Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - переговоры, посредничество, разрешение конфликтов: навыки и умения медиатора


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В этом выпуске мы бы хотели продолжить тему, начатую на прошлой неделе, - умения и навыки, необходимые медиатору как специалисту по разрешению конфликта. Подобных умений достаточно много, ведь медиация сама по себе – междисциплинарная область деятельности, или, не побоимся этого слова, искусство. Кем бы ни был медиатор по профильному образованию – юристом, психологом, врачом, физиком или астрономом, залогом его успеха на поприще медиации является именно талант к принятию и применению фундаментальных принципов медиации, особое мировосприятие, помогающее ему общаться с людьми и содействовать им в преодолении разногласий.

Ниже приведены мнения ведущих медиаторов по данному вопросу (из интервью в рамках Второй международной конференции по медиации, прошедшей в Москве в ноябре 2007 года):

«Хороший медиатор должен уметь завоевать доверие сторон, установить между ними контакт и взаимопонимание, чтобы люди могли свободно говорить с ним в приватных встречах или на общих собраниях… Необходимо, чтобы  медиатор мог не только понимать стороны, но и двигать процесс примирения, проводя встречи и помогая осознавать, что именно необходимо сторонам для принятия решения.
Как и во многих профессиях, где ведется работа с людьми, здесь необходимы и призвание, и специальная подготовка. Неплохо обладать такими личными качествами, как навыки коммуникации, и, тем не менее, можно и нужно научиться специальным техникам и пониманию структуры медиации».

(Цит. проф. Карл Маки (Carl Mackie), директор CEDR, Великобритания. Оригинал статьи вы можете найти здесь или в журнале «Медиация и право. Посредничество и примирение», №6).

«Знания и качества медиатора – очень объемный вопрос. В первую очередь необходимо отметить личные качества: искренность, четкость мышления, умение выделять главное и концентрироваться, приверженность своему делу, эмпатию и способность понять не только фактическую сторону дела, но и его эмоциональное содержание. Необходимо иметь ясный ум и открытое сердце… Если на самом деле вы не хотите помочь людям разрешить их конфликт, значит, у вас отсутствует самое главное, что необходимо медиатору».

(Цит. Джек Химмельстейн (Jack Himmelstein), медиатор, США. Оригинал статьи вы можете найти здесь или в журнале «Медиация и право. Посредничество и примирение», №6).

«Я не считаю, что для успешной деятельности в качестве медиатора решающее значение имеет «исходная профессия», тут скорее важно внутреннее отношение к медиации… Помимо изучения медиативных техник медиатору необходимы навыки эмпатии. Он должен уметь проявлять сдержанность и вникать в ситуацию сторон. Он должен быть способным к самоконтролю и обладать терпением. Не в последнюю очередь он должен иметь позитивное представление о человеке. В этом смысле медиация – не только профессия, но и отчасти призвание».

(Цит. Хайнц Бамбергер (Heinz Bamberger), министр юстиции земли Райнланд-Пфальц, Германия. Оригинал статьи вы можете найти здесь или в журнале «Медиация и право. Посредничество и примирение», №6).

«Медиатор должен быть способен отступить на второй план и «не загораживать» своего клиента, при этом всегда находясь рядом, и будучи готовым прийти на помощь, когда возникает какая-либо проблема, – дабы содействовать ее разрешению. Медиатор должен обладать терпением и, конечно же, чувством юмора. Я думаю, эти качества просто необходимы медиатору, особенно если ему приходится иметь дело с 30 или 50 людьми, участвующими в одном процессе. Если вы можете сделать так, чтобы люди смеялись вместе, это первый шаг к победе здравого смысла и построению доверия даже в самой острой конфликтной ситуации… Если вы не умеете противостоять проблемам, заставляете людей беспокоиться или ругаться с вами, то у вас нет призвания к этой деятельности».

(Цит. Хорст Циллессен (Horst Zillessen), медиатор, Германия. Оригинал статьи вы можете найти здесь или в журнале «Медиация и право. Посредничество и примирение», №7).

«Медиатору необходимо иметь хорошую профессиональную подготовку, опыт, здравое суждение, эмпатию к людям, хорошо развитые навыки ведения переговоров, решительность, креативность и энергичность. Медиации как профессии можно обучить только тех, кому не присуща поверхностность».

(Цит. Филлип Хауэлл-Ричардсон (Phillip Howell-Richardson), медиатор, Великобритания. Оригинал статьи вы можете найти здесь или в журнале «Медиация и право. Посредничество и примирение», №7).

«Думаю, что есть определенные навыки, которые необходимы медиатору, и которые, честно говоря, либо есть, либо их нет. Есть такие навыки, которым мы научить не можем, это часть человеческой личности, часть характера. Есть такие люди, которые по своей природе являются хорошими слушателями, есть те, которые по природе эмпатичны, есть те, которые от природы обладают умением не быть оценивающими и не навязывать свое мнение. Вероятно, есть еще много других умений, которые люди могут иметь от природы. Что мы можем сделать при подготовке медиаторов, так это обучить их другим навыкам, например, наблюдению за языком тела, внимательному слушанию, умению задавать открытые, а не закрытые вопросы. Мы можем обучить их самому процессу и помочь понять, как он работает – и почему… Да, научить можно многому, но определенные вещи человек уже должен уметь».

(Цит. Колин Расс (Colin Russ), медиатор коммерческих споров, Великобритания. Оригинал статьи вы можете найти здесь или в журнале «Медиация и право. Посредничество и примирение», №7).

С мнением других экспертов по медиации и АРС в отношении необходимых навыков и умений медиатора, а также многих других вопросов вы также можете познакомиться 29-31 октября 2009 года на Третьем международном форуме по медиации, который пройдет в Москве, в «Президент-отеле».

Ознакомиться с программой конференции и зарегистрироваться для участия вы можете здесь. В рамках конференции также предусмотрены мастер-классы, информация о которых представлена на сайте www.mediationconference.org

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Всем подписчикам рассылки Subscribe.ru в нашем Центре предоставляются определенные бонусы и скидки.

Желаем вам успехов!


Если у вас есть дополнительные вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите нам на электронную почту subscribe@mediacia.com, мы будем рады вам ответить.


В избранное