Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: метафоры в медиации


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


В новом выпуске нашей рассылки мы поговорим о метафорах в медиации.


Медиацию — как и обучение ей — лично мне невозможно представить в виде сухого академичного текста, изобилующего формализмом доклада или в ином виде, где нет возможности для проявления человеческой свободы, креативности, индивидуальности. Неудивительно поэтому, что язык медиации часто метафоричен: метафора — одно из самых ярких проявлений творческого начала в каждом из нас.

Традиционно классическими образами в медиации являются «апельсин» и «айсберг». Первый из них символизирует принцип разрешения спора в медиации: дети, каждый из которых первоначально требует от родителей один-единственный апельсин (причем, разумеется, сразу и непременно целый), в конце концов сходятся на том, что одному из них нужен сок из апельсина, а второго вполне устроит кожура, которая пригодится для пирога с цукатами. То есть, происходит некоторое «увеличение» того ограниченного ресурса, на который претендуют участники спора — но происходит оно не за счет расширения/увеличения/деления объекта спора, а за счет трансформации субъективного отношения к нему самих участников.

При этом такая трансформация отнюдь не подразумевает какого-то давления, внушения или иного вмешательства со стороны медиатора в личность человека. Любое изменение им своего отношения к чему-либо под воздействием медиатора является насилием и означает нарушение принципов добровольности, независимости и беспристрастности медиатора, разделения ответственности между ним и сторонами конфликта. Медиация действует за счет совсем других механизмов.

И здесь как раз на помощь приходит метафора айсберга. Согласно ей, человек — словно айсберг: видимым, находящимся над поверхностью являются претензии, требования, позиции и прочие закостеневшие, твердые словно камень проявления. Они практически не способны изменяться и потому их столкновение с аналогичными проявлениями со стороны других людей неизбежно ведет к конфликтам. В этих конфликтах люди столь же далеки друг от друга, как и вершины айсбергов.

Но сближение возможно: подлинное согласование интересов (иллюстрацией к механизму которого как раз и служит «апельсин») возможно на некотором глубинном уровне — там, где очевидность и «твердокаменность» позиций сменяется размытостью, хаотичностью, сумбуром человеческих мотивов, устремлений, интересов, потребностей и т.д. Причем нельзя не заметить, что потенциально эта зона согласования интересов огромна, особенно в сравнении с ограниченностью «верхней» части пирамиды — так же, как подводная часть айсберга превосходит ту, которая возвышается над ватерлинией.

Разумеется, этими примерами перечень метафор в медиации не ограничен. Более того, как кажется, можно только приветствовать создание каждым медиатором своих собственных сравнений и образов — ведь таким образом можно не только яснее и доходчивее разъяснять сущность и возможности медиации, но и открывать ее новые грани, порой незаметные для рационалистического анализа.



Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский


В избранное