Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

 

В этом выпуске нашей рассылки мы обратимся к вопросу о медиативной культуре.

 

Медиация — эффективный способ разрешения многих споров и конфликтов. Однако, для того, чтобы в полной мере воспользоваться всеми возможностями этого инструмента, необходимо быть готовым принимать решения, нести за них ответственность, сотрудничать. Когда такое поведение станет присущим большинству наших сограждан, можно будет сказать, что в России сложилась медиативная культура.

Конечно, такие отношения не складываются сами по себе. Формирование  культуры конструктивного взаимодействия требует усилий от каждого из нас и общества в целом, а государство, разумеется, должно всесторонне этому способствовать. Во-первых, каждый гражданин должен осознать и, возможно на собственном опыте, оценить значимость и прагматичность взаимодействия с окружающими на основе медиативных принципов. Во-вторых, в обществе конструктивное взаимодействие должно  стать общепринятой поощряемой практикой. Последнее очень важно, так как общество должно быть заинтересовано поощрять не сутяжничество, а стремление и способность человека к гармонизации  отношений – в семье, на рабочем месте, в обществе в целом.

Логика такого поощрения вполне очевидна: какой  же ты успешный или интеллектуальный человек, если у тебя на работе или в бизнесе происходят конфликты, или ты не можешь жить в мире со своей собственной семьей, близкими людьми? В конечном итоге это -  вопрос репутации. На Западе репутационные риски считаются одними из самых значимых и понятие репутации не является абстракцией, как зачастую в России. У нас в стране такое понятие, как репутация пока не приобрело достаточной ценности. Однако понимание важности  репутационной составляющей уже приходит. Если говорить об отечественном бизнесе, который связан с капитализацией, с акционированием, то для таких компаний репутация - не пустой звук. Компания, которая прошла или готовится к IPO, по определению вынуждена  повышать свое реноме и блюсти репутацию.         

Значение медиации в коммерческих отношениях заключается еще и в том, что она способна снизить уровень коррупционного напряжения в обществе. По сути, она дает возможность бизнесу вообще выйти из-под гнета государственного суда. Так, если у меня спор с моим партнером, почему я должен идти в суд, а не попытаться своими силами урегулировать спорный вопрос? В качестве примера можно привести своеобразную притчу, рожденную опытом. Ее рассказал судья-медиатор из Хорватии, который на протяжении почти десяти лет совмещает в себе эти две ипостаси.

Разводящаяся супружеская пара, обратившаяся к нему за помощью как к судье, не могла решить, как разделить время общения с ребенком. Он долго выслушивал каждого. А в конце поочередно и матери, и отцу задал вопрос: «Вы любите своего ребенка?» - «Конечно» - «Вы хотите участвовать в его жизни?» - «Само собой». В обоих случаях ответы были идентичны. В заключение он произнес: «В отличие от вас я абсолютно не люблю вашего ребенка и не хочу принимать ни малейшего участия в его будущей жизни. Так  зачем вы приходите и вверяете его судьбу в мои руки»?

Наверное, такой же вопрос можно задать и предпринимателям, бегущим, чуть что - в суд, в то время, как никто не знает лучше их самих, что в действительности привело к конфликту и что они хотят получить, какие интересы реализовать, разрешив его. Осознавая свой собственный потенциал, стороны стремятся урегулировать конфликт без обращения в суд, но прямые переговоры не всегда увенчиваются успехом, и именно здесь им необходимо содействие медиатора.

Наше большое заблуждение заключается в том, что за любым спором, особенно в сфере предпринимательской деятельности, мы склонны видеть только чистую корысть, выражающуюся в монетарной форме. Это далеко не так. Любой,  даже кажущийся абсолютно «финансовым» спор, где стороны ведут откровенный торг, всегда является лишь поверхностным отражением гораздо более сложных отношений и чаще всего за ним стоят иные, не проясненные нереализованные потребности и устремления. Задача медиатора - помочь сторонам выяснить истинные интересы. Это не просто, но это достижимо и происходит постоянно, если есть на то воля и готовность сторон приложить усилия. Суд – это многоточие в споре и точка в отношениях. Медиация – это точка в споре и многоточие в отношениях.

 

 

Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе интервью Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили журналу «Саморегулирование и бизнес» (№ 8 (16), август 2011 года).


В избранное