Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: 'малый разговор'


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!


Сегодня мы хотим предложить вам небольшую статью о таком фрагменте процедуры медиации, как малый разговор.


Малый разговор — это кратковременный обмен, казалось бы, абсолютно малозначительными и не относящимися к сути разрешаемого спора репликами, который происходит в самом начале процедуры медиации. Вполне возможно, что кому-то подобная «беседа» может показаться проявлением непрофессионализма медиатора и бессмысленным растранжириванием тех денег, которые участники спора заплатили ему за проведение медиации.

Однако, давайте разберемся, действительно ли это всегда так. Не касаясь случаев действительных злоупотреблений со стороны медиатора, в остальных ситуациях малый разговор, по нашему мнению, может сыграть довольно значимую роль в начале медиативной встречи.

В ходе малого разговора медиатор, например, может решать задачу установления контакта с участниками процедуры. Медиация до сих пор остается сравнительно малоизвестной процедурой, и поэтому медиатору, скорее всего, неизбежно придется работать с чувством тревожности приходящих к нему людей (которые при этом и без того сильно напряжены имеющимся конфликтом!)

Как работать с тревогой? А именно так: показать участникам, что медиатор — обычный человек, что процедура не будет представлять для них угрозы, что медиатору важно понять мысли, намерения, чувства, представления, опасения и желания каждого пришедшего к нему. Все это можно сколько угодно декларировать, но самым действенным способом дать людям первое ощущение безопасного пространства является само поведение медиатора — неформальное и при том уважительное.

Частью такого поведения и может являться малый разговор. «Нагружать» стороны прямо с порога информацией о медиации — довольно неуклюже, ведь обычно большинство деловых встреч, где люди претендуют хотя на бы какое-то общение вне строгого официоза, начинается с того, что они перебрасываются короткими мнениями о погоде, о пути к месту встречи и т. д. И именно об этом говорит со своими клиентами медиатор.

Разумеется, что, проявляя свою естественность и человечность, медиатор остается профессионалом. Во-первых, он не затягивает малый разговор, превращая его в пустопорожнюю болтовню. Во-вторых, он не касается таких тем, которые с высокой степенью вероятности могут вызвать конфликт между людьми или ввергнуть их в тяжелое психологическое состояние. Такими темами, в первую очередь, будут являться политика, здоровье, религия, результаты недавних спортивных соревнований и т. д.

Таким образом, мы убеждены, что осознанное вовлечение сторон в малый разговор может способствовать созданию и укрепления атмосферы безопасности в процедуре, доверию к медиатору, и, в конечном счете — конструктивному диалогу спорящих сторон.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский


В избранное