Ежедневный мониторинг федерального законодательства
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" "Антимонопольный" Пленум ВС призван облегчить жизнь бизнесу. Верховный Суд РФ обобщил антимонопольную практику. Судам рекомендовано в каждом конкретном случае оценивать, относятся ли нормы законов в сфере торговли, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведения к антимонопольным требованиям. Группу лиц следует рассматривать как одного участника рынка. Нельзя устанавливать сговор на рынке лишь по формальной принадлежности нескольких лиц к одной группе. Следует выяснять, была ли у участников группы возможность влиять на действия других участников. Суды должны выяснять экономические
мотивы их поведения. Повышен стандарт доказывания картельного сговора. Нужно точно доказывать, какой именно была договоренность между предполагаемыми участниками картеля, оценивать возможность извлечения ими выгоды и устанавливать связь между договоренностью и противоправными последствиями. Рассмотрены случаи картельных сговоров, направленных на влияние на ценообразование в ходе торгов. Указано, как квалифицировать такие соглашения. Разъяснены правила определения монопольно высокой и монопольно низкой цены. Злоупотреблением может быть признано экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар. ВС распространяет антимонопольные нормы и на таких участников рынка, которые сами не продают товары или услуги, а могут, например, предоставить товар в безвозмездное пользование с последующим получением прибыли при техобслуживании такого товара. Требования распространяются на НКО, если они объединяют
коммерческие организации, действующие на определенных товарных рынках, и представляют их экономические интересы. Усложнены правила по доказыванию злоупотребления доминирующим положением на рынке. ВС рекомендует соотнести рыночное положение продавца и потребителей его товаров или услуг. Нужно оценивать возможность потребителей противодействовать рыночному влиянию продавца.
Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 2021 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Калугарова" КС напомнил, что само по себе необоснованное обращение за налоговым вычетом без обмана и подлога еще не мошенничество. Гражданин приобрел квартиру по военной ипотеке за счет
государства и оформил налоговый вычет. Когда выяснилось, что вычет ему не полагался, его осудили за мошенничество. Суды проигнорировали доводы о его добросовестном заблуждении и заявитель обратился в Конституционный Суд РФ. По его мнению, обжалуемая им норма УК РФ неконституционна, поскольку позволяет наказывать налогоплательщика за мошенничество без установления подлога, подделки документов. Она перекладывает на налогоплательщика ответственность за неосмотрительность сотрудников налоговых органов. Конституционный Суд РФ ранее уже признавал третью часть соответствующей статьи УК не противоречащей Конституции. КС распространил эту правовую позицию на первую часть статьи. Спорная норма не предполагает уголовной ответственности за необоснованное обращение налогоплательщика за вычетом, если представленные им документы не имели признаков подделки или подлога, а налоговый орган сначала подтвердил, а потом опроверг право на вычет. Само по себе такое обращение не
свидетельствует о мошенничестве. Граждане могут заблуждаться относительно основания для вычета и полагаться на компетентность должностных лиц. Предоставление вычета в такой ситуации должны исключить сами сотрудники налогового органа, для чего достаточно обычной внимательности и осмотрительности. Дело гражданина будет пересмотрено.
Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. N 497-р Усилен контроль за ценами на потребительском рынке. В России вводится постоянный мониторинг цен на потребительские товары и услуги. Им займется Минэкономразвития совместно с Росстатом и ФАС. При обнаружении роста цен, заметно превышающего инфляцию, или рисков существенного подорожания информация будет направляться в профильные министерства и ведомства для последующего представления в Правительство предложений по возможным мерам экономического реагирования. За министерствами и ведомствами закреплены группы товаров и услуг, за которые они назначаются ответственными. Так, в ведении Минсельхоза будут продукты питания и табачные изделия. У Минпромторга - потребительские товары, включая бытовую технику, мебель,
компьютеры и телефоны, у Минздрава - лекарства и медизделия, медицинские и санаторно-оздоровительные услуги. Минэнерго будет отвечать за бензин и дизтопливо, Минцифры - за услуги связи, Минстрой - за жилищно-коммунальные услуги, Минтранс - за пассажирские перевозки, Ростуризм - за гостиничные услуги.
Примите участие во Всероссийском спутниковом онлайн-семинаре "Импортозамещение в закупках по Закону № 44-ФЗ"
Спикер: Евсташенков Александр Николаевич - Заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок, сертифицированный преподаватель в сфере закупок.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В настоящее время срок, в течение которого в кассу должны быть возвращены неизрасходованные подотчетные суммы, устанавливается организацией самостоятельно. Соответствующее решение руководителя может быть оформлено приказом или иным распорядительным документом....
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: С 01.01.2021 освобождение от НДС при реализации ПО, не включенного в
специальный Реестр, или прав на него не применяется. То есть независимо от вида договора, на основании которого российская организация приобретает права на ПО у иностранного правообладателя...
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Само по себе согласие долевых собственников на подключение объекта капитального строительства к централизованным сетям водоснабжения является обязательным, при этом данный документ не является обязательным при заключении соответствующего
договора с ресурсоснабжающей...
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Приобретение авиабилета за ваучер, полученный
работником до трудоустройства в организацию, не является основанием для отказа в компенсации расходов стоимости авиабилета. Обоснование вывода: Прежде всего отметим, что Федеральным законом от 08.06.2020...
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Расходы казенного учреждения по приобретению термонаклеек со штрихкодом, по нашему мнению, подлежат отражению по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"...
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Причиненный учреждению ущерб вследствие утери документов библиотечного фонда (книги) отражается в бухгалтерском учете с применением счета 2 209 71 000 "Расчеты по ущербу основным средствам". Поступление книги в качестве возмещения ущерба может быть...
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В данном случае организация не освобождается от обязанности применения ФСБУ 5/2019.Обоснование вывода: Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н (далее - Приказ N 180н) утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее...