 N 20-12/102557).

Поскольку в рассматриваемой ситуации визитные карточки не содержат рекламной информации, затраты на их изготовление (в полной сумме без учета НДС) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, консультация референта государственной гражданской службы РФ 3 класса М.А. Сапожникова от 26.10.2007).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

В данном случае визитные карточки изготавливаются работникам для выполнения ими служебных обязанностей в интересах организации. Поскольку визитные карточки не предназначены для использования работником в личных целях, их стоимость не включается в доход, подлежащий налогообложению НДФЛ (ст. 41, пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражены затраты на изготовление визитных карточек для аппарата управления (11 800 - 1800) 26 60 10 000 Акт приемки-сдачи выполненных работ
Отражены затраты на изготовление визитных карточек для менеджеров по продажам (23 600 - 3600) 44 60 20 000 Акт приемки-сдачи выполненных работ
Отражен НДС, предъявленный изготовителем визитных карточек (1800 + 3600) 19 60 5 400 Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный изготовителем визитных карточек 68 19 5 400 Счет-фактура
Произведен расчет с изготовителем визитных карточек (11 800 + 23 600) 60 51 35 400 Выписка банка по расчетному счету
2012-10-01 Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Как отразить в учете российской компании - организатора выставок доход от реализации услуг иностранным участникам выставки? Стоимость услуг в полном объеме оплачивается участниками выставки до ее начала. Оплата производится в иностранной валюте (евро).

Стоимость услуг, оказанных иностранному участнику тематической выставки (резиденту Германии), составила 10 000 евро. В пакет услуг входят предоставление выставочных площадей, реклама выставки и ее участников в СМИ и на рекламных стендах в городе проведения выставки. Курс Банка России на дату получения предоплаты составляет (условно) 39,5 руб/евро. Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли организация определяет методом начисления.

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, именуется рекламораспространителем.

В данном случае способом распространения рекламы (информации рекламного характера, предоставленной контрагентами - участниками выставки) является проведение тематической выставки, в ходе которой ее участники получают возможность заявить широкому кругу посетителей выставки о своей деятельности, заключить новые договоры и т.п.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации услуг на территории РФ признаются объектом налогообложения по НДС. В данном случае российская компания - рекламораспространитель оказывает услуги по организации участия в выставке иностранному участнику. По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 03.04.2012 N 03-07-08/94, такие услуги следует относить для целей гл. 21 НК РФ к категории рекламных услуг.

Порядок определения места реализации услуг в целях налогообложения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ.

Так, согласно положениям абз. 1, 2, 5 пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ место реализации рекламных услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. В случае если покупателем таких услуг является иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории иностранного государства и не имеющая представительства на территории РФ, местом реализации указанных услуг территория РФ не признается.

Таким образом, в данном случае услуги по организации выставки, проводимой на территории РФ, оказанные иностранному участнику, объектом налогообложения по НДС не являются.

Бухгалтерский учет

Сумма предварительной оплаты, полученная от участника выставки, не признается доходом организации в бухгалтерском учете (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Поступившая на валютный счет сумма предоплаты отражается по дебету счета 52 "Валютные счета" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", на котором она учитывается обособленно (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Согласно п. п. 4 - 6, абз. 3 п. 9, п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденного Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н, сумма полученной предоплаты принимается к учету в рублевой оценке по курсу, действовавшему на дату поступления денежных средств от иностранного участника выставки. Пересчет полученной предоплаты после принятия ее к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится.

Доходы в виде выручки от реализации услуг по организации выставки, в счет оплаты которых российской компанией получена 100%-ная предоплата, признаются на дату завершения выставки в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату получения предоплаты. Данные доходы относятся к основной деятельности компании и учитываются в составе доходов по обычным видам деятельности (абз. 3 п. 9 ПБУ 3/2006, п. п. 5, 12 ПБУ 9/99). Отражение в учете выручки от реализации услуг производится по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", в корреспонденции с дебетом счета 62 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на прибыль организаций

При применении организацией метода начисления в налоговом учете сумма предварительной оплаты, полученная от участника выставки, не признается доходом организации (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

На дату завершения выставки выручка от оказания рекламных услуг увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248, п. 3 ст. 271 НК РФ).

Заметим, что суммы полученных предоплат в иностранной валюте пересчету не подлежат, выручка признается в сумме полученной предоплаты и курсовых разниц по расчетам с участником выставки не возникает (п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 271 НК РФ).

Налогообложение дохода, полученного от резидента иностранного государства, в иностранном государстве

В данном случае российская организация получает доход от оказания услуг иностранному участнику тематической выставки - резиденту Германии. Этот доход относится к доходам российской организации от предпринимательской деятельности в РФ и облагается налогом на прибыль в РФ. Налогообложению в Германии налогом с корпораций указанный доход не подлежит (пп. "a", "b" п. 3 ст. 2, п. 1 п. 7 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество").

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Получена предоплата от участника выставки (10 000 x 39,5) 52 62 395 000 Выписка банка по валютному счету
Отражена в учете выручка от реализации рекламных услуг 62 90-1 395 000 Акт приемки-сдачи оказанных услуг
2012-10-05 В.В.Гришина
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению


Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни


В избранное