Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

 

В этом выпуске нашей рассылки мы обратимся к возможностям применения медиации для разрешения конфликтов в период кризиса.

 

Рыночная экономика развивается циклично: за периодами подъема и роста следуют кризисы и падения. В периоды упадка каждый стремится защитить себя и свое имущество, и споры — что между гражданами, что среди предпринимателей — носят крайне ожесточенный характер. Суды завалены исками, коллекторы и юристы перегружены работой по взысканию задолженности. Возникающие в таких условиях конфликты характеризуются особой ожесточенностью, повышенной эмоциональностью, неготовностью идти на компромиссы и поступаться своими интересами — даже ничтожная уступка может стоить слишком дорога.

Очень часто можно услышать, что в такие периоды медиация бессмысленна, так как вряд ли кто-то захочет о чем-то договариваться. Мы же, наоборот, уверены: очень часто в кризисы наиболее эффективным средством разрешения споров может явиться именно медиация. Просто необходимо понимать, что медиация — это не прекраснодушная беседа двух людей, которым некуда потратить свои деньги и потому они оплачивают услуги медиатора. Очень часто такое мнение бытует среди людей, недостаточно знакомых с этим способом разрешения споров.

Между тем, процедура медиации представляет из себя трудный процесс, в котором стороны проделывают нелегкую и очень большую работу. И при этом они еще и платят медиатору. Очевидно, что отнюдь не альтруизм толкает их к этому.

Все дело в том, что медиация позволяет вести честный и открытый диалог, порой только в ходе которого и можно отстоять свои интересы. Взаимодействие сторон на процедуре медиации может принимать не только недружелюбный, но иногда и откровенно враждебный характер: чередой могут следовать взаимные обвинения, претензии и угрозы. Казалось бы, в таких условиях найти совместное решение проблемы невозможно.

Однако, именно возможность говорить открыто и ясно позволяет каждому участнику четко обозначить свои потребности. Понимая, что в случае провала медиации идти придется в суд, и что даже «нужное» судебное решение не гарантирует защиты их интересов (не говоря уже о возможном проигрыше), участники с помощью медиатора могут определить границы того, что им действительно необходимо. Это дает возможность отделить реально значимые задачи от тех, что на самом деле не являются необходимыми и были того препятствием в выработке соглашения. Соответственно, возникает пространство для переговоров и шанс найти решение, которое устроит всех участников процедуры.

Таким образом, несмотря на окружающий медиацию ореол «добросердечности», «мягкости» и т. д., на самом деле эта процедура позволяет разрешать очень острые и сложные конфликты. Главное — чтобы их участникам было по-настоящему важно найти решение, как бы трудно это ни было.

 

Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский


В избранное