Интернет-магазин Центра НТД "Техэксперт" www.shop.cntd.ru предлагает международные и зарубежные стандарты - на языке оригинала и в переводе, оказывает консультационные услуги
Портал проектировщиков
http://project-help.ru -
актуальные документы, новости и другая информация о проектировании; он-лайн доступ к "ТЭ: Помощник проектировщика"
Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 года N 916 утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Правилами определены порядок заключения, изменения, продления, прекращения договора обязательного страхования, действия лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая, и определения размера страховой выплаты и ее осуществления, а также перечни документов, необходимых для осуществления указанных процедур. Обязательному страхованию подлежит риск наступления гражданской ответственности владельца опасного объекта, расположенного на территории Российской Федерации и подлежащего регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений. Страховщиком является страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования.
Договор обязательного страхования является публичным и заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем 1 год. Договор заключается путем предоставления страхователю на основании его письменного заявления страхового полиса обязательного страхования. Заявление об обязательном страховании является неотъемлемой частью страхового полиса. Договор вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса либо с иного определенного договором дня при условии уплаты страховых взносов до дня его вступления в силу. В период действия договора страхователь обязан незамедлительно сообщить страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, которые могут существенно повлиять на увеличение страхового риска. После получения такой информации страховщик вправе потребовать изменения условий договора или уплаты дополнительной страховой премии. При уменьшении вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших страхователь вправе требовать изменения условий договора обязательного страхования, в том числе уменьшения размера страховой премии. Действие договора обязательного страхования досрочно прекращается в случае прекращения соответствия опасного объекта требованиям к опасным объектам, ликвидации страхователя, смене владельца опасного объекта, прекращения возможности наступления страхового случая и существования страхового риска по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
Страховая сумма определяется по каждому опасному объекту. Для гидротехнических сооружений, входящих в состав комплекса гидротехнических сооружений (гидроузел), созданного в рамках единого технического решения и выполняющего единую задачу, страховая сумма определяется по комплексу гидротехнических сооружений в целом. Для опасных производственных объектов, расстояние между которыми составляет менее 500 метров, подлежащих декларированию в случае суммарного количества обращающегося на них опасного вещества, равного или превышающего предельно допустимое количество, страховая сумма определяется исходя из данных, указанных в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, составленной в отношении комплекса опасных производственных объектов.
Кроме того, правила обязательного страхования содержат образец страхового полиса, образцы заявлений страхователя об обязательном страховании и документа, содержащего сведения об обязательном страховании, предоставляемые страховщиком, а также нормативы определения размера страховой выплаты потерпевшему исходя из характера и степени повреждения здоровья.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением ряда положений, определяющих размер страховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, вступающих в силу с 1 января 2013 года.
В частности, уточнено, что средства материнского (семейного капитала) могут быть направлены не только на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, но и на оплату содержания детей в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Изменены сроки, установленные для прекращения Пенсионным фондом РФ финансирования образования при отказе лица, по заявлению которого такое финансирование осуществлялось. Если в настоящее время перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации средств на счет (лицевой счет) образовательного учреждения прекращается с 1-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем подачи заявления об отказе в направлении средств, то с вступлением в силу настоящего постановления Пенсионный фонд РФ должен будет прекратить такое перечисление в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления об отказе.
Также указано, что в случае прекращения получения ребенком (детьми) образовательных услуг до истечения срока действия договора на оказание платных образовательных услуг в связи с отчислением из образовательного учреждения, в том числе по собственному желанию или в случае неуспеваемости, а также в связи со смертью ребенка (детей) (объявления его (их) умершими), а также расторжения договора найма жилого помещения, образовательное учреждение обязано будет вернуть в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сумму, превышающую размер фактических расходов на образовние и (или) найма жилого помещения в общежитии.
- увеличены штрафы за невыполнение обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера до двадцати тысяч - для должностных лиц, до двухсот тысяч - для юридических лиц;
- увеличены штрафы за непринятие должностными лицами мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, до двадцати тысяч;
- увеличены штрафы за невыполнение должностными лицами правил эксплуатации специальной техники и имущества гражданской обороны до десяти тысяч;
- введена административная ответственность юридических лиц за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны;
- введена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Кроме того, вышеназванным Законом устанавливается ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения.
С 21 ноября 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 года N 308-ФЗ, которым установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, даже если это не повлекло непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", сделки, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры, не требуют предварительного согласования. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Внесены изменения в определение понятия "контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение". В частности, иностранный инвестор будет считаться осуществляющим контроль над подобным хозяйственным обществом, если его доля в общем количестве голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляет свыше 25 процентов, а не свыше 10 процентов, как в настоящее время.
С 1 января 2012 года вступят в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 319-ФЗ в главу 29 части второй Налогового кодекса РФ "Налог на игорный бизнес". Внесенными изменениями пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы отнесены к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес. Каждый объект налогообложения (игровой стол, автомат, процессинговый центр тотализатора и букмекерской конторы, пункт приема ставок) подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два дня до даты его установки. За один пункт приема ставок в отношении указанных объектов налогообложения налоговая ставка, устанавливаемая законами субъектов РФ, может составлять от 5000 до 7000 рублей.
Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 320-ФЗ подпункт 14 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса РФ дополнен абзацем, освобождающим средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, от обложения налогом на прибыль организаций.
В статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесен ряд поправок. Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 311-ФЗ конкретизирована ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. Теперь размер наказания зависит от количества просроченных дней: если срок нарушен не более чем на десять дней, можно отделаться предупреждением или небольшим штрафом, если просрочка больше десяти дней, размер штрафа увеличивается.
Федеральный закон от 16 ноября 2011 года N 312-ФЗ утанавливает, что штраф за нарушение, предусмотренное ч.4 ст.15.25 КоАП РФ, может устанавливаться также в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств. При этом уточняется, что расчет штрафа осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки. Соответствующие изменения внесены и в статью 3.5 КоАП РФ, устанавливающую общие положения об административном штрафе.
Часть первая Налогового кодекса РФ дополнена новой главой 3_1 "Консолидированная группа налогоплательщиков". Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Налоговым кодексом РФ. Создание такой группы возможно при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций - участников группы, причем доля такого участия в каждой из них составляет не менее 90 процентов.
Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и соответствует критериям и условиям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. При этом каждый участник должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым, в частности: к величине совокупной суммы уплаченных за год налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ) - не менее 10 млрд. рублей; суммарному объему выручки - не менее 100 млрд. рублей; совокупной стоимости активов - не менее 300 млрд. рублей. Не могут объединяться в консолидированные группы, в частности, резиденты ОЭЗ, организации, применяющие специальные налоговые режимы, субъекты игорного бизнеса, клиринговые компании. Банки, страховые компании и некоторые иные финансовые организации могут создавать консолидированные группы только между собой. Законом установлены права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков.
Федеральным законом подробно регламентируется порядок заключения договора о создании консолидированной группы и внесения в него изменений, а также определяется процедура его регистрации в налоговом органе. Также законом установлены особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, предметом которой является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе. Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.
Определен порядок привлечения к налоговой ответственности участников консолидированной группы - сообщение участником консолидированной группы ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе, влечет взыскание штрафа с такого участника в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, а при умышленном сообщении недостоверных сведений - в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога. При этом неуплата (неполная уплата) налога ответственным участником группы, если это вызвано предоставлением недостоверных сведений иным участником группы, не является правонарушением.
Соответствующие изменения и дополнения внесены в часть вторую Налогового кодекса РФ, которыми вводятся особенности определения доходов и расходов, признания убытков, формирования резервов, а также уплаты налога и представления деклараций (в частности, предусмотрено, что декларация представляется только ответственным участником по месту регистрации договора о создании консолидированной группы).
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Для применения новых положений с 1 января 2012 года организациям необходимо не позднее 31 марта 2012 года представить в налоговую инспекцию необходимые документы в соответствии с пунктом 6 статьи 25_3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".