Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Скорая правовая помощь

  Все выпуски  

Скорая правовая помощь Скорая правовая помощь


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
рассылка "Cкорая правовая помощь"

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Безусловно всех интересуют вопросы:"Что нужно делать, чтобы не платить штраф гаишнику?", "Как вести себя, если задержали сотрудники милиции?", "Что делать если вам пришла повеста в суд" и многие другие. Ответы на эти вопросы Вы получите в этой интереснейшей рассылке: случаи из жизни, примерные ситуации и полнейшие комментарии к ним! Обо всем этом будет рассказывать человек, который сам, например, практически никогда не платит штраф... Если все же так получилось, что Вы не смогли найти ответ на интересующий Вас вопрос в рассылке или архиве рассылки, то ждем Ваших вопросов
______________________________
В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

 
  1. Ответ нв вопрос подписчика.
  2. Положения действующего законодательства.
  3. Материалы судебной практики - постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.09.2004 №  А23-1946/04А-5-148 (извлечение)
 
 

 

Вопрос: Здравствуйте. Подскажите пожалуйста:
1.Может ли сотрудник милиции изьять у меня паспорт?
1.1.В каких случаях я обязан отдать паспорт?
2. Может ли сотрудник милиции войти в мою квартиру без моего согласия? 2.2 В каких случаях я обязан пускать в свою квартиру сотрудников милиции? заранее благодарен, Павел serd@nail.ru


Ответ
:  Одним из основных нормативных актов, регулирующих деятельность органов правопорядка (милиции) является Закон Российской Федерации «О милиции» (далее Закон).
  В соответствии с Законом милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации;
получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;
входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
  О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов;
при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их; получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении правонарушения;
  Употребление законодателем в Законе словосочетания "у граждан и должностных лиц" означает, что при наличии к тому законных оснований милиция в лице соответствующих сотрудников уполномочена на проверку документов, удостоверяющих личность, у любого физического лица, вне зависимости от того, является он гражданином Российской Федерации или нет, осуществляет он функции представителя власти (выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях ) или нет.
  Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, являются:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- дипломатический паспорт;
- служебный паспорт;
- паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" п. 1 Указа Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
  Документом, удостоверяющим личность, признается также свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста).
  Согласно ч. 2 п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" документом, удостоверяющим личность лица, заявившего ходатайство о признании его беженцем, является свидетельство о рассмотрении по существу данного ходатайства. Документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, признается удостоверение беженца (ч. 2 п. 7 ст. 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах").
  Документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего (офицеров, прапорщиков, мичманов) Российской Федерации, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации (п. 1 Положения об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации.
  Документом, удостоверяющим личность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту, признается военный билет.
  Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рассматриваемым документом следует считать справку об освобождении из мест лишения свободы (п. 1.5 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
  Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
  Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
а) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
б) разрешение на временное проживание;
в) вид на жительство;
г) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" .
Достаточные основания подозревать гражданина и (или) должностное лицо в совершении преступления нельзя ограничивать лишь перечисленными в ст. 91 УПК РФ основаниями задержания лица по подозрению в совершении преступления. Это более широкое понятие.
  Жилище, о котором говорится в Законе - это индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания . Причем жилищный фонд образуют находящиеся на территории РФ жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Однако в него не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера (ст. 4 ЖК РСФСР). Жилищный фонд состоит из:
а) государственного жилищного фонда (жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащие государству);
б) общественного жилищного фонда (жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям);
в) фонда жилищно-строительных кооперативов (жилых домов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам);
г) индивидуального жилищного фонда (жилых домов и квартир, находящихся в личной собственности граждан).
  К жилищному фонду относятся также жилые дома, принадлежащие государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям (ст. 5 ЖК РСФСР).
  Закрепленные в Законе права милиции - уголовно-процессуальные. И поэтому принятие нового УПК РФ внесло в них некоторые изменения. По общему правилу сейчас только суд правомочен принимать решения о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а также о производстве обыска и (или) выемки в жилище (п. п. 4 и 5 ч. 2 ст. 29 УПК РФ).
  В этой связи у органов внутренних дел как у органов дознания право беспрепятственно входить в жилые помещения имеется лишь в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище не терпит отлагательства:
а) внезапно появились фактические основания проведения указанного следственного действия;
б) принимаются меры к уничтожению или сокрытию предметов (документов), имеющих отношение к делу;
в) для пресечения дальнейшей преступной деятельности;
г) необходимо срочное обеспечение личной безопасности граждан и (или) общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках;
д) иные случаи.
  Без получения судебного решения может также проводиться обыск в целях поимки преследуемого преступника.
  Только в этой ситуации указанные следственные действия можно произвести на основании постановления дознавателя без получения судебного решения. В этом случае дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет не только прокурора, но и судью о производстве следственного действия.
  К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов с момента поступления уведомления, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).
  Когда осмотр жилища, обыск и выемка в жилище произведены без судебного решения, а судья признал произведенное следственное действие незаконным, недопустимым считается не только протокол следственного действия, но и все изъятые при этом предметы и документы, а также результаты применения технических средств (видеозапись, фототаблица и т.п.).
  В случае же необходимости (наличия к тому оснований) производства осмотра не в жилище, а в ином помещении граждан, на принадлежащих им земельных участках, на территории и в помещениях, занимаемых организациями, орган дознания (дознаватель) в пределах своей компетенции вправе произвести данное следственное действие вне зависимости от высказанных по этому поводу возражений со стороны собственников (владельцев или пользователей) помещением (территорией).
Уведомлять прокурора о производстве такого проникновения в помещение (на территорию) милиция не обязана.
  Постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 июля 1997 г. N 828 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТЕ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБРАЗЦА БЛАНКА И ОПИСАНИЯ ПАСПОРТА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» утверждено «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации».
  Согласно п.22 запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  Приказом МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 сентября 1997 г. N 605 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ, ЗАМЕНЫ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ПАСПОРТОВ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» утверждена «Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации».
  П.67 Инструкции предусмотрено, что изъятие у граждан паспортов, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятие должностными лицами паспортов в залог запрещаются.
  Незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) (ст.19.17 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.



Какими положениями действующего законодательства Российской Федерации регламентированы условия обжалования действий сотрудников милиции?

В соответствии со статьей 39 Федерального Закона Российской Федерации "О милиции" "Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции" гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 27 сентября 2004 г.
Дело N А23-1946/04А-5-148


(извлечение)

 Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ООО "Бора" на Определение Арбитражного суда Калужской области от 04.08.2004 по делу N А23-1946/04А-5-148,

УСТАНОВИЛ:

 Общество с ограниченной ответственностью "Бора", г. Боровск Калужской области (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий Управления внутренних дел Калужской области в лице Управления по налоговым преступлениям (далее - Управление) по проведению проверки деятельности ООО "Бора" в период с 22.04.2004 до 23.06.2004 (с учетом уточнения исковых требований).
  Определением суда от 04.08.2004 производство по делу прекращено.
  В апелляционной инстанции законность принятого судебного акта не проверялась.
  В кассационной жалобе Общество просит Определение от 04.08.2004 отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
  Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
  Как следует из материалов дела, 21.04.2004 в ходе проверки деятельности ООО "Бора", начатой 22.02.2004, сотрудниками органа внутренних дел осуществлен осмотр места происшествия и изъятие учредительных и бухгалтерских документов Общества, которые впоследствии были направлены в отдел документальных проверок и ревизий Управления для проведения исследования изъятых документов.
  По результатам исследования 07.06.2004 сотрудниками Управления составлен акт, согласно которому в результате использования Обществом фиктивной льготы на основании п. 2 ч. 2 ст. 239 НК РФ в бюджет не поступили налоги на общую сумму 2740751 руб. 73 коп., что послужило в соответствии со ст. 144 УПК РФ основанием для начала проверки органами внутренних дел сообщения о вышеуказанном преступлении. В ходе проверки 22.06.2004 учредительные и бухгалтерские документы Общества на основании п. 35 ст. 11 Закона РФ N 1026-1 от 18.04.91 "О милиции" и в соответствии с постановлением начальника Управления были направлены в отдел документальных проверок и ревизий данного Управления для проведения документальной ревизии.
  Согласно акту от 23.06.2004 N 6 ООО "Бора" не уплачены в бюджет налоги на общую сумму 2740751 руб. 73 коп.
  По результатам проверки сообщения о преступлении на основании ч. 2 ст. 199 УК РФ было возбуждено уголовное дело N 32392 по факту уклонения Общества от уплаты налогов в особо крупном размере.
  Материалы проверки, в том числе и изъятые документы ООО "Бора" приобщены к материалам возбужденного уголовного дела.
  Посчитав действия органа внутренних дел по проведению проверки деятельности Общества в период с 22.04.2004 по 23.06.2004 незаконными, Общество оспорило их в суде.
  Вынося определение о прекращении производства по делу, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
  Согласно п. п. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-разыскной деятельности" (далее - Закон "Об ОРД") основаниями для проведения оперативно-разыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
  В соответствии со ст. ст. 20, 21, 22 Закона "Об ОРД" контроль за оперативно-разыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также прокурорский надзор и ведомственный контроль.
  Обжалование в арбитражный суд действий, бездействия, решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, названным Законом не предусмотрено.
  Согласно ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду в порядке административного судопроизводства подведомственны экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Кроме того, арбитражному суду подведомственны и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
  Как следует из ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, в том числе путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Согласно ст. 30 НК РФ органы внутренних дел не относятся к числу налоговых органов. Полномочия названных органов определены в ст. 36 НК РФ.  Следовательно, положения ст. ст. 137 и 138 НК РФ не распространяются на обжалование действий или бездействия должностных лиц органов внутренних дел.
  Согласно ст. ст. 37, 38, 39 Закона Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" контроль за деятельностью милиции осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также прокурорский надзор.
  В п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении ст. 29 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 34, а также названные в ст. 192 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
  В данном случае при проведении обследования помещений и изъятия документов должностные лица органа внутренних дел действовали в рамках Закона Российской Федерации "О милиции" от 18.04.91 N 1026-1 в действующей редакции и Федерального закона "Об оперативно-разыскной деятельности" от 12.08.95 N 144-ФЗ.
Указанными законодательными актами возможность обжалования в арбитражный суд действий или бездействия должностных лиц органов налоговой полиции не предусмотрена.
  Общество оспаривало, по существу, действия органов внутренних дел, проведенные в порядке осуществления процессуальной деятельности по уголовному делу, регулируемые нормами уголовно-процессуального права, которым не предусмотрена возможность обжалования действий Управления в арбитражный суд.
  При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку согласно п. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья прекращает производство по делу, если установлено, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 и ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 Определение Арбитражного суда Калужской области от 04.08.2004 по делу N А23-1946/04А-5-148 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

 

 

 

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru

интернет-проект "BSM-pravo"


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.bsmpravo2005
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное